Медодические указания написания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медодические указания написания



МЕДОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ НАПИСАНИЯ

НАУЧНЫХ СТАТЕЙ И ТЕЗИСОВ

(для студентов юридических специальностей)

ВВЕДЕНИЕ

Научная публикация – основной результат деятельности исследователя, представление результатов какого-либо исследования для научной общественности с целью обозначить приоритет автора в избранной области исследований.

 

МЕТОДОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ НАУЧНОЙ СТАТЬИ

Статья – это произведение, обстоятельно освещающее какую-либо тему, идею, вопрос, содержащее элементы их анализа и предназначенное для периодического, продолжающегося издания или сборника как составная часть его основного текста. Научная статья обязательно включает элементы нового знания, которые и определяют ее значимость.

 

РАБОТА С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Изучение научной литературы – это важный и длительный процесс, завершающийся написанием окончательного варианта статьи. Он включает ряд этапов: поиск источников; ознакомительное чтение; углубленное, изучающее чтение с выписками в форме конспектов, аннотаций, тезисов, реферирования; использование источников в процессе исследования для объяснения и интерпретации собственных результатов и наблюдений; ссылки на литературу в черновике; написание обзорной части работы; организация библиографического описания к работе и его окончательное редактирование.

Необходимо сразу грамотно и полно описывать источники информации, соблюдать правила оформления произведений печати, принятые в библиографии. Записи подобранной литературы можно вести на карточках или в специальных файлах на компьютере. На карточке (в файле) лучше подробно (даже избыточно) описать статью или книгу, нежели потом искать недостающие элементы описания. Чаще всего обучающиеся забывают указывать количество страниц в книге или не указывают страниц окончания нужной статьи, упускают название издательства. Поэтому позднее приходится вновь обращаться к источникам, а это требует повторного обращения к книге или журналу, т.е. дополнительных затрат времени на заключительном этапе работы.

Список использованных источников является важной составляющей работы, влияющей на ее оценку. Он дает возможность читателю по указанным источникам более глубоко и детально ознакомиться с состоянием рассматриваемого исследователем вопроса или проблемы. Кроме того, он в определенной степени характеризует эрудицию, широту кругозора исследователя, степень новизны и значимости работы. Если в списке только учебники, учебные и методические пособия или нет работ последних лет, то либо рассматриваемый вопрос не представляет интереса на настоящий момент, либо у исследователя отсутствует информация о последних работах в этой области и новизна исследования сомнительна. Если в списке нет зарубежных источников, то вряд ли можно говорить о полноте представления о состоянии исследований по рассматриваемому вопросу и об истинной новизне работы.

Изучение любой проблематики юристам необходимо начинать с изучения нормативных правовых актов Республики Беларусь и зарубежных стран (обязательно РФ) в исследуемой сфере. Далее исследовать монографии по теме (теоретиков и практиков), а также судебную практику и статистику.

Очень важно дать грамотное библиографическое описание работ, на которые ссылается исследователь.

ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Алгоритм написания научной статьи:

– формулировка замысла и составление плана статьи;

– отбор и подготовка материалов;

– группирование материалов;

– проработка рукописи;

– проверка правильности оформления;

– литературная правка.

 

СТРУКТУРА НАУЧНОЙ СТАТЬИ

Научная статья, как правило, включает:

аннотацию;

ключевые слова;

введение;

основную часть (методы исследований, методология, основные результаты и их обсуждение);

заключение (выводы);

список цитированных источников.

Аннотация выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Аннотация – это не зависимый от статьи источник информации. Ее пишут после завершения работы над основным текстом статьи. Она включает характеристику основной темы, проблемы, объекта, цели работы и ее результаты. В ней указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Рекомендуемый объем – 100–250 слов на русском и английском языках. Аннотация выполняет следующие функции:

– позволяет определить основное содержание статьи, его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту публикации;

– предоставляет информацию о статье и устраняет необходимость чтения ее полного текста в случае, если статья представляет для читателя второстепенный интерес;

– используется в информационных, в том числе автоматизированных, системах для поиска документов и информации.

