Экономика организаций (предприятий) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика организаций (предприятий)



ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА

 

Методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 1-74 01 01 Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса

 

Горки

БГСХА

2020

УДК338.436.33:330(072)

ББК 65.32я7

Г82

Рекомендовано методической комиссией

экономического факультета.

Протокол № 10 от 23июня 2020 г.

 

Авторы:

кандидат экономических наук, доцент А. Н. Гридюшко;  

кандидат экономических наук, доцент А. В. Колмыков,

  старшие преподаватели З. А. Тоболич, О. А. Федченко

 

Рецензент:

доктор экономических наук, доцент   В. И. Буць

 

  Г82 Гридюшко, А. Н. Экономика организаций (предприятий) агропромышленного комплекса: методические указания по выполнению курсовой работы / А. Н. Гридюшко, А. В. Колмыков, З. А. Тоболич, О. А. Федченко. – Горки: БГСХА, 2020. – 68 с.   Приведены темы курсовых работ, предложена примерная структура работы, указаны требования по ее содержанию и оформлению, список учебной литературы. Для студентов специальности 1-74 01 01 Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса.

 

УДК 338.436.33:330(072)

ББК 65.32я7

© УО «Белорусская государственная

 сельскохозяйственная академия», 2020


ВВЕДЕНИЕ

Учебным планом специальности «Экономика и организация производства в отраслях агропромышленного комплекса» предусмотрено выполнение курсовой работы по дисциплине «Экономика организаций (предприятий) АПК».

Курсовая работа является одной из форм текущей аттестации студентов при освоении ими содержания образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, и представляет собой решение учебной задачи.

Основная цель выполнения курсовой работы – расширение, углубление знаний студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.

В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи: закрепляются и углубляются теоретические знания, совершенствуется навык самостоятельной творческой работы, формируются навыки работы с современными программными продуктами в области расчета и решения экономико-математических задач, а также навыки пользования специальной и справочной литературой; развивается логическое мышление; накапливается опыт аналитической, расчетной, исследовательской работы и развиваются соответствующие умения; приобретаются навыки оформления текстовой, табличной, графической документации согласно предъявляемым требованиям; формируется умение делать логически обоснованные выводы, предложения, разрабатывать рекомендации по результатам выполненной работы.

Согласно образовательным стандартам третьего поколения, основанным на компетентностном подходе и системе зачетных единиц, на выполнение курсовой работы по дисциплине «Экономика организаций (предприятий) АПК» отводится 40 часов иустанавливается 1зачетная единица.

Дисциплина «Экономика организаций (предприятий) АПК» является одной из специальных дисциплин в системе подготовки экономиста-организатора для агропромышленного комплекса. Курс дисциплины предусматривает изучение основных экономических категорий, закономерностей и тенденций развития агропромышленного комплекса, его состава и структуры.Изучается сущность предприятия, классификация предприятий, их создание и функционирование. Рассматриваются вопросы эффективности использования земельных, трудовых, материально-технических ресурсов, основного и оборотного капитала, состав издержек производства и себестоимости продукции, механизм ценообразования в отрасли, процессы специализации и агропромышленной интеграции, инновационно-инвестиционной деятельности предприятия АПК; изучаются вопросы планирования производственной деятельности, оплаты труда, конкурентоспособности продукции и предприятия. Важное место занимает изучение показателей экономической эффективности деятельности предприятия и его финансового состояния, оценки эффективности функционирования агропромышленного комплекса и его подкомплексов в целом.

Вышеперечисленные разделы дисциплины находят свое отражение в тематике курсовых работ. При выполнении курсовой работы закрепляются полученные теоретические знания, формируется экономическое мышление у специалистов, предпринимательский подход к решению экономических задач.

Курсовая работа выполняется на экономических показателях конкретного предприятия АПК, что позволяет студенту лучше освоить методику расчета данных показателей.

Практическая направленность курсовой работы способствует подготовке специалиста, обладающего гибкостью, критичностью мышления, готовностью работать в новых (инновационных) условиях, способного ориентироваться в новых технологиях, применять знания на практике, и, следовательно, в дальнейшем без адаптации включиться в профессиональную деятельность и успешно ее осуществлять.

