Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По правде жить – или грешить.
ДОБРО
* * * Есть в сущем особые звенья – Явленья добра или зла, В них духа людского свершенья – Благие и злые дела.
* * * Добро и зло – всегда, во всех… Борьба, победа, пораженье… То неудача, то успех, Там торжество, здесь униженье.
* * * Добро и зло, как антиподы, Неразлучимы в существе Всей человеческой природы, В её насущном естестве.
* * * Добро и зло суть два первоначала, Две первосущности души, И в жизни их победа означала: Кто правдой жил, а кто грешил.
* * * Вся жизнь людей двоична в основанье: Добро и зло суть два начала в нём; В их отношеньях – наше проживанье, И мы, живя, их тоже создаём.
* * * Их наше мненье развело, Подчас – условно, иллюзорно: Что для одних, бесспорно, зло, То для других – добро, бесспорно.
* * * Всё в жизни временно, непрочно: Добро сегодня, завтра – зло, Что было чисто, беспорочно – В своё иное перешло.
* * * Добро вне зла, когда одно, В своей привычности тускнеет, На фоне зла добро виднее И больше ценится оно.
* * * Добро открыто – зло таится; Добро самим собой живёт, А зло добром предстать стремится, Себя за благо выдаёт.
* * * Есть победительная сила Во всём движении Добра, Она оплоты Зла сносила, Плоды великих дел собрав.
* * * В народе всё – во всём народе: И зло, и благо – всё как есть, Но в нём, как золото в породе, Всегда царят Добро и Честь. ДОБРОТА
* * * Не доброта ль – души призвание? Не в доброте ли – знак её? И что здесь – свыше воздаяние? Иль обретение своё?
* * * Что значит «добрый человек»? А то и значит – «человечный», Смысл постоянный и извечный – Каким бы ни был мир и век.
* * * Что в добрых людях суть являет? Что доброту определяет? Способность сопереживать, В других себя осознавать.
* * * Души здоровье – в доброте, В её сердечной теплоте, – Ведь есть же души и такие – Не все ж ущербные, больные?
* * * Кто на добро душой настроен И к доброте людской внимателен, Тот и в себе её достоин И за добро в душе признателен.
* * * Есть в доброте неявный свет: Его лишь та душа заметит, В которой та же сущность светит И безразличья к людям нет.
* * * У доброты защиты нет: Она доверчиво открыта И не таит своих примет – Не потому ль бывает бита?
* * * Для злых людей всегда пуста И непонятна доброта; Она для них – как рудимент, Ненужный в жизни компонент.
* * * Хочу понять – и не могу: Откуда в людях корни зла? В каком неведомом долгу Природа злобность создала?
* * * Сколько в больницах людей! Сколько больных и увечных!.. Мир – как больница, но в ней Мало врачей человечных.
* * * Нужна ли нынче доброта? И мир не тот и жизнь не та… Но что же души обновит? В них человечность оживит? ЧЕСТЬ
* * * Повеяло чем-то забытым От слова короткого «честь» – В ином бытии пережитым Хоть честных и нынче не счесть.
* * * Не стало «невольников чести», Готовых на смерть за неё; Не стало возвышенной мести, – Лишь ругань теперь, да битьё.
* * * Кому за «державу обидно», Кому её честь дорога, Тех нынче не слышно, не видно: Держава во власти врага.
* * * В душе как самосохранение – Уж если в нём потребность есть – Всегда, была и будет честь, И в ней – своё души служение.
* * * Уж нет возвышенных страстей Ушло то время, отгремело, И уж не стало тех людей, В ком чувство чести пламенело.
* * * Страдали, душою болели За честь – и свою и страны, И жизней на том не жалели В дни мира и в годы войны.
* * * И честь, и честность – всё забыто, Всё в тайники души ушло, Лишь честолюбие открыто: С ним никогда не тяжело.
* * * Когда к бесчестью привыкают И забывают слово «честь», То жизнь на рабство обрекают… И что же ждёт её? Бог весть.
* * * Порою слово вспоминают: О чести что-то говорят, Но всей цены её не знают, Впустую мелочью сорят.
* * * Все те, что жизнь страны сместили На воровскую сторону, – Своё бесчестие явили И обесчестили страну.
* * * Всему приходит свой черёд, И всё проходит с жизнью вместе: Пора бесчестия пройдёт – И в жизнь вернётся чувство чести. СОВЕСТЬ
* * * Наивно и несовременно О совести вслух говорить, Но правило всё ж неизменно: Всем должно по совести жить.
