А. Доставка в горах больных и пострадавших при несчастных случаях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Доставка в горах больных и пострадавших при несчастных случаях



Общие замечания

Основное правило доставки пострадавших от несчастных случаев в горах гласит: действовать быстро, обдуманно, энергично, но осторожно и всячески щадя пострадавшего.

По отношению к пострадавшим и больным надо быть всегда предупредительным. Доставляемых нужно всячески ободрять и ни в коем случае не говорить им о возможных трудностях или опасностях пути. На боязливых или малодушных людей иногда оказывает хорошее влияние во время произнесенное шутливое слово, конечно, далекое от ребячества или грубости. Если переноска причиняет боль пострадавшему, то работник спасательной службы должен делать все возможное для облегчения страдания, но в отношении чрезмерно чувствительных или чрезмерно требовательных лиц — допустимо известное принуждение.

Работник спасательной службы должен развить в себе навык работать молча, так как излишние разговоры и инструктирование внушают тревогу пострадавшему, создавая у него впечатление неуверенности и неопытности тех, кому он доверен. Если при переноске пострадавшего или при уходе за ним были допущены ошибки, то нельзя критиковать или обсуждать их в присутствии пострадавшего: члены спасательного отряда должны уладить это дело между собой и незаметно принять меры, требуемые для исправления положения. Пострадавшего не следует, по возможности, оставлять одного. Даже если ему ничем нельзя помочь, то все же присутствие другого человека явится моральной поддержкой, которая имеет большое значение.

Пострадавший должен удобно лежать, надежно привязанный к носилкам и защищенный от непогоды, от дождя, холода или жары. Запасная одежда и одеяла используются либо для согревания, либо в качестве подстилки; сложенные палатки, дождевые плащи, штурмовки и т. п. защищают от сырости или от солнца.

Как правило, пострадавшего не раздевают, а только распускают на нем все тесные части одежды: расcтегивают подвязки, развязывают обмотки и шнуры ботинок. Если пострадавший лежит на носилках и если характер повреждения исключает возможность его доставки без носилок, то ботинки можно снять. Последнее особенно рекомендуется зимой для улучшения кровообращения в ногах, из-за опасности обмораживания. Очень хорошим способом защиты от холода является заворачивание ног в газетную бумагу, поверх которой натягивается носок или чулок. Если пострадавший промок или если к его одежде примерз снег, то, по возможности, следует переменить одежду или хотя бы очистить с нее снег. Одеяла, положенные поверх мокрой одежды, не приносят почти никакой пользы. На руки пострадавшего следует одеть сухие перчатки и затем спрятать его руки в карманы брюк или куртки. Повязки нужно накладывать плотно во избежание их ослабления во время переноски. При этом надо, однако, остерегаться противоположной ошибки: чрезмерного затягивания повязок, препятствующего нормальному кровообращению. В холодное время года абсолютно недопустимы влажные повязки (опасность обмораживания).

При длительной переноске следует время от времени проверять повязку и подправлять ее по мере надобности. Если повязка намокает от крови, то поверх ее нужно наложить новый бинт, не срывая прежней повязки.

Нужно часто осведомляться у пострадавшего о его самочувствии и желаниях и давать ему пить (летом—воду, чай, кофе, молоко, зимой — по возможности теплые напитки, но ни в коем случае не алкогольные).

Поза пострадавшего определяется характером повреждения. Обычно его кладут на спину. При повреждении затылка, спины или седалища его кладут на живот. При переломе ребер, после наложения повязки,— на поврежденный бок (Меньше боли при дыхания. — Ред.). У лиц с повреждением живота надо поднимать колени. При затруднении дыхания больного нужно переносить в положении «на корточках» или же с приподнятой верхней частью туловища. Чтобы сделать это положение более удобным для больного, под его колени и за спину подкладывают свертки из одежды.

Важно обеспечить больному возможность своевременного отправления естественных надобностей. Нередко ложный стыд мешает ему говорить об этом самому. Это особенно относится к пострадавшим женщинам. В этих случаях лучше всего прибегать к содействию женщины. Вообще при спасении женщин нужно обеспечивать по мере возможности наличие женской помощи.

