Глава I. Теоретический аспект исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретический аспект исследования



Введение

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

М.А. Шолохов

Данный проект посвящен изучению жаргонов и жаргонизмов в современной речи.

Фраза, с которой я начала проект принадлежит российскому писателю, журналисту и лауреату Нобелевской премии по литературе, Михаилу Александровичу Шолохову! Много российских и зарубежных классиков, политических деятелей, ученых России высказывались о русском языке, о его уникальности, красочности и развитости. Русский язык мы изучаем на протяжении всей жизни. Это один из самых трудных, интересных и необходимых школьных предметов. Но сейчас люди бьют тревогу, которая связана с проблемами русского языка, ему угрожает серьёзная опасность. Вы спросите, чем же вызвана данная тревожность? В первую очередь нравственный облик современной молодежи и подростков оставляет желать лучшего. Подростки не осознают того, что именно им предстоит в будущем быть ответственными за судьбу нашего Отечества, ужасает порой то, что они не знают истории своего народа, своей семьи, легко поддаются негативному влиянию среды, которая их засасывает. Все эти процессы отрицательно отражаются, прежде всего, в языке. Важнейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает». Разве с этим можно спорить? В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников, студентов. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня для них жаргон - это объективная реальность. Молодежи, в большинстве своем, уже гораздо проще непринужденно общаться при помощи сленга, нежели пользоваться богатством русского литературного языка.

Данной проблемой занимались многие лингвисты. Большинство из них считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», временным явлением, другие считают, что существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык. Моя научно-исследовательская работа посвящена исследованию жаргонной лексики в речи учащихся Горнозаводской школы и молодёжи в целом. Именно в речи школьников этот лексический пласт используется очень активно. Я выбрала для исследования эту тему, потому что она мне близка и понятна, потому что я понимаю, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что уже обойтись без них зачастую бывает довольно сложно. Я понимаю, что учиться хорошей, интеллигентной речи надо долго, настойчиво и внимательно - прислушиваясь, читая и изучая. Надеюсь, что это исследование будет моим личным первым шагом на пути за  чистоту русского языка против жаргонизированной лексики, которая портит его.

Тема исследования - «Жаргоны и жаргонизмы в современной речи». В речи современных подростков мы всё чаще можем услышать новое, заимствованное, переделанное слово, использование ненормативной лексики и жаргонизмов. Всё реже и реже мы слышим из их уст использование литературных выражений, сложных конструкций. За этим следует то, что культура речи молодёжи страдает. Подростки должны внимательно относиться к своей речи, им следует овладеть грамотной, чистой и выразительной речью.  

Актуальность данного исследования состоит в том, что современная молодежь упрощает и стремится свести к минимуму употребление сложных речевых конструкций, книжных слов, литературного языка, что влечёт за собой обеднение и засорение словарного запаса молодых людей. Именно поэтому проблема распространения жаргонизмов так актуальна в наше время.

Объект исследования: речь обучающихся 8, 9, 10 и 11 классов МАОУ «СОШ №1»

Предмет исследования: жаргонизмы в речи обучающихся 8, 9, 10 и 11 классов МАОУ «СОШ №1».

Цель исследования: проанализировать речь молодежи города Горнозаводск с точки зрения использования ими жаргонной лексики. Выяснить, какое место занимает жаргон в речи молодежи, как он влияет на их словарный запас.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по данному вопросу.

2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика – жаргонизмы в речи молодежи.

3. Выявить источники и причины возникновения жаргона.

4. Проследить влияние жаргонных слов на речь молодежи

5. Провести анкетирование учащихся 8, 9, 10 и 11 классов с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частотности их использования, причин их употребления и выяснения источников пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой.

6. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

7. Составить словарь современных жаргонных слов, употребляемых молодежью города Горнозаводск

В ходе работы нами использовались следующие методы исследования:

- Метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы)

- Анкетирование

- Анализ

- Сравнение

- Статистическое исследование (подсчёт, вычисление)

1. Теоретические - чтение и анализ литературы.

2.Эмпирические - анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы.

Данную проблему изучали многие лингвисты и языковеды, одни из которых считали, что употребление жаргонизмов носит временный характер, а другие видели в данном явлении реальную угрозу для литературного языка, постепенно поддающегося «жаргонизации».

