Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики мотивационно-потребностной сферы.



В структуре мотивационно-потребностной сферы личности традиционно выделяются основные и второстепенные составляющие. К основным составляющим относятся потребности, мотивы и цели. Потребности, субъективно переживаемые как состояние нужды в чем-то, порождают активность, которая становится направленной в том случае, если потребность «опредмечивается» (находит предмет удовлетворения), опредмеченная потребность становится мотивом поведения, направленного на достижение цели. Цель поведения в этом случае выступает как осознанное предвосхищение (проектирование) ожидаемого результата.

К второстепенным составляющим относят интересы, установки, стремления, желания, намерения. Хотя они также оказывают влияние на поведение человека, их роль скорее инструментальная, а не побудительная. Они ситуативны и в целом могут характеризоваться как мотивационные состояния, определенным образом влияющие на протекание психической деятельности и поведение человека.

Развитость мотивационной сферы личности можно оценивать по параметрам широты, гибкости и иерархизированности.

Широта - это разнообразие, количественный состав мотивационных образований на каждом уровне. Чем больше у человека потребностей, мотивов, целей, тем более развитой является его мотивационно-потребностная сфера.

Гибкость - характеризует возможности использования человеком для удовлетворения мотивационных побуждений более общего характера разнообразных побудителей другого этажа мотивационной сферы. Более гибкой будет та мотивационная сфера, в которой предметами удовлетворения какой-то потребности может выступать значительное количество мотивов. Другими словами, гибкость характеризует подвижность связей между различными уровнями мотивационной сферы - потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархизированность - это характеристика строения каждого уровня мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не являются рядоположными, одинаковыми по значимости для осуществления человеком каких-то действий, поступков. Одни из них возникают чаще, действуют сильнее, другие реже и слабее. Чем больше различий в силе и частоте возникновения различных потребностей, мотивов и целей, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Глубже понять систему взаимосвязей основных мотивационных образований помогает рассмотрение психологической реальности, стоящей за понятиями «потребность», «мотив», «цель».

Потребность можно определить как переживание состояния нужды в чем-то. Потребностное состояние всегда связано с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности. Оно активизирует организм, порождает поведение, направленное на поиск того, что требуется. Перечислить все возможные человеческие потребности, как-то их классифицировать, по-видимому, невозможно. В психологических исследованиях, посвященных мотивации, имеется множество классификаций потребностей, и каждый автор выделяет разные их виды и разное количество. Проблема состоит в том, что исходные, первичные потребности, присущие человеку как биологическому виду, трансформируются в бесконечное множество производных. Даже те потребности, которые связаны с выживанием человека как биологического организма, удовлетворяются специфическим образом, и способы удовлетворения, связанные с социальным бытием человека, приобщением к миру человеческой культуры, до неузнаваемости видоизменяют характер первичных, врожденных потребностей, порождают новые виды.

Наиболее исчерпывающей классификацией потребностей можно считать ту, в которой исходными будут потребности, на выводимые друг из друга в том смысле, что любая степень удовлетворенности одной группы потребностей не обеспечивает удовлетворения других. Симонов П.В., Ершов П.М. предлагают в качестве принципа такой классификации взять характер происхождения потребностей. Они могут носить разные названия, но от этого не меняется их суть.

Биологические потребности (как синонимы используются названия: витальные, органические, врожденные) - порождаются особенностями человека как биологического вида. К этой группе можно отнести потребности в пище, воздухе, воде, поддержании определенной температуры, в отдыхе и активности и т.п. Они призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека..

Социальные потребности (могут быть названы культурными, приобретенными) связаны с бытием человека среди других людей, они возникают и изменяются в течении жизни человека. К социальным потребностям можно отнести потребность принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться признанием окружающих. Другими словами, социальные потребности определяются необходимыми для человека взаимосвязями и общением с себе подобными.

Независимость социальных потребностей от биологических, их самостоятельное происхождение и их изначальную «присущность» человеку доказывает остроумный эксперимент. Если у ребенка младенческого возраста разделить между двумя людьми функции удовлетворения биологических потребностей (уход, кормление, смена пеленок) и функции общения (улыбка, разговоры, игры), то ребенок привязывается, проявляет реакцию «оживления» в отношении того человека, который вступает с ним в контакт.