* * * По совести жить – это значит
В себе свой моральный закон Блюсти в чистоте, а иначе В душе не проявится он.
* * * Усовестили – и совестно стало, Сделал на совесть – и совесть чиста… Сколько духовных движений впитал он – Русского смысла словесный кристалл.
* * * Веками в народной морали На совести крепла душа, С ней жили и с ней умирали, Грехи и пороки круша.
* * * Не в том ли совести значение, Что в ней – добра самосвечение? И с ним душа себе верна? Перед собой всегда честна?
* * * Мучает совесть, нещадно терзает, Колких укоров не счесть, Ноющей болью всю душу пронзает, Мучает… Ежели есть.
* * * Совесть не мучает, если безгрешен, Если душа – как прозрачный кристалл, Если в бесчестном никак не замешан, Совесть не мучает – если чиста.
* * * Уж очень совесть неудобна, Спокойной жизни с ней не жди; Она в нас аргусу подобна: Любой проступок отследит.
* * * О совести все говорят, Но каждый свою утверждает, Порой – как удобный наряд, Бесчестью в себе угождая.
* * * Теперь другие времена, Теперь другие нравы: Нелепа совесть и смешна Циничным и лукавым.
* * * Где совесть была – там теперь пустота, Нет в душах для совести места: Рвачам и дельцам с ней одна маета – Опасная, хуже ареста. ПРАВДА
* * * Как истина – светоч познания, Так правда есть светоч души, И с равною мерой искания Жизнь духа здесь путь свой вершит.
* * * В чём правды смысл и назначение? В ней жизни подлинной свечение – Сквозь заблужденья, лжи туман, Сквозь извращающий обман.
* * * Есть правда – жизни откровение И правда – жизни нагота, Нужны к одной – проникновение, К другой – покров и слепота.
* * * Есть правда личная, она Лишь одному в душе дана, И есть большая Правда, в ней – Судьба страны и жизнь людей.
* * * Есть правда – исключенье лжи – В любом житейском обиходе, И Правда есть, в которой жизнь Одушевляется в народе.
* * * Что правда жизни означает И кто ту правду замечает, Кому, зачем она нужна – Тут человека суть видна.
* * * А может, правда не нужна? Уж очень с нею жизнь сложна: Всегда всем правду говори… Не проще ль всё таить внутри?
* * * Когда за правдою следим, Хотим найти – и обретаем, Мы в ней лишь то предпочитаем, Что благозвучно нам самим.
* * * Страна теперь у лжи во власти И ложью власти пленена; В сетях убийственной напасти Унижена, оскорблена.
* * * Кем-то зараза плодится – не нами, Кто-то за правду воюет – не мы… Мы лишь зеваки – и в фарсе, и в драме Властной неправды, подвластной чумы.
* * * Сквозь пустоту бесплодных споров, В которой – брань и ложь густая, Сквозь мусор ссор и сор раздоров Упрямо правда прорастает. ВЕРНОСТЬ
* * * Недаром верность – рядом с верой: В них – сила корня одного, Одною нравственною мерой Жизнь проверяет суть его.
* * * Верность – души понуждение Правдой безгрешною жить, С ней – лишь себе в угождение – Честью своей дорожить.
* * * В природе – как смысл сокровенный – Есть свой для души образец – Такой, как любовь без измены И верность собачьих сердец.
* * * Верность – теперь пережиток, В людях уже не нужна; Им непригодна она – Словно торговля в убыток.
* * * Верность одним – как чудачество, Верность другим – как укор, Странное, чуждое качество, Что-то из рыцарских пор.
* * * Верность Родине, долгу, присяге – Это было, когда-то привычно, В проявленьях свои х – героично, А теперь? Это – дурь в бедолаге?
* * * Конечно, верность старомодна – И не она одна, Теперь мораль во всём свободна – Ущербна и бедна.
* * * И что о верности тужить, Коль вся душа устала жить? Устала быть красивой – Безгрешной и счастливой?
* * * Другие в нравах нормативы, И в них естественность другая: Окрепли грешные мотивы, Изменой душу разлагая.
* * * Порядков рыночных радетели, Все скрепы прежние рубя, Мораль подмяли под себя – Изменой в ранге добродетели.
* * * В паденье нравов что – причина? Прогресс наук? Руссо был прав? Разрыв с природою, как мина, Калечит в людях жизнь и нрав?
