Методы исследования, используемые при ВПН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы исследования, используемые при ВПН



Используемые методы, в зависимости от их сложности, условно, можно разделить на две группы. В первую группу входят простые методы, доступные для использования тренером. Такие методы спортсмены используют для самоконтроля.

      К простым методам относят осмотр и взвешивание  (перед тренировкой или соревнованием), анамнез (опрос), визуальное наблюдение за спортсменами, взвешивание после тренировки, простые тесты (Ромберга, ортопроба, проба Ашнера, проба Рюфье-Диксона) и др.

     Осмотр (перед тренировкой) позволяет выявить готовность (или отсутствие готовности) спортсмена к работе. Врач начинает осмотр каждого вошедшего спортсмена уже в спортивной раздевалке, где, сразу, бросаются в глаза такие признаки болезненного состояния, как «страдальческое» выражение лица, сухие, морщинистые, или, даже, потрескавшиеся слизистые губ, мешки или тени под глазами, герпетические высыпания на губах.

Последующее наблюдение позволяет обнаружить пониженный уровень настроения, вялость в движениях, насморк, кашель и т.п.

Данные осмотра дополняются резальтатами опроса спортсмена о его субъективных ощущениях, когда оценивается его самочувствие, настроение и степень восстановленности после предыдущего рабочего дня.

Визуальное наблюдение за спортсменами начинается в спортивной раздевалке и продолжается в процессе тренировки или соревнования. Их поведение, переносимость нагрузок легко оцениваются визуально.

Чрезмерная потливость, одышка, бледность кожных покровов, синюшность, страдальческое выражение лица, частые нарушения координации, жалобы на чрезмерную усталость и другие признаки переутомления являются важными сигналами для врача и тренера.

При расспросе такого спортсмена могут обнаружиться жалобы на головокружение, поташнивание, на чувство дурноты, шума в ушах, на головную боль или неприятные ощущения, и даже боль в области сердца.

Определение ЧСС, измерения АД, при нагрузке и в фазе восстановления позволяют оценить состояние спортсмена и принять адекватное решение.

     Частота сердечных сокращений определяется перед тренировкой, после разминки, после выполнения отдельных упражнений, после серии упражнений, в паузах отдыха. Необходимо измерять ЧСС и АД при нагрузках максимальной интенсивности и нагрузках пониженной интенсивности. Это позволяет оценить функционирование вегетативной нервной системы и быстро обнаружить гипертонус её симпатического отдела (СО).

     Чрезмерный тонус СО является причиной возникновения электрической нестабильности кардиомиоцитов, которая ведет к приступам тахикардии, вплоть до возникновения фибрилляций желудочков сердца. А фибрилляция желудочков сердца - это внезапная сердечная смерть (ВСС).  

 Ортоклиностатическая проба (ортопроба).

 Проводить эту пробу рекомендуется по утрам, подсчитывая ЧСС до подъема с постели, а затем в положении стоя. Вставать спортсмену нужно медленно, без резких движений. Подсчет ЧСС производится не ранее, чем через 1,5 минуты после вставания.

В норме, в положении стоя, пульс учащается на 6 -18 уд. мин., а учащение свыше 18 уд. мин. свидетельствует о чрезмерном повышении тонуса симпатического отдела ВНС. Гипертонус симпатического отдела ведет к дисбалансу полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) в кардиомиоцитах. Такой дисбаланс является причиной деструктурирования белков ионных каналов клеточных мембран и к нарушению ионного транспорта через них. В результате возникает электрическая нестабильность кардиомиоцитов, ведущая к приступам тахикардии и к фибрилляции желудочков сердца.

В настоящее время исследования ЧСС упростились и расширяются в связи с появлением индивидуальных пульсометров. Очень информативным показателем функционального состояния вегетативной нервной системы является быстрота восстановления пульса (до исходного уровня) в паузах отдыха. У большинства профессиональных спортсменов, в соревновательном периоде, уменьшение ЧСС (со 174 уд. мин.) до исходного уровня (60 – 78 уд. мин.) происходит за 3 мин. отдыха. У некоторой части спортсменов для такого восстановления ЧСС достаточно 2-х мин.

