С позиций социологии фиксируется три основные сферы проявления человеческой культуры: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С позиций социологии фиксируется три основные сферы проявления человеческой культуры:



o отношение человека к окружающей природе

o культура – отношение людей друг к другу

o культура – отношение человека к самому себе.

Одним из основных элементов культуры является язык – первооснова любой культуры. Язык играет важную роль ретранслятора культуры, поскольку культура распространяется и жестом, и обрядом, и мимикой, и танцем. В современных условиях язык выступает лишь средством коммуникации, т. е. средством взаимодействия социальных субъектов на основе обмена информацией и непосредственного общения.

Убеждения и знания – основные элементы культуры, и не только национальной.

Ценности – определяющий элемент культуры, ее ядро.

Первоначально ценностное отношение возникает в процессе жизнедеятельности людей, определяясь биологическими и социально-экономическими потребностями. Но в процессе практики определяется культурный слой, и для человека все большее значение приобретает самосознание, самоутверждение, жизнь со смыслом, над утилитарными ценностями надстраиваются ценности более высокого порядка – ценности культуры. Они формируются в ходе относительно самостоятельного развития культуры и обладают относительной автономией. Ценности культуры наличия бытия – сгусток, итог исторического опыта человечества. Ценности справедливости, красоты, свободы выстраданы человечеством. Они возвышаются над повседневной практикой, относительно независимы от нее, сами активно воздействуют на формирование ее целей, мотивов и выбор оснований. Чем большим полем культуры овладел индивид, тем в большей степени сформировавшиеся в его сознании ценности соответствуют сущности человека и прогрессивного развития общества.

Сущность механизма воздействия культуры на личность состоит в том, что потребление культуры становится культурным потреблением, т. е. по существу производством самого человека как субъекта культурно-исторического творчества.

27. Молодёжь как объект социологического изучения. Молодёжь в социальной структуре белорусского общества

Социология молодёжи – отрасль социологии, изучающая молодёжь как социально-демографическую группу, её роль в общественном воспроизводстве, статус в обществе и взаимодействие с другими социальными группами, а также особенности сознания и поведения молодёжи.

Объектом социологии молодёжи, таким образом, является молодёжь как социально-демографическая группа и субъект социальных отношений. Предметом социологии молодёжи являются молодёжные проблемы, социальные функции молодёжи, специфические формы социального поведения и сознания данной социально-демографической группы.

Специалисты, работающие в области социологии молодёжи, в качестве главной составляющей предмета социологии молодёжи обычно выделяют молодёжные проблемы. В частности, авторы энциклопедического словаря «Социология молодёжи» пишут: «Молодёжные проблемы, являющиеся предметом социологии молодёжи, подразделяются на две большие группы. К первой относится изучение специфически молодёжных проблем, возникающих в процессе её функционирования как относительно самостоятельной социальной группы, ко второй – проблемы общесоциологические, затрагивающие молодёжь, как часть общества, и в то же время, либо преимущественно её касающиеся (проблемы образования, семьи, брака), либо специфически проявляющиеся в молодёжной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодёжи, её роль и место в структурах власти, специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.).

Молодёжь – особая социально-демографическая группа, которая характеризуется специфическими половозрастными, социально-психологическими и физиологическими особенностями: переход от детства и юности к социальной ответственности.

С точки зрения структурно-функционального подхода, молодёжь в обществе выполняет две главных социально значимых функции:

· транслирует ценности и практики, способствует воспроизводству социального порядка, сохранению идентичности общества, преемственности его последовательных состояний;

· реализует инновации и тем самым способствует развитию и изменению общества.

Вместе с тем, в определённых условиях молодёжь может реализовывать и дисфункции, на которые обращал внимание ещё Роберт Мертон. В частности, она может дестабилизировать общество посредством повышенной активности деструктивного типа. Либо, напротив, своей пассивностью способствовать закреплению несправедливого социального порядка, неэффективных форм управления.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу являются: возраст, статус, ролевые функции. На международном симпозиуме, проведённым в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 – 21 год для юношей и 16 – 20 лет для девушек. Под молодёжью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

