По выполнению контрольных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению контрольных работ



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «ЛОГИКА»

 

для студентов, обучающихся по заочной (очно-заочной) форме обучения

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

 

Профили образовательной программы:

Таможенные платежи;

Организация таможенного контроля;

Технические средства таможенного контроля;

Таможенный менеджмент

Товароведение и экспертиза в таможенном деле;

Информационные системы и таможенные технологии;

Международное сотрудничество таможенных администраций

Уровень: специалитета

 

2019

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

УТВЕРЖДЕНО

Заседанием кафедры ________________

(протокол от «___»________ 20__ г. № __)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «ЛОГИКА»

для студентов, обучающихся по заочной (очно-заочной) форме обучения

Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»

 

Профили образовательной программы:

Таможенные платежи;

Организация таможенного контроля;

Технические средства таможенного контроля;

Таможенный менеджмент

Товароведение и экспертиза в таможенном деле;

Информационные системы и таможенные технологии;

Международное сотрудничество таможенных администраций

 

 

Уровень: специалитета

 

2019

 

Автор

И.В. Демидов профессор кафедры гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, профессор

 

 

Ответственный за выпуск

А.Т. Климович заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, доктор исторических наук, профессор

 

 

 

© Российская таможенная академия, 2018


ВВЕДЕНИЕ

Контрольная работа по дисциплине «Логика» является частью самостоятельной подготовки студента, а также одной из форм контроля знаний, умений и навыков студентов на заключительном этапе изучения дисциплины, проверки усвоения ими курса перед зачетом.

Контрольная работа представляет собой письменное домашнее задание, выполненное самостоятельно, позволяющее проверить и оценить теоретические знания и практические навыки обучающихся, их способность к саморазвитию, самообразованию и самоконтролю. Контрольная работа состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть включает самостоятельное изложение формально-логической проблемы в рамках предложенной темы. Практическая часть работы предполагает решение логических задач и выполнение упражнений на основе полученных теоретических знаний.

Контрольная работа предусмотрена учебным планом академии, имеет обязательный характер и служит основанием для допуска студента заочной (очно-заочной) формы обучения к зачету.

К контрольной работе предъявляют следующие требования:

Выполнение контрольной работы преследует цели: 1) закрепление формально-логических знаний, полученных при изучении теоретических основ логики; 2) выработка умения самостоятельно решать логические задачи и выполнять упражнения.

Основные задачи контрольной работы:

- самостоятельное изучение соответствующей темы учебной дисциплины;

- формирование навыка самостоятельной работы по подбору и обработке учебной литературы, обобщению и формулированию выводов по раскрываемой теме;

- выявление способности решать логические задачи и выполнять упражнения.

- контроль качества усвоения изученного материала и самостоятельной работы студента.

- закрепление полученных ранее формально-логических знаний;

- формирование элементов компетенций ОК-1 и ОК-5, как результата освоения учебной дисциплины, способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень

 

ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выбор варианта контрольнойработы осуществляется из Перечня вариантов контрольных работ. Обучающийся самостоятельно выбирает вариант контрольной работы на сессии, которая предшествует сессии сдачи работы.

Контрольное работа выполняется по одной из двух тем, номера которых соответствуют начальной букве фамилии студента. При этом следует иметь в виду, что выполнение контрольной работы предполагает последовательное изучение всего курса, а не только тех тем, которые предлагаются студенту для выбора.

 

Начальная буква фамилии студента Номера тем контрольных заданий Начальная буква фамилии студента Номера тем контрольных заданий
А 1, 15 П 15, 23
Б 2, 16 Р 16, 5
В 3, 17 С 17, 6
Г 4, 18 Т 18, 7
Д 5, 19 У 19, 8
Е 6, 20 Ф 20, 9
Ж 7, 21 Х 21, 10
З 8, 22 Ц 22, 11
И 9, 23 Ч 23, 12
К 10, 24 Ш 24, 13
Л 11, 25 Щ 25, 14
М 12, 26 Э 26, 15
Н 13, 25 Ю 19, 1
О 14, 24 Я 18, 2

 

Выполненная работа, не соответствующая указанной теме, не подлежит рецензированию и возвращается автору на переделку. Контрольная работа оценивается по шкале «зачтено» - «не зачтено». Оценка  «не зачтено» выставляется в случаях, если:

- содержание темы не раскрыто в полном объеме;

- работа выполнена не в соответствии с планом;

- работа выполнена не самостоятельно;

- работа выполнена без привлечения необходимых источников и научной литературы (например, на базе одного источника);

- работа написана неразборчиво, оформлена небрежно, наспех.

