Методологический плюрализм – многообразие применяемых методологий, что дает возможность выбора адекватной исследованию и материалу методологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический плюрализм – многообразие применяемых методологий, что дает возможность выбора адекватной исследованию и материалу методологии.



Изначально, определение методологии было задачей исследователя. Первые методологии возникали вместе с открытиями и были результатом научной рефлексии и абстрагирования, что и заложило в качестве их предпосылок искусственные средовые параметры – аксиомы моделируют ситуацию, создаваемую человеком, а не природой.

Аксиоматика Евклида описывала прямое пространство, не существующее в природе, идеальный объект, созданный человеком.

Физическая реальность Архимеда основана на геометрической интерпретации физических закономерностей: он рассматривает не реальные рычаги или барабаны, а их идеализированные схемы, что позволило конструировать простые технические устройства, используя понятие центра тяжести.

Диалогичный дискурс Сократа и Платона – одна из первых теоретических методологий – предполагает диалог, основой которого является согласие по поводу ценностей, общее когнитивное поле (предполагается, что участники мыслят и рассуждают рационально), стремление к пониманию. Сократ, позже, Платон – своего рода модераторы ситуации, управляющие дискурсом.

Критический анализ Аристотеля, направленный на демифологизацию науки, также представляет собой искусственную модель, применимость которой гарантирована системой исследуемых категорий, их логической взаимосвязью, то есть это определенный теоретический, методологический концепт, предопределяющий реальность, а не следующий за ней.

Веками методологии были такими априорными конструктами (идеальными схемами), подчиняющими своей логике мир автономного от человека бытия, что приводило к разного рода экологическим и техногенным сбоям.

При всем многообразии языка описаний, общей была исходная предпосылка – противопоставление интеллекта реальному многообразию жизни, концепция недостаточности природы.

Идея доминирования человеческого ratio (разума) над природой продолжала определять методологические принципы в эпоху кардинального методологического прорыва – в Новое время.

Общие черты классической нововременной методологии:

·Стремление выработать теорию, объясняющую универсальную применимость методов познания;

·Идея классификации наук;

·Логическая связь индукции и дедукции;

·Понимание ценности опыта, что становится первой настоящей «привязкой» ratio к реальности;

·Понимание взаимосвязи науки и социума;

·Обобщение материала исследования;

·Оформление научного сообщества.

Вместе с тем, недостающее звено начинает восполняться благодаря труду гения – пока этот коренной перелом не воспринят наукой и научным сообществом, но работа над пониманием естественных процессов как спонтанных, моделирование которых возможно лишь как их имитация, начинается.

В трудах Б. Спинозы мы находим восприятие человека как биологического существа, для которого рациональность – лишь один из возможных выборов. Спиноза привнес это понимание и в технологическую практику – изготовление линз является первым опытом моделирования природы, простым, но точно воспроизводящим технику видения, доступную человеческому глазу.

Прорыв наступает лишь в конце ХХ века, когда окончательно складывается представление о «конце человеческой исключительности», о том, что человек не может превзойти природу в ее гениальности, но может учиться у нее.

Один из первых – Билл Гейтс, создатель операционной системы Windows. Windows – «окна», по сути, система моделирует человеческую особенность, т.е. желание наблюдать за объектом. Открывая окно, мы сталкиваемся с объектом, при этом, нет необходимости в рациональном анализе ситуации, наши действия спонтанны, просты и приводят к успеху.

Таких технологических новшеств достаточно много – это оптоволоконный кабель, имитирующий вену человека. Это онлайн-технологии обучения, благодаря которым студент получает навыки и знания в сжатой, экономичной форме, как это было принято в природе.

Методологический плюрализм – это выбор между методологиями, воспринимающими окружающий мир как реальность, подвластную человеку и управляемую его разумом, и новыми методологиями, моделирующими исключительность природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.005 с.)