Методические указания и программа курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания и программа курса



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

УПРАВЛЕНИЕ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Методические указания и программа курса

для студентов, обучающихся по направлению

«Социальная работа»

 

У ф а

РИЦ БашГУ

2020


 

Печатается по решению кафедры социальной работы

факультета философии и социологии

(протокол № 11 от 19 июня 2020 года)

 

 

Составитель:

Рахматуллина З.Б., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы

 

 

Данные методические указания содержат темы лекционных и семинарских занятий, дополненный список основной и дополнительной литературы по каждой теме семинарских занятий, рекомендуемые темы докладов, рефератов и контрольных работ, а также вопросы экзамена по дисциплине

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………….. 4
Темы лекционных занятий …………………………………..….. 7
Планы семинарских занятий ……………………………….…… 10
Вопросы для экзамена по дисциплине …………………………. 20
Темы рефератов, докладов и контрольных работ ……………… 21
Список литературы по дисциплине….......................................... 23
   

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Управление в социальной работе» играет важную роль в формировании управленческих знаний и навыков у студентов, обучающихся по направлению 39.03.02 – «Социальная работа», являясь основным этапом изучения теоретических подходов к управлению социальной работой в различных социальных службах.0

Целями дисциплины «Управление в социальной работе» являются:

– сформировать у студентов в рамках общей профессиональной культуры организационно- управленческий компонент, необходимый для эффективного осуществления обязанностей менеджера органов и учреждений социальной защиты населения, на любом предприятии и в предпринимательстве;

– изучить теоретические основы управления (менеджмента), технологию принятия решений;

– дать навыки управления объектом – людьми, персоналом, предприятием, организацией, а также самим собой (самоуправления и самоорганизации).

Исходя из целей, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

– обеспечить общими знаниями теории менеджмента, истории развития управленческой мысли и практики, раскрыть разнообразие систем управления организацией в стране и за рубежом;

– сформировать умение самостоятельного разрешения проблем управления людьми, персоналом, предприятием, организацией, а также самим собой (самоуправления и самоорганизации);

– содействовать формированию критического мышления как основы управленческой культуры в целом (посредством изучения основ системного подхода).

Требования к уровню освоения содержания курса. В соответствии с требованиями студент должен знать:

• содержание основных процессов управления, законов управленческой деятельности, типов организационных структур и особенностей их функционирования;

• сущность и эволюцию менеджмента, основные школы менеджмента;

• сущность организации, общие характеристики современных организаций;

• различные подходы к управлению организацией;

• содержательные и процессуальные теории мотивации.

Студент должен владеть:

• понятийным аппаратом курса;

• теоретическими основами управления (менеджмента);

• основными методами управления организацией;

• технологией принятия управленческих решений;

• методами управления трудовыми ресурсами (персоналом);

• методами управления конфликтами и стрессами;

• навыками планирования и прогнозирования социальных процессов; руководства группой для решения различных задач;

• способами совершенствования организации труда руководителя.

Студент должен уметь:

• анализировать функционирование организаций различных типов;

• самостоятельно организовывать работу малых групп;

• находить ошибки в деятельности организаций и субъектов управления, выявлять их причины.

• используя критерия оптимальности, разрешать проблемные ситуации в процессе управления людьми, предприятием, организацией;

• пользоваться полученными знаниями для анализа проблем, связанных с управленческой деятельностью;

• применять знания в ситуациях, где необходимо принимать управленческое решение.

Для расширения кругозора студентов, структурирования и корректирования целостной системы знаний и их пополнения необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой, а также нормативными актами, определяющими правовые основы управления персоналом в Российской Федерации.

В ходе изучения дисциплины необходимо пользоваться правовыми системами – «Гарант», «Консультант Плюс», «КОДЕКС». Рекомендуется просматривать в INTERNET сайты, содержащие соответствующую информацию (ключевые слова – менеджмент, управление, социальная защита, социальное обслуживание, организационная структура, управление предприятием, менеджмент предприятия (организации), самоменеджмент, самоорганизация, стратегическое управление и т.д.).

Кроме того, данный курс открывает студентам возможность для междисциплинарного подхода к изучению таких учебных курсов как «Социальный менеджмент», «Организационно-административная работа в системе социальной защиты населения», «Технология социальной работы», «Основы социально-психологической работы», «Социальная работа в образовательных учреждениях», «Социальная работа с молодежью» и позволяет уяснить особенности организации и проведения социальной работы с различными категориями населения.

Основными формами освоения дисциплины являются лекции, семинары, самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов включает: проработку лекционного материала, подготовку к семинарским занятиям, выполнение индивидуальных заданий, тестирование.


ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.