Необходимо регулярно контролировать время, в течение которого пульс восстанавливается до уровня 120 уд. мин. Нельзя начинать следующее упражнение, пока пульс не восстановился до этого уровня, так как, в этом случае ЧСС достигнет недопустимой величины 180 уд. мин. (и более).

    К сложным методам исследования организма спортсменов относят некоторые виды тестирования. Очень эффективны, при проведении ВПН, различные функциональные пробы, среди которых особое место занимают пробы с «повторными» или с «дополнительными» нагрузками.

Имерения величины АД, при нагрузках и в паузе отдыха, позволяют определить тип ответной стресс-реакции (по классификации Летунова В.С, 1957) организма на нагрузку.

Это может быть нормотоническая ответная стресс-реакция – физиологическая, по своей сути, ведущая к совершенствованию организма и повышению его работоспособности.

     В случае дизадаптации, напротив, регистрируются атипические ответные стресс-реакции. Чаще всего, это гипертоническая реакция, которая всегда сопровождается замедлением восстановления, в паузе отдыха, величины ЧСС и артериального давления до исходного уровня.

     Атипическая реакция свидетельствует о снижении транспорта (с кровью) кислорода на периферию – к органам, тканям, клеткам. В клетках, в этом случае формируется состояние чрезмерной гипоксии. Чрезмерная гипоксия, в свою очередь, чрезмерно активирует перекисное окисление липидов (ПОЛ) и возникает гиперпродукция свободных радикалов (СР), которые повреждают или разрушают органеллы клеток. Так формируются профессиональная спортивная сердечно-сосудистая патология и другие заболевания (см гл. 4, р. 4.1 Этиопатогенез).

Об улучшении (или ухудшении) функционального состояния организма можно судить по характеру (типу) ответных стресс-реакций на разных этапах тренировки. Следовательно, можно оценивать построение тренировочного процесса и эффективность управления им. Важным моментом наблюдений за спортсменами является необходимость определения их физической работоспособности. С этой целью используют тест PWC-170 и тест Новакки.

    К сложным методам также относятся электрокардиография, интервалокардиография, эхокардиография, магнитно-резонансная томография, миотонометрия, биохимические исследования, некоторые виды функциональных проб. В частности, особое место в перечне функциональных исследований занимают пробы с «повторной» и пробы с «дополнительной» нагрузкой. 

Исследование функции внешнего дыхания в процессе ВПН имеет относительно меньшее значение по сравнению с изучением функциональных возможностей сердечно-сосудистой и нервной системы. Однако, определение таких показателей как частота дыхания, жизненная емкость легких, максимальная вентиляция легких, мощность вдоха и выдоха, до тренировки, в процессе тренировки и после её завершения может помочь в оценке воздействия физической нагрузки на организм.

 Существенное значение в процессе ВПН имеют методы исследования нервной и нервно-мышечной системы. Кроме тех, о которых говорилось выше (пульсометрия, измерение АД и др.) особенно часто исследуется быстрота движений конечностей, сила и статическая выносливость мышц, точность воспроизведения движений (по силе и амплитуде) при выключенном зрении. Очень эффективны координационные пробы Ромберга.

 

        -  Функциональные пробы, используемые при ВПН.

 Для оценки эффективности тренировочного занятия и уровня функционального состояния организма спортсмена, особенно часто, используются пробы:

-  пробы с «дополнительной» нагрузкой,

- пробы с «повторной» нагрузкой.

 

      1. Проба с «дополнительной» нагрузкой.

Для проведения такой пробы используются велоэргометры, тредбаны и другие нагрузочные системы, в которых физическая нагрузка строго дозируется (в килоджоулях или кгм). Дополнительной такая нагрузка называется потому, что такая нагрузка, с использованием, например, велоэргометра, не является специфической для пловцов, боксеров и представителей многих других видов спорта.

      Проба с «дополнительной» нагрузкой выполняется перед тренировкой и повторяется через 10-20 мин. после окончания тренировки. Оценка реакции организма на нагрузку производится по сдвигам величины пульса и АД, а также оценивается скорость их восстановления в паузе отдыха после окончания нагрузки.