Для переноски требуются сильные и выносливые люди; лучше сразу отказываться от помощи переутомленных или неприспособленных для этого дела. Надо обеспечить сразу достаточное количество участников спасательного отряда, привлекая к этому делу и посторонних. Один должен взять на себя руководство; и все остальные должны подчиняться его распоряжениям. Руководитель отвечает за безопасность пострадавшего и членов отряда. Он намечает маршрут, заботится о своевременной смене носильщиков и предупреждает о встречающихся на пути препятствиях или опасных местах. Всегда следует выбирать наиболее безопасный путь и предпочитать более удобный более короткому. Руководитель должен заранее обдумать, как обойти участки, представляющие опасность из-за лавин, камнепадов или обвалов. Он должен тщательно представить себе каждый участок пути. Если с дороги придется возвращаться, то это будет обозначать не только ненужную растрату сил, но и промедление, которое может оказаться роковым для пострадавшего.

Несмотря на это, доставка пострадавших должна производиться по пословице «тише едешь, дальше будешь». Гонка преждевременно утомляет носильщиков и представляет новую опасность для пострадавшего. Большое значение имеют своевременные и достаточные остановки для отдыха, особенно при недостаточном количестве носильщиков.

На узких тропинках, при прохождении тесных ущелий, где нельзя разойтись, руководитель должен высылать вперед человека для задержки встречных туристов.

При переноске пострадавшего по ровной местности надо следить за тем, чтобы носильщики не шли в ногу.

Идущий сзади должен делать более короткие и частые шаги, чем передний, так чтобы на два шага впереди идущего носильщика приходилось бы три шага идущего сзади. Носилки не должны покачиваться. Для этого помимо указанного выше способа ходьбы следует, где это позволяет дорога, поддерживать носилки еще двумя идущими сбоку носильщиками.

При ходьбе без дороги следует осторожно обходить камни, выемки и прочие препятствия, так как падение носильщика может принести тяжелый вред пострадавшему. На более крутых участках носильщики связываются веревкой, к которой иногда привязывают и пострадавшего вместе с носилками. Охраняющие стоят на месте и применяют плечевое охранение (рис. 75). На мокром, скользком грунте или же при наличии льда рекомендуется идти на кошках. Здесь следует слегка придерживать носильщиков на веревке или за пояс для того, чтобы иметь возможность подхватывать того, кто поскользнется.

 

Рис. 75. Охранение через плечо.

 

Ночью для освещения местности применяются фонари или факелы; последние следует держать, по возможности, вертикально во избежание капания и слишком быстрого выгорания. Несущим носилки специально освещают дорогу и предупреждают их обо всех препятствиях. Лица, несущие или фонари или факелы, должны, поскольку это позволяет местность, идти сбоку от носилок или же, по крайней мере, держать сбоку источник света, чтобы одни не затемняли свет другим. Кроме того, фонари надо держать так, чтобы не ослеплять сзади идущих, т. е. давая свет лишь вперед и по бокам.

Руководитель должен следить за тем, чтобы более слабые люди несли более легкую часть носилок, а именно ту, где лежат ноги, а более сильные — тяжелую, головную. На спуске спереди идут более высокие, а на подъеме — более низкие.

На узких тропинках, делающих крутые повороты, следует ограничиваться поворотом носильщиков, не поворачивая носилок. В таких случаях задний носильщик, если это позволяет местность, спускается при помощи не занятых с грузом товарищей по прямой с верхней части тропы на нижнюю, срезая петлю; затем ноша спускается на землю, и носильщики поворачиваются в другую сторону. Если местность усеяна камнями, то при спуске носилок на землю следует следить за тем, чтобы они стали ровно и чтобы пострадавшего не тревожили неровности грунта; лучше всего положить концы носилок равномерно на камни или какие-нибудь выступы.

Пострадавшего, как правило, несут так, чтобы он смотрел в направлении дороги. При тяжелых повреждениях ног приходится однако на всех крутых спусках поворачивать головой вперед, для того чтобы тяжесть тела не надавливала на поврежденные конечности. На время остановок восстанавливается горизонтальное положение.

