Тема 2. Правильность речи. Понятие нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Правильность речи. Понятие нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы.



 З адание 1. Ответьте на вопросы.

Вопросы Ответы
1. Что такое литературная норма? Норма языка –это правила использования речевых средств, единообразное образцовое общепризнанное употребление элементов литературного языка в определённый период времени.
2. Какие нормы относятся к императивным? Императивные (строго обязательны) – это нормы, нарушение которых расценивается как слабое владение русским языком. Они не допускают варианты.
3. Какие нормы относятся к диспозитивным? Диспозитивные (не строго обязательны) – это нормы, допускающие стилистически различающиеся или нейтральные варианты.
4. Что такое вариант? Какие варианты норм существуют? Вариант – это разновидности одной и той же языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме. Бывают равноправными и неравноправными.
5. Что влияет на изменение литературной нормы? · Живая разговорная речь · Диалекты · Заимствования · Профессионализмы
6. Каковы причины отклонения от нормы? Плохое знание норм, непоследовательности и противоречия во внутренней системе языка, воздействие внешних факторов – территориальных и социальных диалектов
7. С чем связаны фонетические нормы? С особенностями произношения
8. Какие основные нормы 9. существуют в области произношения гласных звуков? В безударном положении гласные утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с особенной артикуляцией, гласные редуцируются 
10. Какие нормы существуют в области произношения согласных звуков? Оглушение и уподобление
11. С чем связаны акцентологические нормы? С соблюдением норм ударения
12. Каковы характеристики русского словесного ударения? Оно свободное, разноместное, подвижное

 

Задание 2. Познакомьтесь с фрагментом статьи преподавателя-лингвиста, опубликованной в «Литературной газете», об уровне речевой культуры и образования в нашем обществе. Согласны ли вы с мнением автора статьи? Каких знаний по русскому языку и культуре речи вам недостает для эффективного повседневного и делового общения?

Видимо, моё накопившееся репетиторское недоумение (преподаю русский язык) приблизилось к критической точке… Так, недавно я целый год занималась с 30-летней женщиной-юристом, которая, поступив на престижную работу, поняла, что может её потерять, потому что не способна внятно и грамотно вести деловую переписку (с договорами-то много проще – они есть в интернете на все случаи жизни). Обращались ко мне за помощью и работавшая в автомобильной компании руководитель отдела по связям с клиентами, которой надоело быть вечным посмешищем на совещаниях, и 28-летний офицер, которому для поступления в академию надо было написать изложение, что было для него непосильной задачей

А напоследок такой пример. По словам киноведа и кинокритика А. Шпагина, «в этом году на «Кинотавре» случилось тихое, но экстраординарное событие: во время «финального» круглого стола критиков при обсуждении конкурсной программы было высказано предложение… никого не награждать»! Причина – не выдерживающий критики низкий уровень фильмов. Картины молодых режиссёров-конкурсантов перестали быть кинотекстами, т.е. связными и внятными высказываниями…(Марина Савучук «Текст как ребус». http://lgz.ru/article/-37-6567-21-09-2016/tekst-kak-rebus/).

Думаю, мне не хватает знания значений некоторых слов.

Задание 3.Отметьте утверждения, не соответствующее действительности.

1. НОРМА – это…

Ø Норма – это единообразное общепринятое образцовое употребление элементов литературного языка.

Ø Языковые нормы выдумываются учеными и писателями, поэтому образцом нормы является художественная литература.

Ø Нормы помогают литературному языку сохранить свою целостность и общепонятность.

Ø Для нормы характерны процессы нормализации и кодификации.

 

2. ВАРИАНТЫ – это…

Ø  Варианты - это формальные видоизменения одной и той же языковой единицы.

Ø Варианты могут быть равноправными и неравноправными.

Ø Равноправные варианты взаимозаменимы во всех ситуациях речи, независимо от стиля, времени и т.д.

Ø Выделяют неравноправные варианты: стилистические, семантические, хронологические и абсолютные.

Задание 4. Какая словарная статья говорит об императивных нормах, а какая – о диспозитивных? Выпишите из любых словарей по две словарные статьи на императивные и диспозитивные нормы.

