В ней всё: и жизнь моя земная, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В ней всё: и жизнь моя земная,



И тайна инобытия.

 

    

 

ЖИЗНЬ И ДУША

 

 

Жив человек душой и телом,

И эта жизни полнота

С её естественным пределом

В единой сущности слита.

 

У тела части составные

Разумно полнят организм,

Их связи – зримые, живые –

Являют жизни реализм.

 

Душа состава не имеет,

В ней не сложить и не разъять

Всё то, что в ней поёт и греет,

Что любит, верит, хочет знать.

 

Душа живёт сама собою –

Одна во многих позывных,

Живёт незримою судьбою

Бессмертной сути тел живых.

 

Неизъяснимое словами

Души бессметной божество

Являет – музыкой, стихами –

Духовной жизни волшебство.

 

Душа и жизнь не разделимы:

Душа живёт, душа живит,

В ней, как огонь неугасимый,

Жизнь вечным пламенем горит.

 

И наяву, и в сновиденье

Души живое естество

В любом телесном воплощенье

Являет жизни торжество.

 

Но жизнь не самопроизводна:

Она душе подчинена,

Душа одна в себе свободна

И направляет жизнь она.

 

 

Душа надеется и верит,

Мечтает, любит, счастья ждёт…

В ней к жизни все ключи и двери,

Она зовёт, она ведёт.

 

Душа судьбу определяет:

В ней задаёт приоритет,

Единым смыслом наделяет

И всем различием примет.

 

Душа, как видно, впрок даётся,

А как раскроется она –

По жизни явной узнаётся,

Тогда и суть её ясна.

 

Душа добро и зло проявит,

В реальной жизни воплотит:

Кому-то злом её отравит,

Добром кому-то освятит.

 

И что же душу возглавляет?

Чему покорствует она?

Что к благодати устремляет –

И развращает злом сполна?

 

Душа над жизнью не витает

В невозмутимой чистоте:

В любую жизнь она врастает

В любой моральной полноте.

 

Душа младенца вся святая

И вся к добру устремлена,

А поживёт – и зло впитает,

И зла рассеет семена.

 

Всё оттого, что жизнь такая –

Та, что душе не превозмочь,

Та жизнь, что и ко злу толкает,

И от добра уводит прочь.

 

В душе живые проявленья

Добра ли, зла ли – жизни всей

Исходят все из усвоенья

Явлений жизни данной, сей –

 

И жизни той, что вдаль умчалась,

Исчезла в глубине веков,

Но в слове, в музыке осталась,

В живой душевности стихов.

 

И эта жизнь во всём объёме,

Во всей духовности своей

В душе отдельной тем весомей,

Чем больше обживётся в ней.

 

Но и душа не безразлична

К тому, чем полнится она,

Коль не дика и не теплична

В ней личной жизни сторона.

 

Душа сама в себе питает

Своё живое существо,

И ублажает, и пытает,

И убивает божество.

 

Сама добру и злу внимает,

Сама добро и зло творит

И предаёт и сострадает,

И слёзно с Богом говорит.

 

А что потом? Когда не станет

Телесной жизни? Что тогда?

Какая жизнь души воспрянет?

В каком обличье? И когда?

 

Всё зло, вся грязь в ней в Лету канет?

И в непреложной правоте

Она в красе одной предстанет?

И в первозданной чистоте?

 

Забыв былое воплощенье,

Душа в ином себя найдёт?

С иной судьбой? В ином вмещенье

Всей меры жизненных щедрот?

 

И будет так не раз? Несчётно?

И в повтореньях бытия

Душа однажды, мимолётно

Вновь станет той, в которой – я?..

 

Здесь тайна вечная сокрыта

И откровенья не сулит

Науки умная элита,

Здесь разум немощно молчит.

 

И только вера утешает,

В прозренье праведном своём

Жизнь безнадёжности лишает:

Бездоказательным чутьём

 

Бессмертьем душу наделяет,

Жизнь в неизведанное длит,

Мечту о счастье окрыляет

И воздаяние сулит.

