Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия реализации метапредметного подхода в начальной школе

Поиск

Условия реализации метапредметного подхода в начальной школе

На уроках учебного предмета «Окружающий мир»

Метапредметные технологии обучения

«Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственных задатков....»

В.В. Давыдова

Главное изменение в обществе - стремительное развитие информационных технологий, промышленности, культуры требует от всей системы образования пересмотреть взгляды на обучение и воспитание подрастающего поколения. Перед обществом и перед школой, стоят задачи по подготовке человека нового времени.Человека, для которого важно не столько обладать большим багажом знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Следовательно, наши выпускники должны быть инициативными, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать наиболее рациональные способы решения той или иной задачи, находить выход из экстремальных ситуаций, быть созидателем и строителем нового общества. Данные требования нашли отражение в нормативно-правовых документах обеспечения начального общего образования.

Задача современного учителя – наполнить урок «подлинной жизнью».

В основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

 1) познавательные и учебные мотивы;

 2) учебную цель;

 3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания. Но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие.

 Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнениюпедагога А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без формирования универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия — это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Функции УУД состоят,

 во-первых, в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности,

во - вторых, в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я.А.Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности,

в-третьих, в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков, формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.

2.Регулятивный.

3.Общепознавательный.

4.Коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

· личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

· действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждаетдеятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какоезначение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

· действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

· целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

· планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

· прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

· контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

· коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

· оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежитусвоению,оценивание качества и уровня усвоения;

· волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевомуусилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

       Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

·  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, втом числе с помощью компьютерных средств;

· знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы впространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенныехарактеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов,определяющих данную предметную область;

· умение структурировать знания;

·  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

·  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

· рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

· извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различнымжанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация ивосприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-деловогостилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности прирешении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

· синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

· выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

· подведение под понятия, выведение следствий;

· установление причинно-следственных связей;

· построение логической цепи рассуждений;

· доказательство;

· выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

· формулирование проблемы;

· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функцийучастников, способов взаимодействия;

· постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативныхспособов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами иусловиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи всоответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня,когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:

· развивающее обучение Д. Б. Эльконина-Давыдова;

· мыследеятельностная педагогика;

· коммуникативная дидактика;

· эвристическое обучение;

· логико-смыслового моделирования;

· школа М.Щетинина

· технология развития критического мышления и др.

По мнению ведущих педагогов (М. Е. Бершадского, М. В. Кларина, П. И. Третьякова, А. В. Хуторского и др.), общей основой разнообразных инновационных моделей обучения, имеющей поисковую направленность, является интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность. Это специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно - диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.

«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» (Б. Паскаль).

Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании, у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам,схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которыевоспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление деревьев понятий, кластеров, схем «фишбоун», приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в томчисле значимые для молодежи.

 

Метапредметные технологии:

Суть метода проектов

Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Проект – это ПЯТЬ «П»

1. проектирование (планирование)

2. поиск информации

3. продукт

4. презентация

5. портфолио (папка-отчёт)

Существуют разные виды классификаций проектов. Так, по доминирующей деятельности выделяют:

· исследовательские,

· творческие,

· практико-ориентированные,

· информационные,

· приключенческие, игровые,

· телекоммуникационные.

Интерактивная методика.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

1) Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

2) Осмысление полученного опыта.

3) Обобщение (рефлексия).

4) Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия сдругими людьми.

 Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оносвязано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью иактивностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределыучебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируютмировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведенияокружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую всовременном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На урокесоздается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно приниматьрешения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развиваютсильные стороны своего характера.

Урок окружающего мира.

Тема: План и карта. 4 класс

Предлагаю учащимся изобразить в тетради яблоко, ластик в натуральную величину. Затем – дом. Дети удивляются, и сообщают, что это задание выполнить невозможно.

Далее следует поиск решения и вывод: необходимо использовать масштаб.

Пример приёма «с удивлением»

Учебную проблему можно поставить тремя методами:

1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. («Что вас удивило?»)

2. Подводящий к теме диалог. (Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий)

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом («Яркое пятно»).

1. Выдвижение гипотезы. («Какие есть предположения, догадки?»)

2. Проверка гипотезы. («Согласны с предположением?«Как нам проверить гипотезу?»)

Гипотеза - научное предположение, требующее подтверждения.

Ценность создания проблемных ситуаций на уроке:

· дети получают возможность сравнивать;

· наблюдать;

· делать выводы;

· убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным;

· каждый имеет полное право искать и находить свой ответ;

· отстаивать свое мнение.

Технологии

· Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения (преемственность в обучении).

· Проблемный диалог даёт учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

· Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся.

· Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные возможности и повышает активность.

· Повышает работоспособность класса, что гарантирует усвоение нового материала на более высоком уровне большинством учеников. 

Выводы:

Сформированностьметапредметных УУД обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Условия реализации метапредметного подхода в начальной школе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.96 (0.01 с.)