Возможные социальные последствия реформы льгот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможные социальные последствия реформы льгот



К положительным моментам новой системы социальной поддержки можно отнести:

§ проведение ”санации” продекларированных норм и увязки правовой базы с фактически действующими финансовыми обязательствами государства;

§ денежное обеспечение действующих льгот (позволяющее ”разбудить спящие мандаты”, которыми часть граждан, особенно проживающих в сельской местности, раньше не пользовалась) с помощью новой формы социальной поддержки - ”социального пакета”, что, по мнению представителей исполнительной власти, повысит качество медицинской помощи и санаторно-курортного обслуживания ветеранов и инвалидов;

§ улучшение сбалансированности бюджетов всех уровней путем отмены (реструктуризации) расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования.

К отрицательным:

§ отсутствие у большинства субъектов Федерации финансовых ресурсов на обеспечение передаваемых на их уровень льгот;

§ понижение уровня социальной защиты ряда категорий населения - в частности, детей-сирот (при отказе им в праве на привилегии в получении жилья при наступлении совершеннолетия); ветеранов, проживающих в городах, в случае отмены для них бесплатного проезда на городском транспорте; работников бюджетной сферы в регионах, заработная плата которых может быть заморожена; людей, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, которых планируется приравнять к инвалидам по общим заболеваниям, имеющим значительно меньший объем льгот;

§ усиление дифференциации заработной платы по аналогичным профессиям не только по регионам (в зависимости от их экономического положения), но и внутри регионов, а также по отраслям экономики и муниципальным образованиям;

§ понижение уровня правового регулирования вопросов, относящихся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

Для компенсации возможных потерь получателей льгот предполагается набор дополнительных мер: часть компенсации можно получить в виде ”социального пакета” (бесплатный проезд на пригородном транспорте, бесплатные лекарства и - раз в три года - бесплатная путевка). Гражданин сможет выбирать по своему усмотрению определенные льготы из этого списка, а остальное получать в форме прибавки к пенсии.

Совокупные реальные расходы бюджетов всех уровней на компенсацию льгот оцениваются экспертами в сумму около 500 млрд.руб. в год. После замены натуральных льгот денежными выплатами расходы федерального бюджета составят примерно 170 млрд.руб., региональных - около 100 млрд.руб. Таким образом, реальные расходы на эти цели сократятся почти в два раза - на 230 млрд.руб.

Следует отметить, что значительная часть граждан, имеющих право на льготы, не поддержало концепцию законопроекта. По данным социологических опросов ”РОМИР-мониторинг”, категорически против проведения реформы выступают почти 40% российских граждан, еще 20% скорее ее не одобряют, лишь 16% поддерживают замену льгот на выплаты, а еще 20% готовы согласиться с этим при определенных условиях.

Государственное регулирование доходов населения.

Доход населения – это материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы населения делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.

Натуральные доходы населения включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.

Денежные и натуральные доходы образуют личный доход населения.

Номинальные доходы населения характеризуют уровень денежных доходов населения независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги.

Располагаемые доходы – это номинальные доходы населения за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем, он не учитывает динамики уровня цен. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы. Под ним понимаются располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.

Основными компонентами денежных доходов населения в рыночной экономике являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, а также социальные трансферты.

Меры регулирования доходов. Государство оказывает активное влияние на перераспределение доходов через госбюджет. Для этих целей используется система дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. В результате часть доходов наиболее обеспеченных слоев населения переходит к наименее обеспеченным.

Одним из методов регулирования доходов населения является выплата социальных трансфертов.

Социальные трансферты – это экономическая ценность, передаваемая одним участником другому в одностороннем порядке: от другого участника операции не поступает взамен ничего, что может иметь экономическую стоимость. Социальные трансферты представляют систему мер денежной или натуральной помощи малоимущим, посредством которой повышаются доходы определенных слоев населения.

Государство путем перераспределения средств бюджета создает условия для уменьшения дифференциации доходов населения, обеспечения нормального процесса воспроизводства рабочей силы. Вместе с тем государственное регулирование доходов населения при помощи средств бюджета имеет определенные пределы: размеры бюджетных поступлений и уровень налогов. К мерам государственного регулирования доходов относятся также установление гарантированных цен на некоторые товары и услуги определенным группам населения (фермерам, пенсионерам, инвалидам), установление минимальных ставок заработной платы, пенсий и др.

Индекс потребительских цен. Как уже отмечалось, реальные доходы населения зависят от уровня цен на товары и услуги. Для того, чтобы определить влияние инфляции на реальные доходы населения, используется такой показатель, как индекс потребительских цен на товары и услуги.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном (предыдущем) периоде. ИПЦ – это важнейший показатель, характеризующий уровень инфляции. Он используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров. ИПЦ в России исчисляется для характеристики изменения общей суммы потребительских расходов населения по отдельным регионам и стране в целом на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с базисным (предыдущим) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги.

Индексация доходов. Особое значение занимает проблема индексация доходов от инфляции.

Индексация – это средство защиты от инфляции, привязка суммы контракта, кредита, заработной платы, пенсии, пособия, вкладов населения в банках и т.д. к индексу потребительских цен. Индексация доходов населения представляет полное или частичное возмещение потерь в доходах, вызванных ростом цен на потребительские товары и услуги. В мировой практике применяются две основные формы индексации доходов населения: автоматическая и полуавтоматическая. Автоматическая индексация доходов населения предполагает, что последние повышаются пропорционально росту цен. Полуавтоматическая индексация именуется также договорной. На государственном уровне проводятся переговоры с участием работодателей, профсоюзов, представителей органов государственной власти, а также ученых-экспертов. В результате переговоров даются рекомендации по установлению нижнего порога социальной защиты при заключении коллективных договоров. На каждом предприятии заключается свой коллективный договор, включающий различные меры социальной защиты работников.

Индексация доходов населения оценивается неоднозначно. С одной стороны, она способствует поддержанию определенного уровня жизни некоторых групп населения. С другой стороны, индексация может снижать стимулы к труду, тормозить реализацию антиинфляционной политики. Поэтому во многих странах индексация доходов населения носит скорее эпизодический, чем постоянный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.007 с.)