Социологическое исследование молодёжи многогранно. Это связано с тем, что на период жизни от детства до взрослости приходятся основные социодемографические события: получение образования, профессиональное становление, обретение социальных статусов и ролей, вступление в брак, рождение детей. Молодёжь рассматривается с точки зрения её включенности в процессы воспитания и социализации, изучается образ жизни, ценностные ориентации и мотивация деятельности, профессионально-трудовое самоопределение, утверждение стратификационно-статусной позиции, социальная мобильность, планирование и реализация жизненных целей в конкретных социально-политических, экономических и социокультурных условиях. Культурно-досуговая деятельность молодежи представляет интерес с точки зрения ее влияния на процесс формирования личности. Так, например, исследование проблемы эффективного использования свободного времени студентов в условиях общежития, которое проводилось на базе Белорусского университета в 2009-2010 учебном году, выявило две тенденции в выборе досуговых занятий. При хроническом дефиците свободного времени большинство студентов ориентированы на взаимодействие с другими, остальные предпочитают использовать время лично на себя. У 175 студентов 1-6 курсов, проживающих в общежитиях университета, наиболее высокий процент выбора занятий в свободное время приходится на встречи с друзьями (44%), на освоение что-нибудь нового (42%) и развлечение (40%). Менее популярны такие занятия, как поддержка хорошей физической формы (30%) и желание заработать деньги на жизнь (22%).

Своеобразие молодёжи как социальной общности, по мнению академика Е.М.Бабосова, обусловлено следующими признаками:

· отсутствие собственного социального положения в обществе;

· включенность в молодёжные движения и группировки;

· незавершенность процесса формирования социальных качеств;

· многоступенчатость, возрастная предопределённость процесса становления и развития социального потенциала молодых людей.

Молодёжь представляет собой одну из перспективных групп общества. По последним данным, она составляет почти четверть населения Республики Беларусь. В целом же во второй половине ХХI века люди в возрасте до 30 лет будут составлять около 60 % населения Земли. От качества этого социального и электорального ресурса зависит будущее любого государства. Молодёжь не является изолированной социально-демографической группой.

28. Сущность социологического исследования его основные этапы

Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием (организация управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью, страной.

Специфика социологического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить, как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Этапы социологического исследования - последовательные стадии проведения социологического исследования:

· -1- выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);

· -2- отработка методик сбора данных;

· -3- сбор информации ("полевой" этап);

· -4- подготовка данных к обработке и анализу;

· -5- обработка и анализ информации;

· -6- изложение результатов исследования.

Несмотря на то что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Каждый Э.с.и. характеризуется относительной самостоятельностью. Деятельность социолога в рамках каждого этапа разделяется на более дробные структурные элементы, регламентируется специфич. нормативными требованиями, имеет собственные критерии для оценки качества исполнения и рез-тов. Целостность исследовательского процесса обеспечивается взаимной обусловленностью, содержательной и логич. преемственностью Э.с.и. Так, методы обработки и анализа эмпирия, данных определяются на этапе разработки методич. инструментария для сбора данных, а тип выборки существенно зависит, с одной стороны, от теоретич. посылок исследования, а с др. - от методики сбора данных.

Метод в социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной действительности. Методика социологического исследования – это система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Таким образом, если методология – область общей стратегии, то методика – тактика исследования. Техника социологического анализа (греч. techne – искусство, мастерство) – совокупность преимущественно организационных и методических приемов и способов сбора, обработки и анализа данных. Исходным пунктом всякого исследования, в том числе и социологического, является проблемная ситуация, складывающаяся в реальной жизни. Она, как правило, содержит наиболее острое противоречие между какими-либо элементами социального процесса. После ее анализа и аргументации общественной значимости исследователь переводит практический аспект проблемной ситуации в ранг познавательной проблемы, доказывает ее недостаточную исследованность и обоснованность, а также необходимость изучения, т.е. удовлетворения потребности в знании путем разрешения данного противоречия социальной действительности. Однако далеко не каждое социологическое исследование является проблемным. Дело в том, что формулировка проблемы требует глубокого анализа общественной жизни, наличия определенных знаний об обществе, о тех или иных его сторонах, а также соответствующей эрудиции социолога. Важно, чтобы проблема не была уже решенной или ложной, а для этого необходима ее серьезная экспертиза.

29. Программа социологического исследования

Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы исследования социального объекта, своего рода план и правила осуществления последовательной деятельности. Программа выражает, что надо делать, с помощью чего и как это выполнить. От научной обоснованности этого документа в значительной степени зависят результаты исследования.

