Классификация эмоциональных состояний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация эмоциональных состояний



Существует множество классификаций эмоций. В основе одной из них лежат длительность и выраженность эмоций. В зависимости от этого различают:

— аффект — предельно выраженная, но кратковременная эмоция, сопровождающаяся резкими поведенческими и физиологическими проявлениями. Самоконтроль резко снижен;

— страсть — сильное, абсолютно доминирующее чувство;

— собственно эмоции — относительно более длительное и слабее проявляющееся во внешнем поведении переживание. Выражает оценочное отношение личности к воспринятой информации;

— чувства — длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций;

— настроения — относительно слабо выраженные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться достаточно долго, определяют общий эмоциональный тон.

Классификации эмоций по качеству более противоречивы. Наиболее полная, на наш взгляд, представлена В.Ф. Матвеевым. Мы дадим характеристику следующих основных эмоций:

— радость — положительное эмоциональное состояние, связанное

с удовлетворением актуальной потребности;

— удивление — эмоциональная реакция на неожиданные обстоятельства;

— страдание — отрицательное переживание, связанное с невозможностью удовлетворения важнейших потребностей;

— гнев — отрицательное переживание, часто в форме аффекта, представляющее собой реакцию на неожиданно возникшие препятствия на пути к достижению желаемой цели;

— страх — отрицательное переживание, связанное с прогнозом вероятного неблагополучия;

— стыд — состояние, вызванное осознанием своего несоответствия мнению окружающих и/или собственным принципам.

 

 

Расстройства эмоций

Апатия — расстройство эмоционально-волевой сферы, проявляющееся безразличием к себе, окружающим, событиям, отсутствие желаний и побуждений. Апатия, эмоциональная тупость и абулия (безволие) — основные симптомы шизофрении.

Эйфория патологически повышенное радостное настроение с недостаточной критической оценкой своего состояния, идеомоторное возбуждение. Окружающее воспринимается в радужных тонах.

Дисфория угрюмо-злобное настроение с повышенной раздражительностью и недовольством окружающими, иногда с наклонностью к агрессивным действиям.

Депрессия состояние с угнетенным или тоскливым настроением. Депрессивная триада: снижение настроения, замедление мышления и речи, снижение моторного тонуса.

Мания повышенное настроение с чувством удовольствия и переоценки собственной личности. Маниакальная триада: повышение настроения, ускорение мышления и речи, повышение двигательной активности.

Понятие об эмпатии

Американский психолог К. Роджерс определял эмпатию как «способ сосуществования с другим человеком... Это значит быть сенситивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, без суждения о том, что другой едва ли осознает...».

На таком понимании эмпатии базируется клиент-центрированный подход в психотерапии. К. Роджерс подчеркивал, что понимание клиента должно быть лишено предвзятости, стереотипности. Понимание очень важно для психологического благополучия человека. В общем случае само по себе переживание состояния, когда ты понят другим, значительно способствует росту личности.

Иногда даже намерение понять может «вылечить». Особенно это верно, по мнению Роджерса, для психотических личностей. Осознание того, что кто-то пытается понять причудливые, спутанные,

неясные высказывания, поощряет пациента больше выражать себя, помогает понять, что он важен для другого. «Эмпатия — это наиболее сильный аспект деятельности психотерапевта, так как она освобождает, она подтверждает, она возвращает даже наиболее испуганного клиента в человеческий род».

Эмпатия наряду с конгруэнтностью терапевта и безусловно положительной оценкой клиента образуют триаду Роджерса — необходимые условия успешного психотерапевтического процесса, «которые в целом достаточны независимо от частных характеристик самого пациента».

В условиях дефицита времени необходимо развивать профессиональную эмпатию, позволяющую на основе «чтения» экспрессивных элементов поведения проникать в эмоциональное состояниепациента. Затем медицинский работник всем своим видом и высказываниями показывает понимание чувств пациента.

Мы будем понимать под эмпатией (греч. empatheia — сопереживание, вчувствование) постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

Исследования J. Olson (197) обнаружили положительную зависимость между уровнем эмпатии, проявляемой медсестрой при взаимодействии с пациентом, и уровнем ее оценки пациентом; отрицательную зависимость между уровнем проявляемой медсестрой эмпатией и уровнем дистресса, в котором находится пациент. Положительное влияние проявляемой медсестрой эмпатией на состояние пациента очевидно.

Эмпатия позволяет преодолеть культурные барьеры и обеспечить терапевтический союз.

Группа исследователей College of Nursing, The University of Tennessee, Knoxville разработала сестринскую теорию эмпатии. В соответствии с этой теорией эмпатия определяет качество взаимодействия, организует восприятие, создает понимание, обеспечивает уважение других и признание их ценности, способствует осмыслению роли медсестры. Fakouri и др. считают эмпатию социальным навыком, необходимым каждому для личностной и профессиональной компетентности.

Многие авторы считают эмпатию генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Существуют различные тренинговые методы, повышающие способность к эмпатии и умение эффективно применять ее в общении с пациентом.

Все сказанное позволяет считать эмпатию одним из в профессионально важных качеств сестринского персонала.

Понятие о стрессе

Стресс (англ. stress — давление, нажим, напряжение) занимает особое место среди состояний человека, так как устойчив, длительно сохраняется и имеет разнообразные причины.

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье. Он определил стресс как

неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. В ответ на различные требования (голод, боль, лекарства, радость, печаль и т.д.) в организме возникают специфические и неспецифические каждому стрессору эффекты. Г. Селье назвал эту модель реагирования на стресс общим адаптационным синдромом.

С точки зрения стресса не имеет значения, приятна или неприятна ситуация для человека. Сущность стресса состоит в интенсивной потребности в перестройке или адаптации. В этом проявляется неспецифичность реагирования. Стрессы имеют плюсы и минусы, поэтому говорят о двуликости стресса: это одновременно и жизненно необходимая приспособительная реакция, которая открывает возможность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, и причина страданий, болезней и переживаний.

Итак, под действием стрессора возникает общий адаптационный синдром, в котором Г. Селье выделяет 3 фазы:

• фазу тревоги, во время которой организм готовится к быстрым ответным действиям;

• фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы

для преодоления стрессовой ситуации;

• фазу истощения, когда резервы организма катастрофически

уменьшаются.

Один и тот же стресс может вызвать у людей различные реакции. Тормозить или усиливать стрессовое состояние могут наследственность, пол, возраст, иммунитет, воспитание, актуальное состояние и др. Избегать стресса бессмысленно. Нужно относиться к нему с уважением и пониманием. Говоря о стрессе, люди обычно имеют в виду чрезмерный стресс — дистресс (англ. distress — горе, страдание, несчастье), когда человек переживает горе, страдание, утрату. Мы забываем о том, что стресс может и положительно воздействовать на организм. В таком случае говорят об эустрессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.110.58 (0.012 с.)