     После второго тестирования сопоставляются результаты двух проб. Различают три варианта результатов тестирования.

      Первый вариант – ответная стресс-реакция на нагрузку, выполненную до тренировки и после окончания тренировки является (в обоих случаях) нормотонической реакцией (по классификации Летунова С. П., 1957). Могут наблюдаться небольшие количественные различия в сдвигах величин ЧСС и АД, в длительности их восстановления.

     Такой вариант ответной стресс-реакции свидетельствует о том, что функциональное состояние организма спортсмена за время тренировки не изменилось. А стабильность адаптации к нагрузке говорит о хорошем ее уровне и, косвенно, указывает на хорший уровень функционального состояния организма спортсмена.

       Необходимо заметить, что, часто, скорость восстановления ЧСС и АД у исследуемых нами спортсменов, в паузе отдыха после 2-й нагрузки, была выше, чем после 1-ой нагрузки.

 Второй вариант  – ответная стресс-реакция на нагрузку, выполненную после окончания тренировки существенно отличается от реакции на нагрузку, выполненную перед тренировкой. Но, в обоих случаях, тип реакции – нормотонический. Различия состоят в том, что после тренировки, выполненная нагрузка вызывает более значительный сдвиг величины пульса, Подъем АД – не столь значителен и наблюдается «феномен ножниц». 

Длительность восстановления пульса и артериального давления увеличивается. Все это говорит о снижении адаптационных возможностей организма спортсмен, снижении уровня функционального состояния.

Третий вариант   –  нормотоническая ответная стресс-реакция после 1-ой нагрузки (до тренировки) и атипическая (гипертоническая реакция – чаще всего) реакция после 2-ой нагрузки. Этот вариант указывает на снижение адаптационных и функциональных возможностей организма, что может быть связано с переутомлением, недовосстановлением, перенесенной болезнью или с посттравматической интоксикацией.

      2. Проба с «повторной нагрузкой).

       При проведении таких функциональных проб используются специфические, для данного вида спорта, физические нагрузки, в процессе которых спортсмен использует (повторяет) обычные для него движения. Интенсивно работают именно те группы мышц, которые особенно нагружаются в данном виде спорта. Например, легкоатлеты, игровики, в качестве тестирующей нагрузки используют бег, пловцы – плавают, боксеры – боксируют и т. д.

     Так, например, для стайеров предлагается пробегание дистанции от 800 до 1000 м., для спринтеров 50 – 80 м., для футболистов, хоккеистов – пятикратное ускорение (с максимальной скоростью) на отрезках по 30 м., с возвращением (трусцой) к месту старта. Боксерам предлагается 3-х раундовый бой с тенью, борцам – броски чучела и т.п.

    Эта специфическая нагрузка выполняется сразу после разминки, а затем повторяется (без паузы) после окончания активной части тренировки. Оценка реакции организма осуществляется по изменениям ЧСС и АД. Они сопоставляются с величинами ЧСС и АД, определенными в состоянии покоя, перед тренировкой.

        Различают четыре варианта ответных стресс-реакций организма на специфическую (повторную) нагрузку:

 1-й - нормотоническая реакция перед тренировкой и нормотоническая реакция после окончания тренировки. Этот результат свидетельствует об адаптированности спортсмена к физическим нагрузкам.

 2-й – нормотоническая реакция перед тренировкой и атипическая реакция после окончания тренировки. Такая реакция может наблюдаться у спортсмена со сниженными адаптационными и функциональными возможностями организма. В процессе определения скорости восстановления ЧСС и величины АД (до исходного уровня) обнаруживается замедление этого процесса во втором тестировании.

      Причиной снижения скорости восстановительного процесса может быть недовосстановление (недосыпание – чаще всего) или переутомление в процессе контролируемой тренировки.

3-й – атипическая реакция (легкий вариант) наблюдается в первом (после размики) и втором (после окончания тренировки) тестировании, когда отмечаются значительные отклонения от нормы. Это слишком высокие величины ЧСС и АД, резкое замедление восстановления. Целенаправленный опрос спортсмена позволяет выявить причины такой дизадаптации. Врачу, при этом следует сделать вывод о недостаточности собственных наблюдений за спортсменом.

