Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)



 

Цель: изучение ценностно-мотивационной сферы старшеклассника.

Процедура проведения: респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция испытуемым: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

 

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.

Группы терминальных ценностей

Конкретные» и «абстрактные

Конкретные Абстрактные
Активная деятельная жизнь Жизненная мудрость
Здоровье Красота природы и искусства
Интересная работа Любовь
Материально обеспеченная жизнь Познание
Наличие хороших и верных друзей Развитие
Общественное признание Свобода
Продуктивная жизнь Счастье других
Счастливая семейная жизнь Творчество
Удовольствия Уверенность в себе

 

Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Профессиональная самореализация Личная жизнь
Активная деятельная жизнь Любовь
Интересная работа Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание Свобода
Продуктивная жизнь Счастливая семейная жизнь
Развитие Удовольствия

 

Группы инструментальных ценностей

Этические ценности, ценности общения, ценности дела

Этические ценности Ценности общения Ценности дела
Ответственность Воспитанность Аккуратность
Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность
Независимость Непримиримость к недостаткам Образованность
Самоконтроль Терпимость Рационализм
Широта взглядов Чуткость Смелость в отстаивании своего мнения
  Честность Твердая воля
    Эффективность в делах

 

Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

Индивидуалистические

К онформистские

А льтруистические
Независимость

Воспитанность

Терпимость
Непримиримость к недостаткам

Самоконтроль

Чуткость
Рационализм Широта взглядов

 

Смелость в отстаивании своего мнения  

 

Твердая воля  

 

       

 

Ценности самоутверждения, ценности принятия других

Ценности самоутверждения Ценности принятия других людей
Высокие запросы Самоконтроль
Независимость Терпимость
Непримиримость к недостаткам Чуткость
Образованность Широта взглядов
Смелость в отстаивании своего мнения Честность
Твердая воля  
Эффективность в делах  

Важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность).

Стимульный материал

 

Список А (терминальные ценности):

Ценности Место в жизни
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);  
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);  
3. здоровье (физическое и психическое);  
4. интересная работа;  
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);  
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);  
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);  
8. наличие хороших и верных друзей;  
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);  
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);  
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);  
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);  
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);  
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);  
15. счастливая семейная жизнь;  
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);  
17. творчество (возможность творческой деятельности);  
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).  

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.005 с.)