Принципы, структура, функции и методы управления в социальной работе на общефедеральном и региональном уровнях.

 

Понятие управления. Уровни управления в системе социальной работы: федеральный, государственный, региональный и муниципальный. Классификация функций социального управления. Основные принципы и структура социального управления. Основные методы управления.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

Мотивация и стимулирование

персонала социальных учреждений.

Соотношение понятий «мотивы», «мотивация» и «стимулы», «стимулирование». Измерение мотивации и стимулирование персонала. Стимулирование персонала социальных учреждений – зарубежные методики.

Тема 8.

Тема 9.

Оказываемых населению.

 

Контроль основных факторов, влияющих на качество социальных услуг. Контроль качества социально-бытовых, медицинских, психологических, педагогических, экономических и правовых услуг. Организация оценки деятельности социальных служб. Социальный аудит: сущность, содержание, виды.

 


 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.

И региональном уровнях.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие управления.

2. Уровни управления в системе социальной работы: федеральный, государственный, региональный и муниципальный.

3. Классификация функций социального управления.

4. Основные принципы и структура социального управления.

5. Основные методы управления.

Основная литература:

1. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 425 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

2. Тихонов А. В., Богданов В. С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. Том 46. № 1. С. 74-81.

3. Тихонов А. В. Проблема реформирования работы властно-управленческой вертикали в регионах РФ с разным уровнем социокультурной модернизации //121 Научный результат. Социология и управление. Т.4, № 4, 2018.

4. Щербина В. В. Социология управления как специальная социолого-регулятивная теория: генезис, рост, перспективы // Социологические исследования. 2020. Том 46. № 5. С. 56-66..

Дополнительная литература:

1. Иванов, В. Н. Основы социального управления / В. Н. Иванов. — М., 2011.

2. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. — М.: Интерэксперт, 2015.

3. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2012.

4. Тихонов, А. В. Социология управления. Теоретические основы / А. В. Тихонов. — СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского ун-та, 2010.

5. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. — М.: Вильямс, 2013.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

Тема 7.

Тема 8.

Тема 9.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДОВ

И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Понятие "управление" и его характеристика.

1. Понятие "организация" и его значения.

2. Понятие "администрирование" – значения и содержание.

3. Виды управления и их особенности.

4. Управление социальной работой как вид социального управления.

5. Социальное управление: понятие, задачи, законы и принципы.

6. Методы социального управления.

7. Системный подход к управлению социальной работой.

8. Системно-комплексный и системно-программный подходы к управлению социальной работой.

9. Ситуационный и процессный подходы к управлению социальной работой.

10. Понятие, основные признаки, механизмы управления в социальных организаций.

11. Организация социальной сферы как разновидность социальной организации: сущность, общие характеристики и жизненный цикл.

12. Разновидности структур управления. Признаки организационной структуры управления.

13. Методы диагностики и оценки организационных структур.

14. Понятие "функции управления". Конкретные функции управления.

15. Общие функции управления.

16. Принципы управления социальной работой.

17. Информация как основа управлении.

18. Методы управления социальной работой.

19. Организационные методы управления социальной работой – состав и характеристика.

20. Экономические методы управления социальной работой.

21. Социально- психологические методы управления

22. Административные методы управления

23. Организация деятельности персонала в социальных учреждениях

24. Функции и роли руководителя в социальных учреждениях

25. Мотивация трудасоциального работника


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ»

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части I, II, III). Официальный текст. – М.: Издательство ЭЛИТ, 2003.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Аксенова О.В. Модели управления в России и на Западе: риски и перспективы развития // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.16 / отв. ред. М. К. Горшков. М.: Новый Хронограф, 2018. С. 348-372.

4. Антонова, Н. В. Психология управления [Текст]: учеб. пособие / Антонова Н. В. Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 269, [3] с.

5. Агапов, П. В. Социальное прогнозирование / П. В. Агапов, В. В. Афанасьев, Г. Е. Качура. — М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2011.

6. Адизес И.К. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина паблишерз, 2010. – 262 с.

7. Армстронг М., Бэрон А. Performange management. Управление эффективностью работы / Пер. с англ. – М.: HIPPO, 2015. – 374 с.

8. Афонин Ю.А., Жабин А.П., Панкратов А.С. Социальный менеджмент: учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 320 с.

9. Бардиер Г. Л. Формальные и неформальные нормы в структуре когнитивного социального капитала руководителя// Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2018. № 3. С. 27–32.

10. Богданов В. С. Информатизация регионального управления: проблемы и перспективы // Вестник Института социологии. 2018. № 25. С. 27-47.

11. Басаков М.И. Современное делопроизводство (Документационное обеспечение управления): учебное пособие. – 2-е, испр. и дополн. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

12. Белбин Р.М. Команды менеджеров: Как объяснить их успех или неудачу / Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Кивитс, 2011. – 238 с.