В методические указания по выполнению курсовой работы включен примерный перечень тем и примерный план работы, содержание разделов, порядок и методика выполнения ее, требования к оформлению, критерии оценки курсовой работы и оценки защиты ее перед комиссией, список основной литературы и нормативных правовых документов.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

О с н о в н а я

 

1. Волков, О. И. Экономика предприятия: учеб. пособие / О. И. Волков, В. К. Скляренко. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2014. – 272 с.

2. Г о л о в а ч е в, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие:в 2 ч. / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч.1. – 447 с.

3. Г о л о в а ч е в, А.С. Экономика предприятия: учеб. пособие:в 2 ч. / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2008. – Ч.2. – 464 с.

4. Ж у д р о, М.К. Экономика организаций АПК: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / М.К. Жудро. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 616 с.

5. Грибов, В. Д. Экономика организации (предприятия) / В. Д. Грибов, В. Л. Грузинов, В. А. Кузьменко. – 7-е изд. – М.: КноРус, 2014. – 408 с.

6. Девяткин, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Девяткин. – 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2014. – 640 с.– (Серия: Высшее образование).

7. Минаков, И. А. Экономика сельскохозяйственного предприятия: учебник. – 2-е изд.; под ред. И. А. Минакова. – М.: Изд-во Инфра-М, 2014. – 363 с.

8. Нечитайло, А. И. Экономика предприятия: учебник / А. И. Нечитайло. – М.: Изд-во Феникс, 2016. – 416 с.

9. Паламарчук, А. С. Экономика предприятия: учебник / А. С. Паламарчук. – М.: Изд-во: Инфра-М, 2015. – 458 с.

10. Скляренко, В. К. Экономика предприятия: учебник, 2-е изд. / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. – М.: Инфра-М, 2015. – 315 с.

11. Чайников, В. В. Экономика предприятия (организации): учебник / В. В. Чайников, Д. Г. Лапин. – 2-е изд. – М.: Юнити, 2015. – 440 с.

12. Ахметов, Р. Г. Экономика предприятий агропромышленного комплекса: учебник / под ред. Р. Г. Ахметова. – М.: Изд-во «Юрайт», 2014. – 432 с.

13. Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия: учебник / под ред. В. Я. Горфинкель. – 6-е изд.– М.: Изд-во Юнити, 2015. – 663 с.

14. Экономика предприятия (организации): учебник / под ред. О. В. Девяткина, В. Я. Позднякова. – 4-е изд. – М.: Изд-во Инфра-М, 2014. – 640 с.

15. К о р ш у н о в, В.В. Экономика организации (предприятия):учебник / В. В. Коршунов. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2014. – 448 с. – (Серия: Бакалавр).

16. К а с т о р н о в, Н.П. Экономика сельскохозяйственного предприятия:учебник / Н. П. Касторнов, Л. А. Сабетова; под ред. И. А. Минакова. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 370 с. – (Серия: Высшее образование).

17. П р у д н и к о в, В. Экономика предприятия: учебник /В. Прудников, В. Скляренко. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 352 с. – (Серия: Высшее образование).

18. Н е ч а е в, В.И. Экономика предприятия АПК: учеб. пособие для высш.учеб. заведений / В.И. Нечаев, П.Ф. Парамонов, И.Е. Халявко. – СПб.:Лань, 2010. – 464 с.

19. Н е х о р о ш е в а, Л.Н. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л. В. Гринцевич; под ред. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с. 

20. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса:в 2 кн. / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – Кн. 1. – 891 с.

21. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса:в 2 кн. / В. Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. В. Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – Кн. 2. – 702 с.

 

Н о р м а т и в н ы е п р а в о в ы е д о к у м е н т ы,

г о с у д а р с т в е н н ы е п р о г р а м м ы

27. О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 11 марта 2016 г. № 192 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – 5/418421.

28. Кодекс Республики Беларусь о земле: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. – Минск: Амалфея, 2010. – 132 с.

29. Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 53-З «Об инвестициях» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2013. – 2/2051.

30. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь от 15 декабря 2016 г. № 466 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – 1/16792.

 

КУРСОВОЙРАБОТЫ

 

Цели и задачи

 

Одной из форм текущей аттестации студентов является курсовая работа. Она выполняется по учебной дисциплине в соответствии с учебными планами и направлена преимущественно на получение практических умений и навыков, необходимых для работы по из­бранной специальности.На выполнение курсовой работы отводится40 часов (1 зачетная единица).