З Л О
* * * Зло в человеке производно, Оно вторичное всегда,– То как случайная беда, То как изъян души негодной.
* * * Откуда зло? Зачем оно? Ведь не природой же дано? Людское обретение, – Но в чём предназначение?
* * * Рай был отринут в наказанье, И человек погряз во зле; В каком неведомом заданье Зло претворилось на Земле?
* * * Зачем же миру силы зла? Кто ими души наделяет? Кто ими в жизни управляет, Творя все чёрные дела?
* * * Чья злая воля мировая Творит и направляет зло? Не в ней ли сила всеземная, Чей знак – трёхзначное число?
* * * Всё зло мировое различно У разных народов и рас: Оно то грешно и трагично, То смерти равно – как у нас.
* * * Убита советская эра, И в этом погибельном зле Страну совратила химера Безродной судьбы на земле.
* * * Страной овладела безликость, И в ней обретая оплот, Разнузданно тешится дикость Во зле убивая народ.
* * * Зло враждою людскою плодится, Зло чумою над миром витает, Болен мир, болен злом, им гноится, Метастазами зло нарастает.
* * * Сколько в больницах людей! Сколько больных и увечных!.. Мир – как больница, но в ней Мало врачей человечных.
* * * У зла во всём свои обличия, Оно, как люди, многолико – И есть в нём всё, что в них велико, Лишь нет духовного величия.
СОБСТВЕННОСТЬ
* * * У зла греховные начала И первородны среди всех – Грех жажды жёлтого металла И частной собственности грех.
* * * Что в людях собственность творит –
Всяк без подсказок понимает: Она к раздорам путь торит И злобой души оскверняет.
* * * Как частной собственности вклад В людское разобщение – В порядках жизненных разлад И в душах отчуждение.
* * * В ком собственность правит всецело, Тот ценит в себе только тело, Лишь бренную плоть ублажает, А душу во зле унижает.
* * * Собственность, жажда наживы В душах людей – как нарывы, Завистью, злобой вспухают, Рознь и вражду распаляют.
* * * Кто раб вещей, кто денег раб – И тот, и этот духом слаб, И к счастью путь в душе закрыт Пред тем, в ком собственник царит.
* * * В желании обладать, Присвоить себе и не дать Истоки душевной мороки, В которой – грехи и пороки.
* * * Где культ чистогана царит И властвуют плуты и воры, Там путь для пороков открыт, Распахнут свой ящик Пандоры.
* * * Богатство, нажива корыстных ловчил – Греха с бездуховностью сплав; Как это когда-то Христос обличил, Торговцев из храма изгнав.
* * * Богатство греховно, и в царстве небесном Нет места богатым, как ведал Христос, Но люди богатством грешат повсеместно, Презрев осудительный нравственный спрос.
* * * Богатство, бедность – всё вне меры, А счастье – в ней, таков закон, И хоть к нему нет в людях веры, Всё ж неуклонно правит он.
ЗЛОБА
* * * Что отвращает в людях злых – До боли в сердце, до озноба? Их помрачающая злоба Во всех явлениях своих.
* * * Хочу понять – и не могу: Откуда в людях столько зла? В каком неведомом долгу Природа злобность создала?
* * * Природа злобность породила? Но в ней звериной злобы нет, – Есть охранительная сила – Вражды звериной паритет.
* * * Бывают злобные собаки, Но вся их злоба – от людей, И явно проступают в ней Лишь человеческие знаки.
* * * Все корни злобы у людей – В самой их жизни бездуховной – И аморальной, и греховной Во мненье нравственных судей.
* * * Людскую злобу что питает? Всё то, что душу растлевает В плену житейской суеты, Её духовной нищеты.
* * * Кому-то власть нужна и слава, Другому – жизнь как у набоба, А в ком-то зависть – как отрава… И в каждом – злоба, злоба, злоба.
* * * Истоки злобы – в эгоизме, В раздутом личном централизме, В котором властвует «моё»: «Моё не тронь, имей своё».
* * * На злобу враг любой способен, Когда в разгар вражды своей Даёт он волю явной злобе, И суть свою являя в ней.
* * * Предатель ненавидит всё, что предал И, ненавидя, злобы не таит, Когда вовсю поносит и чернит Всё то, чему он был когда-то предан.
* * * Людская злоба многолика В своих явлениях живых – От слова бранного и крика До потрясений мировых. ЖЕСТОКОСТЬ
* * * Жестокость – души омертвленье В зловещем его проявленье, – Безнравственном в жизненной сути, Безжалостном в действенной жути.
