По правде жить – или грешить. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По правде жить – или грешить.



 

      

 

 

           

 

 

    ДОБРО

 

* * *

Есть в сущем особые звенья –

Явленья добра или зла,

В них духа людского свершенья –

Благие и злые дела.

 

* * *

Добро и зло – всегда, во всех…

Борьба, победа, пораженье…

То неудача, то успех,

Там торжество, здесь униженье.

 

* * *

Добро и зло, как антиподы,

Неразлучимы в существе

Всей человеческой природы,

В её насущном естестве.

 

* * *   

Добро и зло суть два первоначала,

Две первосущности души,

И в жизни их победа означала:

Кто правдой жил, а кто грешил.

 

* * *

Вся жизнь людей двоична в основанье:

Добро и зло суть два начала в нём;

В их отношеньях – наше проживанье,

И мы, живя, их тоже создаём.

 

* * *

Их наше мненье развело,

Подчас – условно, иллюзорно:

Что для одних, бесспорно, зло,

То для других – добро, бесспорно.

 

* * *

Всё в жизни временно, непрочно:

Добро сегодня, завтра – зло,

Что было чисто, беспорочно –

В своё иное перешло.

 

 

* * *

Добро вне зла, когда одно,

В своей привычности тускнеет,

На фоне зла добро виднее

И больше ценится оно.

 

* * *

Добро открыто – зло таится;

Добро самим собой живёт,

А зло добром предстать стремится,

Себя за благо выдаёт.

            

* * *

Есть победительная сила

Во всём движении Добра,

Она оплоты Зла сносила,

Плоды великих дел собрав.

 

* * *

В народе всё – во всём народе:

И зло, и благо – всё как есть,

Но в нём, как золото в породе,

Всегда царят Добро и Честь.


  ДОБРОТА

 

* * *

Не доброта ль – души призвание?

Не в доброте ли – знак её?

И что здесь – свыше воздаяние?

Иль обретение своё?

 

* * *

Что значит «добрый человек»?

А то и значит – «человечный»,

Смысл постоянный и извечный –

Каким бы ни был мир и век.

 

* * *

Что в добрых людях суть являет?

Что доброту определяет?

Способность сопереживать,

В других себя осознавать.

 

* * *

Души здоровье – в доброте,

В её сердечной теплоте, –

Ведь есть же души и такие –

Не все ж ущербные, больные?

 

* * *

Кто на добро душой настроен

И к доброте людской внимателен,

Тот и в себе её достоин

И за добро в душе признателен.

            

* * *

Есть в доброте неявный свет:

Его лишь та душа заметит,

В которой та же сущность светит

И безразличья к людям нет.

 

* * *

У доброты защиты нет:

Она доверчиво открыта

И не таит своих примет –

Не потому ль бывает бита?

 

 

* * *

Для злых людей всегда пуста

И непонятна доброта;

Она для них – как рудимент,

Ненужный в жизни компонент.

 

* * *

Хочу понять – и не могу:

Откуда в людях корни зла?

В каком неведомом долгу

Природа злобность создала?

 

* * *

Сколько в больницах людей!

Сколько больных и увечных!..

Мир – как больница, но в ней

Мало врачей человечных.

 

* * *

Нужна ли нынче доброта?

И мир не тот и жизнь не та…

Но что же души обновит?

В них человечность оживит?


    ЧЕСТЬ

 

 

* * *

Повеяло чем-то забытым

От слова короткого «честь» –

В ином бытии пережитым

Хоть честных и нынче не счесть.

 

* * *

Не стало «невольников чести»,

Готовых на смерть за неё;

Не стало возвышенной мести, –

Лишь ругань теперь, да битьё.

 

* * *

Кому за «державу обидно»,

Кому её честь дорога,

Тех нынче не слышно, не видно:

Держава во власти врага.

 

* * *

В душе как самосохранение –

Уж если в нём потребность есть –

Всегда, была и будет честь,

И в ней – своё души служение.

 

* * *

Уж нет возвышенных страстей

Ушло то время, отгремело,

И уж не стало тех людей,

В ком чувство чести пламенело.

 

* * *

Страдали, душою болели

За честь – и свою и страны,

И жизней на том не жалели

В дни мира и в годы войны.