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И НАПИСАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Во введении кратко излагаются:

- актуальность рассматриваемых теоретических вопросов и их место в системе формально-логических знаний;

- степень изученности этих вопросов в мировой и отечественной литературе по логике, основные их трактовки в различных логических системах;

- цель контрольной работы, и задачи, решаемые студентом при ее выполнении;

- методы и приемы, использованные им при подготовке контрольной работы.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть включает развернутые ответы на 2-3 теоретических вопроса, а также решение логических задач и выполнение упражнений.

Раскрывая содержание каждого вопроса, студент исследует те или иные формально-логические теории, связь рассматриваемых вопросов с профессиональной подготовкой будущих таможенников, приводит собственные рассуждения. Следует добиваться определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности своих мыслей. При доказательстве конкретных позиций необходимо сформулировать тезис, истинность которого требуется обосновать. Доказательства должны быть логичными и убедительными. Для этого следует привести необходимые аргументы (цитаты из авторитетных источников, статистические данные, доказывающие верность авторской мысли), учесть объективные условия и субъективные факторы.

Каждый вопрос должен заканчиваться выводами, в которых автор излагает свое отношение к анализируемым проблемам, обосновывает целесообразность конкретных предложений, ориентированных на развитие логической культуры будущих таможенников.

При решении логических задач и выполнении упражнений студенты используют весь арсенал приобретенных теоретических знаний, демонстрируют свои умения и навыки их практического применения. Задачи должны решаться на основе методики, выработанной студентами на аудиторных практических занятиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении формулируются общие выводы, отражаются достигнутые результаты исследования и формулируются практические рекомендации по развитию логической культуры таможенника. Выводы должны быть сопряжены с целью и задачами, поставленными во введении.

 

Каждый раздел работы должен начинаться с нового листа. Каждая страница (за исключением титульного листа) должна быть пронумерована. В списке использованных источников указываются учебные и научные издания, использованные студентом при выполнении контрольной работы, в алфавитном порядке.

Объем контрольной работы не должен превышать 12-15 печатных страниц, оформлен в отдельную папку с титульным листом. Печать только на одной стороне листа. Текст набирается на компьютере: шрифт 14, интервал 1,5, с полями: справа 1 см, слева 3 см, сверху и снизу 2 см. Выравнивается по ширине.

По контексту рукописи контрольной работы автор может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в контрольной работе в квадратных скобках приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Нормативные правовые акты

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010). Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

4.2. Основная учебная литература

1. Демидов И.В. Логика: Учебник для бакалавров / под ред. проф. Б.И. Каверина. - 8-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2018.

2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для бакалавров /Под ред. проф. В.И. Кириллова. 6-е изд. М.: Проспект, 2017.

4.3. Дополнительная учебная литература

1. Демидов И.В. Логика (кредитно-модульный курс): учебное пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

2. Демидов И.В. Логические задачи: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

3. Иванов Е.А. Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М.: Волтерс Клувер, 2007.

4. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. Учебное пособие /Под ред. проф. В.И. Кириллова. – 6-е изд. М.: Проспект, 2017.

5. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.

6. Маковельский А.0. История логики. Жуковский-Москва, 2004.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Этапы ее развития

1. Зарождение и сущность логики как науки.

2. Основные исторические этапы развития логики.

3. Особенности современного этапа развития формальной логики.

Задачи:

1. В каком веке сформировалась логика в качестве самостоятельной науки?

1.1. В IV в. до н. э.

1.2. Во II в. до н. э.

1.3. В III в. до н. э.

1.4. В V в. до н. э.

1.5. В I в н. э.

2. Кто является основателем науки логики?

2.1. Сократ.

2.2. Платон.

2.3. Аристотель.

2.4. Демокрит.

2.5. Анаксимен.

3. Древнегреческие философы, которые изобретали разнообразные приемы нарушения логических законов с целью доказать все, что угодно, – это:

3.1. Милетцы.

3.2. Пифагорейцы.

3.3. Софисты.

3.4. Эпикурейцы.

3.5. Киники.

4. В каком трактате английский философ и естествоиспытатель Ф. Бэкон разработал проблемы индуктивной логики?