С чем же связана «угроза»? Прежде всего, с тем, что современная молодежь – будущее России, не осознает, насколько язык, его сохранность и богатство может повлиять не только на наше будущее, но и на будущее наших потомков и страны в целом. Молодежь, не задумываясь, перенимает все «модные» иностранные слова, переделывает их на свой лад и отправляет в общество, словно вирус, который заражает «здоровые клетки» современного русского языка.

В наше время речевая культура, в особенности молодежи и школьников, испытывает сильное давление иностранных слов и жаргонизмов. Изъясняться и общаться на жаргонном языке гораздо проще: не нужно помнить все орфоэпические, речевые и синтаксические нормы. Сколько школьников и студентов получили бы высокие оценки, разреши им преподаватели писать на том языке, на котором они разговаривают между собой на перемене, улице или интернете.

Виды жаргона

Единого и чёткого разделения жаргонов в настоящее время не существует. Точно классифицировать можно лишь три направления: профессиональный, молодёжный и уголовный жаргон. Наиболее распространены и имеют обширный по объемам словарный запас следующие типы жаргонов:

1. Профессиональный жаргон (по видам специальностей):

- Военное дело (бандерлог, штенкель, коробочка, шайтан-труба);

- Журналистика (ред, лонгрид, лид, бэк, вода);

- Бизнес (кастомер, мониторить, папа, финик);

- Медицина (рецидивист, уши, люська, бабка-нарушка);

- Радио (лайфы, скипер, джингл, банки)

- Телевидение (продакшн, шпигель, люфт, блиц)

- Спорт (спартачи, финтить, колхозник, подвал, чердак)

 2. Компьютерный (включающий игровой, сетевой жаргон):

 Джобать, заглючил, тильтануть, сейвить, вардить, саппортить

3. Молодежный жаргон:

Чувак, щищ, эшкере, изи, папик, краш, рофл, кринж

6. Жаргон «новых русских», представителей криминальных структур:

Брателло, братан, крутой, браток, кинуть, наехать, банда, забить стрелу, предъява.  

8. Жаргон наркоманов

Ляпка, отхода, зависнуть, колеса, кумар, кислота, торч

9. Уголовный жаргон:

Босявка, барсуки, вафля, бичёвка, баруха, махмут

 

 

Заключение

Трудно не согласиться с тем, что жаргонная лексика - это огромный пласт ненормированной русской лексики, активно использующейся в речи подростков, в частности, учащимися 8, 9, 10 и 11 классов в процессе неформального речевого общения. Но с этим не надо мириться. Подрастающее поколение должно четко для себя уяснить, что грамотная речь в современной России - это модно, это показатель образованности человека. Если нынешний подросток хочет быть успешным и востребованным в будущем, то сегодня, сидя за школьной партой, он должен любить и беречь русский язык, настойчиво формировать свою языковую культуру, больше читать, мыслить, спорить, отстаивать свою точку зрения, чтобы получив школьный аттестат, сформировать в себе постоянную потребность владеть грамотной устной разговорной речью. Это, конечно же, очень сложная каждодневная работа, но самое главное, что это возможно, если следовать рекомендациями, которые я привела в пример для людей, которые хотели бы иметь грамотную и чистую речь. Да, возможно получаться будет не сразу, но если приложить достаточно терпения и стараний, то всё обязательно получится.

Свой проект я хотела бы завершить словами писателя – Ивана Сергеевича Тургенева, которыми я хочу показать моё отношение к русскому языку.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

                                     

Приложение 2.

Приложение 3.

 

           

Приложение 4.

 

Приложение 5.

Приложение 6.

 

Приложение 7. Словарь современных жаргонизмов.

А                                

Абобус – одно из вирусных спамных слов, которое пишут в интернете в комментариях ради прикола.

Амогус – одно из вирусных спамных слов, которое пишут в интернете в комментариях ради прикола.

Абьюз – физическое или психологическое насилие в семье или отношениях.

Абьюзер – человек, который регулярно издевается над кем-либо

Агриться – злиться, сердиться

Б

Байтить – провоцировать

Бро – друг, товарищ

Биполярочка – непоследовательность, противоречие самому себе, биполярное расстройство личности.

Буллинг – издевательство и травля члена коллектива

Буллер – это человек, который выступает агрессором.