 

* * *

И честь, и честность – всё забыто,

Всё в тайники души ушло,

Лишь честолюбие открыто:

С ним никогда не тяжело.

 

* * *

Когда к бесчестью привыкают

И забывают слово «честь»,

То жизнь на рабство обрекают…

И что же ждёт её? Бог весть.

 

* * *

Порою слово вспоминают:

О чести что-то говорят,

Но всей цены её не знают,

Впустую мелочью сорят.

 

* * *

Все те, что жизнь страны сместили

На воровскую сторону, –

Своё бесчестие явили

И обесчестили страну.

 

* * *

Всему приходит свой черёд,

И всё проходит с жизнью вместе:

Пора бесчестия пройдёт –

И в жизнь вернётся чувство чести.


  СОВЕСТЬ

 

 

    * * *

Наивно и несовременно

О совести вслух говорить,

Но правило всё ж неизменно:

Всем должно по совести жить.

 

 * * *

По совести жить – это значит

В себе свой моральный закон

Блюсти в чистоте, а иначе

В душе не проявится он.

 

     * * *

Усовестили – и совестно стало,

Сделал на совесть – и совесть чиста…

Сколько духовных движений впитал он –

Русского смысла словесный кристалл.

 

    * * *

Веками в народной морали

На совести крепла душа,

С ней жили и с ней умирали,

Грехи и пороки круша.

 

    * * *

Не в том ли совести значение,

Что в ней – добра самосвечение?

И с ним душа себе верна?

Перед собой всегда честна?

 

    * * *

Мучает совесть, нещадно терзает,

Колких укоров не счесть,

Ноющей болью всю душу пронзает,

Мучает… Ежели есть.

 

* * *

Совесть не мучает, если безгрешен,

Если душа – как прозрачный кристалл,

Если в бесчестном никак не замешан,

Совесть не мучает – если чиста.

 

* * *

Уж очень совесть неудобна,

Спокойной жизни с ней не жди;

Она в нас аргусу подобна:

Любой проступок отследит.

 

    * * *

О совести все говорят,

Но каждый свою утверждает,

Порой – как удобный наряд,

Бесчестью в себе угождая.

 

    * * *

Теперь другие времена,

Теперь другие нравы:

Нелепа совесть и смешна

Циничным и лукавым.

 

    * * *

Где совесть была – там теперь пустота,

Нет в душах для совести места:

Рвачам и дельцам с ней одна маета –

Опасная, хуже ареста.


   ПРАВДА

 

 

* * *

Как истина – светоч познания,

Так правда есть светоч души,

И с равною мерой искания

Жизнь духа здесь путь свой вершит.

 

* * *

В чём правды смысл и назначение?

В ней жизни подлинной свечение –

Сквозь заблужденья, лжи туман,

Сквозь извращающий обман.

 

* * *

Есть правда – жизни откровение

И правда – жизни нагота,

Нужны к одной – проникновение,

К другой – покров и слепота.

 

* * *

Есть правда личная, она

Лишь одному в душе дана,

И есть большая Правда, в ней –

Судьба страны и жизнь людей.

 

* * *

Есть правда – исключенье лжи –

В любом житейском обиходе,

И Правда есть, в которой жизнь

Одушевляется в народе.

 

* * *

Что правда жизни означает

И кто ту правду замечает,

Кому, зачем она нужна –

Тут человека суть видна.

 

* * *

А может, правда не нужна?

Уж очень с нею жизнь сложна:

Всегда всем правду говори…

Не проще ль всё таить внутри?

 

* * *

Когда за правдою следим,

Хотим найти – и обретаем,

Мы в ней лишь то предпочитаем,

Что благозвучно нам самим.

 

* * *

Страна теперь у лжи во власти

И ложью власти пленена;

В сетях убийственной напасти

Унижена, оскорблена.

 

* * *

Кем-то зараза плодится – не нами,

Кто-то за правду воюет – не мы…

Мы лишь зеваки – и в фарсе, и в драме

Властной неправды, подвластной чумы.

 

* * *

Сквозь пустоту бесплодных споров,

В которой – брань и ложь густая,

Сквозь мусор ссор и сор раздоров

Упрямо правда прорастает.