4-й - при первой и второй нагрузке регистрируется нормотоническая реакция, но слишком медленное восстановление величин ЧСС и АД. При этом, особенно медленно восстановление ЧСС и АД при втором тестировании. Такой результат говорит об адекватности тренировочной нагрузки, но демонстрирует недостаточность функционального состояния организма спортсмена. Повторение таких исследований,при оптимальном дозировании тренировочных нагрузок, поможет управлять тренировочным процессом.

    Эффективна такая модификация проб с «повторной» нагрузкой, когда

измерения ЧСС и АД проводятся по ходу соревнований (или тренировки). В этом случае тренер и врач выбирают момент в начале соревнования, когда спортсмен (хоккеист, гандболист, баскетболист и др.) покидает спортивную площадку. В этот момент проводятся измерения величин ЧСС и АД - оценивается реакция организма. Второе измерение проводится сразу после окончания соревнования или после завершения активной части тренировки.

     К таким исследованиям спортсменов необходимо готовить, так как величина ЧСС остается на рабочем уровне лишь 10 сек. после прекращения нагрузки. Поэтому измерение ЧСС предпочтительно проводить за 6 сек.

     Покидать спортивную площадку спортсмен должен двигаясь с максимальной скоростью. Аналогичная методика измерений осуществляется и на тренировках.

 

       2.6  Вопросы с альтернативным вариантом ответов

 1. Управление двигательной дея­тельностью спортсмена осуществляется на    

 основе оперативного контроля.

                                               ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО 

 2. Проба с “повторной нагрузкой”, проводится:

-  после окончания тренировки.

                                                         ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

- после разминки и после окончания тренировки.

                                                         ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

- после разминки.

                                                        ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

2.При идеальном функциональном состоянии  ЧСС возвращается к

исходной величине за 1мин. отдыха, АД – за 2 мин.

                                                         ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

4. Первое измерение ЧСС и АД (сразу после нагрузки), дает информацию   

решающего характера – устанавливается тип  реакции организма.

                                                         ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

5. Недовосстановление, переутомление, перетренированность

сопровождаются атипической реакцией организма  на нагрузку.

                                          ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

6. Патофизиологические проявления атипических реакций связаны с

чрезмерным дефицитом поступления кислорода к интенсивно

работающим органам, тканям, клеткам.

                                               ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

7. Чрезмерный дефицит поступления кислорода на периферию приводит к  

избыточной клеточной гипоксии, чрезмерно активирующей процесс ПОЛ   

и гиперпродукцию СР.

                                               ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

8. Избыточные СР повреждают органеллы клеток  (митохондрии,  

рибосомы и др.) нарушают транспорт кальция, снижают сократительные  

возможности мышц, инактивируют ферменты.

                                                ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО.   

9. Причинами активации свободнорадикальных процессов могут быть: 

чрезмерные нагрузки, чрезмерная гипоксия, неправильное питание.

                                        ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

10. Гиперпродукцию СР стимулирует избыточное содержание углеводов и

животных жиров в рационе питания.

                                             ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО.   

11. Гиперпродукция СР в скелетных мышцах, костях может быть причиной

их патологических изменений, способствующих последующему

травмированию.

                                               ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

 12.   Увеличение величины ЧСС до 180 (уд.мин) и более, недопустимо из-за  

 возможности возникновения фибрилляций желудочков сердца.

                                           ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

 13. Признаками астении являются чувство постоянной слабости, тревоги,  

 снижение аппетита, нарушения сна, раздражительность и др.

                                           ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

 14. Кардиогенный обморок является предвестником ВСС спортсмена.

                                           ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

15. Снижение величины АД у спортсмена при физических нагрузках является фактором риска ВСС.

                                            ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

 16.Увеличение ЧСС до 180 (уд.мин.) и более, недопустимо из-за возмож-

 ности возникновения электрической нестабильности кардиомиоцитов и  

 фибрилляций желудочков сердца.

                                                      ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

21. Чрезмерный физический стрессор является причиной возникновения

гипертонуса симпатического отдела ВНС, нарушения процесса ионного транспорта через мембраны кардиомиоцитов и формирования их электрической нестабильности.