Бумеры - старшее поколение

 

В

Вайб – атмосфера, энергетика или настроение

Варик – вариант

Войс – голосовое сообщение в социальной сети или мессенджере

Вписка – квартира или дом, где собираются на вечеринку

Всратый – некрасивый, уродливый

Г                      

Го – пойдём

Гнать – врать

Д

Дичь – бред, еруенда

Думер – молодой пессимист, безрадостный юноша

Душнила – скучный, нудный человек

Дноклы – одноклассники                          

Ж

Жиза – жизненный случай, ситуация

 

З

Забитый – означает большое количество тату на теле

Зашквар – стыдный, недостойный поступок, портящий репутацию

Зумеры – молодёжь, подростки  поколения «Z»

Зашло (заходить) – «заходить» значит вызывать положительные эмоции

Забить – перестать заниматься чем – либо

Замутить – начать какое – либо дело

И

Изи – легко

 

К                

Камон – призыв к действию, «пойдем», «давай»

Катка – партия в компьютерную игру, игровой матч

Кекать – смеяться, насмехаться

Краш – человек, в которого влюблены (тайно, безответно)

Кринж – стыд, позор. (Словить кринж – почувствовать стыд)

Криповый – страшный, пугающий        

Куколд – рогоносец, мужчина, который терпит измены жены

Кун – мальчик, молодой человек

Л

Лайк, лайкнуть – оценить что-либо

Личинус – ребёнок, негативное определение. 

ЛП – лучшая подруга

Лойс, лойснуть – то же, что и «лайк»

Лол – громко смеюсь

М                                   

Мерч – одежда и прочие товары с символикой музыкантов и прочих знаменитостей

Миллениалы – поколение детей 1980-90-х годов.                                           

 

Н

Ноуп – нет

Нуб – новичок, неопытный человек

О

Орево – производное от глагола «орать», то есть бурно веселиться.

Отдыхай – отстань

Отстой - что-то плохое

Офигеть - очень изумиться чему-либо

П

Паль – некачественная подделка

Пранк – розыгрыш, шутка

Пруф – подтверждение, доказательство

Подра – подруга  

Р

Рипнуться – умереть

Рофл (рофлить) – громко смеяться

С

Сасный – симпатичный, соблазнительный

Сорян – извини, прости

Спойлер – преждевременное раскрытие сюжета, интриги книги или фильма, которое портит удовольствие от просмотра

Стримить – вести прямую трансляцию в интернете

Т

Тащер – хороший игрок в видеоигры

Токсик – токсичный человек

Топ – самое лучшее

Троллить – издеваться, выводить кого-то из себя

Тян, тянка– девочка

У

Угар – смешно

Удот – неадекватный человек, дурной

Ф

Фейспалм – жест разочарования и стыда. Лицо прикрытое рукой

Флексить – хвалиться, выпендриваться

Х

Хавчик – еда

Хайп – шумиха, внезапная популярность

Хейтить – открыто ненавидеть кого-то, что-то

Ц

Цивил – хорошие условия, что-то качественное

Ч

Чекать – проверять

Чилить – проверять

Читер – жулик, мошенник

ЧСВ - чувство собственной важности, самовлюблённый, высокомерный человек

Ш

Шазамить – найти песню через приложения Shazam

Шарить – хорошо разбираться в чём-либо

Шеймить – пристыдить кого-либо      

Шипперить – представлять, воображать отношения между персонажами/знакомыми, заниматься сводничеством

Шкура – распущенная девушка

Шмот – одежда, предметы гардероба

Щ

Щемиться – прятаться

 

Э

Эщкере – давай сделаем это, производное от «esketit», «let’s get it»

Ю

Юзать – использовать

Юзлесс – бесполезный

Я

Яблочник – пользователь фирмы Apple

 

Введение

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

М.А. Шолохов

Данный проект посвящен изучению жаргонов и жаргонизмов в современной речи.

Фраза, с которой я начала проект принадлежит российскому писателю, журналисту и лауреату Нобелевской премии по литературе, Михаилу Александровичу Шолохову! Много российских и зарубежных классиков, политических деятелей, ученых России высказывались о русском языке, о его уникальности, красочности и развитости. Русский язык мы изучаем на протяжении всей жизни. Это один из самых трудных, интересных и необходимых школьных предметов. Но сейчас люди бьют тревогу, которая связана с проблемами русского языка, ему угрожает серьёзная опасность. Вы спросите, чем же вызвана данная тревожность? В первую очередь нравственный облик современной молодежи и подростков оставляет желать лучшего. Подростки не осознают того, что именно им предстоит в будущем быть ответственными за судьбу нашего Отечества, ужасает порой то, что они не знают истории своего народа, своей семьи, легко поддаются негативному влиянию среды, которая их засасывает. Все эти процессы отрицательно отражаются, прежде всего, в языке. Важнейший способ узнать человека - прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает». Разве с этим можно спорить? В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников, студентов. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня для них жаргон - это объективная реальность. Молодежи, в большинстве своем, уже гораздо проще непринужденно общаться при помощи сленга, нежели пользоваться богатством русского литературного языка.