ВЕРНОСТЬ

 

         * * *

Недаром верность – рядом с верой:

В них – сила корня одного,

Одною нравственною мерой

Жизнь проверяет суть его.

 

* * *

Верность – души понуждение

Правдой безгрешною жить,

С ней – лишь себе в угождение –

Честью своей дорожить.

 

* * *

В природе – как смысл сокровенный –

Есть свой для души образец –

Такой, как любовь без измены

И верность собачьих сердец.

 

* * *

Верность – теперь пережиток,

В людях уже не нужна;

Им непригодна она –

Словно торговля в убыток.

 

* * *

Верность одним – как чудачество,

Верность другим – как укор,

Странное, чуждое качество,

Что-то из рыцарских пор.

 

* * *

Верность Родине, долгу, присяге –

Это было, когда-то привычно,

В проявленьях свои х – героично,

А теперь? Это – дурь в бедолаге?

 

* * *

Конечно, верность старомодна –

И не она одна,

Теперь мораль во всём свободна –

Ущербна и бедна.

 

 

* * *

И что о верности тужить,

Коль вся душа устала жить?

Устала быть красивой –

Безгрешной и счастливой?

 

* * *

Другие в нравах нормативы,

И в них естественность другая:

Окрепли грешные мотивы,

Изменой душу разлагая.

 

* * *

Порядков рыночных радетели,

Все скрепы прежние рубя,

Мораль подмяли под себя –

Изменой в ранге добродетели.

 

* * *

В паденье нравов что – причина?

Прогресс наук? Руссо был прав?

Разрыв с природою, как мина,

Калечит в людях жизнь и нрав?

 


 

       З Л О

 

* * *

Зло в человеке производно,

Оно вторичное всегда,–

То как случайная беда,

То как изъян души негодной.

 

* * *

Откуда зло? Зачем оно?

Ведь не природой же дано?

Людское обретение, –

Но в чём предназначение?

 

* * *

Рай был отринут в наказанье,

И человек погряз во зле;

В каком неведомом заданье

Зло претворилось на Земле?

 

* * *

Зачем же миру силы зла?

Кто ими души наделяет?

Кто ими в жизни управляет,

Творя все чёрные дела?

 

* * *

Чья злая воля мировая

Творит и направляет зло?

Не в ней ли сила всеземная,

Чей знак – трёхзначное число?

 

* * *

Всё зло мировое различно

У разных народов и рас:

Оно то грешно и трагично,

То смерти равно – как у нас.

 

* * *

Убита советская эра,

И в этом погибельном зле

Страну совратила химера

Безродной судьбы на земле.

 

 

* * *

Страной овладела безликость,

И в ней обретая оплот,

Разнузданно тешится дикость

Во зле убивая народ.

 

* * *

Зло враждою людскою плодится,

Зло чумою над миром витает,

Болен мир, болен злом, им гноится,

Метастазами зло нарастает.

 

* * *

Сколько в больницах людей!

Сколько больных и увечных!..

Мир – как больница, но в ней

Мало врачей человечных.

 

* * *

У зла во всём свои обличия,

Оно, как люди, многолико –

И есть в нём всё, что в них велико,

Лишь нет духовного величия.


 

СОБСТВЕННОСТЬ

 

    * * *

У зла греховные начала

И первородны среди всех –

Грех жажды жёлтого металла

И частной собственности грех.

 

    * * *

Что в людях собственность творит –

Всяк без подсказок понимает:

Она к раздорам путь торит

И злобой души оскверняет.

 

    * * *

Как частной собственности вклад

В людское разобщение –

В порядках жизненных разлад

И в душах отчуждение.

 

    * * *

В ком собственность правит всецело,

Тот ценит в себе только тело,

Лишь бренную плоть ублажает,

А душу во зле унижает.

 

    * * *

Собственность, жажда наживы

В душах людей – как нарывы,

Завистью, злобой вспухают,

Рознь и вражду распаляют.

 

    * * *

Кто раб вещей, кто денег раб –

И тот, и этот духом слаб,

И к счастью путь в душе закрыт

Пред тем, в ком собственник царит.

          

* * *

В желании обладать,

Присвоить себе и не дать

Истоки душевной мороки,

В которой – грехи и пороки.