13. Боссиди Л., Чаран Р. Искусство результативного управления / Пер. с англ. – М.: Добрая книга, 2014. – 288 с.

14. Вагин И. Уроки психологической защиты. – СПб: Питер, 2015.

15. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: Инструменты, Методики. Практика. – 3-е изд.– М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. – 148 с.

16. Войтенко А.И., Комаров Е.И. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. – 255 с.

17. Глухов А. П. Культура управления коммуникациями в социальных медиа как элемент «цифровой грамотности» // Социологические исследования. 2019. Том 45. № 5. С. 110-118.

18. Евтихов О.В. Управление персоналом организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 297 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. – (Высшее образование: Бакалавриат).

19. Горчакова В. Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М., 2014.

20. Иванов, В. Н. Основы социального управления / В. Н. Иванов. — М., 2011.

21. Иванова С. Мотивация на 100%. А где же у него кнопка? – 4-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. – 287 с.

22. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЗАО «Издательство Экономика», 2014. – 327 с. – (Энциклопедия управленческих знаний).

23. Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практика социального работника. – М., 2001.

24. Комаров Е.И. Измерение мотивации и стимулирования “человека работающего”. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. – 136 с.

25. Корнилович В. А.Социальные детерминанты организации государственного стратегического управления // Вестник Института социологии. 2020. Том 11. № 2. C. 126–140.

26. Кремнёв Е. В. Властно-управленческие концепции китайской марксистской социологии начала XX в.: традиции и революция // Социологические исследования. 2020. Том 46. № 5. С. 102-112.

27. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя / Под ред. В.В. Кондратьева. – М.: Эксмо, 2014. – 832 с.

28. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. — М.: ООО «Трейн», 2015. — 472 c.

29. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. — М.: Интерэксперт, 2015.

30. Мастенбрук У. Переговоры. – Калуга, 2014.

31. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 288 с.

32. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2011.

33. Новиков Д.А. Стимулирование в организационных системах: учебное пособие для вузов. – М.: СИНТЕГ, 2013. – 312 с.

34. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Государственное управление и межсекторное партнерство. // Гражданский сектор в государственном управлении. / Под ред. А.И.Соловьева, М., МГУ: Аргамак-Медиа, 2018. – 440с. С.207-225.

35. Никонова О. В. В поисках новой модели регионального управления: по результатам экспертного опроса 2016-17 гг. // Вестник Института социологии. 2018. № 25. С. 66-77.

36. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / Под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 425 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.

37. Психология управления: учебно-методическое пособие: в 2 т. / В.Ф. Володько. – Минск: БНТУ, 2012. – Т. 1: Психология объекта и субъекта управления. – 428 с.

38. Психология управления: учеб. пособие / Ю. А. Мальцева, О. Ю. Яценко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 92 с.

39. Родионова Е.А. Мотивация и стимулирование персонала в организации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 150 с.

40. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе. – М.: АКАДЕМИЯ, 2010.

41. Тихонов А. В. Социология управления: вчера, сегодня, завтра (материалы круглого стола) // Социологические исследования. 2018. № 2. С. 102-113.

42.  Тихонов А. В. Богданов В. С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. Том 46. № 1. С. 74-81.

43. Тихонов А. В. Проблема реформирования работы властно-управленческой вертикали в регионах РФ с разным уровнем социокультурной модернизации //121 Научный результат. Социология и управление. Т.4, № 4, 2018.

44. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы / А. В. Тихонов. — СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского ун-та, 2014.

45. Томпсон, А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. — М.: Вильямс, 2014.

46. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ.

47. Фомичёв А.Н. Административный менеджмент: учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2014.

48. Чингос П. Оплата по результату: из опыта оплаты труда персонала в США / Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2014. – 416 с.

49. Чуркина М., Жадько Н. Управленческая эффективность руководителя. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. – 235 с.

50. Щербина В. В. Социология управления как специальная социолого-регулятивная теория: генезис, рост, перспективы // Социологические исследования. 2020. Том 46. № 5. С. 56-66.

51. Ширшов Е.В. Информационно-педагогические технологии: ключевые понятия. Словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 256 с.