                                                      ПРАВИЛЬНО             НЕПРАВИЛЬНО

22. Признаками гипертонуса симпатического отдела ВНС являются:

- тахикардия в состоянии покоя,

                                                        ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО                                    

- гипертоническая ответная стресс-реакция организма на

физическую нагрузку.

                                                       ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО                                    

- ЧСС, при нагрузке, 188 – 210 уд.мин.

                                                       ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО  

- учащенное дыхание

                                                       ПРАВИЛЬНО        НЕПРАВИЛЬНО

 

          3 СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА

             

* Тренировка скоростных качеств (работа максимальной интенсивности)  

* Тренировка скоростных качеств (работа субмаксимальной интенсивности) 

* Силовая подготовка в тренировке скоростных качеств

* Тренировка скоростной выносливости

* Методы повышения скорости двигательной реакции

 

    Основными физическими качествами человека являются мышечная сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, которые предопределяют его двигательные способности (Холодов Ж. К., 2004). В процессе воспитания физических качеств растут и двигательные способности – силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные, общая и специфическая выносливость. Максимальные проявления двигательных способностей достигаются многими годами целенаправленной тренировочной и соревновательной деятельности, которая имеет много общего для представителей различных видов спорта.

 

    3.1 Тренировка скоростных способностей (работа максимальной

     интенсивности)

    Эффективность тренировки максимальной скорости движения зависит от способности спортсмена предельно сконцентрироваться и выполнять упражнения с максимальной интенсивностью, что является основным стимулом повышения его скоростной подготовленности (Платонов В.Н., 1984 г.). Для воспитания скоростных способностей используются следующие методы:

- повторный метод выполнения упражнений в максимальном темпе,

- метод скоростно-силовой подготовки или метод динамических усилий,

- метод затрудненных условий при выполнении скоростных упражнений,

- метод облегченных условий при выполнении скоростных упражнений,

- игровой (соревновательный) метод.

     Перечисленные выше методы воспитания скоростных способностей особенно эффективно способствуют увеличению в клетках запасов креатинфосфата Скоростные нагрузки увеличивают запасы гликогена и активность ферментов гликолиза.

     Скорость реакции лежит в основе такого явления как стартовая скорость (ускорение), “взрывной” характер которой является залогом успеха в спортивных играх. Поэтому лучшие тренеры и спортсмены уделяют так много внимания развитию этих качеств. В основе их (у хоккеистов баскетболистов, гандболистов, футболистов) так же мощность нервной импульсации и скорость движения импульсов по нервным волокнам. Кроме того, в данном случае, степень развития этих качеств у спортсменов пропорциональна количеству миозина в мышечных клетках и его ферментативной активности в расщеплении АТФ.

      Высокий уровень метаболической мощности и подвижности креатинфосфокиназного процесса энергообразования так же увеличивают силу этого “взрыва”. 

      В спортивных играх названный процесс необходимо развивать, прежде всего, в мышечных клетках нижних конечностей. Это может быть достигнуто за счет «интервальной» тренировки. Один из вариантов упражнений заключается в следующем. По сигналу тренера спортсмены делают “ускорения” (бег 5 метров с максимальной скоростью), а затем дается пауза отдыха продолжительностью 60 секунд (Схема №1). По мере улучшения функционального состояния организма и скоростных возможностей спортсмена пауза отдыха между упражнениями укорачивается до 50, 40, и, наконец, до 30 секунд.

      В одной серии рекомендуется 6 – 10 повторений упражнения, после чего следует активный отдых продолжительностью 8 – 6 минут. За одну тренировку проводят 3 – 4 серии таких упражнений (В.С. Финогенов, 1981). Пауза между сериями постепенно сокращается до 6 минут.

     Применяются так же «ускорения» протяженностью 10-, 15- и 20 метров, по описанной выше схеме, что способствует постепенному увеличению метаболической мощности и емкости креатинфосфокиназного процесса. Но для этих дистанций пауза между упражнениями, на пике готовности, рекомендуется не менее 40 секунд.

