Урока теоретического обучения №25 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урока теоретического обучения №25



ПЛАН

Урока теоретического обучения №25

по дисциплине ОДБ.01 Русский язык

Количество часов 1

Дата: 11.11.2021.

Группа: 8

Специальность: ЭБУ

Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна

Раздел программы: Текстознание

Тема: Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его преобразования. Межфразовая часть. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте

Цель урока: сформировать понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи:

1)образовательные: повторить имеющиеся в русском языке типы речи и их характерные признаки. Систематизировать полученные знания.

2)развивающие: закрепить умение типологического анализа текста. Развивать умения написания текстов разных типов речи и самим их создавать.

3) воспитательные: воспитывать коммуникативность, самостоятельность, активность.

Задачи:

1.обобщить сведения о тексте, известные учащимся по курсу средней школы;
2. дать определение текста;

3. выявить основные признаки текста;

4. вспомнить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте;

5.составить целостное представление о лингвистическом анализе текста;
6. формировать и совершенствовать умения:

- характеризовать текст по его признакам,

- определять вид и средства связи предложений в тексте;

7. развивать логическое мышление;

8. развивать умение работать в парах;

9. воспитывать умение внимательно слушать, уважать мнение другого человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Методы и приёмы: метод системного анализа, частично-поисковый метод, метод развития критического мышления, наблюдение над языковым материалом, обобщений наблюдений.

Структура урока:

1. Организационная часть.

2. Актуализация темы.

3. Объяснение нового материала:

а) работа с текстом в парах;

б) определение признаков текста;

в) работа со схемой «Основные виды грамматической связи предложений в тексте».

4. Практическая работа.

5. Самостоятельная работа.

6. Рефлексия, домашнее задание.

Оборудование: опорные конспекты, учебные тексты, карточки, схемы, презентация Power Point.

Ход урока

1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу (Психологический тренинг «Комплимент»).

Актуализация.

Преподаватель: - Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

Ученик: - В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое.

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться.

- Так и текст не может существовать без основной мысли.

Преподаватель: - Давайте обратимся к толковому словарю (это было ваше домашнее задание) и определим лексическое значение слова «текст».

(Учащиеся записывают значения слова в тетрадь: ТЕКСТ – от латинского textus – «сплетение», «соединение», «ткань».)

Преподаватель: - Оказывается, мы были правы в том, что текст – это ни что иное как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А. Кантемира:

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Преподаватель: - Другими словами дайте определение понятия «текст».

Ученик: - Текст — это единица синтаксиса, высказывание, которое состоит из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически.

Преподаватель: - А может ли текст состоять из одного предложения?

Ученик: - Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет»; на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.

Преподаватель: - Каквы считаете, для чего служит текст?

Ученик: - Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами.

Преподаватель: - Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст?

Ученик: - Коммуникативная.

Преподаватель: - Абсолютно верно.

3. Объяснение нового материала (групповая исследовательская работа).

Преподаватель: - Сейчас вы поработаете парами. Задание следующее: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

(Варианты на карточках).

Варианты текстов.

1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.

2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина - самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.

3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.

Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …

- В первом варианте - набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.

- Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.

: - В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.

Преподаватель: -. А теперь давайте вспомним, какими признаками обладает текст. Чуть позже проверим себя по схеме

Преподаватель: - Какие приёмы можно ещё применить, работая с текстом?

Ученик: - Ещё текст можно разделить на абзацы и составить план.

Преподаватель: - С чем связано деление текста на абзацы?

Ученик: - Деление на абзацы связано с переходом от одной мысли к другой, со сменой событий, появлением новых персонажей и т. д.

Преподаватель: - Какие средства связи между предложениями в тексте вы знаете?

Ученик: - Лексические (синонимы, антонимы, повторения слов), грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов) и синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций).

Преподаватель: - А какие два вида (способа) грамматической связи предложений в тексте существуют?

Ученик: - Цепная и параллельная.

Преподаватель: - Чтобы вспомнить уже названные вами некоторые пункты из лингвистического разбора текста, выполним практическую работу.

Практическая работа.

Для анализа возьмём два текста.