Идеальные потребности (познавательные, духовные, эстетические) связаны с необходимостью получения информации; как для обеспечения существования в окружающем мире, так и безотносительно к утилитарному, прагматическому использованию этой информации для удовлетворения актуальных потребностей. Интерес к новизне, неизвестному отмечается не только у человека, но и у животных, следовательно, не может быть выведен из социального бытия человека.

Человеческие потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить. Их нельзя расценивать в категориях «»плохая» или «хорошая». Любая из них может трансформироваться в социально нежелательную, если человек не вооружен социально приемлемыми способами их удовлетворения. Рост вооруженности средствами, способами удовлетворения потребностей связан с обучением, овладением опытом, усвоением социальных норм, а также с собственным творчеством, порождением, изобретением этих средств и способов.

Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся потребностей и особым их сочетанием. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой человеческих потребностей является их предметное содержание, то есть те объекты материальной и духовной культуры, при помощи которых потребности могут быть удовлетворены. Эти объекты (предметы), на которые направляется деятельность (поведение) человека являются доминирующей формой проявления потребностей. Сама по себе потребность, субъективно представленная как переживание нужды, отражает, характеризует объективные условия внешней или внутренней среды. Возникновение активности связано с необходимостью избавления от неприятного потребностного состояния. Целенаправленные шаги в этом направлении могут быть сделаны лишь при условии нахождения способа избавления от него.

Состояние нужды, как стимул, определяет реакцию организма, но не является условием целенаправленного поведения. Реально управляет человеческим поведением цель, осознаваемая человеком как желательный результат поведения.

Цель представляет собой мотивационно-побудительное содержание сознания, является основным объектом внимания, активизирует познавательные процессы (восприятие, мышление, воображение и т.п.), с ней связана значительная часть эмоциональных переживаний.

Поскольку для возникновения поведения недостаточно актуализированной потребности, в качестве посредника между потребностью и целью выступает предмет, при помощи которого эта потребность может быть удовлетворена. Осознание потребности, ее «опредмечивание» является основой для постановки цели и организации деятельности по ее достижению. Нахождение предмета, при помощи которого потребность может быть удовлетворена, существенно меняет ее качество, потребность приобретает направленность и становится мотивом поведения. Мотив, в отличие от потребности, отражающей объективные условия внешней или внутренней среды, принадлежит самому человеку, изнутри побуждает его к совершению каких-то действий.

Возникновение мотива - это особое психическое действие, оно может быть свернутым или развернутым во времени, быть осознанным или неосознанным, опираться на многие или немногие психические процессы, учитывать многие или немногие условия.

Протекание процесса формирования мотива обусловливает многие его характеристики. Мотивы, как побудители человеческого поведения весьма разнообразны и классификация мотивов является сложной задачей, не решенной окончательно на современном этапе развития психологической науки. Различные подходы к классификации мотивов связаны с теми основаниями, которые выбирают исследователи для их характеристики. Как и в случае с потребностями, дать исчерпывающую классификацию мотивов, по-видимому, невозможно в силу их многообразия.

Следует отметить, что истинные побудители поведения не всегда осознаются человеком, и в этом плане мотивы можно рассматривать как только знаемые (номинальные, называемые) или же реально действующие.

Только знаемые мотивы лишены функции побуждения. Они скорее выступают в качестве благовидных предлогов, оправдательных причин.

Истинные (реально действующие мотивы), независимо от степени их осознания можно разделить на две разновидности: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Мотивы-стимулы могут исходить из внешнего мира и регулировать поведение человека посредством оценки, контроля, всевозможных видов поощрений и наказаний, либо принадлежать самому человеку, отражать его собственную систему оценок, ценностей, отношений. Внутренние мотивы-стимулы - это потенциально смыслообразующие мотивы.

Смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, т.е. наиболее значительно влияют на направление поведения и деятельности человека. Их роль в принятии решений, постановке целей может не осознаваться, и схемы, используемые для объяснения человеком собственных поступков не всегда соответствует мотивам реально действующим.

Признаком смыслообразующего мотива является ощущение внутренней необходимости какого-то действия.