4.1. «Рассуждение о методе...».

4.2. «Логика, или Искусство мыслить».

4.3. «Новый органон...».

4.4. «О логическом, или О канонах».

5. Кто из русских логиков написал работу «О частных суждениях, о треугольнике противоположностей и о законе исключенного четвертого»?

6.1. М. В. Ломоносов.

6.2. М. И. Каринский.

6.3. Д. С. Аничков.

6.4. Н. А. Васильев.

 

Тема 5. Виды понятий

1. Виды понятий по объему.

2. Виды понятий по содержанию.

Задачи:

1. Укажите вид понятия «гражданское мужество» по объему:

1.1. Положительное.

1.2. Общее.

1.3. Конкретное.

1.4. Единичное.

2. Дайте полную логическую характеристику понятиям:

2.1. западная граница государства;

2.2. законность;

2.3. коллектив;

2.4. демонтаж;

2.5. сборная России;

2.6. международный таможенный транзит;

2.7. семья.

 

Тема 7. Определение понятий

1. Логическая сущность определения понятий и его роль в познании и профессиональном общении.

2. Виды определения.

3. Правила определения и возможные ошибки при их нарушении.

Задачи:

1. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное: выделите определение через ближайший род и видовое отличие, а также приемы, заменяющие определение:

1.1. Нормативный акт – это правовой акт государства, в котором содержатся предписания – нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.

1.2. Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой.

1.3. Народ – автор и актер собственной жизненной драмы.

1.4. Продукция – это материально-вещественный или информационный продукт, созданный в процессе производства.

1.5. Держава – большое независимое государство, ведущее самостоятельную политику.

1.6. Представьте себе, что группа людей образует корпорацию А и скупает 51% простых (или с правом участия в управлении) акций компаний Б, В, Г и Д. Допустим далее, что в то время как компании Б, В, Г и Д заняты непосредственно производством и торговлей, единственное дело корпорации А - контролировать направление деятельности этих компаний. Корпорация А и есть только контрольное акционерное общество или холдинг.

1.7. Товар – любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

1.8. Декларант – это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

2. Проверьте правильность определений. Какие ошибки допущены в неправильных определениях?

2.1. Реформа – преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

2.2. Логика – это наука о мышлении.

2.3. Товар – продукт, являющийся объектом купли и продажи, подлежащий обмену на другой продукт или деньги.

2.4. Олигоцен – третья эпоха палеогена.

2.5. Таможенник – это человек, связанный с таможенным делом, служащий в таможенных структурах и ведущий таможенную деятельность.

2.6. Грабеж – похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное открыто.

2.7. Правопорядок есть отсутствие правового беспорядка.

2.8. Лентяй – это человек, которому нравится просто жить.

 

Тема 8. Деление понятий

1. Сущность деления, его теоретическое и практическое значение.

2. Виды деления понятий.

3. Правила деления и возможные логические ошибки при их нарушении.

 

Задачи:

1. Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основания деления:

1.1. Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа.

1.2. Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники.

1.3. По стадии рассмотрения дел в судах различают суды первой, кассационной и надзорной инстанций.

1.4. Государственные налоги делятся на прямые и косвенные.

1.5. Политическая деятельность может быть конструктивной или деструктивной.

1.6. Наследование наступает в силу закона или завещания.

1.7. Общественная опасность деяния рассматривается законодателем или как преступление, или как правонарушение административное, гражданско-правовое, трудовое.

2. Правильно ли произведено деление следующих понятий? Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления:

2.1. К ценным бумагам относятся акции и чеки.

2.2. Основными свойствами товара являются потребительная стоимость и стоимость.

2.3. Договоры делятся на устные, письменные и безвозмездные.

2.4. Преступления бывают умышленные, неосторожные и должностные.

2.5. По своему устройству государства делятся на унитарные и федеративные.

2.6. Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным.

2.7. Таможенные режимы делятся на основные, экономические, завершающие и специальные.

3. По любому из возможных оснований сделайте дихотомическое деление следующих понятий:

Таможенный перевозчик; государство; юрист; таможенная граница; формальная логика; таможенник.

 

Тема 10. Простые суждения

1. Логическая сущность простого суждения. Виды простых суждений.

2. Распределенность терминов в суждении.

3. Отношения между простыми суждениями.

Задачи:

1. Установите структуру и определите виды суждений по следующим основаниям:

1.1. по объему субъекта:

1.1.1. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.