- Выполните работу: определите средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразите это схематично.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. (Д. Лихачёв)

- В первом тексте пять предложений.

- Средства связи предложений:

1 – 2 - повтор ключевого слова «художник».

2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди», притяжательное местоимение «его».

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек».

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она».

- Связьцепная.

- Во втором тексте пять предложений.

- Средства связи предложений:

- Повтор первого слова.

- Одинаковая конструкция предложений.

- Члены предложения выражены одинаковыми формами.

- Связьпараллельная.

Преподаватель: - А теперь определите тему и идею текстов, с которыми вы работали.

5. Самостоятельная работа. (выполнить!)

- Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

(Ю. Степанов)

Стилистическая разминка.

1.А) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, брёвна и вырванные с корнем деревья.

Б) Иногда срывался шквал…

В) Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

- Верно или неверно утверждение? Это текст. А как вы считаете?

- Почему это не текст? Обоснуйте своё мнение.

- Что нужно сделать, чтобы эта запись стала текстом?

- Итак, расположите предложения в правильной последовательности так, чтобы получился текст. Если правильно расположите предложения, у вас получится отрывок из произведения К.Г. Паустовского.

- Какие признаки текста вам известны?

- Что такое абзац? Сколько в этом тексте абзацев?

- Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в тексте?

- Что такое абзацный зачин?

- Определите тип речи и стиль текста. Докажите.

7. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (выполнить!)

А) на третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1 – 2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

Б) Через два – три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника.

В) Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят в воду комнатной температуры.

1) А Б В 2) В Б А 3) Б А В

- Текст списать, расставить знаки препинания.

- Назвать тип речи.

Обобщение.

- Какие типы речи вам известны?

- Вспомним вкратце, каковы особенности каждого из них. Для этого сопоставим несколько тем. Какая из них предусматривает сочинение повествовательного характера, какая – сочинение-рассуждение, а какая – сочинение-описание?

1) портрет Пугачёва

2) жизнь Гринёва в Белогорской крепости

3) В каких поступках раскрывается низость и двоедушие Швабрина?

10.Индивидуальные задания.

Название типов речи Понятие (что собой представляет) Особенности типов речи Особенности композиции Вопрос, на который отвечает текст данного типа речи
Повествование - № 299 в уч. За 10 - 11 класс. Советы по написанию текста повествоват. характера – стр. 152 там же. Это рассказ о действии, движении людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит глаголам, особенно прош. вр. сов. вида, они обознач. последовательно сменяющие друг друга события. 1. Начало события (завязка). 1. Развитие события (кульминация). 2. Конец события (развязка). Что произошло? (Использовать воспоминания, письма).
Описание – № 305 в учебнике за 10 – 11 класс Рыбченковой, Власенкова. Это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков. Цель описания – чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания в своём сознании. Чаще употребл. глаголы прош. врем. несов. в., синонимы, неполные и назывные предложения. 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение. Какой предмет?
Рассуждение. Это изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь. Цель: убедить кого-то в чём-либо или опровергнуть точку зрения оппонента, с которой вы не согласны. Отличие от 2-х первых: более сложно построенные предложения (обособл. чл., с разными типами союзной и бессоюзной связи). Лексика – употр. больше слов, обознач. отвлечённые понятия. 1. Тезис (высказывается какая-то мысль). 1. Доказательства (или опровержение). Аргументы: а) … б) … в) … и т. д., сопровожд. примерами. 3. Вывод (заключение). Почему так, а не иначе? Что из этого следует? Объяснение – (что это такое?) Размышление (Как быть? Что делать?)

Тип речи – повествование.

- Какова композиция текста повествовательного характера?

Начало события (завязка)

Тип речи – рассуждение.

Вывод

Запись в тетрадях основных требований к тексту-рассуждению

1. Тезис должен быть доказуемым и чётко сформулированным.

2. Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса.

3. Важно, чтобы между тезисами и аргументами, а также между аргументами устанавливалась логическая и грамматическая связь.

4. Все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно тезис.

5. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова:

Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом и т. д.)

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.

