Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
Цель: изучение ценностно-мотивационной сферы старшеклассника. Процедура проведения: респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Инструкция испытуемым: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей. Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях. Группы терминальных ценностей Конкретные» и «абстрактные
Ценности профессиональной самореализации и личной жизни
Группы инструментальных ценностей Этические ценности, ценности общения, ценности дела
Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности
К онформистские |
А льтруистические | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Независимость | Воспитанность | Терпимость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непримиримость к недостаткам | Самоконтроль | Чуткость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рационализм | Широта взглядов |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смелость в отстаивании своего мнения |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Твердая воля |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценности самоутверждения, ценности принятия других
Ценности самоутверждения | Ценности принятия других людей |
Высокие запросы | Самоконтроль |
Независимость | Терпимость |
Непримиримость к недостаткам | Чуткость |
Образованность | Широта взглядов |
Смелость в отстаивании своего мнения | Честность |
Твердая воля | |
Эффективность в делах |
Важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность).
|
Стимульный материал
Список А (терминальные ценности):
Ценности | Место в жизни |
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
3. здоровье (физическое и психическое); | |
4. интересная работа; | |
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
8. наличие хороших и верных друзей; | |
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
15. счастливая семейная жизнь; | |
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
17. творчество (возможность творческой деятельности); | |
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.005 с.)