Когда поднимают пострадавшего с земли, надо подходить к нему со стороны, противоположной повреждению. При тяжких увечьях и переломах одновременно должны работать несколько человек: один поддерживает ноги, другой седалище, а третий — верхнюю часть тела. Последний, если пострадавший находится в бессознательном состоянии, должен следить за тем, чтобы голова не заваливалась назад (для этого он должен поддерживать одной рукой затылок). Вообще же нужно, по возможности, дальше подводить руки под туловище пострадавшего. После этого все носильщики становятся на колено, причем на землю опускается то колено, которое ближе к голове пострадавшего. Затем они поднимают пострадавшего и кладут его на согнутое колено и наконец, медленно и одновременно подымаются сами. При спуске пострадавшего на землю тот же процесс проделывается в обратном направлении. Следует строго следить за тем, чтобы носильщики не шагали через пострадавшего, так как, оступившись, они могут причинить ему страшный вред.

Если нужно перенести пострадавшего на совсем короткое расстояние без каких-либо приспособлений, то поступают следующим образом. При наличии одного только носильщика последний должен левой рукой подхватить пострадавшего под коленями: крепко забрать обе ноги, а правой — поднять верхнюю часть туловища, заложив в то же время левую руку пострадавшего вокруг своего затылка и плеча. При более легких повреждениях рекомендуется поднять пострадавшего к себе на спину, наблюдая при этом, чтобы основная тяжесть лежала на бедрах. Руки носильщика должны идти под верхней частью ног пострадавшего; руки последнего должны лежать на плечах носильщика, но ни в коем случае не захватывать его шеи. При двух носильщиках один из них (более слабый) должен стать сбоку около пострадавшего и захватить его колени одной рукой снизу, а другой сверху. Идти между ногами пострадавшего не годится. Другой носильщик подтягивает спину пострадавшего себе на грудь и обхватывает его подмышками своими руками до локтя. Нужно следить за тем, чтобы основная тяжесть лежала бы на груди. Носильщики могут нести больного также на руках, схватившись кистями и став рядом. Больной сидит при этом на верхних частях ног, а не на седалище, чтобы не сползать. Свои руки он кладет на плечи носильщиков. Каждый из них придерживает больного за руку своей свободной рукой, для того чтобы он не опрокинулся назад в случае обморока. Такой вид переноски более удобен, если посадить пострадавшего на какую-нибудь палку (лыжную, ледоруб) или толстую веревку и т. п.

В отношении поддержки пострадавших, которые еще в состоянии ходить, нельзя выработать твердых правил. Провожатый должен сообразовываться с конкретными условиями (характер повреждения, местность и т. п.). Можно только указать следующее: при повреждениях ног провожатый поддерживает пострадавшего со стороны больной ноги, причем последний держится рукой за плечи провожатого, с тем, чтобы разгрузить поврежденную ногу. При повреждениях рук провожатый идет со стороны, противоположной повреждению. На узких тропинках провожатый должен идти со стороны, грозящей опасностью.

Зимой два провожатых ведут способного идти пострадавшего следующим образом. Они становятся друг за другом на длину лыж, кладут по лыже на каждое плечо и ставят пострадавшего внутрь между лыжами. Это дает ему возможность сильно опираться на лыжи, не имея в то же время никого по бокам.

Попутно следует упомянуть, что хороший лыжник в состоянии помочь легко пострадавшему спуститься на лыжах в долину, поддерживая его одной рукой. При этом требуется величайшая осторожность во избежание падений. Этот способ доставки пострадавшего практикуется лишь как крайняя мера. Совершенно неприемлемо спускать пострадавшего на салазках или скатывать вниз спасательные приспособления вместе с пострадавшим, так как недопустимы все способы доставки, не обеспечивающие полной безопасности пострадавшего. Понятно, что помощь провожатого должна в первую очередь выражаться в разгрузке пострадавшего от рюкзака, лыж и прочего снаряжения.

Мертвых лучше всего класть в обыкновенный джутовый мешок и хорошо обвязывать его. Если мешок короток, берут два мешка, одевая один на ноги, а другой на голову. К давно лежащим трупам можно прикасаться лишь в резиновых или брезентовых перчатках. В крайнем случае, члены спасательного отряда должны, по меньшей мере, основательно смазать руки жиром (растительным маслом, вазелином, салом, мазью от ожогов и т. п.). Лица со ссадинами на руках вообще не должны трогать трупов. Летом трупную заразу переносят мухи; поэтому рекомендуется прикрывать обнаженные части тела (колени, руки, голову) и натереться каким-нибудь сильно пахнущим веществом. Рекомендуется обсыпать труп хлорной известью.