В аннотации не должен повторяться текст самой статьи (нельзя брать предложения из статьи и переносить их в аннотацию), а также ее название. При написании аннотации необходимо придерживаться установленного лимита слов (50, 100, 200 или 400).

Для четкости выражения мысли следует использовать клише «В работе рассмотрены / изучены / представлены / проанализированы / обобщены / проверены...». Отсутствие деталей.

Ключевые слова выражают основное смысловое содержание статьи, служат ориентиром для читателя и используются для поиска статей в электронных базах и классификации статей по темам. Размещаются после аннотации в количестве 4–8 слов, приводятся на русском и английском языках.

Введение, в котором осуществляется постановка научной проблемы, обозначение ее актуальности, связи с важнейшими задачами, которые необходимо решить, значения для развития определенной отрасли науки или практической деятельности. Здесь также возможны изложение научной задачи и истории вопроса, оценка предыдущих результатов. Объем введения примерно равен 1 абзацу или 5–10 строкам.

Во введении автор также обозначает проблемы, не решенные в предыдущих исследованиях, которые призвана решить данная статья.

Во введении в обязательном порядке четко формулируются:

1) актуальность и новизна. Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации (что вы рассматриваете и зачем). Это способность результатов работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Новизна – это то, что отличает результат данной работы от результатов, полученных другими авторами;

2) цель, задачи и объект предпринятого автором исследования. Чтобы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: «Что ты хочешь создать в итоге проведенного исследования?». Как правило, формулирование цели начинается с глаголов завершенной формы: исследовать, проанализировать, выявить, сформировать, обосновать, определить, создать, построить.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач. Итоговой задачей для всех студентов юридических специальностей должна быть задача – выявить проблемы в указанной сфере, а также разработать рекомендации и предложения по их научно-практическому разрешению.

Объект – это то, на что направлена деятельность исследователя (часть окружающего мира, общественные отношения);

3) исходные гипотезы, если они существуют.

Основная часть включает само исследование, его результаты, практические рекомендации. От самостоятельного исследователя требуется умение: пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства, разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. В Заключении необходимо сделать предложения по совершенствованию законодательства в исследуемой сфере (изменить какую-то норму, дополнить НПА какой-либо статьей и т.д.).

Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно 3-5 выводов, полученных в итоге н работы над темой.

Список литературы (список использованных источников) – это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Ссылки в статье на литературные источники необходимо оформлять, указав в квадратных скобках номер источника и страницу из алфавитного списка литературы (пример [4, с. 24].

В целом литературное оформление материалов исследования следует рассматривать весьма ответственным делом. Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с установленными требованиями.

Последовательность формирования библиографического списка может быть различной:

– по алфавиту фамилий авторов или названий документов;

– мере появления ссылок.

 

ПРОВЕРКА НА ПЛАГИАТ

Плагиатом считается умышленное присвоение авторства чужих научного труда, мыслей, произведения искусства или изобретения. Плагиат может быть нарушением авторскоправового и патентного законодательств, что повлечет за собой юридическую ответственность. Следует помнить, что, представляя текст работы для публикации в журнале, автор гарантирует отсутствие плагиата и других форм неправоверного заимствования в рукописи произведения, надлежащее оформление всех заимствований текста, таблиц, схем, иллюстраций.

Авторы опубликованных материалов несут ответственность за подбор и точность приведенных фактов, цитат, статистических данных и прочих сведений. В то же время редакция не несет ответственности за достоверность информации, приводимой авторами. Автор, направляя рукопись в редакцию, принимает личную ответственность за оригинальность исследования, поручает редакции обнародовать произведение посредством его опубликования в печати.