 

Когда же веру сменит знанье

И станет суть души ясна,

Придёт и жизни воссозданье?

А в жизни – вечная весна?

 

Дожить бы только до уменья

Жизнь – ту, что есть уже – хранить,

Избегнуть самоистребленья –

До человечности дожить…

 

А жизнь моя, – с моей душою –

Не возродится никогда…

Но не погаснет над землёю

Моя заветная звезда.

 

И жизнь другую осеняя,

Она в заветности своей,

Быть может, снова воссияет

В душе кого-то из людей.

 

И в том, в кого она направит

Свой жизнетворный вышний свет,

Моя душа себя проявит –

Без прежних жизненных примет.

 

Мои тревоги и волненья,

Мои надежды и мечты

Воспрянут снова из забвенья,

Из бестелесной пустоты.

 

И кто-то вновь – в ином сознании,

В ином телесном бытии –

Как я поймёт своё призвание,

Свой долг и принципы свои.

 

Судьбу свою, в ней выбор главный

Осуществит он, как и я,

В такой же мере добронравный

И с той же мерой бытия.

 

И может быть… А впрочем – хватит,

Пора фантазию унять,

Душа напрасно силы тратит,

Стремясь грядущее узнать.

 

Мечты, надежды… Только ими

Моя фантазия полна,

Лишь утешеньями своими

Душе моей нужна она.

 

А что за гробом ожидает –

Незримо сердцу и уму,

Тут всяк по-своему гадает

Согласно нраву своему.

 

Мне лишь одно предельно ясно –

Тут ни прибавить, ни отнять –

Мне в мире этом, злом, опасном,

Один раз жить и умирать.

 

А мир иной проблематичен:

Какой он? Где он, если есть?

И чем от нашего отличен?

Как в нём живут?.. Проблем не счесть.

 

И пусть наука их решает;

Решит, конечно, – не впервой,

И всё, что душу возвышает,

Вместится в формуле одной.

 

И мир иной, потусторонний

Рационально объяснят –

Как виртуально повторённый

С движеньем времени назад;

 

Как иллюзорность голограммы,

Как мир пространственно иной,

Как мир, по сути, тот же самый,

Но параллельный и сквозной…

 

Да мало ли в каких решеньях

Наука разум воплотит,

В каких невиданных свершеньях

Всю жизнь души преобразит.

 

Глядишь, и вечность жизни личной

В душе потомки обретут

И без телесности привычной

Все бесконечно заживут.

 

Но это будет…, если будет,

Придёт потом – уж без меня,

Своё бессмертие добудет

Моя далёкая родня.

 

И ей, веками отделённой,

С моей душою в унисон

Одно скажу определённо:

Я прожил жизнь. Я видел сон?

 

Список иллюстраций

(рисунки автора)

 

Автопортрет (1961).  .  .  .  .  .    

 

А.М. Горький (1961).  .  .  .  .       

 

П.И. Чайковский (1962) .  .  .  .    

  

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Копия (1965)..  

 

Завод у реки (Архбум) (1960).      .  .  .       

 

В.И. Ленин (1965)..  .  .  .  .  .     

 

Иуда. Копия с рисунка Леонардо да Винчи (1961).   .

 

Девочка в платке (1960).  .  .  .   

 

Старший брат (1954).  .  .  .  . 

   

Однокурсница (1958).  .  .  .  .     

 

Девушка в платке (1960)..  .  .  .  .   

 

Весна (1964).  .  .  .  .  .  .    

УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН

 

 

Анаксагóр (ок. 500–428 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Считал, что первооснову всего существующего в природе составляют «семена всех вещей», мельчайшие материальные частицы – «гомеомерии» («подобочастные»); напр., золото состоит из мельчайших частичек золота, мясо – из мельчайших частичек мяса и т.д. Движущей силой в природе является «мировой разум» (Нус).

 

Анаксимáндр (610–548 гг. до д. э.) – древнегреческий философ, представитель Милетской школы. Считал, что первоосновой всего существующего в природе является единая, неисчерпаемая по своей производящей силе, качественно неопределённая, безграничная по массе и объёму, вечная во времени, бесконечная в пространстве, вечно движущаяся материя – апейрон (Беспредельное).

