Общее представление о научной методологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о научной методологии



Методология в науке

·Общее представление о научной методологии

·Краткий экскурс в историю методологического плюрализма

·Метаметодологии: перспективы изменения методологии современной науки

Общее представление о научной методологии

Методология в науке – это система принципов организации и систематизации знания, создаваемая и/ или используемая для изменения и совершенствования существующих средств решения проблемы, поднимаемой в исследовании, а также ради новизны работы.

Научная методология не сводима к сумме привычных методов достижения цели в теоретической и практической деятельности. Любая деятельность основана на целеполагании, телеологична, а значит, предполагает следующее:

·Определенность объекта и предмета деятельности;

·Ясное представление о цели;

·Представление о средовых параметрах деятельности как о результате исключительно человеческих усилий;

·Отказ от любых параметров, связанных с неопределенностью, так как работа с ними не всегда гарантирует ожидаемый результат;

·Наличие готовых способов и технологий для достижения прогнозируемого результата.

Если бы всякая научная теория и, уже, научное исследование опиралось на эти критерии, в науке перестали бы появляться новые гипотезы, теории, открытия.

Методология, включая в себя критический анализ существующего знания, воссоздает картину эпистемы (срез достигнутого знания, результатов науки) в пределах парадигмы.

Фундаментальная методология, по сути, – эпистемологический феномен, методология, используемая в магистерской диссертации – ее частный случай.

Научная методология, применяемая в конкретной науке, предусматривает использование совокупности методов, принципов исследования и процедур, значимых для дисциплины или сферы проектирования.

Объектом методологического анализа являются также методы, понятия и проблемы, специфические для научного и технического знания. В естественных и технических дисциплинах методология непосредственно соотносится с методикой и техникой исследования и проектирования.

Сущность методологического анализа в данном случае заключается в создании методической и теоретической базы науки или инженерной дисциплины.

Современная методология исследования и проектирования, являясь частью философии науки и техники, ориентируется на методологический анализ структуры теоретического знания, и далее – на разработку методологических образцов систематизации методов и материала работы.

Выбор методов, формирующих методологию конкретного исследования – прерогатива автора или авторского коллектива. Однако для полноты исследования и адекватности (применимости в данной работе) методологии методы, избираемые магистрантом, должны удовлетворят следующим критериям:

· Непротиворечивость – полипарадигмальные науки содержат противоречивые методологии, но в исследовании доминирует избранная парадигма, поэтому противоречий быть не должно;

· Применимость к работе с данным материалом – методология, будучи системой методов, либо применима к конкретному материалу, либо не применима;

· Взаимная верификация – методы, используемые в пределах методологии, подтверждают истинность каждого их выбранных;

· Связь с единой парадигмой – методология подчинена парадигме, не противоречит ей;

· Релевантность – уместность выбора именно данных методов, данной методологии;

· Эвристичность – творческое применение методологии для решения нетипичных задач;

· Эксплицируемость результатов применения каждого метода – методы должны быть применимы, т.е. они должны работать на результат.

Краткий экскурс в историю методологического плюрализма

Измерение

Обмеривание

Замер

 


2. Проблемы приемов, способов и методов познавательной деятельности разрабатывает


История науки

Философия

Методология науки

Науковедение

 


3. Непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов характерно для


Теоретического уровня научного познания

Ф. Бэкон

Р. Декарт

 


5. Метод рациональной дедукции разработал


Ф. Бэкон

Г. Гегель

Р. Декарт

О. Конт

 


6. Метод, связанный с образованием особых абстрактных идеальных объектов, не существующих в действительности, называется


идеализм

Идеализация

абстрагирование

отвлечение

 


7. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется


Дедукция

экстраполяция

индукция

аналогия

 


8. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется


Сравнение

моделирование

идеализация

измерение

 


9. Метод, с помощью которого фиксируется содержание знания (научной теории, ее отдельных элементов т.д.) путем логико-математического выявления его формы называется


формализм

символизм

Формализация

конфигурация

 


10. Метод, с помощью которого создаются материальные и идеальные системы, замещающие реальный объект и играющие роль источника дополнительной информации о нем, называется


опредмечивание

конструктивизм

Моделирование

имитирование

 


11. Методология научного познания – это…


способ применения старого знания для получения нового знания

Абстрагирование

измерение

 