Памятка, включающая те слова, с/соч., речевые обороты, которые помогут высказать учащимся своё отношение, мнение.

Н/п: Нельзя не согласиться с точкой зрения автора (героя) …

Мне близка мысль о том, что …

Некоторые сомнения у меня возникают, когда …

Я предполагаю (полагаю), что …

Я могу с уверенностью сказать (утверждать) …

Я убежден(а) …

Мне хочется сделать вывод …

На мой взгляд …

По-моему, …

По моему мнению, …

По моему убеждению, …

Практика.

В жаркой, сухой степи – колодец. Возле колодца – изба. В ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной верёвке ведро. Идут едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды дать напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро.

Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что за человек? – спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды, напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро в солому и поехал.

- Что это за человек? – спросил деда внук.

- И это ещё не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? – спросил внук.

- Обыкновенный, - ответил дед. (По В. Сухомлинскому)

-Прочитайте текст и выполните задания:

1) Назовите главную мысль текста.

2) К какому типу речи и жанру относится этот текст?

3) Какие элементы композиции характерны для рассказа?

4) Где экспозиция, завязка?

5) Найдите повторы. С какой целью они используются?

6) Где развязка?

12.Домашнее задание: написать конспект и выполнить самостоятельную работу.

 

 

ПЛАН

урока теоретического обучения №25

по дисциплине ОДБ.01 Русский язык

Количество часов 1

Дата: 11.11.2021.

Группа: 8

Специальность: ЭБУ

Преподаватель: Демченко Татьяна Олеговна

Раздел программы: Текстознание

Тема: Текст и его место в системе языка и речи. Строение и основные виды его преобразования. Межфразовая часть. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте

Цель урока: сформировать понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи:

1)образовательные: повторить имеющиеся в русском языке типы речи и их характерные признаки. Систематизировать полученные знания.

2)развивающие: закрепить умение типологического анализа текста. Развивать умения написания текстов разных типов речи и самим их создавать.

3) воспитательные: воспитывать коммуникативность, самостоятельность, активность.

Задачи:

1.обобщить сведения о тексте, известные учащимся по курсу средней школы;
2. дать определение текста;

3. выявить основные признаки текста;

4. вспомнить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте;

5.составить целостное представление о лингвистическом анализе текста;
6. формировать и совершенствовать умения:

- характеризовать текст по его признакам,

- определять вид и средства связи предложений в тексте;

7. развивать логическое мышление;

8. развивать умение работать в парах;

9. воспитывать умение внимательно слушать, уважать мнение другого человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Методы и приёмы: метод системного анализа, частично-поисковый метод, метод развития критического мышления, наблюдение над языковым материалом, обобщений наблюдений.

Структура урока:

1. Организационная часть.

2. Актуализация темы.

3. Объяснение нового материала:

а) работа с текстом в парах;

б) определение признаков текста;

в) работа со схемой «Основные виды грамматической связи предложений в тексте».

4. Практическая работа.

5. Самостоятельная работа.

6. Рефлексия, домашнее задание.

Оборудование: опорные конспекты, учебные тексты, карточки, схемы, презентация Power Point.

Ход урока

1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу (Психологический тренинг «Комплимент»).

Актуализация.

Преподаватель: - Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нём текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

Ученик: - В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое.

- Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться.

- Так и текст не может существовать без основной мысли.

Преподаватель: - Давайте обратимся к толковому словарю (это было ваше домашнее задание) и определим лексическое значение слова «текст».

(Учащиеся записывают значения слова в тетрадь: ТЕКСТ – от латинского textus – «сплетение», «соединение», «ткань».)

Преподаватель: - Оказывается, мы были правы в том, что текст – это ни что иное как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А. Кантемира:

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Преподаватель: - Другими словами дайте определение понятия «текст».

Ученик: - Текст — это единица синтаксиса, высказывание, которое состоит из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных между собой по смыслу и грамматически.

Преподаватель: - А может ли текст состоять из одного предложения?

Ученик: - Может. Например, объявления: в автобусе: «Выхода нет»; на калитке: «Осторожно, во дворе злая собака»; на дверях магазина: «Закрыто» и т. д.