 

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Научный стиль характеризуется обязательной логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания. Последовательностью обладает только такой научный текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые блоки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Точность научного языка предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста. Своеобразно проявляется в научных текстах категория лица: стремление к ограниченному использованию авторского «я» – это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщенной стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления. Обычно местоимение «я» заменяют местоимением «мы». Принято считать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: «Мы исследовали и пришли к выводу...» (вместо: «я исследовал и пришел к выводу...»).

Некоторые языковые средства научного стиля при работе с рукописью:

– слова обобщенной семантики (важность, системность, возрастание, понижение, применение и т.п.);

– термины, характерные для какой-либо науки, и общенаучные понятия (закон, принцип, классификация, информация, вероятность, гипотеза и др.);

– слова, указывающие на закономерный характер описанных явлений (обычно, обыкновенно, всегда, регулярно, всякий, каждый, как правило и т.п.);

– глаголы настоящего вневременного в обобщенно-отвлеченных значениях (речь идет о проблеме..., отсюда следует вывод..., следует заметить, что..., вычисление (наблюдение) приводит к следующему результату..., перейдем к следующему вопросу..., заключение носит предварительный характер..., из сказанного ранее вытекает..., это дает основание говорить о..., это говорит о... и др.);

– глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени (мы получим /получили..., применим..., используется …, выражается …, наблюдается … и т.п.); чаще используются глаголы несовершенного вида как более отвлеченно-обобщенные; глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов (докажем, что …, рассмотрим …, выведем...);

– преобладают формы 3-го лица местоимений и глаголов. Авторское «мы» плюс личная форма глагола употребляется в отвлеченно-обобщенном значении (мы считаем полагаем)…, утверждаем..., нами установлено...);

– часто употребляются существительные единственного числа, формы среднего рода у существительных абстрактного значения (движение, количество);

– краткие прилагательные: «Пространство однородно и изотропно». На синтаксическом уровне связь между предложениями осуществляется с помощью повторяющихся существительных и местоимений.

Следите, чтобы в близком контексте не повторялись слова этот, это, заменяйте их синонимами. Например, этот, подобный, такой же, указанный выше, данный и т.п. В предложении преобладает прямой порядок слов (подлежащее – сказуемое – дополнения).

ОФОРМЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ

Требования к оформлению тезисов определяются оргкомитетом конференции и доводятся до сведения всех потенциальных участников. Их необходимо неукоснительно соблюдать, так как любое нарушение требований приводит к значительному увеличению затрат на составление сборника тезисов доклада, что может послужить причиной отказа со стороны оргкомитета.

Обычный объем тезисов устанавливается равным 1-2 страницам печатного текста.


 

О.В. Бодакова

Учреждение образования «Академия управления при ПрезидентеРеспублики Беларусь» (Минск)

 

ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССАХ

В настоящее время одним из актуальных является вопрос совершенствования норм, направленных на обеспечение явки сторон гражданского и хозяйственного процесса, а также непрерывности судебных заседаний, которые бы содействовали реализации конституционного права на судебную защиту, правильному и своевременному рассмотрению дел в судах общей юрисдикции.

Вопрос о возможности разрешения спора в отсутствие кого-либо из участников процесса решается судом в подготовительной части судебного разбирательства после проверки их явки.

Согласно ст. 24.1 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) неуважение к суду, выразившееся в уклонении от явки в суд, то есть неявка по вызову без уважительной причины, либо в неподчинении распоряжению председательствующего, либо в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, или административный арест.

В связи с этим возникает принципиальный вопрос: может ли сторона быть привлечена к ответственности за неявку в судебное заседание общего или экономического суда, особенно с учетом принципа диспозитивности и с учетом того, что соответствующие процессуальные кодексы предусматривают четкие последствия неявки как истца и ответчика, так и иных лиц.