 

Анаксимéн (ок. 585–525 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, представитель Милетской школы. В своём учении о природе исходил из того, что единой, неограниченной по массе и объёму, вечной во времени, бесконечной в пространстве первоосновой всего существующего является воздух в разных состояниях разрежения и сгущения (газообразное, жидкое, твёрдое).

 

Аристóтель (384–322 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Платона. В противоположность учителю считал, что сущность каждой вещи заключена в самой вещи, невозможна без неё.

 

Бэ΄кон Френсис (1561 – 1626) – английский философ. Отверг средневековую схоластику. Считал, что в общественной жизни знание есть сила, сила есть знание. Для обретения такого знания людям нужна новая наука. Её предмет – природа, её средство – новый метод, её цель – превращение природы в царство человека.

 

Гéгель Г.В.Ф. (1775 – 1831) – немецкий философ, величайший диалектик. Суть учения: определяющее творческое первоначало в бытии – абсолютное понятие, абсолютная идея, т.е. возведённый в абсолют процесс человеческого мышления. Диалектическое саморазвитие абсолютной идеи предстаёт как процесс её постепенного самопознания, на определённом этапе она отчуждает от себя природу, внешний мир как своё инобытие, материальное воплощение. В природе абсолютная идея приходит к человеку и в человеческом познании, в его высшей форме – философии – приходит к познанию самой себя.

 

Гераклúт (ок. 520 – 460 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Учил, что в природе всё находится в непрерывном движении, изменении: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

 

Декáрт Р. (1596-1650) – великий французский философ, естествоиспытатель, математик. Как философ признавал наличие в мире двух начал, двух субстанций, самостоятельных, не сводимых одна к другой – природной (материальной) и духовной. Обе эти субстанции он подчинял третьему, верховному началу – Богу. Вселенная вечна и бесконечна. Мир един, единство мира – в его материальности. Материя имеет атомное строение. В теории познания придерживался принципа универсального сомнения.

 

Демокрúт (V – IV вв. до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник атомизма в европейской философии. Считал, что в природе все вещи состоят из мельчайших, чувственно невоспринимаемых, неделимых частиц – атомов («атомос» – с греч. «неделимый»). Мир – это вечно движущаяся вселенная, атомы веществ и пустота. Атомы движутся в пустоте и, соединяясь в определённых сочетаниях, образуют все вещи. Из особых атомов состоит и душа человека.

 

Диогéн Синóпский (ум. ок. 330 – 320 гг. до н.э.) – древнегреческий моралист.

 

Кант И. (1724 – 1804) – великий немецкий философ, основоположник немецкой классической философии (кроме него: Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Занимался проблемами теории познания, этики, эстетики и др. Кант различал «вещь в себе» и «явление» (ноумен и феномен). «Вещь в себе» (Ding an sich) – одно из основных понятий в его теории познания. Это вещь, существующая вне сознания и независимо от него. Воздействуя на органы чувств, она вызывает соответствующие ощущения. В ощущениях человека она является ему. Человек может знать вещь только в её явлении, но не может знать в её сущности, «в себе». «Вещь в себе» принципиально непознаваема.

 

Кропоткин П.А. (1842 – 1921). Дворянин, князь, Рюрикович. Один из главных теоретиков русского анархизма. В философии развивал идеи гуманизма.

Считал, что в жизни, наряду с законом борьбы за существование, действует и закон солидарности, сотрудничества и взаимопомощи. В будущем общество должно прийти к гармоничному строю – к безвластному, бесгосударственному анархокоммунизму.

 

Лéйбниц Г.В. (1646 – 1716) – знаменитый немецкий философ, естествоиспытатель, языковед, математик. Признавал наличие в мире бесконечного множества духовных субстанций – монад. Монады – неделимые субстанции, «элементы вещей». Они непроницаемы,бсолютно просты, обладают деятельной силой, самостоятельностью. Каждая монада не зависит от всех остальных. Монады возникают «из непрерывных излучений божества», т.е. первичной монады, представляющей собой последнее основание всего бытия.

