Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста.



Пояснительная записка

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из острых проблем общества на современном этапе. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого.

 В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

 

 

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание – это целенаправленная педагогическая система, которая воздействует на формирование моральных качеств и сознательную чувствительность.

Основные задачи нравственного воспитания:

- Формирование умений и навыков нравственного поведения;

- Воспитание у дошкольников нравственных чувств;

- Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений,

- Воспитание морально-волевых черт характера таких как: терпение, дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, самостоятельность.

Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество. Процесс нравственного воспитания раскрывает творческий потенциал ребенка, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности.

И. С. Макаренко считал, что нравственность – это неотъемлемая сторона личности человека, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил поведения, которые выражены в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются дошкольниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Нравственный человек очень требователен к себе и в то же время терпим к другим. Осуждая плохие поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.

Формирование у дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования.

Педагогическое воздействие на дошкольника должно быть целенаправленное, в целях формирования у него не случайных, а четко определенных нравственных качеств личности.

Основные приемы работы со сказкой

Анализ сказок

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

- Кто из героев, вам больше всего понравился (не понравился?)

- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

- Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.

- Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?

- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме, как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

Рассказывание сказок

Данный прием помогает развитию фантазии, воображению. Ребенку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц участвующих или не участвующих в сказке.

Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Лисы, Бабы-Яги или Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок:

Переписывание сказок

Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается смысл переписывания сказки.

Сочинение сказок

Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослый может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Начало сказок может быть разным:

«Один раз пришел медведь к зайцу и говорит...»

«В некотором царстве, в некотором государстве, на опушке волшебного леса стоял маленький домик. Жил в нем…»

«Жил-был царь, и было у него три сына и одна дочь...»

Сочиняя сказку, ребенок осмысливает свой жизненный опыт, делится им, на бессознательно - символическом уровне строит планы на будущее.

Разнообразные формы работы со сказками совмещаются, комбинируются. Рассказывание и анализ сказок комбинируется с процессами создания кукол, сочинение собственных историй - с рисованием. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой человек из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей, которыми необходимо научиться пользоваться.

Коллаж из сказок

Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба - Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».

Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения…

Сказка от считалки

Считалка лаконична, рифма ее легка. От считалки к сочинительству переход прост – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.

Считалка:

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел

Гу–гу –гу, чу – чу- чу,

Я на волю полечу.

Начало сказки:

Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…

А что потом?»

Этот метод полезен и интересен тем, что:

- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;

- развивать воображение ребенка;

Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.

Перевирание сказки

Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться.

«Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.

Сказки, но по-новому

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Дети привыкли к тому, что Колобок –добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные.

Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Старая сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»

Сказка по – новому: козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

Старая сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Сказка по – новому: злая Красная Шапочка, а волк добрый.

Сказки от превращений

Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это очень многое для ребенка, это начало фантазии и сочинительства.

Я превращаюсь в  кота

Начало сказки: скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на улицу.

Я превращаюсь  в бабочку

Начало сказки: как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…….

Я превращаюсь  в цветок

Начало сказки: жили – были я (ромашка) и василек…

Салат из сказок»

Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т.д. Например: «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку), в кресле – Мальвину и т.д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.

Словесная режиссерская игра

Дети догадываются по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев и природных явлениях: «Какое настроение передают музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?»

Психогимнастика

Дети с помощью движений и мимики передают эмоциональное состояние героя (радость, удивление, бежит лисичка, идет корова, бежит на помощь и т.д.)

Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:

-найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

-сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово, например, о лисе

«длиннохвостая», «пушистохвостая», «хитроумная»…..

-произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, «принцесса» – п р н ц с с, «Золушка»- з л ш к.

Словесное комментирование

Дети составляют словесное описание по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.

Заключение

Таким образом, с помощью сказок детям дошкольного возраста можно преподавать основы нравственности, знакомить их с моральными законами, обычаями, взаимоотношениями людей. Своеобразие сказок позволяет это делать без принуждения, в занимательной форме.

Таким образом, ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Главное средство воспитания – сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

Список литературы

1. Инновационная программа дошкольного образования "От рождения до школы", издание 6-е дополненное, под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой, Мозаика-Синтез, 2020 г.

2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ vospitanie-nravstvenyh-kachestv-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2018/05/19/znachenie-russkih-narodnyh-skazok-dlya-detey

4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: http://elar.uspu.ru/ bitstream/uspu/7775/2/10Zaharova.pdf

5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/plan-samoobrazovaniya-vospitanie-nravstvennyh-kachestv-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-russkih-narodnyh-skazok-4992045.html

Пояснительная записка

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения - одна из острых проблем общества на современном этапе. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого.

 В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

 

 

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание – это целенаправленная педагогическая система, которая воздействует на формирование моральных качеств и сознательную чувствительность.

Основные задачи нравственного воспитания:

- Формирование умений и навыков нравственного поведения;

- Воспитание у дошкольников нравственных чувств;

- Формирование у дошкольников этических взглядов и убеждений,

- Воспитание морально-волевых черт характера таких как: терпение, дисциплинированность, трудолюбие, правдивость, самостоятельность.

Роль нравственного воспитания в детском саду велика, поскольку это позволяет формировать духовный мир и нравственные качества ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество. Процесс нравственного воспитания раскрывает творческий потенциал ребенка, формирует прилежание в труде, воспитывает трудолюбие, формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности.

И. С. Макаренко считал, что нравственность – это неотъемлемая сторона личности человека, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил поведения, которые выражены в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда. Знания о нравственности внутренне усваиваются дошкольниками, если они переживаются ими как ценность, то есть становятся личностно значимыми. Нравственный человек очень требователен к себе и в то же время терпим к другим. Осуждая плохие поступки других, он избегает переносить отрицательную оценку поступка на личность совершившего его человека, старается войти в его положение, понять его, найти смягчающие обстоятельства.

Формирование у дошкольников нравственных представлений и понятий является ответственной задачей, которую ставит перед собой педагог дошкольного образования.

Педагогическое воздействие на дошкольника должно быть целенаправленное, в целях формирования у него не случайных, а четко определенных нравственных качеств личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.052 с.)