Воспоминания В.А. Соллогуба о жене А.С. Пушкина – Н.Н. Пушкиной. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспоминания В.А. Соллогуба о жене А.С. Пушкина – Н.Н. Пушкиной.



- В чём вы видите особенности описания её портрета?

- Какие изобразительно-выразительные средства языка вы встретили в этом описании?

- Как вы думаете, почему Соллогуб особо выделил слово женщины?

- Какие два типа речи встречаются в этом тексте? Укажите признаки каждого из них.

На другой день отец повёз меня к Пушкину – он жил в довольно скромной квартире на … улице. Самого хозяина не было дома, и нас приняла его красавица-жена. Много видел я на своём веку красивых женщин, много встречал женщин ещё обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно тонкой талией, при роскошно развитых плечах и груди, её маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно поворачивалась на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более; а кожа, глаза, губы, уши! Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли как-то при её появлении. На вид всегда она была сдержанна до холодности и мало вообще говорила. В Петербурге, где она блистала, во-первых, своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал её муж, - она бывала постоянно и в большом свете и при дворе, но её женщины находили несколько странной.

Я же с первого раза без памяти в неё влюбился; надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; её лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень много молодых людей, которые серьёзно были уверены, что влюблены в Пушкину, не только вовсе с нею знакомых, но чуть ли никогда собственно её даже не видевших!

4. Описание природы (пейзажа) из 3 главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Места, по которым они проезжали, (н..) могли назват..ся живописными. Поля, всё поля, т..нулись вплоть до самого небосклона, то сле..ка вздымаясь, то опускаясь снова; кое(где) в..днелись (не)большие леса, и, усе..нные редк… и низк… кустарниками, вились овраги, напоминая глазу их собстве…ое изображение на старинных планах екатерининск.. времён. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низк.. избёнками под тёмн.., часто до половины размётан.. крышами, и покрививш..ся молотильн.. сарайчики с плетё..ыми из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отваливш..ся кое(где) штукатуркой, то деревя..ые с наклонивш..ся крестами и разорё..ыми кладбищами. Сердце Аркадия понемногу (з,с)жималось.

- Где в тексте передаётся общее представление, общее впечатление? Какие далее выделяются признаки общей картины? В каких словах выражается оценка описываемой картины?

- Определите время и вид глаголов-сказуемых в данном тексте.

- Укажите, чем связаны предложения между собой (лексические, грамматические, синтаксические средства).

Тип речи – рассуждение.

Основные особенности рассуждения.

Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными примерами (с обособленными членами, различными типами союзной и бессоюзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия).

Рассуждение содержит доказательства, обоснованные выводы.

Цель рассуждения: убедить другого или других в чём-либо, а также опровергнуть чью-либо точку зрения, для этого необходимо логически мыслить.

Схема композиции текста-рассуждения:

Тезис (высказывается какая-то мысль)

Доказательство (опровержение) Аргументы: а) …, б) …, и т. д., сопровождаемые примерами.

Вывод

Запись в тетрадях основных требований к тексту-рассуждению

1. Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным.

2. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

3. Важно, чтобы между тезисами и аргументами, а также между аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.

4. Все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно тезис.

5. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова:

Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом и т. д.)

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

Памятка, включающая те слова, с/соч., речевые обороты, которые помогут высказать учащимся своё отношение, мнение.

Н/п: Нельзя не согласиться с точкой зрения автора (героя) …

Мне близка мысль о том, что …

Некоторые сомнения у меня возникают, когда …

Я предполагаю (полагаю), что …

Я могу с уверенностью сказать (утверждать) …

Я убежден(а) …

Мне хочется сделать вывод …

На мой взгляд …

По-моему, …

По моему мнению, …

По моему убеждению, …

Практика.

В жаркой, сухой степи – колодец. Возле колодца – изба. В ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной верёвке ведро. Идут едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды дать напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.

Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды, напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил деда внук.

- И это ещё не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? – спросил внук.

- Обыкновенный, - ответил дед. (По В. Сухомлинскому)

-Прочитайте текст и выполните задания:

1) Назовите главную мысль текста.

2) К какому типу речи и жанру относится этот текст?

3) Какие элементы композиции характерны для рассказа?

4) Где экспозиция, завязка?

5) Найдите повторы. С какой целью они используются?

6) Где развязка?

12.Домашнее задание: написать конспект и выполнить самостоятельную работу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.01 с.)