1.1.2. В здоровом теле – здоровый дух.

1.1.3. Древние греки внесли большой вклад в развитие философии.

1.1.4. Некоторые древние греки внесли большой вклад в развитие философии.

1.2. по качеству связки:

1.2.1. Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего общества.

1.2.2. Некоторые страны не имеют однопартийной системы.

1.2.3. Это рассуждение неправильно.

1.3. по содержанию предиката:

1.3.1. Кража является умышленным преступлением.

1.3.2. Мурманск находится за Полярным кругом.

1.3.3. Некоторые рыбы живут до ста лет.

1.3.4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает свободный доступ к информации о действующих правовых актах в области таможенного дела.

2. Установите распределенность терминов в следующих суждениях:

2.1. Акциз – косвенный налог на товары, реализуемые на внутреннем рынке частными фирмами.

2.2. Ни один человек не должен страдать за правду.

2.3. Некоторые специалисты не являются таможенниками.

2.4. Некоторые юристы – адвокаты.

2.5. Некоторые студенты – заочники.

2.6. Российская таможенная академия находится в городе Люберцы.

2.7. Все судьи принимают присягу.

3. Дайте объединенную классификацию простых суждений, изобразите отношения между их терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:

3.1. Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон.

3.2. В архивах хранятся и закрытые дела.

3.3. Человек осваивает космическое пространство.

3.4. Некоторые юристы – адвокаты.

3.5. Ни один студент не имеет академической задолженности.

 

Тема 11. Сложные суждения

1. Логическая сущность сложного суждения.

2. Виды сложных суждений.

3. Отношения между сложными суждениями.

Задачи:

1. В значении каких логических союзов употребляются грамматические союзы в следующих предложениях:

1.1. Плывет по реке не то лодка, не то бревно.

1.2. Ни берез, ни дубов мы больше не встречали.

1.3. Повсюду были видны либо озера, либо болота, либо речки.

1.4. Дождь то начинал хлестать теплыми каплями, то переставал.

1.5. С поезда сошли мы да какой-то старик.

1.6. Хоть редко, да метко.

1.7. Движение парусника было возможно лишь тогда, когда дул ветер.

2. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части:

2.1. Если в отношении товаров представлена транзитная декларация, то выдается разрешение на внутренний таможенный транзит.

2.2. Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно.

2.3. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах («Всеобщая декларация прав человека»).

2.4. Ни извиняющийся тон, ни упорство не украшают споры.

2.5. Курить – здоровью вредить.

3. Составьте таблицы истинности для исключающей и неисключающей дизъюнкций, импликации и эквиваленции.

 

Как формы мышления

1. Сущность умозаключения и его логическая структура.

2. Условия получения истинного вывода в умозаключении.

3. Основные виды умозаключений.

4. Роль умозаключений в теоретической и практической работе таможенника.

Задачи:

1. Определите посылки и заключение умозаключения в следующих примерах:

1.1. Хулиганство – наказуемое деяние, так как все преступления – наказуемые деяния, а хулиганство – преступление.

1.2. Некоторые предприятия металлургической промышленности являются прокатными станами, потому что все прокатные станы являются предприятиями металлургической промышленности.

1.3. Некоторые газы являются инертными веществами, так как гелий – инертное вещество, а гелий – газ.

1.4. После того как студенты при изучении логики стали пользоваться персональными компьютерами, значительно возрос их интерес к этому предмету, хотя не изменилось ни расписание занятий, ни нагрузка студентов. Ясно, что причина этого в применении на занятиях вычислительной техники.

1.5. Все рыбы дышат жабрами. Значит, кит – не рыба, он не дышит жабрами.

1.6. Раз все студенты являются учащимися, то ни один неучащийся не может быть студентом.

2. Определите вид умозаключения:

2.1. Так как все студенты юридических вузов изучают логику, то, следовательно, среди тех, кто изучает логику, есть студенты юридических вузов.

2.2. «Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поранения своего тщеславия. И оба чем более берегут себя, тем менее видят – зажмуриваются» (Л. Н. Толстой).

2.3. Первым пришел, конечно же, Петров. Это следует из того, что Яковлев не был первым. Не мог быть первым и Ковалев. Но тройка призеров включала только перечисленных спортсменов.

2.4. Водород – газ, кислород – газ, метан – тоже газ. Все эти газы горючи. Следовательно, некоторые газы – горючи.