52. Шулус А.А., Попов Ю.Н. Социальный аудит: учебное пособие. – М.: Издательство: «Академический проект», 2014.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

УПРАВЛЕНИЕ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Методические указания и программа курса

для студентов, обучающихся по направлению

«Социальная работа»

 

У ф а

РИЦ БашГУ

2020


 

Печатается по решению кафедры социальной работы

факультета философии и социологии

(протокол № 11 от 19 июня 2020 года)

 

 

Составитель:

Рахматуллина З.Б., кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы

 

 

Данные методические указания содержат темы лекционных и семинарских занятий, дополненный список основной и дополнительной литературы по каждой теме семинарских занятий, рекомендуемые темы докладов, рефератов и контрольных работ, а также вопросы экзамена по дисциплине

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………….. 4
Темы лекционных занятий …………………………………..….. 7
Планы семинарских занятий ……………………………….…… 10
Вопросы для экзамена по дисциплине …………………………. 20
Темы рефератов, докладов и контрольных работ ……………… 21
Список литературы по дисциплине….......................................... 23
   

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Управление в социальной работе» играет важную роль в формировании управленческих знаний и навыков у студентов, обучающихся по направлению 39.03.02 – «Социальная работа», являясь основным этапом изучения теоретических подходов к управлению социальной работой в различных социальных службах.0

Целями дисциплины «Управление в социальной работе» являются:

– сформировать у студентов в рамках общей профессиональной культуры организационно- управленческий компонент, необходимый для эффективного осуществления обязанностей менеджера органов и учреждений социальной защиты населения, на любом предприятии и в предпринимательстве;

– изучить теоретические основы управления (менеджмента), технологию принятия решений;

– дать навыки управления объектом – людьми, персоналом, предприятием, организацией, а также самим собой (самоуправления и самоорганизации).

Исходя из целей, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

– обеспечить общими знаниями теории менеджмента, истории развития управленческой мысли и практики, раскрыть разнообразие систем управления организацией в стране и за рубежом;

– сформировать умение самостоятельного разрешения проблем управления людьми, персоналом, предприятием, организацией, а также самим собой (самоуправления и самоорганизации);

– содействовать формированию критического мышления как основы управленческой культуры в целом (посредством изучения основ системного подхода).

Требования к уровню освоения содержания курса. В соответствии с требованиями студент должен знать:

• содержание основных процессов управления, законов управленческой деятельности, типов организационных структур и особенностей их функционирования;

• сущность и эволюцию менеджмента, основные школы менеджмента;

• сущность организации, общие характеристики современных организаций;

• различные подходы к управлению организацией;

• содержательные и процессуальные теории мотивации.

Студент должен владеть:

• понятийным аппаратом курса;

• теоретическими основами управления (менеджмента);

• основными методами управления организацией;

• технологией принятия управленческих решений;

• методами управления трудовыми ресурсами (персоналом);

• методами управления конфликтами и стрессами;

• навыками планирования и прогнозирования социальных процессов; руководства группой для решения различных задач;

• способами совершенствования организации труда руководителя.

Студент должен уметь:

• анализировать функционирование организаций различных типов;

• самостоятельно организовывать работу малых групп;

• находить ошибки в деятельности организаций и субъектов управления, выявлять их причины.

• используя критерия оптимальности, разрешать проблемные ситуации в процессе управления людьми, предприятием, организацией;

• пользоваться полученными знаниями для анализа проблем, связанных с управленческой деятельностью;

• применять знания в ситуациях, где необходимо принимать управленческое решение.

Для расширения кругозора студентов, структурирования и корректирования целостной системы знаний и их пополнения необходимо ознакомиться с основной и дополнительной литературой, а также нормативными актами, определяющими правовые основы управления персоналом в Российской Федерации.

В ходе изучения дисциплины необходимо пользоваться правовыми системами – «Гарант», «Консультант Плюс», «КОДЕКС». Рекомендуется просматривать в INTERNET сайты, содержащие соответствующую информацию (ключевые слова – менеджмент, управление, социальная защита, социальное обслуживание, организационная структура, управление предприятием, менеджмент предприятия (организации), самоменеджмент, самоорганизация, стратегическое управление и т.д.).

Кроме того, данный курс открывает студентам возможность для междисциплинарного подхода к изучению таких учебных курсов как «Социальный менеджмент», «Организационно-административная работа в системе социальной защиты населения», «Технология социальной работы», «Основы социально-психологической работы», «Социальная работа в образовательных учреждениях», «Социальная работа с молодежью» и позволяет уяснить особенности организации и проведения социальной работы с различными категориями населения.

Основными формами освоения дисциплины являются лекции, семинары, самостоятельная работа. Самостоятельная работа студентов включает: проработку лекционного материала, подготовку к семинарским занятиям, выполнение индивидуальных заданий, тестирование.


ТЕМЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.

Принципы, структура, функции и методы управления в социальной работе на общефедеральном и региональном уровнях.

 

Понятие управления. Уровни управления в системе социальной работы: федеральный, государственный, региональный и муниципальный. Классификация функций социального управления. Основные принципы и структура социального управления. Основные методы управления.

Тема 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.103 с.)