     Продолжительность паузы между упражнениями должна быть достаточной для восстановления в мышечных клетках содержания креатинфосфата. У юного спортсмена-дебютанта, впервые приступившего к таким тренировкам, для восстановления креатинфосфата в клетках необходима пауза отдыха продолжительностью не менее 1,5 минут.

 

                                                                                              СХЕМА № 1.

Бег 5 метров, пауза отдыха между упражнениями - 1 мин, между  

сериями упражнений - 8 минут

 

Пауза                                           Пауза

 1мин. 5 1 5 1 5 1 5 1 5   8 мин. 5 1 5 1 5 1 5 1 5 1 5

________________________________________________________________ 

         

     По мере улучшения скоростных качеств, продолжительность паузы уменьшается. В микроцикле проводят несколько таких тренировок подряд.

     Для развития стартовой скорости используется также метод “пульсирующего бега”, когда спортсмен делает на максимальной скорости рывок протяженностью 10 метров, затем пробегает 15 метров - легко, “трусцой”.

     Упражнение повторяется 5 – 6 раз в одной серии и за одну тренировку проводится 2 – 3 серии. Интервалы активного отдыха между сериями 8 – 6 минут.

      Паузы отдыха между упражнениями (и сериями) постепенно уменьшаются по обычной схеме: – 180 сек.,- 120 сек., - 60 сек., - 40 сек., по мере улучшения функционального состояния организма.

     “Ускорения”, протяженностью в 30 метров, делаются, вначале, с интервалом в 1,5 минуты, и это упражнение повторяется 6 – 8 раз в серии. Затем паузы отдыха между упражнениями последовательно уменьшают до 75 секунд, 60 секунд и, наконец, до 40 секунд. Выполняется 6 – 8 серий таких упражнений за тренировку, с интервалами отдыха между сериями в 8 – 6 минут (Схема № 2).

     Ведущий процесс энергообразования в данном упражнении - креатинфосфокиназный. Помимо развития стартовой скорости оно увеличивает метаболическую емкость креатинфосфокиназного процесса, а значит и скоростную выносливость. Количественным критерием стартовой скорости принята скорость бега на 30 метров, с высокого старта (А.Н. Евтушенко, 1974). В среднем, для гандболистов ведущих сборных команд различных стран, в 1974 году она составляла 4,19 сек. А лучшие результаты – 3,8 сек.

      В команде “Полет-Локомотив”, постоянной участнице высшего дивизиона чемпионатов России (СССР) по гандболу, результаты, в беге на 30 метров, с высокого старта, у лучших спортсменов (1988 г.) выглядят следующим образом:

1. Алешин И.   – 3,8 сек. (мастер спорта)

2. Гопин В.П.   – 3,8 сек. (двукратный Олимпийский чемпион)

3. Голубков В.  – 3,9 сек. (мастер спорта Международного класса)

4. Кулинченко С. - 3,8 сек. (Олимпийский чемпион)

5. Поляков А.    – 4,0 сек. (мастер спорта Международного класса)

6. Табарчук П.А. - 3,8 сек (мастер спорта)

      Показателем величины стартовой скорости спортсменов-игровиков также может служить прыжок в длину (с места) или тройной прыжок (с места), а также прыжок в высоту (с места).

     Ориентиром для уменьшения пауз отдыха между упражнениями является очередное улучшение результатов педагогического тестирования спортсмена, оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, уровня её адаптированности к нагрузкам. Такими ориентирами являются увеличение скорости пробегания заданной дистанции (30м) и, при этом, нормотоническая реакция (по классификации С.П. Летунова) организма на тестирующую нагрузку.

 

 

                                                                                       СХЕМА № 2

              Бег 30 метров, пауза между упражнениями - 1,5 минуты,

              между сериями упражнений - 8 минут

________________________________________________________________

  Пауза                                                            Пауза

30м. 1,5мин 30 1,5 30 1,5 30 1,5 30 1,5 30 8мин 30 1,5 30 1,5 30

 

    Частота сердечных сокращений при нагрузке максимальной интенсивности не должна превышать 170-174 за 1 минуту. И должна, постепенно, повышаться скорость восстановления ЧСС и величины АД в паузах отдыха.