2.5. Если нагреть медный провод, то его длина увеличится; если нагреть алюминиевый провод, то его длина также увеличится. Следовательно, медь и алюминий – металлы, любой металлический провод при нагревании увеличит свою длину.

2.6. Ни одна книга не является периодическим изданием, а журнал – периодическое издание. Следовательно, он не является книгой.

2.7. Если слово стоит в начале предложения, то его нужно писать с прописной буквы. Слово «столица» в предложении не написано с прописной буквы, значит, оно не стоит в начале предложения.

 

Тема 17. Аналогия

1. Сущность аналогии и ее познавательная роль.

2. Правила аналогии.

3. Виды аналогии и их логическая характеристика.

 

Задачи:

1. Определите виды аналогии в приведенных примерах:

1.1. Если масштаб одной карты в два раза больше, чем другой, то и расстояние, измеренное между одними и теми же населенными пунктами на различных картах, будет выражено различными величинами, отличающимися также в два раза.

1.2. «Меняйте ваши мнения, сохраняйте ваши принципы; меняйте листья, сохраняйте корни» (В. Гюго).

1.3. «Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости» (А. Шопенгауэр).

1.4. Если все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца в одном и том же направлении, то их движение, вероятно, имеет одну и ту же причину.

2. Установите, в каком из каждой пары умозаключений по аналогии вывод является более вероятным и почему:

2.1. В рассказе А. Конан Дойла «Голубой карбункул» речь идет о краже драгоценностей, а главными героями являются Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Рассказ мне понравился. Видимо, мне понравится и другой рассказ А. Конан Дойла, где главными героями являются Шерлок Холмс и доктор Ватсон, а речь идет о какой-либо краже. Так как мне понравился рассказ А. Конан Дойла «Голубой карбункул», то, наверное, мне понравятся и другие его рассказы.

2.2. Мне кажется, что уклад этих двух семей должен во многом совпадать. В обеих семьях брак был ранним, в обеих жена пришла в семью мужа. В течение первого года в обеих семьях родились дети. Обе семьи – студенческие. Уклад жизни этих двух семей, видимо, во многом должен совпадать. Это ясно: браки в обоих случаях – ранние, в обеих семьях жена пришла в семью мужа. Обе семьи – студенческие и в обеих уже в первый год родились дети. К тому же в обоих случаях родители супругов – потомственные учителя.

3. Подберите самостоятельно по одному примеру аналогии свойств, аналогии отношений, строгой аналогии, нестрогой аналогии и ложной аналогии, а также аналогии права и аналогии закона.

Тема 19. Закон тождества

1. Логическая сущность закона тождества и его требования.

2. Значение закона тождества для правильного мышления таможенника.

Задачи:

1. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении понятий в приведенных парах:

1.1. Байкал; самое глубокое озеро в мире.

1.2. Нравоучение; проповедь.

1.3. Прибыльность; рентабельность.

1.4. Ложь; неправда.

2. Будут ли нарушены требования закона тождества при отождествлении содержания суждений в приведенных парах?

2.1. Неверно, что материя является порождением мирового духа или индивидуального сознания. – Материя не является порождением ни мирового духа, ни индивидуального сознания.

2.2. Водитель автомобиля совершил аварию. – Причина аварии – в действиях водителя автомобиля.

2.3. Завтра будет дождь и холод. – Завтра будет холодно и дождливо.

3. Объясните, почему данные суждения являются неопределенными:

3.1. Утром все получили новые наряды.

3.2. Генерал своим корпусом преградил ему дорогу.

3.3. Планировать приходилось в трудных условиях.

3.4. Я помню его, когда был еще ребенком.

3.5. Она спрятала в карман записку от мужа.

 

Тема 20. Закон противоречия

1. Логическая сущность закона противоречия и его требования.

2. Значение закона противоречия для правильного мышления таможенника.

Задачи:

1. Опираясь на закон противоречия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными следующие пары суждений:

1.1. В некоторых государствах существует монархическая форма правления. – В некоторых государствах нет монархической формы правления.

1.2. Все студенты первой группы подготовились к экзамену по логике. – Некоторые студенты первой группы к зачету по логике не подготовились.

1.3. Не каждый орган государства имеет полномочия на издание нормативных актов. – Все органы государства имеют полномочия на издание нормативных актов.