Приспособления для переноски

Приспособления для переноски могут быть самодельные, сделанные из предметов туристского снаряжения или из находящихся под рукой материалов, или специальные, изготовленные заранее. При некоторой находчивости для переноски можно использовать самые разнообразные вещи.

а) Самодельные приспособления

Наиболее простое приспособление для переноски пострадавшего, это — ремень-лямка, который можно употреблять лишь при более легких повреждениях и при недостатке носильщиков. Этот ремень-лямка затягивается пряжкой, как обыкновенный пояс, и одевается, как рюкзак (рис. 76). Такую лямку можно заменить несколькими связанными вместе поясами или даже куском альпинистский веревки, последнюю для этого, однако не разрезают, а лишь связывают из нее петлю соответствующей длины, оставляя остальную часть висящей на шее носильщика. Пострадавшего сажают в лямку так, чтобы он сидел на верхних частях ног немного повыше колен. Лямка или веревка должны быть короткими с тем, чтобы вес пострадавшего лежал на бедрах носильщика. Последнему рекомендуется при ходьбе опираться на ледоруб или на палку. Сначала ремень-лямку одевают на пострадавшего, носильщик становится спиной к груди пострадавшего, накладывает ремень на плечи и осторожно встает.

 

Рис. 76. Лямка для переноски

Когда приходится переносить тяжело поврежденного человека и когда налицо имеется несколько носильщиков, то наиболее простым приспособлением является шест (рис. 77). Для него нужно подыскать толстую палку длиною около 2 м 30 см. В случае нужды можно соединить в одну две более коротких палки, связав их репшнуром.

 

Рис. 77. Переноска с помощью шеста.

 

Пострадавшего подвязывают к шесту в горизонтальном положении с использованием одежды, одеял и палаток. При этом нужно следить за тем, чтобы у него не провисали голова и седалище. Для привязывания используют веревку, репшнур, ремни. Необходимы особенно хорошие прокладки в тех местах тела, по которым проходит веревка. Носильщики несут концы шеста на плечах, один на левом, а другой на правом. И здесь полезны подкладки из предметов одежды.

Для длительной переноски тяжело пострадавших рекомендуется соорудить носилки (рис. 78). Для них требуется две достаточно прочные палки длиною 230— 250 см и шесть коротких, менее прочных перекладин длиною около 50 см, далее репшнур и тонкий шнурок. В качестве подстилки служат предметы одежды, а в качестве подушки — рюкзак.

 

Рис. 78. Самодельные носилки.

Две длинные палки кладут, параллельно друг другу на расстоянии около 50 см и связывают их с тремя короткими перекладинами. Носилки не должны быть слишком широкими, так как руки носильщиков должны быть опущены вертикально, чтобы не тратить больше усилий. Одну из коротких перекладин укрепляют на менее прочной части носилок, на той, где впоследствии будут лежать ноги. Две остальные перекладины укрепляют на более прочной, головной части носилок. Из этих двух последних перекладин одна (передняя) идет под продольными палками, а другая на расстоянии 10 см за первой, над ними. При увеличении этого расстояния будет более полого опускаться изголовье носилок. Затем продольные и поперечные палки прочно связывают одна с другой, причем перевязки делают не накрест, а параллельно. Из трех оставшихся коротких палок делают изголовье: две из них вставляют в промежуток между двумя головными перекладинами и привязывают к ним, а третью укрепляют наверху параллельно нижним перекладинам.

Площадь носилок между палками сплетают из длинного репшнура. Альпийская веревка менее пригодна для этого из-за своей толщины. Шнур кладут в середине, затем одной его половиной заплетают зигзагами раму, начиная от ножной части и доходя до головной. При этом шнур должен проходить сверху по продольной палке и затем обходить под ней и перекрещиваться, уходя к противоположной палке. Второй конец репшнура проходит также от ножной части носилок к головной, в обратном направлении, причем в середине, в месте скрещения шнуров, второй шнур обкручивают вокруг первого, так что образуется ромбовидное плетение. Веревки, ремни и прочее используют как ремень-лямку для подвешивания носилок на плечи носильщиков.