Курсовая работа – одна из форм самостоятельной работы студента, она позволяет приобрести навыки применения теоретических знаний на практике; глубоко и детально изучить конкретную тему, а также ряд взаимосвязанных с ней тем и вопросов; получить опыт самостоятельной работы над конкретной проблемой. Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер и поэтому должна базироваться на новейших достижениях науки в своей области.

Целями курсовой работы являются:

• совершенствование навыка самостоятельной работы;

• закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, практических умений и навыков в соответствии с содержанием дисциплины;

• развитие умения сосредоточиваться на главном, формулировать суждения и выводы, логически, последовательно и доказательно их излагать;

• формирование умения публичной защиты курсовой работы;

• подготовка к решению более сложной задачи – выполнению ди­пломной работы.

При выполнении курсовой работы необходимо соблюдать следующие требования:

использование практического материала по конкретному предприятию;

выполнение аналитической части (расчет показателей, отражение их динамики, проведение факторного анализа, расчета экономической эффективности ресурсов и мероприятий и т. д.);

наличие в работе критического материала (критический обзор литературы по теме, основные проблемы по изучаемому вопросу и основные направления их решения с учетом перспектив развития предприятия);

исследование наиболее актуальных вопросов функционирования организации в современных условиях развития экономики.

 

1.2 Выбор темы и выдача задания на выполнение курсовой работы

 

Перечень тем курсовой работы разрабатывается и утверждается заведующим кафедрой до начала семестра, в котором предусмотрено ее выполнение.

Студентам предоставляется право выбора темы курсовой работы в соответствии с тематикой курсовых работ по данной дисциплине, утвержденной на заседании кафедры (возможна и рекомендация темы преподавателем).

Курсовая работа может выполняться и по теме, предложенной самим студентом с учетом его научных интересов и согласованной с преподавателем. Основными критериями при этом должны быть,
во-первых, актуальность рассматриваемой экономической проблемы и, во-вторых, возможность получения практического материала на конкретном предприятии. Тема, предложенная студентом, должна сопровождаться письменным обоснованием ее целесообразности.

Предприятие, на примере которого выполняется курсовая работа, указывается в формулировке темы работы.

Студенту выдается задание на выполнение курсовой работы (приложение А), подписанное научным руководителем и студентом, в котором указывается тема курсовой работы, перечень подлежащих разработке вопросов и срок сдачи студентом законченной работы.

Задание, в котором отражена тема курсовой работы, сроки выполнения разделов, сроки сдачи готовой работы, датируется днем выдачи и утверждается заведующим кафедрой.

Устанавливаются сроки выдачи задания: для студентов очной формы обучения – в первые две недели после начала семестра, в котором предусмотрено выполнение курсовой работы; для студентов заочной формы обучения – во время лабораторно-экзаменационной (установочной) сессии, предшествующей семестру, в котором предусмотрено выполнение курсовой работы.

Руководитель курсовой работы обязан разработать задание студенту на выполнение курсовой работы, составить график ее выполнения студентом, консультировать студента по всем вопросам, связанным с выполнением курсовой работы, контролировать ход ее выполнения, информировать деканат в случае несоблюдения календарного графика выполнения студентом курсовой работы.

 

Структура курсовой работы

 

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно на материалах конкретных субъектов хозяйственной деятельности (агропредприятий, перерабатывающих предприятий, предприятий агросервисного обслуживания и др.) с обязательным использованием и обработкой бухгалтерской статистической и оперативной отчетности не менее чем за 3 последних года. Реферативные работы к защите не допускаются. Курсовая работа выполняется на основе изучения современной экономической, правовой, агротехнической и другой необходимой литературы.

В курсовой работе следует показать актуальность выбранной темы, обозначить основные проблемы по данной теме, выполнить обзор литературных источников, обстоятельно проанализировать современное состояние экономики организации, оценить ее положение на рынке соответствующего вида выпускаемой продукции, обосновать основные тенденции развития, выявить факторы, определяющие уровень и эффективность экономики организации, обосновать и сформулировать основные рекомендации и предложения по повышению конкурентоспособности, эффективности производства на перспективу.

Все сформулированные и обоснованные рекомендации должны быть подтверждены конкретными расчетными данными, алгоритмами, методиками, моделями развития экономики предприятия или его отраслей.

В работе необходимо использовать различные методы исследования (монографический, расчетно-конструктивный, вариантный, корреляционно-регрессионный, метод статистических группировок и др.), фактические данные по группам предприятий, административно-территориальным районам, регионам, высокоэффективным белорусским и зарубежным предприятиям АПК.