 

Маркс К. (1818 – 1883), Энгельс Ф. (1820-1895). В философии основоположники диалектического и исторического материализма. Считали необходимым революционное переустройство мира на коммунистических началах. По мнению Маркса, «философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, что бы изменить его».

 

Пифагóр (VI – V вв. до н.э.) – древнегреческий философ. Впервые объектом философии сделал число.

 

Платóн (427 – 347 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа. В свей философии миру чувственных вещей противопоставлял мир идей как их, вещей, объективно существующих духовных сущностей.

 

Протагóр (ок. 490 – 420 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. 

 

Руссó Ж.-Ж. (1712 – 1778) – французский мыслитель и писатель. Считал, что прогресс наук, искусств, ремёсел и, как следствие, разрыв связей с природой ведут в обществе к падению нравов; призывал вернуться «назад к природе».

 

Сокрáт (ок. 470 – 399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Впервые осуществил поворот философии от изучения природы (натурфилософии) к познанию человека.

 

Соловьев В.С. (1853 – 1900) – русский религиозный философ. Центральной в его мировоззрении является идея всеединства, основывающегося на сущем. Первооснову всего существующего составляет абсолютно-сущее, Бог. Абсолютное есть София. Человечество в своем развитии устремлено к Абсолютному; в будущем превратится в бессмертное, всемогущее богочеловечество, преобразующее весь космос.

 

Спинóза Б. (1632 – 1677) – нидерландский философ, пантеист: обожествлял природу. Материальная природа в её разумной упорядоченности и есть действительный и единственный бог. Вне природы нет бога в качестве её производящей причины. Природа есть причина самой себя (natura causa sul).

 

Фалéс (ок. 625 – 547 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник первой философской школы – Милетской. Родоначальник европейской философии. В своей натурфилософии исходил из того, что единственной материальной первоосновой всего существующего в природе является вода. Всё возникает из воды и всё в неё превращается. «Космос един».

Фёдоров Н. Ф. (1828 – 1903) – русский философ- космист, московский Сократ, как называли его современники. Основной философский труд «Философия общего дела», грандиозный проект благоустройства мира. В будущем человечество, вооруженное наукой, в своем всемогуществе станет равным Богу, преобразует веси мир – Землю, Солнечную систему, всю Вселенную; победит смерть, станет способным воскрешать всех ранее живших предков.

 

Фейербах Людвиг (1804 – 1872) – немецкий философ; считал, что никакого потустороннего творца внешнего мира нет. Природа материальна, телесна, чувственна. Материя никем не сотворена, она всегда была и всегда будет, т.е. вечна; не имеет ни начала, ни конца, т.е. бесконечна. Причина природы – в ней самой. Сознание есть высший продукт материи.

 

Фúхте Иоганн Г. (1762 – 1814). Рассматривал человеческое Я (самосознание субъекта) в качестве единственной реальности, всемогущей творческой силы. Она всё созидает и совпадает непосредственно с самосознанием всего человечества. Весь мир предстаёт как порождение человеческого Я, ничего другого, не зависящего от сознания субъекта, не существует. Человеческое Я у Фихте не только разум, но и воля, не только познание, но и действие.

 

Хайя΄м Омáр (1048 – 1131) – персидский поэт, философ, учёный (математик, физик).

 

Хомяков А.С. (1804 – 1860) – русский философ и поэт, один из духовных вождей русского славянофильства середины XIX века. Развивал идею народности искусства. Считал, что у России должен быть свой, не зависимый от Запада, путь развития, основанный на православии.

 

Чаадаев П.Я. (1794 1685) – русский религиозный философ, друг А.С.Пушкина. Главной темой в его философских воззрениях является христианский провиденциализм – идея заранее заданного блага: человечество должно быть счастливо – в этом его долг перед Богом. Россия в своем развитии отставала от Запада, ничего не сделала для прогресса культуры, но ее ждет великое будущее.