Для переноски покойников делают так называемые «сани»: две палки, немного более длинные, чем у носилок (около 270 см), связывают с двумя-тремя перекладинами по 50 см, затем делают такое же плетенье, как на носилках; изголовье не нужно. Покойника кладут верхней частью туловища к более прочному концу «саней» и плотно привязывают к ним. Тогда один носильщик берется за палку у ножного конца «саней» и тянет их за собой. Спуски, покрытые твердым снегом, или мелкую осыпь можно таким способом преодолевать по вертикали. В местах с гладкими склонами, особенно на травянистых склонах, доставка группа на таких «санях» производится быстро и почти без труда.

Зимой для доставки пострадавших употребляются салазки. Их можно сделать в случае нужды из четырех лыж одинаковой длины и двух поперечин, с использованием шнура и ремней (рис. 79). Надо стараться, чтобы салазки не были шире, чем это действительно требуется. Во всяком случае, их ширина не должна превышать 55 см. Чем шире салазки, тем труднее их тянуть и проводить по извилистому пути, и тем меньше их устойчивость.

Для изготовления таких салазок с лыж снимают, если это возможно, ремни креплений. Затем лыжи кладут на равном расстоянии друг от друга и выравнивают по носкам. Лыжи лучшего качества кладут в середину, где им меньше грозят всяческие повреждения, так как в пути, особенно на поворотах, лыжи очень страдают от скал и камней на склонах. Далее надо укрепить поперечины. От лыжной палки отрезают конец длиною приблизительно в 60 см или берут другую подходящую палку, привязывают ее к носкам лыж, накладывая ее на последние. Для прикрепления используют имеющиеся в носках лыж дырки. Привязывание палки к носку лыжи производят так же, как у перекладин носилок, не накрест, а параллельно. Вторую палку укрепляют около носковых креплений сперва при помощи носковых ремней, а затем при помощи шнура, обходящего вокруг крепления (рис. 80). В качестве постромок служит длинный кусок репшнура (в крайнем случае, хорошо сохранившиеся ремни для связывания лыж). В постромках находят середину и делают свободную петлю длиною около 1,5 м, привязывая ее концам передней поперечины. Свободные концы перекрещивают, ведут ко второй поперечине и укрепляют на ее концах. Оставшиеся после этого концы постромок служат для придерживания салазок сзади.

Привязывая постромки, нужно следить за тем, чтобы тяга равномерно распределялась на обе поперечины. Салазки устилают одеждой, рюкзаками или хвойными ветками, причем крепления должны быть прикрыты особенно хорошо. Очень удобны для этой цели норвежские рюкзаки: при наличии трех таких рюкзаков излишни все другие подстилки. Рюкзаки привязывают лямками к носкам и креплениям таким образом, чтобы они были обращены к пострадавшему своими подставками. Один рюкзак кладется на носки лыж в качестве изголовья, второй — на крепления, а третий под голени пострадавшего.

 

 

Рис. 79. Самодельные салазки.

 

Рис. 80. Самодельные салазки из лыж.

 

Пострадавшего следует так укладывать на салазки, чтобы он лежал на среднем рюкзаке не седалищем, но верхними частями ног, так как такое положение удобнее. Хорошо уложив пострадавшего, нужно еще тщательно привязать его к салазкам веревкой, ремнями, и даже поясами.

 

б) Специальные приспособления для переноски

Германская горная служба («Бергвахт») разработала на основе большого опыта и практических испытаний в результате многолетней работы специальные приспособления, рассчитанные на все требования санитарной и спасательной службы в горах.

 

Рис. 81. Салазки «бергвахт» с носилками из стальных труб.

 

Носилки «бергвахт», сделанные из стальных труб (рис. 81), состоят из рамы, разбирающейся на четыре части, из изголовья и покрышки с ремнями. Их можно брать в разобранном виде. Для этого в первую очередь расстегивают ремни на изнанке (в старых моделях шнуры). Изголовье ставят вертикально и путем легкого пригибания снимают с крюка. После этого стягивают покрышку, начиная от головной части. На обеих поперечных трубах, укрепленных у ног и головы, в новейших моделях имеются штыковые скрепления, а в более старых имелись шплинты или задвижки. В последних надо было вытягивать штифт. При штыковом затворе надо сперва повернуть вправо на одну четверть оборота находящуюся посредине гильзу, а затем сдвинуть ее вдоль по трубе (рис. 82). Это освобождает и позволяет разнять концы. После этого можно вынуть из покрышки обе продольные трубы. На середине каждой из этих труб имеется шплинт, вынув который, можно путем поворачивания разнять трубу на две части (штыковой затвор). Части и чехол распределяются между носильщиками. Если людей мало, то рекомендуется не разбирать продольных труб, которые с помощью ремней рюкзака легко может нести один человек. Второй человек кладет покрышку внутрь рюкзака и укрепляет снаружи на рюкзаке изголовье.