 

 

    * * *

Где культ чистогана царит

И властвуют плуты и воры,

Там путь для пороков открыт,

Распахнут свой ящик Пандоры.

 

 * * *

Богатство, нажива корыстных ловчил –

Греха с бездуховностью сплав;

Как это когда-то Христос обличил,

Торговцев из храма изгнав.

 

    * * *

Богатство греховно, и в царстве небесном

Нет места богатым, как ведал Христос,

Но люди богатством грешат повсеместно,

Презрев осудительный нравственный спрос.

   

 * * *

Богатство, бедность – всё вне меры,

А счастье – в ней, таков закон,

И хоть к нему нет в людях веры,

Всё ж неуклонно правит он.


 

  ЗЛОБА

 

* * *

Что отвращает в людях злых –

До боли в сердце, до озноба?

Их помрачающая злоба

Во всех явлениях своих.

 

* * *

Хочу понять – и не могу:

Откуда в людях столько зла?

В каком неведомом долгу

Природа злобность создала?

 

* * *

Природа злобность породила?

Но в ней звериной злобы нет, –

Есть охранительная сила –

Вражды звериной паритет.

 

* * *

Бывают злобные собаки,

Но вся их злоба – от людей,

И явно проступают в ней

Лишь человеческие знаки.

 

* * *

Все корни злобы у людей –

В самой их жизни бездуховной –

И аморальной, и греховной

Во мненье нравственных судей.

 

* * *

Людскую злобу что питает?

Всё то, что душу растлевает

В плену житейской суеты,

Её духовной нищеты.

 

* * *

Кому-то власть нужна и слава,

Другому – жизнь как у набоба,

А в ком-то зависть – как отрава…

И в каждом – злоба, злоба, злоба.

 

 

* * *

Истоки злобы – в эгоизме,

В раздутом личном централизме,

В котором властвует «моё»:

«Моё не тронь, имей своё».

 

* * *

На злобу враг любой способен,

Когда в разгар вражды своей

Даёт он волю явной злобе,

И суть свою являя в ней.

 

* * *

Предатель ненавидит всё, что предал

И, ненавидя, злобы не таит,

Когда вовсю поносит и чернит

Всё то, чему он был когда-то предан.

 

* * *

Людская злоба многолика

В своих явлениях живых –

От слова бранного и крика

До потрясений мировых.


ЖЕСТОКОСТЬ

        

* * *

Жестокость – души омертвленье

В зловещем его проявленье, –

Безнравственном в жизненной сути,

Безжалостном в действенной жути.

 

* * *

Жестокость на злобе замешена,

Пропитана злобой она,

В любом злодеянье замешана

И злой неприязни полна.

 

* * *

Природе жестокость чужда,

Нужды в ней живое не знает,

И только людская вражда

Её и плодит, и питает.

 

* * *

Жестокость с людьми появилась,

В их жизни созрела она,

Когда в них вражда обнажилась

И стала угодной война.

 

* * *

Когда о звериной жестокости,

О зверствах людей говорят –

Зверей понапрасну корят,

Словами в пустой однобокости.

 

* * *

Жестоких зверей не бывает –

В естественном их бытии,

Жесток человек: он – пытает,

Он мучает жертвы свои.

 

* * *

За правду расправы, гонения,

Чудовищные преступления,

Все подлые, злые дела… –

И в каждом жестокость была.

 

 

* * *

Жестокости апофеоз –

Война как злодейство людское,

Война как безумство – такое,

В котором – взаимный психоз.

 

* * *

Враги, маньяки, парни в стае…

Жестокость их ясна уму,

Но непонятно – почему

Жестокость женская бывает?

 

* * *

И звери безвинно страдают

От злобы жестоких людей, –

От тех, что и плоть истязают,

И жизни лишают зверей.

 

* * *

Жестокие люди, жестокое время…

Жестокость на жизни – как тяжкое бремя:

Где горе и слёзы, и кровь – там она…

Жестокость нас губит… Но чья же вина?


   ЛОЖЬ

 

* * *

Души порочной обнаженье –

В бесстыдной низости своей –

Являет ложь и злу служенье,

И неразумие людей.