Шéллинг Ф. Вильгельм (1775 – 1854): в его натурфилософии природа предстаёт как мощный организм, грандиозная система саморазвития, самосовершенствования основополагающего мирового духа, его восхождения от бессознательного к сознательному, от неразвитого сознания природы - вплоть до сознания человека.

 

Шопенгáуэр А. (1788 – 1860) – немецкий философ, считал существующий мир «наихудшим из возможных», а своё учение – «пессимизмом». Основное философское сочинение – «Мир как воля и представление».

 

ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА

 

К стр.    Стихи, растущие из сора… Имеются в виду строки из стихотворения         А. Ахматовой (цикл «Секреты ремесла»):

Когда б вы знали из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…

 

К стр.             Весь мир – театр? Актёры – люди? Использовано шекспировское изречение.

 

К стр.             «Явление Христа народу». Картина русского художника А.А.Иванова (1806-1858).

 

К стр.    «Туда мы с собой ничего не возьмём…» Стихотворное изложение заключительной части монолога академика Дронова (арт. Н. Черкасов) в к/ф «Всё остаётся людям» (1963) по одноимённой пьесе С.Алёшина (он же – автор сценария): «Туда с собой я ничего не возьму… Там ничего нет…Всё остаётся людям – и дурное, и хорошее, и в этом оставшемся - моё    забвение или бессмертие» (Цит. по памяти).

 

К стр.             Затем он выпил сок цикуты, то есть принял яд по приговору суда. Цикута – ядовитое растение.

 

К стр.             «Природа – сфинкс…» Начальные слова четверостишия Ф. И. Тютчева: 

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

 

К стр.        На удивленье философия взошла… На это обратил внимание ещё Аристотель: «Удивление побуждает людей философствовать…» («Метафизика»).

 

К стр.             «Когда пробъёт последний час природы…» Первая строка четверостишия Ф.И. Тютчева «Последний катаклизм»:

Когда пробьёт последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Всё зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них!

 

К стр.             И за прирученных мы теперь в ответе… У Сент-Экзюпери в «Маленьком принце» Лис говорит главному герою: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…»

К стр.             Нам жизнь навязана…  Начальные слова четверостишия Омара Хайяма:

                       Нам жизнь навязана: её водоворот

Ошеломляет нас, но миг один – и вот

Уже пора уйти, не зная цели жизни.

Приход бессмысленный, бессмысленный уход.

                                                 (Перевод О. Румера)

 

К стр.             …Молить его: «Остановись!» Имеются в виду слова из «Фауста» Гёте: «Остановись, мгновенье: ты прекрасно!»

 

К стр.             … Как небо на битву у князя Андрея. Имеется в виду восприятие неба раненным в Аустерлицком сражении Андреем Болконским в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

 

К стр.             Сознанье при рождении – не чистый лист… По мнению английского философа Дж. Локка (1632 – 1794), нет врождённых идей; сознание человека при рождении есть своего рода чистый лист, чистая доска (tabula rasa). Всё знание возникает из опыта.

 

К стр.             Смотри на то, как человек смеётся… Ф.М.Достоевский считал: «Хорошо смеётся человек – хороший человек».

 

К стр.             Что значит «быть или не быть?» Начальные слова монолога Гамлета в трагедии В.Шекспира «Гамлет».

 

К стр.             …Погрузиться в нирвану? Нирвана – одно из основных понятий в буддизме; означает достигнутое в самосозерцании состояние высшего блаженства, отрешённости от всего земного, от всех желаний, избавления от страданий.

 

К стр.             …Застучат в нём чьи-то топоры. Имеется в виду финал в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»: «Слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

 

К стр.        Была уже природа мастерской – пора ей храмом стать… Использованы слова Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

 

К стр.             «Мир спасёт красота». Автор идеи изречения – Ф.М. Достоевский.

 

К стр.             Земная слава так проходит… Использовано латинское изречение «Так проходит земная слава» (Sic transit gloria mundi).