Рис. 82. Штыковой затвор.

Пострадавшего укутывают покрышкой следующим образом. Часть покрышки, находящуюся у изголовья, при скверной погоде набрасывают на его лицо, а при хорошей — закладывают под голову. Противоположную часть накидывают на ноги. Затем его прикрывают более широкой боковой частью и наконец — более узкой. Оба ремня затягивают (но не слишком сильно) поверх покрышки и тела пострадавшего. Стержни, служащие ручками, вытягивают из труб по ослаблении шплинтов и закрепляют в новом положении. Если носилки лежат на салазках, то стержни оставляют в задвинутом положении.

При длительной переноске по хорошим дорогам на одну из поперечных труб одевают колеса на резиновом ходу. Колеса надвигают и закрепляют шплинтом, служащим для закрепления стержней. В таком случае достаточно одного человека, который тащит носилки за собой. При наличии нескольких членов спасательного отряда двое поддерживают носилки по бокам. Идущему посредине носильщику полезен ремень-лямка.

В большинстве случаев колеса одевают на головную часть носилок, и тяжесть верхней части туловища пострадавшего приходится на колеса. При более тяжелых внутренних повреждениях и при повреждении головы следует одевать колеса на ту часть, где лежат ноги, для того, чтобы руки носильщика пружинили голову и верхнюю часть туловища. Пострадавший смотрит при этом в сторону, обратную движению.

Салазки «бергвахт» состоят из двух загнутых на обоих концах лыж-полозьев, имеющих спереди и сзади вертикальные деревянные стойки, поддерживающие две поперечины с углублениями. При сборке эти поперечины привинчивают к стойкам, затем на них ставят носилки «бергвахт» и притягивают двумя ремнями. Плотно сидящие винты можно выбивать лишь деревяшкой, чтобы не повредить нарезки. Эти салазки тянут на специальных постромках, имеющих сзади два свободных конца для торможения, так же, как и у самодельных салазок. При укреплении постромок надо следить за тем, чтобы не прихватить ими носилок. Постромки должны быть укреплены только на двух вертикальных стойках с тем, чтобы носилки можно было менять в любое время без отвязывания постромок. Когда приходится доставлять на гору пустые салазки, то полозья лучше всего подвязывать к ремням рюкзака — либо поперек, либо вдоль, если приходится проходить по узким местам. Поперечины укладываются в рюкзак.

Очень удобным приспособлением для доставки пострадавших и мертвых по удобным и неудобным дорогам, по осыпям, травянистым склонам и т. п. являются так называемые летние салазки — легкие загнутые салазки с узкими, но прочными, железными полозьями.

Рис. 83. Соединение для салазок, делаемое из лыж.

 

Лыжное салазочное приспособление «бергвахт» (рис. 83) дает возможность очень быстро делать из лыж устойчивые салазки для доставки пострадавших. Приспособление состоит из двух навинчивающихся частей, из покрышки, которую используют также и в качестве чехла для разобранных частей, и из двух постромок, каждая из которых имеет по два карабина. При одевании приспособления на лыжи барашки должны быть отвинчены, по возможности дальше (для устранения утери барашков концы нарезки сделаны плоскими). Лыжи заводят носками в промежутки между латунью и стальной полоской и зажимают завинчиванием барашков. На переднюю часть лыж ставят приспособление тремя винтами и кольцами, которые должны быть обращены вперед, к носкам. Для уменьшения трения соединение лежит выше изгиба лыж. Другое соединение устанавливают приблизительно на расстоянии 15 см от концов лыж, причем имеющиеся на нем винты с кольцами должны быть обращены назад. На торчащие стержни передних винтов одевают предохранительную покрышку, которую притягивают к носковым креплениям лыж носковыми или специальными ремнями. Сзади и спереди прикрепляют постромки — карабины к кольцам наружных винтов. Затем на салазки накладывают постилку, о которой уже говорилось, и привязываю пострадавшего.