13. Метод абдукции разработал


Дж. Локк

Ф. Бэкон

Р. Декарт

Ч. Пирс

 


14. Открытие нового знания с помощью рациональной интуиции считал возможным


Ф. Бэкон

Дж. Локк

Р. Декарт

О. Конт

 


15. Мысленное отвлечение от несущественных сторон, отношений и связей предметов и в тоже время в выборе одного или нескольких интересующих исследователя существенных признаков называется


Идеализация

Моделирование

Схематизация

Абстрагирование

 


16. По Ф. Бэкону, наиболее истинным и надежным в деле порождения нового знания является метод (путь)


Путь муравья

Путь Ильича

Путь пчелы

Путь паука

 


17. По Ф. Бэкону, эмпирический метод исследования представляет


Путь муравья

Путь пчелы

Путь Ильича

Путь паука

 


18. По Ф. Бэкону, рационально-теоретический метод познания – это


Путь муравья

Путь пчелы

Путь паука

Путь Ильича

 


19. Эмпирическое и экспериментальное знание носит


совершенный характер

абсолютно-истинный характер

принципиально неточный характер

Вероятностный характер


20. Метод, с помощью которого новое знание открывается не в результате накопления знаний, частных фактов или выведения из аксиом, а вследствие выдвижения гипотез дающих лучшее объяснение исследуемых фактов, называется


Абдукция

Экспликация

Дедукция

Индукция

 


 

 

Методология в науке

·Общее представление о научной методологии

·Краткий экскурс в историю методологического плюрализма

·Метаметодологии: перспективы изменения методологии современной науки

Общее представление о научной методологии

Методология в науке – это система принципов организации и систематизации знания, создаваемая и/ или используемая для изменения и совершенствования существующих средств решения проблемы, поднимаемой в исследовании, а также ради новизны работы.

Научная методология не сводима к сумме привычных методов достижения цели в теоретической и практической деятельности. Любая деятельность основана на целеполагании, телеологична, а значит, предполагает следующее:

·Определенность объекта и предмета деятельности;

·Ясное представление о цели;

·Представление о средовых параметрах деятельности как о результате исключительно человеческих усилий;

·Отказ от любых параметров, связанных с неопределенностью, так как работа с ними не всегда гарантирует ожидаемый результат;

·Наличие готовых способов и технологий для достижения прогнозируемого результата.

Если бы всякая научная теория и, уже, научное исследование опиралось на эти критерии, в науке перестали бы появляться новые гипотезы, теории, открытия.

Методология, включая в себя критический анализ существующего знания, воссоздает картину эпистемы (срез достигнутого знания, результатов науки) в пределах парадигмы.

Фундаментальная методология, по сути, – эпистемологический феномен, методология, используемая в магистерской диссертации – ее частный случай.

Научная методология, применяемая в конкретной науке, предусматривает использование совокупности методов, принципов исследования и процедур, значимых для дисциплины или сферы проектирования.

Объектом методологического анализа являются также методы, понятия и проблемы, специфические для научного и технического знания. В естественных и технических дисциплинах методология непосредственно соотносится с методикой и техникой исследования и проектирования.

Сущность методологического анализа в данном случае заключается в создании методической и теоретической базы науки или инженерной дисциплины.

Современная методология исследования и проектирования, являясь частью философии науки и техники, ориентируется на методологический анализ структуры теоретического знания, и далее – на разработку методологических образцов систематизации методов и материала работы.

Выбор методов, формирующих методологию конкретного исследования – прерогатива автора или авторского коллектива. Однако для полноты исследования и адекватности (применимости в данной работе) методологии методы, избираемые магистрантом, должны удовлетворят следующим критериям:

· Непротиворечивость – полипарадигмальные науки содержат противоречивые методологии, но в исследовании доминирует избранная парадигма, поэтому противоречий быть не должно;

· Применимость к работе с данным материалом – методология, будучи системой методов, либо применима к конкретному материалу, либо не применима;

· Взаимная верификация – методы, используемые в пределах методологии, подтверждают истинность каждого их выбранных;

· Связь с единой парадигмой – методология подчинена парадигме, не противоречит ей;

· Релевантность – уместность выбора именно данных методов, данной методологии;

· Эвристичность – творческое применение методологии для решения нетипичных задач;

· Эксплицируемость результатов применения каждого метода – методы должны быть применимы, т.е. они должны работать на результат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.194.84 (0.023 с.)