К стр.             …Всё вне меры, а счастье – в ней. Так, по мнению Конфуция, «счастье – в мере».

 

К стр.             …К своей осине путь нашёл? Предавший Христа Иуда повесился на осине.

 

К стр.    …Его же расправы с народом… Имеется в виду расстрел по приказу Николая II мирного шествия 9 января 1905 г., другие расстрелы, массовые казни при подавлении восстаний, крестьянских волнений. Известно наставление Николая II генералу-карателю: «В народ, генерал, всегда надо стрелять».

 

К стр.        …Именем насильника назвали… столичный стадион. Имеется ввиду стадион имени Эдуарда Стрельцова, известного в прошлом футболиста, осужденного и отбывшего наказание за изнасилование несовершеннолетней, которую он ещё и жестоко избил.

 

К стр.    «…Иудин грех не прощается»– слова из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

 

К стр.             «Запад есть Запад…» Слова из стихотворения «Баллада о Востоке и Западе» английского поэта Р. Киплинга (1865 – 1936):

                                 Запад есть Запад, Восток есть Восток,

Не встретиться им никогда…

 

К стр.             «Человек человеку – волк». Латинское изречение (homo homini lupus est).

 

К стр.             «Война всех против всех». Латинское изречение (Bellum omnium contra omnes).

 

К стр.    Выросло племя младое…, незнакомое… Перекличка с пушкинским: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» («Вновь я посетил…»).

 

К стр.    И ныне в русском либерале вся смердяковщина живёт. Ф.М. Достоевский считал, что русский либерал по природе своей – лакей: он так и смотрит, какому бы немцу сапоги вычистить; он подобен Смердякову в «Братьях Карамазовых».

 

К стр.    Сначала мечтали об этом… Речь идёт об идеях знаменитых европейских мыслителей, представителей утопического коммунизма; в частности, Т. Кампанелла (1568 – 1639) в произведении «Город Солнца» и Т. Мор (1478 – 1535) в книге «Утопия» изобразили будущее коммунистическое общество: без частной собственности, без эксплуатации, основанное на принципах равенства, справедливости и т.п. В ХIХ в. идеи социализма обосновывали Сен-Симон, Фурье, Оуэн др., а позднее К.Маркс, Ф. Энгельс и их последователи.

 

К стр.    Дворяне тут первыми были… В России во 2-ой половине XIX в. первопроходцами в обосновании коммунистической идеи в её связи с русской крестьянской общиной были революционно настроенные дворяне, противники царизма – народники, анархисты и др.: П.Л.Лавров, П.К.Ткачёв, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин и др. Так, по мнению П.Ткачёва, в России социализм не нужно даже навязывать большинству, «коммунистическому по инстинкту, по традиции».

 

К стр.    В ней – равенство в землевладенье… Излагается теория «русского социализма» А.И. Герцена, М.А. Бакунина.

 

К стр.   Homo sum – с латинского я человек, начальные слова латинского изречения Homo sum, humani nihil, a me alienum puto – Я человек, ничто человеческое мне не чуждо (из комедии древнеримского писателя Теренция).

 

К стр.    То Шелекса, то Пярга зазвучат… Шелекса – небольшой посёлок недалеко от Плесецка (Архангельская обл.). В Плесецке я родился в 1936 г. В Шелексе жил с матерью и старшим братом в 1941 – 1946 гг. Пярга – лесная речка; к ней мы, дети, ходили на рыбалку.

 

К стр.    Детство другое – уже городское… В 1947 г. наша семья переехала в Архангельск, по месту работы отца.

 

К стр.    Любовь…, как «зубная в сердце боль»… Использовано образное выражение Г.Гейне.

 

К стр.             Я знаю русскую хандру… Перекличка со строками из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:

  «…русская хандра

Им овладела понемногу,

Он… к жизни вовсе охладел».

СОДЕРЖАНИЕ

    К читателям......................................... 3

 

    Предисловие: О слове..................................

    Глава I. Слово: творчество в жизни.......................

              Я слово ищу.....................................

              Слово и творчество...............................

              Сила слова......................................