В разработке плана курсовой работы, изложении материала требуется соблюдать определенную последовательность. Курсовая работа должна содержать следующие разделы: а) введение; б) обзор литературы, раскрывающий содержание темы; в) производственно-экономи-ческую характеристику предприятия, являющегося объектом исследования; г) расчетную часть по исследуемой теме; д) заключение; е) спи-сок использованных источников. Содержание вышеперечисленных разделов зависит от темы курсовой работы, но рекомендуется соблюдать ряд общих требований и положений.

Во введении необходимо раскрыть: актуальность и значение разрабатываемой темы; цель и задачи курсовой работы; использованные методы экономических исследований; объект исследования и материалы, на основании которых выполнялась курсовая работа. Здесь студент кратко перечисляет основные вопросы, которые будут рассмотрены. Объем введения не должен превышать 2–3 страницы.

Первый раздел – теоретический. В обзоре литературы рассматриваются теоретические и методологические вопросы.

На каждый используемый литературный источник должна быть сделана ссылка. При приведении ссылок на литературные источники следует избегать длинных цитат из авторитетной теоретической публикации. Необходимо своими словами пересказать, кто и в каких источниках дает, например, определение (понятие) изучаемого термина, сравнить различные точки зрения, показать совпадения и расхождения, высказать свою точку зрения.

В данном разделе приводятся также статистические данные, отражающие уровень, динамику, темпы развития по изучаемому вопросу; зарубежный опыт решения аналогичной проблемы и т. д.

Содержание раздела иллюстрируется таблицами, графическим мате­риалом (рисунками, схемами, графиками, диаграммами и т. п.).

Объем этого раздела составляет 10–15 страниц.

Второй раздел – аналитический. В нем приводится краткая производственно-экономическая характеристика предприятия – анализ уровня и динамики фактических показателей, положительные стороны и недостатки в производственно-хозяйственной деятельности.

Примерные формы таблиц для выполнения данного раздела приведены в приложениях Б, В. Экономический анализ необходимо проводить в динамике (не менее чем за последние 3 года). Целесообразно для полноты исследования сравнить экономические показатели изучаемого объекта с показателями лучших агропредприятий, данными по району, области, республики.

По отдельным темам, изучающим ресурсы предприятия или отдельные отрасли, целесообразно выделить третий раздел, в котором следует рассмотреть их уровень и эффективность в динамике. Например, при изучении эффективности молочного скотоводства в третьем разделе необходимо раскрыть состояние этой отрасли на изучаемом предприятии и показать: место и значение отрасли в экономике предприятия, организационно-экономические и технологические связи с другими отраслями; размеры производства; эффективность производства (продуктивность животных, трудоемкость, расход ресурсов на единицу продукции, себестоимость и ее структура, цены реализации, качество продукции, рентабельность и др.).

В данном разделе дается общая характеристика проблемы в Республике Беларусь, освещается современное состояние, тенденции развития изучаемой темы. Особое внимание следует обратить на законодательные акты, регулирующие вопросы развития АПК на современном этапе, на изложение точек зрения различных авторов по данной проблеме, зарубежный опыт. Положительный результат достигается при условии систематического изучения студентом материалов, опубликованных в журналах «Аграрная экономика», «Белорусское сельское хозяйство», «Экономика Беларуси» и др.

Объем этого раздела примерно 10–15 страниц.

Четвертый раздел – конструктивная часть курсовой работы – посвящается разработке и обоснованию студентом своих предложений по увеличению производства продукции, эффективному использованию ресурсов, улучшению качества, сокращению потерь продукции, снижению ее себестоимости, росту производительности труда и т. д. Целесообразность рекомендуемых мероприятий должна быть подкреплена соответствующими расчетами или фактическими данными.С этой целью здесь широко используются такие экономические методы исследований, как статистическая группировка, метод вариантных расчетов, корреляционный и регрессионный. Они позволяют выявить зависимость между факторными и результативными показателями.К факторным показателям относятся: структура сельскохозяйственного производства (специализации), площадь сельскохозяйственных угодий и их качество, плотность поголовья скота, фондооснащенность, фондо- и энерговооруженность труда и др.; к результативным – урожайность культур, продуктивность животных, себестоимость единицы продукции, уровень рентабельности и др. Результативная группировка, как прием экономического анализа, позволяет определить факторы, влияющие на конечный результат, и тенденции их изменения. Количественное влияние факторов на ре­зультаты и степень их совместного воздействия (в процентах) определяется с помощью корреляционно-регрессионного метода. Расчеты этого метода по стандартным программам выполняются на ПК.