1.4. Окна во всех этажах дома были ярко освещены. – Окна были ярко освещены во многих этажах дома.

1.5. Большая часть машин находилась в парке. – В парке не было ни одной машины.

1.6. К. похитила государственные средства. – Никаких государственных средств К. не похищала.

2. Укажите, требования каких формально-логических законов нарушены и в чем суть этих нарушений:

2.1. Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому: «Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил». «Тебе не привыкать, - ехидно заметил тот, - ты всегда сухим из воды выходишь».

2.2. Невозможно съесть яйцо натощак: откусив один раз, будешь уже есть яйцо не натощак.

 

Тема 23. Гипотеза

1. Логическая сущность гипотезы, ее структура и виды.

2. Основные этапы разработки гипотезы.

3. Познавательная роль гипотезы в таможенной сфере.

Задачи:

1. Приведите пример любой гипотезы, изложив ее содержание. Укажите элементы ее логической структуры.

2. В чем несостоятельность гипотезы, высказанной почтмейстером Иваном Андреевичем, и какой принцип гипотезы им был нарушен:

В произведении Н. В. Гоголя «Мертвые души» описывается гипотеза почтмейстера Ивана Андреевича, согласно которой Чичиков есть не кто иной, как капитан Копейкин, пострадавший в войне 1812 года и вступивший в конфликт с правительственной бюрократией. Рассказ о злоключениях капитана Копейкина (10-я глава) был выслушан с неослабным интересом.

3. Каким образом открытие Галилеем четырех спутников Юпитера подтвердило гипотезу о строении Солнечной системы, выдвинутую Коперником?

4. На основе каких наблюдений построены гипотезы о возникновении жизни на Земле? Составьте условное умозаключение для проверки этих гипотез и укажите подтверждающие факты в пользу одной из гипотез.

Тема 24. Доказательство

1. Сущность логического доказательства, его структура и объективная основа.

2. Подтверждение и опровержение тезиса как роды доказательства, их виды и способы.

3. Правила доказательства и основные ошибки, возникающие при их нарушении.

Задачи:

1. Можно ли считать доказательствами соответствующих тезисов следующие рассуждения:

1.1. Если ниобий – металл, он пластичен. Ниобий – металл. Значит, он пластичен.

1.2. Если число делится на 9, оно делится на 3. Число делится на 3. Значит, оно делится на 9.

1.3. Если завтра будет холодно и сыро, мы пойдем в кино или в цирк. Но завтра не будет холодно и сыро. Значит, мы не пойдем ни в кино, ни в цирк.

1.4. Если посылки правильного умозаключения истинны, то и его заключение истинно. Значит, если неверно, что заключение правильного умозаключения истинно, то неверно, что его посылки истинны.

1.5. Ни один треугольник не является квадратом. Ни один квадрат не является трапецией. Значит, ни один треугольник не является трапецией.

2. По какой схеме идет доказательство? Является оно прямым или косвенным?

Один английский экономист сказал: «Любая короткая фраза об экономике внутренне лжива». Но сама эта фраза, являющаяся короткой, есть фраза об экономике, точнее говоря, фраза о фразах об экономике. Как таковая, она тоже должна быть внутренне лживой. Но то, что она лжива, означает, что есть короткие фразы об экономике, не являющиеся лживыми. Следовательно, некоторые короткие фразы об экономике не являются внутренне лживыми.

3. Установите правильность приведенного опровержения: «Кражу мог совершить кто-то другой», - сказал задумчиво следователь. «Нет, это исключено. Никто другой в квартиру не входил, - убежденно возразил участковый. - Следов-то никаких других, кроме этих, нет. Да и соседи никого в этот день не видели».

4. Определите, какие ошибки допущены в следующих доказательствах:

4.1. То, что должно быть, является добром. Но зло должно быть. Значит, зло есть добро.

4.2. Если бы не было времени, то не было бы ни одного дня. Если бы не было ни одного дня, то всегда стояла бы ночь. Но если бы всегда стояла ночь, было бы время. Следовательно, если бы не было времени, то оно было бы.

4.3. Что является естественным, то является хорошим. Делать ошибки естественно. Значит, делать ошибки хорошо.

4.4. Пальто – слово, а так как пальто греет, то можно сделать вывод о том, что некоторые слова греют.

4.5. Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего – дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «ЛОГИКА»

 

для студентов, обучающихся по заочной (очно-заочной) форме обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.199 с.)