В настоящее время в научной процессуальной литературе вопрос о юридической природе явки сторон на судебное разбирательство является дискуссионным. Ряд авторов (например, В.Д. Кайгородов, В.В. Молчанов, М.А. Митина, И.В. Уткина) считают, что стороны вправе самостоятельно решать вопрос о необходимости присутствия на рассмотрении дела. А.М. Румянцев, М.С. Шакарян, Л.Ф. Лазутина признают явку одновременно правом и обязанностью истца и ответчика. Также существует точка зрения и о том, что участие в судебном заседании является одной из основных обязанностей участников гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Из анализа содержания Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК) следует, что в некоторых случаях суд вправе признать обязательным участие сторон в судебном разбирательстве, если это необходимо по обстоятельствам дела (ч. 2 ст. 286 ГПК), а также по отдельным категориям дел предусматривается обязательная явка данных участников судопроизводства (ч. 1 ст. 375, ч.1 ст. 376-2, ч. 3 ст. 377, ч. 1 ст. 392, ч. 2 ст. 393-7 ГПК и т.д.). Указание на обязанность присутствия на процессе должна содержаться в судебной повестке, направленной в адрес участника гражданского судопроизводства. В остальных случаях явка стороны в судебное заседание является, согласно ГПК, правом стороны.

Несколько иная ситуация сложилась в хозяйственном процессе. В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – ХПК) отсутствуют категории дел, по которым явка сторон установлена в качестве обязанности. Также ХПК не содержит норм, закрепляющих право судьи признать явку истца или ответчика обязательной. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 27 ХПК законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные судебные обращения обязательны для всех лиц, которым они адресованы. Следовательно, явка в экономический суд участников процесса является их обязанностью.

В то же время в ч. 1 ст. 143 ГПК и ч. 1 ст. 140 ХПК для обозначения процедуры уведомления используются два разных юридических понятия: «извещение» и «вызов». Термин «извещение» применяется в отношении заинтересованных участников процесса, а термин «вызов» – только в отношении лиц, оказывающих содействие осуществлению правосудия (свидетель, эксперт, специалист, переводчик). Кроме лексической разницы извещения и вызова, имеет место и существенная разница в правовых последствиях. Таким образом, буквальное толкование норм вышеуказанных кодексов позволяет сделать вывод о том, что за неявку по вызову суда административным санкциям могут быть подвергнуты только незаинтересованные участники судопроизводства. В связи с этим, по мнению В. Галич, можно говорить о невозможности привлечения к ответственности стороны за отсутствие на судебном заседании без уважительной причины.

И тем не менее санкция ст. 24.1 КоАП в виде наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин или административный арест может быть применена в данном случае за неподчинение распоряжению судьи, поскольку последнее является обязанностью каждого участника процесса.

Итак, систематическое толкование норм ГПК и ХПК позволяет сделать вывод о неоднозначной процессуально-правовой природе явки стороны в суд. В гражданском судопроизводстве истец и ответчик могут быть привлечены к административной ответственности только тогда, когда суд признал обязательным их участие в судебном разбирательстве либо обязательность присутствия обусловлена категорией дела. В остальных случаях присутствие на слушании дела является правом стороны, реализация которого зависит от ее усмотрения. В хозяйственном процессе явка в суд сторон является их обязанностью.

В настоящее время с целью совершенствования судебной системы Республики Беларусь, обеспечения единства судебной практики, повышения качества осуществления правосудия в Беларуси произведено объединение судов. С целью унификации норм ГПК и ХПК представляется необходимым разработать единый подход к определению последствий неявки сторон гражданского и хозяйственного судопроизводств в судебное заседание, а также правовой природы явки истца и ответчика, утвердив подход, закрепленный в хозяйственном судопроизводстве.

АКТУАЛЬНОСТЬ

ПРОБЛЕМАТИКА

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ВЫВОД И ПУТЬ РЕШЕНИЯ

 

МЕДОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ НАПИСАНИЯ

НАУЧНЫХ СТАТЕЙ И ТЕЗИСОВ

(для студентов юридических специальностей)

ВВЕДЕНИЕ

Научная публикация – основной результат деятельности исследователя, представление результатов какого-либо исследования для научной общественности с целью обозначить приоритет автора в избранной области исследований.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.032 с.)