Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арабский халифат – 632–945 гг.
Образование в 7-ом веке Арабского халифата и распространение мусульманства привели к необходимости обучать многочисленные народы арабскому языку. Он использовался в государственности, а также был священным языком, на котором был написан Коран. Первые зачатки лингвистических представлений у арабов известны как раз-таки с 7-ого века, но окончательно традиция сложилась в первой половине 8-ого века. Центрами арабской науки о языке становятся Багдад, Басра и Куфа в Месопотамии (современный Ирак). Там же зародились Багдадская, Басрийская и Куфейская школы, между последними двумя велась острая полемика: басрийцы были строгими ревнителями классического арабского, куфийцы же допускали возможность языковых изменений. В конце 8-ого века появилась первая известная нам арабская грамматика «Аль-Китаб», написанная арабским филологом Сибавейхи (около 760–797 гг.), персом по происхождению. В грамматике, имевшей учебные цели, были детально описаны фонетика, морфология и синтаксис классического арабского языка. Грамматика Сибавейхи впоследствии считалась образцовой, и большинство учёных находились под её сильным влиянием. Последним крупным арабским учёным-языковедом был Ибн Джинни (941–1002 гг.), сын грека-раба. Он интересен рассуждениями о природе языка и языковой норме, он также занимался этимологией и семантикой. Немногие языковеды, в частности Ибн Джинни, признавали, что язык не создан сразу, и допускали возможность его изменения. Однако и Ибн Джинни допускал языковые изменения только в лексике, но не в грамматике. После распада халифата, монгольских, а затем турецких завоеваний арабская традиция постепенно пришла в состояние упадка, ограничиваясь, как и индийская, эпигонством и самовоспроизведением. От арабской традиции с 10-ого века отделилась еврейская, получившая ряд совершенно особых черт.
– – –
Данными традициями, конечно, не исчерпывается история развития лингвистических представлений в мире. Одни народы имели шансы создать собственную лингвистическую традицию, но по тем или иным причинам их не реализовали. Так получилось с тюркскими народами, которые уже в 11-ом веке имели ценнейший памятник — словарь тюркских диалектов с элементами грамматики и фонетики, созданный Махмудом аль Кашгари (1029–1101 гг.) в рамках арабских моделей, но с рядом оригинальных черт. Однако этот труд, забытый вплоть до начала 20-ого века, так и не положил основу традиции. Другие народы создали традицию лишь в отдельных областях. Так было, например, в Корее, где в 15-ом веке появилась собственная фонетика, описывавшая структуру, резко отличную от китайской, однако в отличие от Японии в других областях лингвистики здесь ничего оригинального создано не было.
Новое время – 1500–1918 гг. Каждая традиция в древности и средневековье стремилась к обособлению, полностью или частично игнорируя языки иных этносов и культур. Изменение такого подхода произошло в Европе при переходе от Средних веков к Новому времени. Новое развитие западноевропейской традиции началось в 15-16 веках, когда в ряде государств завершился период феодальной раздробленности, шло становление централизованных государств. Сложилось несколько факторов, повлиявших на изучение языка. Во-первых, Западная Европа не составляла единого государства, а представляла собой множество государств, где в большинстве случаев говорили на разных языках. При этом среди этих государств не было ни одного, которое бы могло претендовать на господство – ни один язык не мог восприниматься как столь же универсальный, как латынь. Во-вторых, все основные языки Западной Европы были генетически родственны, принадлежа к двум группам индоевропейской семьи — романской и германской, и типологически достаточно близки, обладая, в частности, сходными системами частей речи и грамматических категорий. Появилась идея о возможности сопоставления языков. Кроме того, люди знали о существовании, помимо латыни, ещё двух древних языков: древнегреческого и древнееврейского, но владели ими немногие. Теперь же в эпоху гуманизма два этих языка начали активно изучаться, а их особенности – учитываться. Другим фактором были так называемые великие географические открытия и усиление торговых связей со странами Востока. Европейцам пришлось сталкиваться с языками других народов, о существовании которых они не подозревали. И уже в 16-ом веке появляются первые миссионерские грамматики «экзотических» языков, в том числе индейских.
Большее значение для развития европейской традиции и преобразования её в науку о языке сыграли первые грамматики новых западных языков. Грамматики испанского и итальянского языков появились с 15-ого века, французского, английского и немецкого – с 16-ого века. Стояла задача формирования и закрепления нормы этих языков, особенно важная после изобретения в 15-ом веке книгопечатания. Первая попытка установления групп родственных языков принадлежала Жозефу Жюсту Скалигеру (1540–1609 гг.). В 1610-ом году посмертно вышел его труд «Рассуждение о европейских языках», где в пределах известных автору европейских языков устанавливаются 11 языковых семей. Выходят работы Иоганна Рейхлина (1455–1522 гг.) «О началах еврейского языка», «Об акцентуации и орфографии еврейского языка», где подробно разобраны грамматики семитских языков, ранее незнакомых европейской традиции. Выдающийся французский учёный Пьер де ла Раме (1515—1672 гг.), завершил создание понятийного аппарата и терминологии синтаксиса, начатое модистами; именно ему принадлежит дожившая до наших дней система членов предложения. В конце 16-ого века в Испании Франциско Санчес (1550—1610 гг.) создал теоретическую грамматику, написанную ещё на латыни, но уже учитывающую материал различных европейских языков.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.004 с.) |