Лекция 7. Движение на пределе (часть 2). Сегментация: максимум скорости на выходе из поворота; входе и в апексе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Движение на пределе (часть 2). Сегментация: максимум скорости на выходе из поворота; входе и в апексе



 

По мере своего профессионального роста грамотный пилот работает над отдельными частями, или сегментами, трека. На поверку их оказывается четыре:

1. Определение идеальной траектории на трассе той или иной конфигурации; следование этой траектории.

2. Работа над максимально быстрым выходом из каждого виража данного трека.

3. Нахождение предельно возможной скорости входа в поворот трассы.

4. Достижение скоростного предела в центральной части поворота - апексе.

Повороты практически любой конфигурации тесно связаны друг с другом: траектория выхода из одного виража определяет скорость на выходе, входе и в апексе другого.

Подчеркнем, важное, в этом контексте, значение приобретает скорость входа.

Нет ничего сложного в том, чтобы «завалиться» в поворот на запредельной скорости; такое по силам даже новичку. Хитрость - сохранить при этом максимальную скорость выхода!

Завершающий штрих к портрету профессионала - умение пройти на пределе центральную часть поворота, сохранить максимум динамики в апексе.

Чувство предела можно развить за счет системной работы и, следовательно, постоянного совершенствования сенсорного восприятия информации.

Пилот, который стремиться быть по-настоящему быстрым, должен не только стабильно двигаться по идеальной траектории, - он обязан максимально рано и быстро открывать газ на выходе из поворотов; сохранять максимум скорости на входе; наконец, чувствовать предел динамики карта в апексах виражей.

Достигнув одного (первого) скоростного уровня прохождения поворота, следует вновь и вновь сегментировать вираж, возвращаясь к поиску нового предела скорости на выходе, входе и в апексе.

 

ЛЕКЦИЯ 8. Градация поворотов. Скорость прохождения. Идеальная и геометрическая траектории

Чем выше наша скорость на вираже, тем больше радиус; и, естественно, наоборот: чем шире поворот, тем быстрее мы можем его преодолеть. Соответственно, чем уже вираж, тем медленнее мы вынуждены двигаться. Сейчас речь идет о пилотаже на пределе зацепа, на грани срыва автомобиля в скольжение.

Максимально широкий радиус поворота, с точки зрения его прохождения, именуется геометрической траекторией - от внешнего края трека (точка входа) ко внутренней части (апекс) и вновь на внешний край (выход из поворота). При этом дуга, или траектория, имеет постоянный радиус, почему и называется геометрической.

Чтобы максимизировать скорость на прямой, мы должны пожертвовать скоростью прохождения конкретного поворота, а значит - отступить от геометрической траектории. Задача - изменить дугу прохождения виража таким образом, чтобы максимально рано начать ускорение. В абсолютном большинстве случаев это означает поздний вход, поздний апекс и ранний выход (в том смысле, что мы понимаем под выходом из поворота участок дистанции, где мы «распрямляем» карт и ускоряемся).

Собственно, это и будет идеальной траекторией прохождения данного поворота относительно всей дистанции трека.

Чем быстрее поворот, тем раньше апекс - геометрическая траектория близка к идеальной.

Чем поворот медленнее, тем больше мы «ломаем» траекторию прохождения поворота в пользу позднего апекса.

 

ЛЕКЦИЯ 9. Поиск компромисса: скорость, сегментация трека,

Страсти по перегрузкам

 

В медленной шпильке мы работаем на быстрый выход; соответственно, изменение скорости относительно темпа входа будет весьма ощутимым. И наоборот: широкий поворот позволяет сохранить максимально возможную динамику входа.

Когда мы только начинаем знакомиться с новой для себя трассой, крайне трудно (а практически - невозможно) усвоить сразу все виражи трека. Куда легче и продуктивней сегментировать дорогу, работая по ходу тренировочных выездов над одним-двумя поворотами.

Есть два основных способа определения приоритетных сегментов трассы:

1. Как мы уже отмечали выше, - с точки зрения максимально быстрого времени прохождения круга.

2. Исходя из сложности, которую для нас представляет данный вираж (что в итоге также результируется временем преодоления круга).

Существует два способа увеличить перегрузки во время управления картом:

1. Наращивая скорость прохождения поворота; что, собственно, и есть одна из главнейших задач, стоящих перед нами.

2. Уменьшая радиус прохождения поворота. Очевидно, чем более узкая траектория виража, тем большие перегрузки мы будем испытывать. Здесь-то и подвох: заужая поворот, мы неизбежно начнем проигрывать в скорости. Согласитесь, что это - далеко не наша задача!