Преподаватель: - Каквы считаете, для чего служит текст?

Ученик: - Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами.

Преподаватель: - Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст?

Ученик: - Коммуникативная.

Преподаватель: - Абсолютно верно.

3. Объяснение нового материала (групповая исследовательская работа).

Преподаватель: - Сейчас вы поработаете парами. Задание следующее: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

(Варианты на карточках).

Варианты текстов.

1. По дороге обогнали лесорубов. Леонтьев был страстный охотник и рыболов. У кораблекрушения есть свои законы. У Блока есть малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». На кухне уже гудел старый самовар. Гончарные трубы говорили о существовании древнего водопровода. Вода звенела, как бы падая в медный таз с головокружительной высоты.

2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина - самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.

3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.

Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …

- В первом варианте - набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.

- Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.

: - В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.

Преподаватель: -. А теперь давайте вспомним, какими признаками обладает текст. Чуть позже проверим себя по схеме

Преподаватель: - Какие приёмы можно ещё применить, работая с текстом?

Ученик: - Ещё текст можно разделить на абзацы и составить план.

Преподаватель: - С чем связано деление текста на абзацы?

Ученик: - Деление на абзацы связано с переходом от одной мысли к другой, со сменой событий, появлением новых персонажей и т. д.

Преподаватель: - Какие средства связи между предложениями в тексте вы знаете?

Ученик: - Лексические (синонимы, антонимы, повторения слов), грамматические (союзы, местоимения и наречия, однокоренные слова, соотношение видовременных форм глаголов) и синтаксические (порядок слов, цель высказывания, виды синтаксических конструкций).

Преподаватель: - А какие два вида (способа) грамматической связи предложений в тексте существуют?

Ученик: - Цепная и параллельная.

Преподаватель: - Чтобы вспомнить уже названные вами некоторые пункты из лингвистического разбора текста, выполним практическую работу.

Практическая работа.

Для анализа возьмём два текста.

- Выполните работу: определите средства связи и вид связи предложений в текстах. Отобразите это схематично.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, - вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается она независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. (Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своём костюме и причёске, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. (Д. Лихачёв)

- В первом тексте пять предложений.

- Средства связи предложений:

1 – 2 - повтор ключевого слова «художник».

2 – 3 – повтор ключевого слова «людям – люди», притяжательное местоимение «его».

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом «люди – человек».

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением «тема – она».

- Связьцепная.

- Во втором тексте пять предложений.

- Средства связи предложений:

- Повтор первого слова.

- Одинаковая конструкция предложений.

- Члены предложения выражены одинаковыми формами.

- Связьпараллельная.

Преподаватель: - А теперь определите тему и идею текстов, с которыми вы работали.

5. Самостоятельная работа. (выполнить!)

- Задание для самостоятельной работы: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений.

Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». Этому живому слову Даль посвятил всю свою деятельность, все свои силы. Его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы при изучении родного языка как можно чаще обращались к имени В. И. Даля, больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря, учились «черпать» из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком... А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, лучше начинаем через общение с живым словом узнавать себя.

(Ю. Степанов)

Стилистическая разминка.

1.А) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, брёвна и вырванные с корнем деревья.

Б) Иногда срывался шквал…

В) Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

- Верно или неверно утверждение? Это текст. А как вы считаете?

- Почему это не текст? Обоснуйте своё мнение.

- Что нужно сделать, чтобы эта запись стала текстом?

- Итак, расположите предложения в правильной последовательности так, чтобы получился текст. Если правильно расположите предложения, у вас получится отрывок из произведения К.Г. Паустовского.

- Какие признаки текста вам известны?

- Что такое абзац? Сколько в этом тексте абзацев?

- Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в тексте?

- Что такое абзацный зачин?

- Определите тип речи и стиль текста. Докажите.

7. Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. (выполнить!)

А) на третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1 – 2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

Б) Через два – три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника.

В) Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят в воду комнатной температуры.

1) А Б В 2) В Б А 3) Б А В

- Текст списать, расставить знаки препинания.

- Назвать тип речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.161 с.)