Метод вычисления коэффициента использования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод вычисления коэффициента использования



Этот метод основан на следующей гипотезе. Информационный факт может являться понятием, если 1) он используется в большом числе подзадач; 2) используется вместе с большим числом других информационных фактов; 3) редко используется совместно с другими информационными фактами по сравнению с общим числом его использования во всех подзадачах (это и есть коэффициент использования). Полученные значения коэффициента использования служат критерием для классификации информационных фактов и, таким образом, для формирования системы понятий.

Метод формирования перечня понятий

Данный метод заключается в том, что экспертам (желательно, чтобы их было больше двух) дается задание составить список понятий, относящихся к исследуемой предметной области. Понятия, выделенные всеми экспертами, включаются в систему понятий, остальные подлежат обсуждению.

Метод составления списка элементарных действий

Здесь эксперту дается задание составить список элементарных действий при решении задачи в произвольном порядке.

Метод составления оглавления учебника

В данном случае эксперту предлагается представить ситуацию, в которой его попросили написать учебник. Необходимо составить на бумаге перечень предполагаемых глав, разделов, параграфов, пунктов и подпунктов книги.

Текстологический метод

Этот метод формирования системы понятий заключается в том, что эксперту дается задание выписать из руководств (книг по специальности) некоторые элементы, представляющие собой единицы смысловой информации.

Семантические отношения

Семантические отношения представляют собой взаимосвязи между понятиями. Известно около 200 базовых отношений, остальное многообразие является комбинацией базовых /Поспелов Д. А., 1986/. Примерами базовых отношений служат: отношения классификации (иметь имя, класс — подкласс, элемент — класс, часть — целое), признаковые или атрибутивные отношения (иметь признак или иметь значение признака), количественные отношения (иметь меру, иметь значение меры), отношения сравнения (больше — меньше, похож — не похож), временные отношения, пространственные отношения, каузальные отношения (причина — следствие, быть целью, быть мотивом), инструментальные отношения (служить для, быть инструментом, способствовать), модальные отношения (проблематичность, необходимость, возможность) и т. д.

В инженерии знаний разработаны определенные методы для выявления семантических отношений. Среди них выделяют две группы (рис. 3. 5): неформальные (осуществляются путем непосредственной работы с экспертами) и формальные (требующие применения формальных алгоритмов).

Рис. 3. 5. Методы выявления семантических отношений

Метод свободных ассоциаций

Эффект свободных ассоциаций заключается в следующем. Испытуемого просят отвечать на заданное слово первым пришедшим на ум словом. Как правило, реакция большинства испытуемых (если слова не были слишком необычными) оказывается одинаковой. Количество переходов в цепочке служит мерой «смыслового расстояния» между двумя понятиями. Многочисленные опыты подтверждают, что для двух любых слов (понятий) существует ассоциативная цепочка, состоящая не более чем из семи слов.

Метод свободных ассоциаций основан на психологическом эффекте, описанном выше. Эксперту предъявляется понятие с просьбой назвать как можно быстрее первое пришедшее на ум понятие из сформированной ранее системы понятий. Далее производится анализ полученной информации.

«Сортировка карточек»

В методе «сортировка карточек» исходным материалом служат выписанные на карточки понятия. Применяют два варианта метода. В первом эксперту задают некоторые глобальные критерии предметной области, которыми он должен руководствоваться при раскладывании карточек на группы. Во втором случае, когда сформулировать глобальные критерии невозможно, эксперту дают задание разложить карточки на группы в соответствии с интуитивным пониманием семантической близости предъявляемых понятий.

«Обнаружение регулярностей»

Метод обнаружения регулярностей основан на положении, что элементы цепочки понятий, которые человек вспоминает с определенной регулярностью, имеют тесную ассоциативную взаимосвязь.

Для эксперимента произвольным образом отбирается 20 понятий. Эксперту предъявляется одно из них с просьбой построить ассоциативную цепочку из числа отобранных. Процедура повторяется 20 раз, причем каждый раз начальные понятия должны быть разными. Затем инженер по знаниям анализирует полученные цепочки с целью нахождения постоянно повторяющихся звеньев цепочек. Внутри выделенных таким образом группировок понятий устанавливаются ассоциативные взаимосвязи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.004 с.)