Если приходится втягивать салазки наверх по вертикали, о чем уже говорилось выше, и выгодно иметь более длинную тягу, то надо отстегнуть постромки, скрепить их друг с другом карабинами и прицепить к кольцу, привинченному к середине переднего соединения. При этом необходимо устроить какое-либо охранение салазок сзади на случай разрыва постромок. На ровном месте используют среднее кольцо для того, чтобы могли впрягаться в салазки четыре человека. Передние постромки составляют в виде петли, соединяющей боковые кольца, а задние, освободившиеся ввиду ненужности торможения, пристегивают одним концом к среднему кольцу, в то время как другой конец вытягивают далеко вперед, и привязывают к нему палку, за которую могут тянуть еще двое.

 

Рис. 84. Соединение салазок «бергвахт» из лыж с носилками «бергвахт».

 

На этих полусамодельных салазках можно легко укрепить носилки «бергвахт», что особенно рекомендуется при тяжелых повреждениях. По бокам соединения имеются плоские латунные проушины, сквозь которые протягивают лыжные носковые ремни до закрепления салазок. При этом надо, однако, следить за тем, чтобы промежуток между соединениями соответствовал промежутку между поперечными трубами носилок: последние должны ставиться между соединениями и приходиться, возможно ближе к ним.

После этого ставят носилки на салазки и притягивают их ранее приделанными к салазкам ремнями, которые обвязывают вокруг коротких носилок. В этом случае покрышка на салазках делается излишней (рис. 84).

Доставка на скалах

Переноска пострадавших в скалистой местности представляет весьма большие затруднения. Она требует наличия достаточного количества людей, знающих альпинистскую технику, а также наличия наиболее совершенных приспособлений для переноски. Способ переноски должен обеспечивать полную безопасность. Спокойствие, рассудительность и осторожность руководителя отряда в этом случае важнее, чем на любой другой местности.

Члены спасательного отряда должны иметь навыки в применении веревки и охранении для преодоления трудных мест по пути к месту несчастья. И здесь действует правило «тише едешь, дальше будешь». Правильно забитый крюк, хорошая площадка для стояния, надлежащее обращение с веревкой — все это требует лишнего времени, но зато дает гарантию безопасности, особенно важную для спасательной экспедиции.

Очень существенным является знакомство с наиболее употребительными узлами. Для охранения лезущего большей частью применяют так называемый «узел проводника» («фюреркнотен») — или немного более трудный булинь, а для самоохранения — узел Прусика. Для связывания двух веревок употребляется морской узел.

Существенную помощь оказывают скалолазу крюки.

Из многих возможных способов переноски мы опишем здесь только один, наиболее удобный для пострадавшего. Последнего подвязывают к описанному выше шесту, который могут, в случае нужды, заменить и две связанные вместе продольные трубы носилок «бергвахт». Очень важна тщательность привязывания; пострадавшего для страховки привязывают еще дополнительно несколькими веревочными петлями. Специально надо позаботиться об охране головы от падающих камней. В качестве оболочки для переноски очень удобна покрышка носилок «бергвахт». При спуске по веревке оба носильщика спускаются одновременно со своей ношей, для того чтобы пострадавший не ударялся о стену. Носильщики спускаются, применяя «сидение скалолаза» (Klettersitz), и охраняются еще отдельными веревками. Шест с пострадавшим идет над обеими веревками для спуска носильщиков. Последние должны находиться на очень близком расстоянии от концов шеста для того, чтобы иметь возможность поднять их на согнутой руке. Следует заметить, что такой способ спуска требует много веревки.

 

 

Рис. 85. Зигзагообразное охранение.

При всех видах спуска по трудным скалам абсолютно необходимо надежное страхование пострадавшего и носильщиков. Требуется величайшее внимание в обращении со сложенными веревками (остерегаться запутывания). Тот, кто выдает веревку, должен помнить, что скользящая веревка может легко вызвать камнепад. Рекомендуется использование перчаток и применение определенных сигналов. На больших расстояниях свистки или рог воспринимаются легче, чем крики. Следует щедро применять крюки и карабины.

При недостаточности спасательной группы, когда не хватает нужного числа лиц. выдающих веревку, следует применять зигзагообразное охранение (рис. 85), для которого нужен только один человек, но которое требует значительного запаса крючьев.

