Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Правильность речи. Понятие нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы.
З адание 1. Ответьте на вопросы.
Задание 2. Познакомьтесь с фрагментом статьи преподавателя-лингвиста, опубликованной в «Литературной газете», об уровне речевой культуры и образования в нашем обществе. Согласны ли вы с мнением автора статьи? Каких знаний по русскому языку и культуре речи вам недостает для эффективного повседневного и делового общения? Видимо, моё накопившееся репетиторское недоумение (преподаю русский язык) приблизилось к критической точке… Так, недавно я целый год занималась с 30-летней женщиной-юристом, которая, поступив на престижную работу, поняла, что может её потерять, потому что не способна внятно и грамотно вести деловую переписку (с договорами-то много проще – они есть в интернете на все случаи жизни). Обращались ко мне за помощью и работавшая в автомобильной компании руководитель отдела по связям с клиентами, которой надоело быть вечным посмешищем на совещаниях, и 28-летний офицер, которому для поступления в академию надо было написать изложение, что было для него непосильной задачей
А напоследок такой пример. По словам киноведа и кинокритика А. Шпагина, «в этом году на «Кинотавре» случилось тихое, но экстраординарное событие: во время «финального» круглого стола критиков при обсуждении конкурсной программы было высказано предложение… никого не награждать»! Причина – не выдерживающий критики низкий уровень фильмов. Картины молодых режиссёров-конкурсантов перестали быть кинотекстами, т.е. связными и внятными высказываниями…(Марина Савучук «Текст как ребус». http://lgz.ru/article/-37-6567-21-09-2016/tekst-kak-rebus/). Думаю, мне не хватает знания значений некоторых слов. Задание 3.Отметьте утверждения, не соответствующее действительности. 1. НОРМА – это… Ø Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка. Ø Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература. Ø Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность. Ø Для нормы характерны процессы нормализации и кодификации.
2. ВАРИАНТЫ – это… Ø Варианты - это формальные видоизменения одной и той же языковой единицы. Ø Варианты могут быть равноправными и неравноправными. Ø Равноправные варианты взаимозаменимы во всех ситуациях речи, независимо от стиля, времени и т.д. Ø Выделяют неравноправные варианты: стилистические, семантические, хронологические и абсолютные. Задание 4. Какая словарная статья говорит об императивных нормах, а какая – о диспозитивных? Выпишите из любых словарей по две словарные статьи на императивные и диспозитивные нормы.
1. Алфав И т (не алф А вит) императивная 2. А вгустовский и август О вский диспозитивная 3. Лотер Е я (допуст. ТЭ), лотер Е и…, о лотер Е е. диспозитивная 4. Клипсы, -ов, ед. клипс, -а, муж. и кл И пса, -ы, жен. Род серег, прикрепляемых к мочке зажимом диспозитивная 5. Наверно и наверное. 1. наречие. Несомненно, верно, точно. 2. Вводное слово. По всей вероятности. диспозитивная 6. Отдыхать душой {сердцем}. Отдохнуть душой {сердцем}. Обретать душевный покой. диспозитивная 7. Шинель! императивная 8. Дек А н (допуст. ДЭ), дек А на…, о дек А не. диспозитивная 9. Фьорд (фьё), -а, и фиорд, -а. Узкий, глубоко вдавшийся в берег морской залив со скалистыми берегами. диспозитивная
Императивные нормы:_____каталОг (не катАлог), слИвовый (не сливОвый)________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Диспозитивные нормы:____________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Задание 5. Перечислите, какие пометы даются в различных словарях для указания на императивные или диспозитивные нормы. Императивные нормы ________ограничения______________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Диспозитивные нормы____ возможные варианты__________________________________________ Задание 6. Определите функцию ударения в данных парах слов. атл А с и А тлас ______различение семантики___________________________________ О браза (Р.п. ед. числа сущ образ) и образ А (И.п. мн.числа)____формы слова _________ О зера и оз Ё ра ___формы слова________________________________________________ с О ли (Р.п. сущ. соль) и сол И (пов. накл. глаг.солить) ____существительное и глагол _______ вод Ы и в О ды_______формы слова_______________________________________________ брон И ровать и брониров А ть ____ различение семантики ___________________________ г О рода и город А ______формы слова____________________________________________ И рис – ир И с _______ различение семантики ________________________________ м О ря и мор Я _______формы слова_____________________________________________ сел А (Р.п. ед. числа сущ. село) и с Е ла (от глаг. сесть) ____существительное и глагол________________ Задание 7. Зачеркните слова с неправильным ударением. алфАвит –
Задание 8. Определите, в каких словах произносится ('Э), а в каких – ('О). Неправильный вариант зачеркните. В каких словах возможны оба варианта? Подчеркните их и запомните. Опека(э)–
Задание 9. По орфоэпическому словарю проверьте произношение согласных перед Е в данных словах. В чем особенность? Запомните эти слова!
Дезодорант(дэ), бизнесмен(нэ,мэ), лорнет(нэ), лотерея(тэ,те), маузер(зэ,зе), маренго(рэ), менеджмент(мэ,нэ,ме), новелла(вэ,ве), сенбернар(сэ), сенсорный(сэ), сентенция(сэ,тэ), сессия(се,сэ), терапевт(те), стратегия(те), рейс(ре). Задание 10. Подчеркните сочетания, в которых на месте ЧН невозможно фонетическое «ШН». Скучный день, вкусная яичница, старая перечница, удобный очечник, молочная кислота, круглый двоечник, сердечная мышца, сердечный друг, круглый отличник, коричневый цвет, устроить девичник, хорошая булочная, двуручная сумка, полуночница. Задание 11. Найдите слово, в котором написание и произношение согласных полностью совпадает. Праздник, лестница, сверстник, астма, солнце, лестный, страстный, честный, крестный, поздний, прелестница, костный. Задание 12. Выберите слова, где необходимо вставить звонкие согласные. Вприпрыжку 6) рябчик 2) вести за руку 7) сороконожка 3) низший 8) вперемежку слоями 4) свадьба 9) роптать 5) сумасброд 10) ковшик Задание 13. Отметьте слова, которые пишутся так же, как и произносятся. 1) лестный отзыв 6) ровесник века 2) капустные грядки 7) прелестное дитя
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 2376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.016 с.) |