     Важным критерием адаптированности организма являются результаты биохимических исследований, динамика изменения веса тела, субъективные оценки тренера, врача, ощущения самого спортсмена.

     Одним из важнейших физиологических критериев оптимальности продолжительности паузы отдыха является её достаточность для восстановления ЧСС до уровня 120 - 130 в 1 минуту. Начинать следующее упражнение рекомендуется только при ЧСС не превышающей указанных величин. В этом случае следующее упражнение не приводит к возрастанию ЧСС до 180 уд.\мин.

      В соревновательном периоде, обычно, пауза между упражнениями в 40 секунд является нормой для подготовленных спортсменов. Исключение делается для спортсменов, у которых выявляются “атипические реакции на нагрузку, ухудшаются результаты измерений АД и ЧСС в состоянии покоя.    

     Продолжительность пауз отдыха между упражнениями увеличивают и в случаях длительного (2 – 3 недели) перерыва в тренировочном процессе. Возобновляя тренировки с такими спортсменами, необходимо подходить строго индивидуально в выборе нагрузок и пауз отдыха, ориентируясь на данные расспроса, визуальных наблюдений, измерений пульса, величины АД в покое, на результаты функциональных проб, взвешивания.

     Максимальный уровень метаболической емкости, (а значит и скоростной выносливости), креатинфосфокиназного процесса энергообразования достигается в упражнениях большей протяженности (60 – 100 метров). Эти упражнения особенно необходимы для хоккеистов и футболистов, часто использующих длинные ускорения.

       Упражнение выполняется с максимальной интенсивностью, не более 3 – 4 раз, на начальном этапе, продолжительность паузы отдыха между упражнениями 1,5 – 2 минуты, пауза между сериями - 15 минут. В одной тренировке проводится 5 – 6 таких серий.

     Продолжительность пауз отдыха постепенно понижается до минимальной величины, между упражнениями - до 40 сек., а между сериями - до 10 мин. Биохимической основой этой методики является «Правило Энгельгардта», которое гласит, что “…чем больше истрачен энергосубстрат при нагрузке, тем выше будет уровень его последующего сверхвосстановления”. Уменьшение пауз отдыха между упражнениями ведет к тому, что используемый энергосубстрат восстанавливается не полностью и в следующее упражнение начинается при более низком исходном уровне его содержания в клетках. Значит, при выполнении следующего упражнения, и следующих серий упражнений, снижение его содержания в клетках будет все более значительным и более высоким будет уровень сверхвосстановления.  

     Такие серии упражнений, некоторые авторы, предлагают чередовать с сериями, в которых паузы отдыха постепенно увеличивают. Если между первым, вторым и третьим рывками пауза была 40 секунд, то после третьего рывка ее увеличивают до 90 секунд, а после шестого - уже до 120 секунд. Увеличение продолжительности паузы отдыха сопровождается более значительным восстановлением истраченного энергосубстрата перед следующим упражнением. Более высокий уровень энергосубстрата в мышечных клетках ведет к повышению метаболической мощности и емкости энергообразования, а значит, к более высокой скорости бега и скоростной выносливости спортсмена.

    « Скоростно-силовой» метод - особенно эффективен для развития стартовой скорости у спортсменов и заключается он в использовании силовых упражнений для ног - со штангой и на тренажерах, а также прыжковых упражнений.

     Согласно «характеристической зависимости Хиллари», описывающей связь между величиной проявления силы и скоростью сокращения мышц, оптимальная величина преодолеваемого сопротивления (вес штанги, груза в тренажере), при тренировке у спортсменов максимальной скорости движения, должна составлять 20 – 40% от максимальных возможностей спортсмена в данном упражнении.

     Прыжковые упражнения проводятся без препятствий, или с препятствиями различной (возрастающей) высоты (гимнастические скамейки, барьеры), с отягощениями или без них. Прыжки чередуются – толчком с одной ноги, толчком с двух ног. Их можно чередовать с рывками (бег) на 10 – 15 метров. Весьма эффективен метод тренировки “взрывной скорости” с использованием платформ (устанавливается 5-6 платформ, высотой 70-90 см.), на которые спортсмен вспрыгивает толчком с двух ног. Эффективность упражнения существенно выше, если спортсмен, спрыгнув с одной платформы, вспрыгивает на следующую без паузы. Усложнять это упражнение можно использованием возрастающих отягощений, увеличивая высоту платформ и их количество.