 

1. Алфав И т (не алф А вит) императивная

2. А вгустовский и август О вский диспозитивная

3. Лотер Е я (допуст. ТЭ), лотер Е и…, о лотер Е е. диспозитивная

4. Клипсы, -ов, ед. клипс, -а, муж. и кл И пса, -ы, жен. Род серег, прикрепляемых к мочке зажимом диспозитивная

5. Наверно и наверное. 1. наречие. Несомненно, верно, точно. 2. Вводное слово. По всей вероятности. диспозитивная

6. Отдыхать душой {сердцем}. Отдохнуть душой {сердцем}. Обретать душевный покой. диспозитивная

7. Шинель! императивная

8. Дек А н (допуст. ДЭ), дек А на…, о дек А не. диспозитивная

9. Фьорд (фьё), -а, и фиорд, -а. Узкий, глубоко вдавшийся в берег морской залив со скалистыми берегами. диспозитивная

 

Императивные нормы:_____каталОг (не катАлог), слИвовый (не сливОвый)________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Диспозитивные нормы:____________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5.  Перечислите, какие пометы даются в различных словарях для указания на императивные или диспозитивные нормы.

Императивные нормы ________ограничения______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Диспозитивные нормы____ возможные варианты__________________________________________

Задание 6.   Определите функцию ударения в данных парах слов.

 атл А с и А тлас ______различение семантики___________________________________

  О браза (Р.п. ед. числа сущ образ) и образ А (И.п. мн.числа)____формы слова _________

 О зера и оз Ё ра     ___формы слова________________________________________________

 с О ли (Р.п. сущ. соль) и сол И (пов. накл. глаг.солить) ____существительное и глагол _______

 вод Ы и в О ды_______формы слова_______________________________________________

 брон И ровать и брониров А ть ____ различение семантики ___________________________

 г О рода и город А ______формы слова____________________________________________

И рис – ир И с _______ различение семантики ________________________________

м О ря и мор Я _______формы слова_____________________________________________

сел А (Р.п. ед. числа сущ. село) и с Е ла (от глаг. сесть) ____существительное и глагол________________

Задание 7. Зачеркните слова с неправильным ударением.

алфАвит – алфавИт , арАхис – арахИс , катАлог – кталОг, квАртал – квартАл, сАжень – сажЕнь , слИвовый – сливОвый , снАдобье – снадОбье , укрАинец – украИнец, дОговор – договОр, дОбыча – добЫча, диспАнсер – диспансЕр, дОсуг – досУг, докУмент – докумЕнт, жАлюзи – жалюзИ, Искра – искрА, фенОмен – феномЕн , щАвель – щавЕль, Эксперт – экспЕрт, ворожЕя – ворожеЯ, обеспЕчение – обеспечЕние , Оптовый – оптОвый.

 

Задание 8. Определите, в каких словах произносится ('Э), а в каких – ('О). Неправильный вариант зачеркните. В каких словах возможны оба варианта? Подчеркните их и запомните.

Опека(э)– опёка , афера(э) – афёра , маневры – манёвры(о), пещера(э) – пещёра , свекла – свёкла(о), недоуменный – недоумённый(о), нареченный – наречённый(о), белесый – белёсый(о), блеклый – блёклый(о), издевка – издёвка(о), желчь(э) – жёлчь, береста(э) – берёста , истекший – истёкший(о), издалека(э) – издалёка , новорожденный – новорождённый(о), блеф(э) - блёф .

 

Задание 9. По орфоэпическому словарю проверьте произношение согласных перед Е в данных  словах. В чем особенность? Запомните эти слова!

Дезодорант(дэ), бизнесмен(нэ,мэ), лорнет(нэ), лотерея(тэ,те), маузер(зэ,зе), маренго(рэ), менеджмент(мэ,нэ,ме), новелла(вэ,ве), сенбернар(сэ), сенсорный(сэ), сентенция(сэ,тэ), сессия(се,сэ), терапевт(те), стратегия(те), рейс(ре).

Задание 10. Подчеркните сочетания, в которых на месте ЧН невозможно фонетическое «ШН».

Скучный день, вкусная яичница, старая перечница, удобный очечник, молочная кислота, круглый двоечник, сердечная мышца, сердечный друг, круглый отличник, коричневый цвет, устроить девичник, хорошая булочная, двуручная сумка, полуночница.

Задание 11. Найдите слово, в котором написание и произношение согласных полностью совпадает.

Праздник, лестница, сверстник, астма, солнце, лестный, страстный, честный, крестный, поздний, прелестница, костный.

Задание 12. Выберите слова, где необходимо вставить звонкие согласные.

Вприпрыжку    6) рябчик

2) вести за руку   7) сороконожка

3) низший            8) вперемежку слоями

4) свадьба           9) роптать

5) сумасброд        10) ковшик

Задание 13. Отметьте слова, которые пишутся так же, как и произносятся.

1) лестный отзыв        6) ровесник века

2) капустные грядки  7) прелестное дитя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 2376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.016 с.)