В процессе составления программы решаются проблемы выбора объекта, разработки конкретной методики сбора, обработки и анализа данных, апробируется надёжность эмпирической информации. Разработка обстоятельно аргументированной программы требует не менее половины интеллектуальных затрат исследования.

В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет следующие функции:

· методологическую: определение цели, проблемы, задач исследования и т.д.

· методическую: разрабатывается общий логический план исследования, методы и способы сбора информации, разработка процедуры исследования, проводится сравнительный анализ полученных результатов,

· организационная: разделение труда, контроль за процессом исследования.

Структура программы социологического исследования. В неё входят следующие элементы:

1. обоснование проблемы, определение предмета и объекта исследования

2. определение цели и задач исследования

3. логический анализ основных понятий, их интерпретация и операционализация

4. формулировка рабочей гипотезы

5. определение стратегического плана исследования

6. составление плана выборки

7. описание методов сбора данных

8. описание схемы анализа данных

Такая структура программы социологического исследования выверена практикой и помогает избежать ошибок в процессе исследования и анализа его результатов. В разработке теоретической части программы участвуют социологи, представители административных и общественных структур тех учреждений, где предполагается проведение социологического исследования. На основе программы составляется организационно-технический план исследования.

Основные требования к программе: необходимость, ясность и чёткость, логическая последовательность её структуры, гибкость. Подготовка программы – очень сложное дело, требующее значительных затрат времени и усилий. На её разработку уходит времени больше, чем на само исследование. Тщательно продуманная программа социологического исследования является непременным условием его осуществления на высоком научном уровне.

30. Методы сбора социологической информации

Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологические, и конкретносоциологические.

Общесоциологические методы позаимствованы социологами преимущественно из других наук: философии, истории, биологии. Наиболее важными среди них являются:

· исторический (основан на принципе историзма и предполагает анализ любого социального явления или процесса с учетом предшествующих им и опосредовавших их процессов и явлений);

· сравнительный (основан на принципе сравнительного анализа и предполагает использование данных о жизни, состоянии и тенденциях развития конкретных сфер деятельности общества, данных аналогичных социологических исследований, а также свидетельств этнографов, историков, политологов, материалов официальной статистики;

· институциональный (изучение социальных институтов и их функций в социальной структуре общества);

· бихевиористский (от англ. behaviour – поведение) (учет особенностей социального поведения общностей и индивидов);

· психологический (учет индивидуальных и групповых психологических особенностей при анализе социальных феноменов);

· системный (основан на принципе системного анализа и предполагает изучение объекта исследования в рамках определенной социальной системы, выявление структуры составляющих его элементов, внутренних связей и отношений между ними).

Конкретносоциологические методы:

Наблюдение – сбор первичной информации путем регистрации событий и условий, в которых они произошли.

Виды наблюдений:

· формализованные и неформализованные (первые проводятся с использованием заранее подготовленного дневника или журнала наблюдений с фиксированными показателями, вторые – нет);

· включенные и невключенные (в первом случае социолог сам участвует в исследуемом событии, во втором – нет);

· включенные наблюдения бывают открытыми и скрытыми (когда исследуемые индивиды предупреждены о наблюдении за ними, или наблюдение производится в тайне от них);

· полевые (проводятся в естественной среде: в вузе, трудовом коллективе, на улице) и лабораторные (в специально отведенном и оборудованном для наблюдений месте).

Эксперимент – позаимствован социологами из естественных наук и предполагает изучение социальных процессов и явлений в контролируемых и управляемых условиях.

Виды эксперимента:

· натурный (проводится на малых группах и подразделяется на лабораторный и полевой);

· мысленный (модельный) (проводится в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа).

Анализ документов (разнообразных источников информации о социальных явлениях или процессах).

Виды документов:

· письменные (текст);

· статистические (цифровая информация);

· иконографические (кино-, фотодокументы);

· фонетические (аудиозаписи).

Виды анализа документов:

· традиционный (классический) – субъективное толкование исследователем содержания документа;

· контент-анализ – формализованный метод, предполагающий подсчет тех или иных смысловых единиц в определенном информационном массиве (например, частота упоминания определенного события в средствах массовой информации в течение года).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.041 с.)