              Пределы слова...................................

              Краски слова.....................................

              Культура........................................

              Словесность.....................................

              Писатели........................................

              Поэзия..........................................

              Поэты...........................................

              Театр...........................................

              Музыка.........................................

              Песня..........................................

              Живопись.......................................

              Красота.........................................

              Удел слова......................................

    Глава II. Слово: познание в жизни.......................

              Познание........................................

              О знании........................................

              Знание и вера....................................

Знание жизни.....................................

              Мудрость........................................

              Философия......................................

              Философы: досократики............................

                                 Сократ................................

                                 Платон, Аристотель.....................

                                 …И другие...............................

                                 Русские философы......................

              Наука...........................................

              Человек в науке...................................

              Учёные..........................................

              Истина в жизни...................................

              Истина в познании................................

    Глава III. Мир: тайна жизни.............................

              Восприятие мира.................................

              Познание мира...................................

              Непознаваемое в мире.............................

              Мир иной........................................

              Мир в целом..................................... 

              Мир: сущее......................................

              Вселенная: бытие.................................

              Космос и жизнь...................................

              Жизнь во Вселенной...............................

              Разум Вселенной..................................

              Братья по разуму..................................

              Внеземные цивилизации............................

              Земная жизнь.....................................

              Земная жизнь и космос.............................

              Тайна жизни......................................

Слово в познании мира............................

    Глава IV. Природа: торжество жизни......................

              Природа жизни....................................

              Природа..........................................

              Жизнь в природе...................................

              Сила жизни.......................................

              Потаённая природа.................................

              Разум в природе...................................

              Бог Спинозы......................................

              Homo sapiens......................................

              Человек познающий................................

              Удивительное в природе............................

              Тайны природы....................................

              Познание природы.................................

              Отношение к природе...............................

              Чувство природы...................................

              Природа в творчестве...............................

              Идеалы людей.....................................

    Глава V. Человечество: идеалы и жизнь.....................

              Гуманизм.........................................

              Просвещение......................................

              Демократия.......................................

              Свобода..........................................

              Равенство.........................................

              Братство..........................................

              Прогресс.........................................

              Жизнь в обществе.................................

              Борьба...........................................

              История..........................................

              Жизнь человечества................................

              Природа в человеке................................

              Человек в природе.................................

              Вторая природа....................................

              Судьба человечества................................

              Жизнь бессмертна..................................

    Глава VI. Человек: грани жизни...........................

              Человек...........................................

              Жизнь человека....................................

              Случайность и необходимость........................

              Восприятие жизни..................................

              Отношение к жизни.................................

              Любовь к жизни....................................

              Судьба............................................

              Выбор............................................

              Полнота жизни.....................................

              Смысл жизни......................................

        Суета сует.........................................

              Время жизни.......................................

              Течение жизни.....................................

              Конец жизни.......................................

              Величие...........................................

              Слава.............................................

    Глава VII. Человек: жизнь души........................... 

              Сознание и душа...................................

              Душа человека.....................................

              Счастье...........................................

              Что есть счастье?...................................

              Радость...........................................

              Страдание.........................................

              Одиночество.......................................

              Молчание..........................................

              Долг..............................................

              Мечта.............................................

              Романтика.........................................

              Вера..............................................

              Надежда...........................................

              Любовь...........................................

              Жизнь любви......................................

              Бог...............................................

    Глава VIII. Душа: добро и зло..............................

              Добро............................................

              Доброта..........................................

              Честь.............................................

              Совесть...........................................

              Правда............................................

              Верность..........................................

              Зло...............................................                     Собственность.....................................

              Злоба.............................................

              Жестокость........................................

              Ложь.............................................

              Власть............................................

              Предательство.....................................

              Бездуховность.....................................

              Спасти красоту.....................................

          Зло в душе.........................................

              Добро и зло........................................

    Глава IX. Зло в жизни: переворот в России (1991 – 2007).......

              Кто виноват?.......................................

              Переворот.........................................

              Перевёртыши......................................

              Предатели..................



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.27 с.)