Закон Брянской области о местном самоуправлении В Брянской области принят Брянской областной думой 29 августа 1996 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон Брянской области о местном самоуправлении В Брянской области принят Брянской областной думой 29 августа 1996 года.



Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Брянской области и областными законами регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовых, экономических и финансовых основ местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Брянской области[15].

К органам местного самоуправления относятся:

- выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», областным Законом, уставами муниципальных образований;

- другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным[16].

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В настоящем законе в 3 главе ст.11 – ст. 19 рассмотрены полномочия органов государственной власти Брянской области

К полномочиям органов государственной власти Брянской области в области местного самоуправления в соответствии с Федеральным законодательством относятся:

1) принятие и изменение областных законов о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия областных законов о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

3) регулирование порядка и передачи и передача объектов областной собственности в муниципальную собственность;

4) регулирование отношений между областным и местными бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями государственной власти области, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие региональных программ развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;

11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти области;

13) регулирование законами в соответствии с настоящим областным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

14) законодательство о муниципальной службе;

15) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Брянской области а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только Федеральными законами, законами Брянской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно Федеральными законами и законами Брянской области.

Вопросы разграничения предметов ведения и полномочий между представительными органами местного самоуправления города с внутригородскими, районного с представительными органами местного самоуправления, расположенными в границах этих районов, осуществляется в соответствии с их Уставами на основании Закона Брянской области.

В ст. 13 изложены полномочия органов местного самоуправления в области комплексного социально-экономического развития территории. Органы местного самоуправления:

- принимают и реализуют комплексные и по отдельным направлениям деятельности муниципальные программы социально-экономического развития территории за счет собственных, а также привлеченных материальных и Финансовых ресурсов;

- участвуют в разработке и реализации государственных программ в части, касающейся территории муниципальных образований;

- получают от предприятий, учреждений и организаций любых Форм собственности необходимые сведения о проектах их планов и мероприятий, которые могут иметь экономические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, осуществляют обязательное для таких планов и мероприятий согласование;

- обеспечивают составление балансов: Финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов, земельного и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием территории;

- оказывают содействие органам государственной статистики, предоставляют им и получают от них, необходимые статистические данные; координируют деятельность органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций любых форм собственности по реализации планов и программ социально-экономического развития подведомственной территории.

В статье 14 рассмотрены полномочия органов местного самоуправления в области регионального использования земли и других природных ресурсов; охраны природы. Статья 15 рассматривает полномочия органов местного самоуправления в области строительства транспорта и связи. В статье 16 изложены полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения. Статья 17 рассматривает полномочия органов местного самоуправления в области социально-культурного обслуживания населения. В статье 18 изложены полномочия органов местного самоуправления в области социальной поддержки населения. Статья 19 рассматривает полномочия органов местного самоуправления области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

Местные бюджеты

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в ведение предприятиями и получать от них доходы[17].

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в определенной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуг которых также является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды[18].

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ составлению местных бюджетов должны предшествовать разработка прогнозов социально-экономического развития территорий и подготовка их свободных финансовых балансов. Такая процедура создает определенное экономическое и логическое единство всей бюджетной системы региона, ориентацию этой системы на развитие региона и его территорий как социально-экономической целостности.

Доходную часть местных бюджетов характеризуют данные рисунка 1 (Источник: Бюджетная система России/ под ред. Г.Б. Поляка. – М., 2002).

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В 2000 г. их удельный вес составил 23%.

Налоговые доходы Неналоговые доходы Безвозмездные перечисления
Налог на прибыль Подоходный налог с физических лиц НДС Акцизы Налог на имущество Платежи за пользование природными ресурсами Доходы от государственной собственности или от деятельности Доходы от принадлежащего государству имущества Дотации Субвенции Средства по взаиморасчетам Трансферты От целевых бюджетных фондов

Рис.1 Доходы местных бюджетов

В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

1. Местные налоги и сборы:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследство или дарение;

- местные лицензионные сборы.

В свою очередь земельный налог включает: земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда; земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения; доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли с/х назначения; возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием с/х угодий.

2. Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в т.ч.: доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности; доходы от продажи земли; доходы от продажи квартир гражданам.

3. Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов[19].

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных средств вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществляется главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступающих из вышестоящих бюджетов.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно расширением социальной инфраструктуры.

В заключение следует остановиться на таком важном вопросе, как минимальные местные бюджеты, в основе которых лежат минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы, характеризующие уровень минимально необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами. Для их финансирования за местными бюджетами закрепляются самостоятельные (собственные) источники доходов. Если же их не хватает, то на местный уровень передаются (должны передаваться) достаточные дополнительные источники финансирования из бюджета субъекта Федерации.