В действиях человека всегда отражается совокупность его отношений к окружающему миру, они побуждаются не одним, а многими мотивами. Существует необходимость в объяснении человеческого поведения, его прогнозировании опираться не только на причинную (побудительную) детерминацию, но и на целевую (притягательную), идущую из будущего - от смыслов, целей, идеалов и убеждений.

Второстепенные мотивационные новообразования (мотивационные состояния) мобилизуют сознание, ориентируют его на поиск соответствующих целей и способов их достижения.

К ним можно отнести следующие факторы мотивационного процесса:

Установки - предрасположенность к чему-то, готовность реагировать (действовать, переживать и т.д.) стереотипным образом. Возникают на основе прошлого опыта и, как правило, не осознаются человеком.

Виды установок: двигательные (моторные), перцептивные, социально-перцептивные, когнитивные, мнемические.

Интересы - избирательное отношение к предметам, явлениям, активизирующее протекание психических процессов. Интересы связаны с потребностями, но опосредованна и эта связь не всегда осознаваема. Интерес направляет внимание, мысли, действует в силу своей эмоциональной привлекательности.

Желания - переживание и осознание возможности чем-то обладать, что-либо осуществлять. Эмоционально окрашены, обостряют осознание цели, способствуют построению плана будущих действий.

Стремления - направленность сознания на создание желательной ситуации. Соединяясь с представлением конкретных средств и способов действия стремление становится намерением.

Совокупность всех мотивационных образований составляет направленность личности.

 В направленности интегрируются все побудители поведения и деятельности, превращаясь определенным образом (иерархически) в организованную систему, структуру, в которой потребности, мотивы, цели, интересы, желания, как побудители, составляют динамическую сторону направленности личности.

Помимо динамической стороны в направленности можно выделить содержательную. Она характеризует предметное содержание, смысл, значение для человека его собственных действий, то есть притягательные детерминанты - мечты, идеалы, убеждения.

Мечты - это отражение, образ желаемого, как бы отсроченное желание, проект того, что может быть создано человеком в будущем.

Идеалы - представляют собой совокупность норм поведения, образ, который служит образцом. В нем воплощаются наиболее привлекательные, ценные с точки зрения человека черты.

Убеждения - это система осознанных и эмоционально пережитых, принятых жизненных принципов. Убеждения отражают систему ценностей и идеалов.

Притягательные детерминанты являются наиболее устойчивыми и значимыми для выбора человеком линии поведения, поступков. Они складываются под непосредственным общественным влиянием и в их обобщается в6есь жизненный опыт человека, опыт его взаимодействия с другими людьми.

 Человеческое поведение и деятельность обычно полимотивированы, т.е. обусловлены не одним, а несколькими мотивами. Любой человеческий поступок обычно представляет собой выбор из нескольких возможных вариантов. В этом выборе проявляются во взаимодействии различные мотивационные образования.

Полимотивированность может стать причиной мотивационного конфликта в том случае, если реализация одного побуждения противоречит реализации другого. Мотивационные конфликты выражаются в борьбе мотивов, варианты которой могут быть схематично представлены в виде выборов: между двумя привлекательными альтернативами, между двумя отрицательными альтернативами, а также линии поведения в отношении ситуации, которая и привлекает и отталкивает одновременно.

Особое значение в мотивационном конфликте приобретают смыслообразующие мотивы, т.е. те, в которых отражается содержательная сторона направленности личности - идеалы, убеждения, система ценностей. Они занимают самое высокое иерархическое место среди различных мотивационных образований и в конечном счете регулируют направление мыслей и поступков. От направленности зависит, какие именно собственные свойства человек выделяет, осознает с наибольшей отчетливостью, какая деятельность представляется ему наиболее значимой. Выбор действий, поступков по мере развития мотивационно-потребностной сферы все в большей степени определяется не внешними воздействиями, условиями среды, а собственными мотивационными образованиями, занимающими высокое место в иерархии мотивов, потребностей, целей.

Эмоционально-волевая сфера

Понятие и функции эмоций и чувств. Формы переживания чувств. Эмоциональные особенности личности и экспрессия чувств. Понятие о воле и ее функциях. Структура волевого действия. Волевые качества личности и развитие саморегуляции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.016 с.)