В связи с большим разнообразием тематики и объектов исследования этот раздел курсовой работы будет отличаться индивидуальностью как по содержанию, так и по форме изложения материала.

При обосновании резервов производства (перспектив развития)
используют расчетно-конструктивный метод. С его помощью разрабатываются варианты решения исследуемых проблем и выбираются наиболее экономически эффективные, которые обеспечивают лучшее использование производственных ресурсов.

Четвертый раздел должен иметь практический характер. В нем, на основании изложенного в предыдущих разделах материала, формулируются конкретные предложения, даются рекомендации по решению исследуемой проблемы (пути снижения себестоимости, варианты расширения рынков сбыта, направления повышения качества, конкурентоспособности продукции, инвестиционно-инновационной деятельности и т. д.). По каждому предложению должны быть сделаны расчеты эффективности. Объем данного раздела до 15 страниц текста.

Заключение. Последний раздел является логическим завершением курсовой работы. В этом разделе подводятся итоги всей курсовой работы: кратко излагаются все основные теоретические положения и концепции, формулируются результаты анализа и соответствующие выводы, указываются предложения и экономическая эффективность от их реализации. Объем заключения составляет 2–3 страницы.

Список использованных источников. В список литературы включают только те источники, которые реально использовались студентом при написании курсовой работы. Список литературы должен содержать не менее 25 источников, из них учебников и учебных пособий – не более 20 %, так как написание курсовой работы предполагает более глубокое изучение избранной темы, чем ее раскрытие в учебной литературе. В качестве дополнительной литературы могут быть использованы журналы «Аграрная экономика», «Экономика Беларуси», «Новая экономика», «Директор», «Вести НАН», «Экономический бюллетень НИЭИ», «Белорусское сельское хозяйство» и др. В обязательном порядке использование Интернет-ресурсов. Список литературы оформляется согласно стандартам.

Объем курсовой работы составляет 30–35 страниц печатного текста, выполненного на персональном компьютере. Работу помещают в папку-скоросшиватель или переплетают.

Оформление курсовой работы

Курсовая работа печатается с использованием персонального компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата
А4 (210×297 мм).

Набор текста курсовой работы осуществляется с использованием текстового редактора MicrosoftWord. При этом рекомендуется ис­пользовать шрифты типа TimesNewRoman размером 14 пунктов. Количество знаков в строке должно составлять 60–70, межстрочный интервал – 18 пунктов, количество текстовых строк на странице – 39–40. В случае вставки в строку формул допускается увеличение межстрочного интервала.

Устанавливаются следующие размеры полей: верхнего и нижнего –20 мм, левого – 30, правого – 10 мм.

Шрифт печати должен быть прямым, светлого начертания, четким, черного цвета, одинаковым по всему объему текста дипломной работы. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, теоремах, важных особенностях, применяя разное начертание шрифта: курсивное, полужирное, курсивное полужирное, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и др.

Текст основной части курсовой работы делят на разделы, подразделы, пункты.

Заголовки структурных частей курсовой работы печатают прописными буквами в середине строки, используя полужирный шрифт размером на 1–2 пункта больше, чем шрифт в основном тексте.

Заголовки подразделов печатают с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной) полужирным шрифтом размером шрифта основного текста.

Каждую структурную часть курсовой работы следует начинать с нового листа.

Нумерация страниц дается арабскими цифрами. Первой страницей курсовой работы является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц курсовой работы, но номер страницы на нем не ставят. На последующих листах номер проставляют вцентре нижней части листа без точки в конце.

Иллюстрации (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, графики и др.) и таблицы служат для наглядного представления в работе характеристик объектов исследования, полученных теоретических и (или) экспериментальных данных и выявленных закономерностей. Не допускается одни и те же результаты представлять в виде иллюстрации и таблицы.

Иллюстрации и таблицы обозначают соответственно словами «рисунок» и «таблица» и нумеруют последовательно в пределах каждого раздела. На все таблицы и иллюстрации должны быть сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Слова «рисунок», «таблица» в подписях к рисунку, таблице и в ссылках на них не сокращают.