 

* * *

Ложь безобидная – не ложь:

В ней – только вымысел негодный,

А ложь – как в спину острый нож:

Удар рассчитанный и подлый.

 

* * *

Есть ложь из зависти, из мести,

Есть лож – донос и ложь – бесчестье,

Есть ложь злокозненных интриг –

Врагов и нравственных расстриг…

 

* * *

Есть ложь как самооправдание,

В ней – откровенное враньё,

В котором – лишь одно желание

Отмыть предательство своё.

 

* * *

Чтоб оболгать страну родную –

Тут надо быть её врагом,

Тревожна гниль в себе самом,

Всю душу – подлую и злую.

 

* * *

Порочна ложь в своей основе,

Порочна в замысле и слове,

Порочна в каждом и всегда –

Коль с ней – обида и беда.

 

* * *

От лжи бывает много зла

И много лжи от зла бывает,

Тут диалектика живая:

Её не жизнь ли создала?

 

 

* * *

Что значит ложь в борьбе умов?

Приём нечестных и неправых:

Свои неправедные нравы

Они таят в тумане слов.

 

* * *

Во лжи неправедный настрой,

Но под словесной мишурой,

Он в сути – злобный и бесчестный,

Всегда в явленье неуместный.

 

* * *

Любая ложь недолговечна:

В правдоподобии своём

Она смутна и быстротечна

И – пропадает, как фантом.

 

* * *

Кто верит лжи? Не тот, кто лжёт:

Он лживость ясно сознаёт;

Лишь тот, кому она нужна,

Способен верить ей сполна.


  ВЛАСТЬ

 

    * * *

Есть власть в её потребной сути –

Как сила в жизни сообща,

Но есть и власть в духовной мути –

Как человек её вмещал.

 

    * * *

Безличной власти не бывает,

За всякой властью – человек:

И государством управляет,

И всем, чем полон каждый век.

   

* * *

Кто жаждой власти одержим

И власти достигает,

Тот, утверждая свой режим,

Себя в нём претворяет.

 

 * * *

Что в человеке – жажда власти?

Желанье подчинять людей?

Симптом бесчеловечной страсти,

Слепого безразличья в ней.

 

* * *

Чем власть полней – тем злей она,

Тем беспощадней к человеку;

Она бездушия полна,

Творя духовного калеку.

 

    * * *

Власть портит оскуденьем душ,

Способствуя рождению

И тяги к барству у чинуш,

И тяги к угождению.

 

    * * *

Рабу что надо? Господина,

Сиречь хозяина, а там

И для себя добиться чина,

Чтоб и о нём шептали: «Сам…»

 

 

* * *

Когда во власти – без борьбы –

Случайный баловень судьбы,

Он управляет неумело,

 Всем уступая то и дело.

 

    * * *

Дорвался до власти, не зная – зачем?

Гордыню свою ублажая?

Слепила ли слава чужая?

Но власть обесславил совсем.

 

    * * *

Кому доверить можно власть?

Лишь мудрым – тем, что не умеют

Ни упиваться ею всласть,

Ни пресмыкаться перед нею.

 

* * *

Ни властвовать, ни быть подвластным –

Вот человека идеал –

Всегда потребный, но напрасный:

Никто его не достигал.


ПРЕДАТЕЛЬСТВО

 

    * * *

Предав Христа, повесился Иуда –

Столь грех предательства тяжёл?

Но кто же из предательского люда

К своей осине путь нашёл?

 

    * * *

Предают изменяя, предают продавая,

Предают, отторгая себя,

Предают ненавидя, предают проклиная,

Предают, свою душу губя.

 

    * * *

Клеймо предательства на лицах проступает –

В глазах пустых, в изгаженных чертах,

Их искажают ненависть и страх,

В них злоба тайная обличье обретает.

 

* * *

Что заставляет предавать?

Какие побуждения?

Умом тут, видно, не понять

Всей глубины падения.

 

    * * *

В предательстве вся тайна – почему?

Что значит это извращение –

Души безумное влечение

К растлению? К паденью своему?

 

    * * *

В предательстве есть нечто, запредельное –

Вне человеческих понятий:

В нём и души заклание смертельное,

И бездуховность без изъятий.