* * * Жестокость на злобе замешена, Пропитана злобой она, В любом злодеянье замешана
И злой неприязни полна.
* * * Природе жестокость чужда, Нужды в ней живое не знает, И только людская вражда Её и плодит, и питает.
* * * Жестокость с людьми появилась, В их жизни созрела она, Когда в них вражда обнажилась И стала угодной война.
* * * Когда о звериной жестокости, О зверствах людей говорят – Зверей понапрасну корят, Словами в пустой однобокости.
* * * Жестоких зверей не бывает – В естественном их бытии, Жесток человек: он – пытает, Он мучает жертвы свои.
* * * За правду расправы, гонения, Чудовищные преступления, Все подлые, злые дела… – И в каждом жестокость была.
* * * Жестокости апофеоз – Война как злодейство людское, Война как безумство – такое, В котором – взаимный психоз.
* * * Враги, маньяки, парни в стае… Жестокость их ясна уму, Но непонятно – почему Жестокость женская бывает?
* * * И звери безвинно страдают От злобы жестоких людей, – От тех, что и плоть истязают, И жизни лишают зверей.
* * * Жестокие люди, жестокое время… Жестокость на жизни – как тяжкое бремя: Где горе и слёзы, и кровь – там она… Жестокость нас губит… Но чья же вина? ЛОЖЬ
* * * Души порочной обнаженье – В бесстыдной низости своей – Являет ложь и злу служенье, И неразумие людей.
* * * Ложь безобидная – не ложь: В ней – только вымысел негодный, А ложь – как в спину острый нож: Удар рассчитанный и подлый.
* * * Есть ложь из зависти, из мести, Есть лож – донос и ложь – бесчестье, Есть ложь злокозненных интриг – Врагов и нравственных расстриг…
* * * Есть ложь как самооправдание, В ней – откровенное враньё, В котором – лишь одно желание Отмыть предательство своё.
* * * Чтоб оболгать страну родную – Тут надо быть её врагом, Тревожна гниль в себе самом, Всю душу – подлую и злую.
* * * Порочна ложь в своей основе, Порочна в замысле и слове, Порочна в каждом и всегда – Коль с ней – обида и беда.
* * * От лжи бывает много зла И много лжи от зла бывает, Тут диалектика живая: Её не жизнь ли создала?
* * * Что значит ложь в борьбе умов? Приём нечестных и неправых: Свои неправедные нравы Они таят в тумане слов.
* * * Во лжи неправедный настрой, Но под словесной мишурой, Он в сути – злобный и бесчестный, Всегда в явленье неуместный.
* * * Любая ложь недолговечна: В правдоподобии своём Она смутна и быстротечна И – пропадает, как фантом.
* * * Кто верит лжи? Не тот, кто лжёт: Он лживость ясно сознаёт; Лишь тот, кому она нужна, Способен верить ей сполна. ВЛАСТЬ
* * * Есть власть в её потребной сути – Как сила в жизни сообща, Но есть и власть в духовной мути – Как человек её вмещал.
* * * Безличной власти не бывает, За всякой властью – человек: И государством управляет, И всем, чем полон каждый век.
* * * Кто жаждой власти одержим И власти достигает, Тот, утверждая свой режим, Себя в нём претворяет.
* * * Что в человеке – жажда власти? Желанье подчинять людей? Симптом бесчеловечной страсти, Слепого безразличья в ней.
* * * Чем власть полней – тем злей она, Тем беспощадней к человеку; Она бездушия полна, Творя духовного калеку.
* * * Власть портит оскуденьем душ, Способствуя рождению И тяги к барству у чинуш, И тяги к угождению.
* * * Рабу что надо? Господина, Сиречь хозяина, а там И для себя добиться чина, Чтоб и о нём шептали: «Сам…»
* * * Когда во власти – без борьбы – Случайный баловень судьбы, Он управляет неумело, Всем уступая то и дело.
* * * Дорвался до власти, не зная – зачем? Гордыню свою ублажая? Слепила ли слава чужая? Но власть обесславил совсем.
* * * Кому доверить можно власть? Лишь мудрым – тем, что не умеют Ни упиваться ею всласть, Ни пресмыкаться перед нею.
* * * Ни властвовать, ни быть подвластным – Вот человека идеал – Всегда потребный, но напрасный: Никто его не достигал. ПРЕДАТЕЛЬСТВО
* * * Предав Христа, повесился Иуда – Столь грех предательства тяжёл? Но кто же из предательского люда К своей осине путь нашёл?