Цифровой материал курсовой работы оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь краткий заголовок, который состоит из слова «Таблица», ее порядкового номера и названия, отделенного от номера знаком тире. Заголовок следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа.

При оформлении таблиц необходимо руководствоваться следую­щими правилами:

• допускается применять в таблице шрифт на 1–2 пункта меньший, чем в тексте курсовой работы;

• не следует включать в таблицу графу «Номер по порядку». При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, поряд­ковые номера указывают в боковике таблицы непосредственно перед их наименованием;

• таблицу с большим количеством строк допускается переносить на следующую страницу. При переносе части таблицы на другую страни­цу ее заголовок указывают один раз над первой частью, слева над дру­гими частями пишут слово «Продолжение» или «Окончание». Если в работе несколько таблиц, то после слова «Продолжение» («Окончание») указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1.2»;

• заголовки граф и строк следует писать с прописной буквы в един­ственном числе, а подзаголовки граф – со строчной, если они состав­ляют одно предложение с заголовком, и с прописной, если они имеют самостоятельное значение;

• границы таблицы ограничиваются линиями.

Студент обязан давать ссылки на источники, из которых были заимствованы материалы или отдельные результаты, приводимые в курсовой работе, или на идеях и выводах которых разрабатывались проблемы, задачи, вопросы, изучаемые в курсовой работе. Такие ссылки дают возможность найти соответствующие источники и проверить достоверность цитирования. Ссылки на источники в тексте курсовой работы осуществляются путем приведения номера в соответствии с библиографическим списком, который заключается в квадратные скобки.

Раздел «Приложения» оформляют в конце работы. Приложения располагают в порядке появления ссылок на них в тексте работы. Не допускается включать в приложения материалы, на которые отсутствуют ссылки в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа, располагая в правом верхнем углу слово «ПРИЛО-ЖЕНИЕ», напечатанное прописными буквами. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который размещается с новой строки по центру листа с прописной буквы.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), например: «ПРИЛОЖЕНИЕ А».


 

Защита курсовой работы

 

Выполнение курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя – руководителя работы. Руководство начинается с выдачи задания и продолжается в форме консультаций.

Во время консультаций студент уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план исследования, структуру работы, определяет сроки выполнения ее разделов, необходимую литературу и другие материалы, а также устраняет недостатки в работе, на которые указывает руководитель.

Законченная курсовая работа, подписанная студентом, представляется на кафедру в срок, установленный календарным планом. Зарегистрированная курсовая работа выдается преподавателю-руководителю.

Руководитель проверяет полноту представленных материалов, соответствие их заданию, выясняет готовность работы к защите и устанавливает дату защиты.

Курсовые работы проверяются руководителем не более трех дней с даты поступления работы на кафедру.

Для студентов заочной формы обучения руководитель дает письменную рецензию.

При оценке работы учитываются: содержание работы, ее актуаль­ность, степень самостоятельности ее выполнения, оригинальность выводов и предложений, актуальность используемого материала, а также уровень грамотности (общий и профессиональный). Одновременно рецензент отмечает положительные стороны и недостатки курсовой работы, а при необходимости указывает, что следует доработать. Рецензия заканчивается выводом о возможности допуска работы к защите.

Преподаватель может делать замечания, указания, пометки на полях страниц и на их обратной чистой стороне. Общая оценка дается в рецензии, на титульном листе работы указывается «допущена к защите» или «не допущена к защите». При этом не разрешается условный допуск («допущена к защите условно»). Работа может быть либо допущена к защите, либо не допущена к защите.

В случае несоответствия курсовой работы установленным требованиям студенту назначается дополнительный срок для ее переработки (с конкретным указанием требуемых исправлений). После внесения исправлений курсовая работа снова сдается на проверку руководителю и рецензируется. Устранение недостатков, отмеченных руководителем, контролируется комиссией в процессе защиты.

Курсовая работа вместе с рецензией выдается студенту для озна­комления и возможного исправления. Если же курсовая работа по за­ключению рецензента требует переработки, то после исправления она представляется на повторное рецензирование с обязательным приложением первой рецензии.

Доработка замечаний студентом оформляется по каждому сделанному преподавателем замечанию на отдельных чистых листах (или рецензии).