 

Заключение.

Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти, признает и гарантирует его. Включение этих статей в число основ конституционного строя – свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства[20].

Компетенция местных органов управления, как правило, охватывает следующие области: жилищно-коммунальное хозяйство, социальное обслуживание, образование, здравоохранение, торговля, общественное питание, служба быта, охрана общественного порядка и пожарная безопасность, санитарный контроль, землеустройство и строительство, охрана природы и другие.

Основной смысл формирования и деятельности местного самоуправления заключается в том, что органы местного самоуправления должны гораздо лучше решать задачи повышения уровня жизни жителей, нежели государственные органы и чиновники при централизованном управлении. Наиболее эффективной и демократичной формой является местный референдум, когда гражданин осуществляет в полной мере и непосредственно свои властные полномочия.

Территориальной основой местного самоуправления являются: муниципальная собственность, финансовые ресурсы (местный бюджет и внебюджетные фонды).

В соответствии с российским законодательством наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами или законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и местных средств.

Развитие любых территориальных образований невозможно без управления деятельностью населения, образующего местное сообщество. По мере развития российского законодательства центр тяжести в управлении городами все больше смещается в сторону местного самоуправления. Формируется новая отрасль российского права – муниципальное право, что является необходимым условием становление и развития эффективной системы местного самоуправления.

Большинство вопросов развития социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и пр.) призваны решать органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления[21].

Свои полномочия в социальной сфере региональные и местные органы власти реализуют путем разработки и реализации целевых программ, регулирования цен и тарифов, стимулирования производства потребительских товаров, контроля за деятельностью предприятий и учреждений, мобилизации ресурсов предпринимательского сектора и координации действий государственных и муниципальных предприятий для решения региональных и местных задач, организации отдыха детей и т.п. На органы власти регионов и на местах возлагается задача руководства предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры государственной и муниципальной форм собственности и регулирование деятельности частных и смешанных предприятий, акционерных обществ. Принципы разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти предполагают возложение всей меры ответственности за работу социальной сферы на органы власти в регионах. Для реализации этой функции исполнительным и законодательным органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления даны соответствующие полномочия.

 

Список используемой литературы

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ

2. Закон Брянской области о местном самоуправлении в Брянской области от 29 августа 1996 года.

3. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 1994.

4. Бабаев В.К. Теория государства и права. Москва, «Юристъ», 2001

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учеб. для юридических вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

6. Бюджетная система России/ под ред. Г.Б.Поляка. – М., 2002

7. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч.1,2. Москва, 1996

8. Конституция РФ

9. Конституционное право РФ. Учебник. – М.: БЕК, 1996.

10. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Москва, «Юрист»., 1994

11. Марченко М.Н. Теория государства и права. Москва, «Зерцало», 1998

12. Матузова Н.И. и Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. Москва, 1999

13. Морозова Л.А. Основы государства и права. М.:Юристъ, 2000.

14. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Право и политика, Москва, 1997

15. Теория государства и права. Под ред. проф. А.И.Денисова. М.: Юридическая литература, 1980.

16. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

17. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. Москва, 1997

18. Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. Москва, «Издательство ПРИОР», 2000

 

[1] Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. М.: Юридическая литература, 1994.

[2] Никитин А.Ф., Суворова Н. Г. Право и политика, Москва, 1997

[3] Конституция РФ

[4] Марченко М.Н. Теория государства и права. Москва, «Зерцало», 1998

[5] Бабаев В.К. Теория государства и права. Москва, «Юристъ», 2001

[6] Матузова Н. И. и Малько А. В. Теория государства и права. Курс лекций. Москва, 1999

[7] Якушев А. В. Теория государства и права. Конспект лекций. Москва, «Издательство ПРИОР», 2000

[8] Теория государства и права. Под ред. проф. А.И.Денисова. М.: Юридическая литература, 1980.

[9] Конституционное право РФ. Учебник. – М.: БЕК, 1996.

[10] Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учеб. для юридических вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

[11] Конституционное право РФ. Учебник. – М.: БЕК, 1996.

[12] Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учеб. для юридических вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

[13] Морозова Л.А. Основы государства и права. М.:Юристъ, 2000

[14] Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ

[15] Закон Брянской области о местном самоуправлении в Брянской области от 29 августа 1996 года

[16] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Москва, «Юрист»., 1994

[17] Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч.1,2. Москва, 1996

[18] Финансы. Денежное обращение. Кредит/ под ред. Л.А.Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

[19] Бюджетная система России/ под ред. Г.Б.Поляка. – М., 2002

[20] Морозова Л.А. Основы государства и права. М.:Юристъ, 2000

[21] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. Москва, 1997

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.044 с.)