Ультимативная цель - увеличить скорость, а не перегрузки. Они вторичны, будучи следствием максимального темпа на данном вираже.

В сущности, первоначальная задача как раз в том и состоит, чтобы найти такую идеальную траекторию, которая бы минимизировала перегрузки; чтобы потом увеличивать их исключительно за счет наращивания скорости.

Найти этот абсолютный компромисс, идеальную дорогу именно для этой минимальной единицы времени, в каждом конкретном повороте любого трека, где бы нам ни пришлось двигаться, - это задача; одна из сложнейших, интереснейших задач из тех, которые приходится решать пилоту во время гонки!

 

ЛЕКЦИЯ 10. Снова о выходе, или правило «100% шины»

1. Квинтэссенция выхода из поворота - предельно раннее ускорение с целью максимизации скорости на прямом участке

2. Нельзя требовать от шины стопроцентных показателей работы в повороте и ускорении - одновременно! У нас не остается даже одного процента на ускорение, если в данную единицу времени наши шины заняты сцеплением в повороте на все сто!

 

3. Тогда, - и только тогда, - мы сможем двигаться максимально быстро, когда в ходе перекрестной работы органами управления карта (торможение, поворот, ускорение) сумеем контролировать баланс сцепления шины в пределах суммарного максимума - не более, чем 100%!

4. 100% поворота руля/0% газа; 50%/50% - это соотношение подразумевает «роспуск» карта наружу поворота с одновременным плавным, но быстрым добавлением газа; 0% руления - полностью открытый газ.

5. «Распускаемся»; и пусть карт движется туда, куда хочется ему, а не капризам своевольного пилота! Естественно, в пределах доступной ширины данного трека и специфики конкретного поворота.

6. Если мы всегда будем помнить об этой концепции, никогда не упуская из внимания правило «100% шины», - мы сумеем стабильно пилотировать карт на пределе его и своих возможностей.

Тест теоретического курса по дисциплине «Картинг»

(тест разработан на Coogle платформе)

Тест состоит из 10 вопросов. Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов. Выберите один или несколько правильных ответов.   https://forms.gle/XeUWCxoTuRDiHVVX7

Фамилия и имя

_______________________________________________________________________

Вопрос 1.  Квинтэссенция выхода из поворота:

а) ранее ускорение с целью максимальной скорости на прямом участке

б) ускорение после выхода из поворота

Вопрос 2. Мастерство пилота – это: (несколько вариантов ответов)

а) умение импровизировать

б) экономия движений

в) чувство автомобиля и дороги

г) погоня за идеальной траекторией

д) творческий пилотаж

Вопрос 3. Закон трех «С» - это:

а) стремление, страсть, самореализация

б) сила, скорость, стремление

в) страсть, скорость, сила

Вопрос 4. Приоритетное целеполагание пилота:

а) самосовершенствование на трассе

б) участие в гонках

Вопрос 5. Нейронная «тропинка» - это:

а) ментальная программа, сформированная по ходу тренировочного процесса

б) нервы спортсмена

в) нервы тренера

Вопрос 6. Сенсорное восприятие пилота:

а) визуальное, осязательное, слуховое

б) визуальное, обонятельное, тактильное

в) проверка подвижных соединений карта

Вопрос 7. Вход в апекс:

а) максимум динамики

б) притормозить

Вопрос 8. Медленный поворот:

а) поздний апекс

б) ранний апекс

Вопрос 9. Два способа увеличить перегрузки карта:

а) наращивая скорость в повороте и уменьшая радиус

б) уменьшая скорость в повороте и увеличивая радиус

Вопрос 10. Правило «100 % шины» в повороте:

а) баланс сцепления и ускорения

б) 100% удержания в повороте

в) 100% ускорения

Список использованной литературы

1. Ерецкий М.И. «Автомобиль карт». - М.: Издательство ДОСААФ, 1976 год (редакция 2009 года)

2. Рихтер Т. «Картинг»/ перевод с польского. - М.: Машиностроение 1988 год (редакция 2007 года)

3. Румянцев С.И. «Ремонт автомобилей». - М.: Транспорт, 1988 год (редакция 2009 года)

4. Тодоров М.Р. «Картинг». - М.: ДОСААФ, 1989 год (редакция 2009 года)

5. Тур Е.Я. «Устройство автомобиля». - М.: Машиностроение, 1990 год (редакция 2009 года)

6. Уриханян Х.П. «Картинг – спорт юных». - М.: Издательство ДОСААФ, 1988 год (редакция 2007 года)

7. Школа картинга. - https://www.kotroffsky.club/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.023 с.)