Защита курсовых работ проводится перед комиссией, которая формируется заведующим кафедрой за две недели до начала ее проведения в составе не менее двух человек, с участием руководителя курсовой работы.

Оценка курсовой работы и результатов защиты осуществляется на основании разработанных кафедрой критериев.

Комиссия принимает решение большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии.

К защите курсовых работ допускаются студенты, включенные в зачетно-экзаменационную ведомость, по предъявлению ими зачетной книжки членам комиссии.

Защита состоит в коротком (5–10 мин) докладе студента по выполненной работе и ответах на вопросы членов комиссии. Студент должен дать четкие объяснения по существу курсовой работы. Он должен кратко изложить содержание работы, дать исчерпывающие ответы на замечания рецензента и вопросы членов комиссии. Для убедительности и доказательности своего выступления студент может использовать разработанную презентацию в форме таблиц и графического материала (графики, диаграммы, схемы, алгоритмы, карты и др.), наглядно иллюстрирующих собственные разработки, выносимые на защиту.

Иллюстративный материал, включаемый в презентацию, должен удовлетворять следующим требованиям:

- отражать основную суть разделов курсовой работы;

- содержать важнейшие положения, выносимые на защиту;

- включать собственные разработки студента. Не рекомендуется использовать в презентации заимствованные материалы, которые не могут являться предметом защиты.

Из теоретической части курсовой работы (первый раздел) в презентацию могут быть при необходимости включены 1–2 схемы, иллюстрирующие идею курсовой работы и (или) методологию исследования. В презентации должны преобладать материалы по расчетно-аналити-ческой (второй раздел) и особенно конструктивной (четвертый раздел) частям курсовой работы. Рекомендуемое соотношение объемов материалов презентации по первому, второму и третьему – четвертому разделам курсовой работы составляет 1:2:3 соответственно.

Комиссия по приему курсовых работ учитывает объем и качество работы, полноту раскрытия темы, качество и форму подачи цифрового материала (таблицы, графики, диаграммы и пр.), использованные методы и приемы исследования, аккуратность и грамотность изложения текста, а также качество защиты и правильность ответов на вопросы.

Оценка курсовой работы по десятибалльной системе выставляется комиссией по итогам защиты и качеству выполненной работы. Положительными являются отметки не ниже 4 баллов.

Отличная оценка выставляется за курсовые работы, выполненные на высоком теоретическом уровне, содержащие обоснованные расчеты и предложения.

Студент очной формы обучения обязан защитить курсовую работу до начала экзаменационной сессии, заочной формы обучения – во время лабораторно-экзаменационной сессии.

Непредставление студентом курсовой работы на проверку в установленные сроки, несоответствие содержания работы предъявляемым требованиям является основанием для недопуска студента кафедрой к защите курсовой работы.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Оценка основных средств и эффективность их использования в организации АПК.

2. Износ основных средств и эффективность их использования в организации АПК.

3. Амортизация основных средств и эффективность их использования в организации АПК.

4. Обновление основных средств и эффективность их использования в организации АПК.

5. Основные средства и эффективность их использования в организации АПК.

6. Оборотные производственные фонды и эффективность их использования в организации АПК.

7. Фонды обращения и эффективность их использования в организации АПК.

8. Оборотные средства и эффективность их использования в организации АПК.

9. Земельные ресурсы и эффективность их использования в сельскохозяйственной организации.

10. Пахотные земли и эффективность их использования в сельскохозяйственной организации.

11. Сельскохозяйственные земли и эффективность их использования в сельскохозяйственной организации.

12. Трудовые ресурсы и эффективность их использования в организации АПК.

13. Производительность труда в организации АПК и пути ее повышения.

14. Трудоемкость продукции в организации АПК и пути ее снижения.

15. Нематериальные активы и эффективность их использования в организации АПК.

16. Материально-сырьевые ресурсы и эффективность их использования в организации АПК.

17. Топливно-энергетические ресурсы и эффективность их использования в организации АПК.

18. Материально-техническая база и эффективность ее использования в организации АПК.

19. Материалоемкость продукции растениеводства и пути ее снижения в сельскохозяйственной организации.

20. Материалоемкость продукции животноводства и пути ее снижения в сельскохозяйственной организации.

21. Материалоемкость продукции и пути ее снижения в организации АПК.

22. Экономическая эффективность использования кормов и пути ее повышения.

23. Специализация организации АПК и пути повышения ее эффективности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.136 с.)