 

Доставка по снегу

Для доставки пострадавшего на салазках приходится снимать лыжи, так как на лыжах нельзя тащить салазки за собой из-за отсутствия достаточного упора для приложения силы, а на крутых склонах невозможно удержать сани, стоя на лыжах. Во избежание проваливания в снег пользуются ракетами (канадскими лыжами); способ их одевания показан на рисунке 86. На крутых склонах бывает выгоднее снимать также и ракеты, для того чтобы иметь лучший упор при сдерживании салазок. На насте ракеты бесполезны и даже являются помехой.

 

Рис. 86. Одевание ракет (канадских лыж).

 

Наилучший состав спасательной группы для доставки пострадавшего на салазках, это — четыре человека, с резервом для смены (двое тянут салазки, а двое направляют их с боков, тормозят или придерживают их). Тянущие закладывают в веревку салазок свои лыжные палки так, чтобы они проходили поперек их живота. Не рекомендуется делать петли на постромках.

На не крутом склоне салазки тянут и вверх и вниз, как по ровному месту, т. е. так, что спереди и сзади идут два человека. Более крутые склоны как вверх, так и вниз лучше всего преодолевать по вертикали, т. е. наикратчайшим путем. При подъеме два члена спасательной группы охраняют салазки у нижнего конца, глубоко загоняя в снег перевернутые вверх ногами лыжные палки и одновременно поддерживая салазки сзади. Постромки удлиняются до пределов возможного для этой цели можно иногда использовать тянущиеся сзади салазок постромки, предназначенные для торможения на спусках. Все имеющиеся здесь члены спасательной группы, кроме охраняющих, уходят вперед на всю длину постромок, но однако не тянут салазок за собой. Затем они поворачиваются лицом к долине, отыскивают надежное место и чаще всего садятся, расставив ноги. Лишь тогда, по команде, можно начать подтягивать к себе салазки. При этом те, кто охраняет салазки, идут за ними шаг за шагом, приподымают салазки при каждом подтягивании и тотчас возобновляют охранение. Подтягивание должно происходить не рывками, а эластично и равномерно, а сильные рывки следует смягчать приподниманием салазок охраняющими.

Если салазки нужно спускать вниз, то два человека придерживают их сзади постромками для торможения. Однако на особенно крутых или покрытых настом склонах разрешается передвигаться только одной части спасательной группы: другая должна стоять на месте и охранять. В этом случае удлиняют задние постромки. Оба члена спасательной группы, стоящие сзади, находят удобное для стояния место, загоняют в снег перевернутые лыжные палки, пропускают веревку через плечо и верхнюю часть противоположной руки и затем обводят ее еще вокруг лыжных палок, по возможности близко к снежному покрову. Часть спасательной группы, идущая спереди, идет вместе с салазками вниз, поворачиваясь по временам к горе и придерживая салазки руками. Когда салазки спущены на всю длину постромок для торможения, то передние берут на себя охранение салазок, т. е. становятся потверже, и придерживают салазки руками, предварительно загнав поглубже в снег у нижнего конца салазок лыжные палки, и ждут в таком положении тех, кто работал наверху.

При траверсировании склонов охраняющие должны следить за тем, чтобы салазки не покатились вбок, и идти сбоку от салазок, со стороны склона. При более крутом траверсировании необходимо поддерживать салазки со стороны долины для сохранения горизонтального положения пострадавшего. Когда путь поворачивает зигзагами, то салазки приподнимают и поворачивают и требуемом направлении. Спасательные салазки «бергвахт» имеют загнутые с обоих концов полозья, при которых отпадает необходимость поворачивания салазок: задний конец ставят в направлении к долине (вниз), и те, кто прежде придерживал салазки сзади, тянут их спереди.

Когда снег лежит плотно или укатан при обледенении склона, салазки можно спускать лишь на длину веревки. Двое или более лиц должны охранять салазки справа и слева при помощи веревки или репшнура. При наличии салазок «бергвахт» это охранение осуществляют, привязывая салазки на одну веревку, а носилки— на другую. Выдающие веревку спускают салазки вниз на длину веревки. Когда веревка кончается, то сперва спускается один из выдававших ее, организует охранение и предлагает спуститься второму. После того как этот последний надежно станет рядом с первым, опять начинают спускать салазки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.078 с.)