     К средствам развития взрывной скорости (силы) относятся разнообразные упражнения с отягощениями, при выполнении которых проявляется максимальное ускорение. Популярным упражнением является прыжок вверх с места толчком двух ног, со штангой на плечах. Вес штанги постепенно увеличивается. Толчок и рывок штанги также входят в группу средств развития взрывной скорости.

     Для развития стартовой (взрывной) скорости особенно эффективны короткие рывки (бег) с изменением направления через каждые 8 – 10 метров. Общая продолжительность такого упражнения не более 8 – 10 секунд, с 3-минутной паузой отдыха между упражнениями на начальном этапе скоростно-силовой подготовки и последующим ее уменьшением (120сек., 90сек., 60 сек.) до 40 секунд. Паузы между сериями, как обычно, 6 – 8 минут. С этой же целью можно использовать и велоэргометр, применяя кратковременные ускорения максимальной мощности.

      Для увеличения скорости эффективен и «метод облегченных условий»выполнения упражнений, когда спортсмены бегут под гору, а так же «метод затрудненных условий». В этом случае спортсмены делают взбегания в гору или вверх по лестнице, а так же используют упражнения с отягощениями (буксировка автомобильной шины и пр.).

     Для того чтобы делать молниеносные броски хоккеистам, гандболистам, дзюдоистам необходимы сотни повторений за тренировку, в соответствии с вышеизложенными правилами развития максимальной скорости, а так же большая силовая подготовка.

    То же самое можно рекомендовать и футболистам относительно специальной ударной подготовки. Хотелось бы обратить внимание на широко применяемый за рубежом метод развития силы ударов ногой в упражнениях с использованием низко подвешенных боксерских мешков.

    Эффективность всех названных упражнений существенно возрастает, если упражнения носят соревновательный характер, с определением лучших и худших в данном упражнении и с выбыванием. Очень полезны в этом плане эстафеты соревновательного характера.

     А.И. Шамардин (1999г.) указывает, что развитие скоростных качеств у спортсмена возможно лишь при систематической скоростно-силовой работе на протяжении всего спортивного сезона.

    Эта позиция имеет серьёзное биохомическое обоснование. Как показывают биохимические исследования, значительное снижение метаболической мощности, подвижности и ёмкости креатинфосфокиназного процесса энергообразования наблюдается уже после двухнедельного перерыва в скоростно-силовой подготовке.

   

     3.2 Тренировка скоростных способностей (работа субмаксимальной

    интенсивности)

    В энергообеспечении работы субмаксимальной интенсивности (продолжительность которой не превышает 2 – 2,5 минут), ведущую роль играет гликолиз. Улучшение метаболической подвижности, мощности и емкости гликолиза достигается за счет упражнений субмаксимальной интенсивности, продолжительностью 1 – 2 минуты. Оптимальной для развития этого процесса в спортивных играх считается продолжительность упражнения не более 1 минуты (В.С. Финогенов, 1981 г.).

В серии выполняется 3 – 4 упражнения. Пауза отдыха между сериями продолжается от 15 до 30 минут, в зависимости от уровня подготовленности спортсменов. При этом рекомендуется сокращать интервалы отдыха между упражнениями. Например, 3-4 повторения упражнений через интервалы 4, 3 и 2 минуты, или 3, 2 и 1 минута (Схема №3).

 В подготовительном периоде игровикам такая тренировка рекомендуется 1 раз в 4 недели, а в соревновательном – 1 раз за 1-2 недели.   

     - Работа субмаксимальной интенсивности  (анаэробно-гликолитическая зона). Суммарная тренировочная деятельность в этой зоне не должна превышать 10 – 15 минут, объем работы в этой зоне в макроцикле колеблется от 2 до 7%.

                                                                                             СХЕМА №3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.118.159 (0.133 с.)