Данной проблемой занимались многие лингвисты. Большинство из них считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», временным явлением, другие считают, что существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык. Моя научно-исследовательская работа посвящена исследованию жаргонной лексики в речи учащихся Горнозаводской школы и молодёжи в целом. Именно в речи школьников этот лексический пласт используется очень активно. Я выбрала для исследования эту тему, потому что она мне близка и понятна, потому что я понимаю, что жаргонизмы настолько глубоко вошли в нашу разговорную речь, что уже обойтись без них зачастую бывает довольно сложно. Я понимаю, что учиться хорошей, интеллигентной речи надо долго, настойчиво и внимательно - прислушиваясь, читая и изучая. Надеюсь, что это исследование будет моим личным первым шагом на пути за  чистоту русского языка против жаргонизированной лексики, которая портит его.

Тема исследования - «Жаргоны и жаргонизмы в современной речи». В речи современных подростков мы всё чаще можем услышать новое, заимствованное, переделанное слово, использование ненормативной лексики и жаргонизмов. Всё реже и реже мы слышим из их уст использование литературных выражений, сложных конструкций. За этим следует то, что культура речи молодёжи страдает. Подростки должны внимательно относиться к своей речи, им следует овладеть грамотной, чистой и выразительной речью.  

Актуальность данного исследования состоит в том, что современная молодежь упрощает и стремится свести к минимуму употребление сложных речевых конструкций, книжных слов, литературного языка, что влечёт за собой обеднение и засорение словарного запаса молодых людей. Именно поэтому проблема распространения жаргонизмов так актуальна в наше время.

Объект исследования: речь обучающихся 8, 9, 10 и 11 классов МАОУ «СОШ №1»

Предмет исследования: жаргонизмы в речи обучающихся 8, 9, 10 и 11 классов МАОУ «СОШ №1».

Цель исследования: проанализировать речь молодежи города Горнозаводск с точки зрения использования ими жаргонной лексики. Выяснить, какое место занимает жаргон в речи молодежи, как он влияет на их словарный запас.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретический материал по данному вопросу.

2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика – жаргонизмы в речи молодежи.

3. Выявить источники и причины возникновения жаргона.

4. Проследить влияние жаргонных слов на речь молодежи

5. Провести анкетирование учащихся 8, 9, 10 и 11 классов с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частотности их использования, причин их употребления и выяснения источников пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой.

6. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

7. Составить словарь современных жаргонных слов, употребляемых молодежью города Горнозаводск

В ходе работы нами использовались следующие методы исследования:

- Метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы)

- Анкетирование

- Анализ

- Сравнение

- Статистическое исследование (подсчёт, вычисление)

1. Теоретические - чтение и анализ литературы.

2.Эмпирические - анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы.

Данную проблему изучали многие лингвисты и языковеды, одни из которых считали, что употребление жаргонизмов носит временный характер, а другие видели в данном явлении реальную угрозу для литературного языка, постепенно поддающегося «жаргонизации».

С чем же связана «угроза»? Прежде всего, с тем, что современная молодежь – будущее России, не осознает, насколько язык, его сохранность и богатство может повлиять не только на наше будущее, но и на будущее наших потомков и страны в целом. Молодежь, не задумываясь, перенимает все «модные» иностранные слова, переделывает их на свой лад и отправляет в общество, словно вирус, который заражает «здоровые клетки» современного русского языка.

В наше время речевая культура, в особенности молодежи и школьников, испытывает сильное давление иностранных слов и жаргонизмов. Изъясняться и общаться на жаргонном языке гораздо проще: не нужно помнить все орфоэпические, речевые и синтаксические нормы. Сколько школьников и студентов получили бы высокие оценки, разреши им преподаватели писать на том языке, на котором они разговаривают между собой на перемене, улице или интернете.

Глава I. Теоретический аспект исследования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.088 с.)