* * * Предают изменяя, предают продавая, Предают, отторгая себя, Предают ненавидя, предают проклиная, Предают, свою душу губя.
* * * Клеймо предательства на лицах проступает – В глазах пустых, в изгаженных чертах, Их искажают ненависть и страх, В них злоба тайная обличье обретает.
* * * Что заставляет предавать? Какие побуждения? Умом тут, видно, не понять Всей глубины падения.
* * * В предательстве вся тайна – почему? Что значит это извращение – Души безумное влечение К растлению? К паденью своему?
* * * В предательстве есть нечто, запредельное – Вне человеческих понятий: В нём и души заклание смертельное, И бездуховность без изъятий.
* * * Нынче время иуд, – Всё и вся предают, Не считая за грех, Под ухмылки и смех.
* * * Карьеру строят на предательстве, Не видя в нём греха, Знать, совесть в этом надругательстве Нема, слепа, глуха.
* * * Слово «совесть» забывают, Гонят совесть прочь: С ней – и это понимают – Предавать невмочь.
* * * Если в героях предатели Прошлых и нынешних лет, Значит, и совесть утратили, И справедливости нет.
* * * Что «иудин грех не прощается» – Это так, но поэт опустил: У людей это часто случается – Только Бог никому не простил.
Рисунок
Иуда. Копия с рисунка Леонардо да Винчи (1961) БЕЗДУХОВНОСТЬ
* * * Там злу воздвигнут пьедестал И жизнь заведомо греховна, Где дань телесному верховна И бездуховность правит бал.
* * * Душа и дух – о них забыли, Утратив жизни существо, Во зле бессмертное сгубили, В себе убили божество.
* * * Как человечности распад, Как откровенная греховность Гнетёт людская бездуховность Вне знанья будущих расплат.
* * * Где бездуховности начало – Там человечности конец, Что в жизни часто означало: Был человек, а стал подлец.
* * * Коль нет в духовности нужды И не нужна дорога к Храму, То жизнь раскрыта для вражды, Для смуты, возведённой в драму.
* * * Как жизни сор, как старый хлам Духовность вымели повсюду, И, вольно предаваясь блуду, Окреп и возгордился хам.
* * * Поправ великие святыни И обнажив свой срам, Бездушие глумится ныне, И торжествует хам.
* * * Печать бездуховности – словно клеймо На лицах тупых, пустоглазых: Как будто на них провиденье само Пометило зла метастазы.
* * * Как много значить стало Я, Своё в себе – как мера мира, Как вся основа бытия И воплощение кумира.
* * * Теперь, как видно, легче расстаются И легче сходятся, и легче предают, И легче над чужой бедой смеются – Душе людской теперь противен добрый труд.
* * * Где только поп-кумиры знамениты Где нет внимания к уму, Там страсти бездуховностью повиты, В ней – тяготением к ярму.
СПАСТИКРАСОТУ ЗЛО В ДУШЕ
* * * Душа в себе и для себя, Своё заведомо любя, В самооценках безупречна: Всегда безгрешна, не увечна.
* * * Душа ущербною бывает, Но в чём и как – не сознаёт, Своё в себе не осуждает, Плохих оценок не даёт.
* * * Душа греховной может быть, Но лишь на взгляд со стороны, Свои грехи ей не видны: Не мучат, не мешают жить.
* * * В душе – своя самозащита, Она сама себя хранит, И дверь в неё для всех закрыта – Но ключ поблизости лежит.
* * * Душа, открытая для зла И зло сама плодить готовая, В себе святое не спасла, И кара ждёт её суровая.
* * * Душа всё зло в себе прощает, Когда в ней правит эгоизм, Он ум и чувства обращает В расчёт холодный и цинизм.
* * * Коль душу тайно зависть гложет, То доброй быть душа не может: Она злорадствует и злится, Но быть распознанной боится.
* * * В ком собственность душой овладевает, В том алчность бытие определяет И рвеньем ненасытности своей Срывает душу с нравственных корней.
* * * Собственность в сути тлетворна – Там, где чрезмерна она, Там и пороков полна, Там и бесчестна, зазорна.
* * * Всю гниль духовного растления Людская подлость обнажает, В ней зло души свои значения Всего поганей выражает.
* * * Всё зло души во всех значениях, – Когда есть воля, сила, власть, – В людских страданьях и мучениях Себя являет – как напасть.
* * *
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.495 с.) |