 

* * *

Нынче время иуд, –

Всё и вся предают,

Не считая за грех,

Под ухмылки и смех.

 

 

    * * *

Карьеру строят на предательстве,

Не видя в нём греха,

Знать, совесть в этом надругательстве

Нема, слепа, глуха.

 

    * * *

Слово «совесть» забывают,

Гонят совесть прочь:

С ней – и это понимают –

Предавать невмочь.

 

* * *

Если в героях предатели

Прошлых и нынешних лет,

Значит, и совесть утратили,

И справедливости нет.

 

    * * *

Что «иудин грех не прощается» –

Это так, но поэт опустил:

У людей это часто случается –

Только Бог никому не простил.

 

Рисунок

 

 

Иуда. Копия с рисунка Леонардо да Винчи (1961)
 

БЕЗДУХОВНОСТЬ

 

 

* * *

Там злу воздвигнут пьедестал

И жизнь заведомо греховна,

Где дань телесному верховна

И бездуховность правит бал.  

 

              * * *

Душа и дух – о них забыли,

Утратив жизни существо,

Во зле бессмертное сгубили,

В себе убили божество.

 

              * * *

Как человечности распад,

Как откровенная греховность

Гнетёт людская бездуховность

Вне знанья будущих расплат.

 

    * * *

Где бездуховности начало –

Там человечности конец,

Что в жизни часто означало:

Был человек, а стал подлец.

 

* * *

Коль нет в духовности нужды

И не нужна дорога к Храму,

То жизнь раскрыта для вражды,

Для смуты, возведённой в драму.

 

              * * *

Как жизни сор, как старый хлам

Духовность вымели повсюду,

И, вольно предаваясь блуду,

Окреп и возгордился хам.

 

              * * *

Поправ великие святыни

И обнажив свой срам,

Бездушие глумится ныне,

И торжествует хам.

 

 

* * *

Печать бездуховности – словно клеймо

На лицах тупых, пустоглазых:

Как будто на них провиденье само

Пометило зла метастазы.

 

* * *

Как много значить стало Я,

Своё в себе – как мера мира,

Как вся основа бытия

И воплощение кумира.

 

              * * *

Теперь, как видно, легче расстаются

И легче сходятся, и легче предают,

И легче над чужой бедой смеются –

Душе людской теперь противен добрый труд.

 

* * *

Где только поп-кумиры знамениты

Где нет внимания к уму,

Там страсти бездуховностью повиты,

В ней – тяготением к ярму.

 

СПАСТИКРАСОТУ
    

ЗЛО В ДУШЕ

 

 

        * * *

Душа в себе и для себя,

Своё заведомо любя,

В самооценках безупречна:

Всегда безгрешна, не увечна.

 

        * * *

Душа ущербною бывает,

Но в чём и как – не сознаёт,

Своё в себе не осуждает,

Плохих оценок не даёт.

 

        * * *

Душа греховной может быть,

Но лишь на взгляд со стороны,

Свои грехи ей не видны:

Не мучат, не мешают жить.

 

        * * *

В душе – своя самозащита,

Она сама себя хранит,

И дверь в неё для всех закрыта –

Но ключ поблизости лежит.

 

        * * *

Душа, открытая для зла

И зло сама плодить готовая,

В себе святое не спасла,

И кара ждёт её суровая.

 

        * * *

Душа всё зло в себе прощает,

Когда в ней правит эгоизм,

Он ум и чувства обращает

В расчёт холодный и цинизм.

 

        * * *

Коль душу тайно зависть гложет,

То доброй быть душа не может:

Она злорадствует и злится,

Но быть распознанной боится.

 

 

        * * *

В ком собственность душой овладевает,

В том алчность бытие определяет

И рвеньем ненасытности своей

Срывает душу с нравственных корней.

 

        * * *

Собственность в сути тлетворна –

Там, где чрезмерна она,

Там и пороков полна,

Там и бесчестна, зазорна.

 

        * * *

Всю гниль духовного растления

Людская подлость обнажает,

В ней зло души свои значения

Всего поганей выражает.

 

        * * *

Всё зло души во всех значениях, –

Когда есть воля, сила, власть, –

В людских страданьях и мучениях

Себя являет – как напасть.


 

 

           

 

                  * * *

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.495 с.)