Вормсский эдикт (нем. Wormser Edikt) — 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вормсский эдикт (нем. Wormser Edikt) —



 

 указ, изданный императором Священной Римской империи КарломV 25 мая 1521 года в конце работы Вормсского рейхстага 1521 году, объявивший Мартина Лютера еретиком ипреступником и запретивший издание и распространение его трудов. Кроме того Вормсским эдиктомустанавливалось, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается какпреступление против законов империи.

Вормсский эдикт был издан под нажимом папского нунция Джироламо Алеандро, требовавшего решительногоискоренения лютеранства в Германии и несмотря на умеренную позицию, занятую большинством членоврейхстага. Мартин Лютер, отлучённый от католической церкви в конце 1520 года, был приглашён на рейхстаг вВормс и выступил перед имперскими сословиями с изложением своего учения. Император Карл V, однако,отказался поступиться приверженностью старой церкви и по завершении рейхстага включил в текст своегоэдикта, которым утверждались решения, принятые сословиями, постановление о объявлении Лютерапреступником и запрете распространения и чтения его книг. Мартин Лютер был вынужден несколько летскрываться в Вартбургском замке под покровительством саксонского курфюрста Фридриха III, где он и началперевод Нового Завета на немецкий язык.

Суровые меры, предписанные Вормсским эдиктом в отношении лютеран, на практике не были реализованы.Император был заинтересован в сохранении единства империи и получении поддержки имперских сословий, втом числе и симпатизирующих лютеранству, для ведения войн с Францией и турками. Шпейерский рейхстаг1526 года фактически приостановил действие Вормсского эдикта, однако в 1529 году оно было возобновлено.

На рейхстаге 1530 года в Аугсбурге император попытался найти компромисс между конфессиями путёмбогословского диспута, но потерпел неудачу и был вынужден вернуться к требованию решительногоисполнения Вормсского эдикта. Это не помешало, однако, дальнейшему распространению лютеранства вГермании. В 1544 году император был вынужден прекратить судебные процессы в Имперском камеральномсуде против лютеран.

 

 


 

− Крестьянская война в Германии

 

В период Реформации проходила в Германии и Крестьянская война (1524-1526) против усиления феодального гнета, охватившая обширную часть территории Германии. Крестьяне, поддержанные частью горожан, штурмовали дворянские замки и монастыри, за-хватили многие города. В программе восставших швабско-шварцвальдского района «Двенадцать статей» выдвигалось требование отменить личную зависимость, вернуть захваченные общинные земли, уменьшить феодальные поборы и барщину, ликвидировать десятину, отменить посмертный сбор. Крестьяне Франконии были более умеренными в своих требованиях, их позиция была бур-жуазной по своему содержанию. Они тоже выдвигали требования освобождения крестьян от кре-постничества, но землю крестьяне должны были выкупить за большую плату (20-кратная рента).

Вождь и идеолог крестьянского лагеря Т. Мюнцер (ок. 1490-1525) призывал к ниспроверже-нию феодального строя и установлению справедливого порядка. Тактики соглашения с феодалами придерживалась примкнувшая к Крестьянской войне часть бюргерства и рыцарства. Крестьянская война была жестоко подавлена войсками Швабского союза, состоящего из рыцарей имперских го-родов и князей юго-западной Германии. Повсюду воздвигались виселицы, к пленным применяли пытки, сжигали, вешали их. Погибло более 100 тыс. человек. Дольше всего сопротивлялись кре-стьяне в Тироле. Поражение Крестьянской войны привело к усилению феодальной реакции, уси-лению крепостной зависимости, власти князей, закреплению политической раздробленности Гер-мании.[15]

 


 

− начало Реформации в Англии [16]

С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры».

Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом. Одним из поводов, стимулировавших бунт Генриха VIII против папы, был отказ последнего санкционировать несколько его последовательных разводов со своими женами. Король объявил, что непризнание «Акта о супрематии» карается смертью. Костры в протестантской Англии стали таким же обычным явлением, как и в католической Европе.

После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала дочь Генриха VIII Мария. Она попыталась вернуть католицизм, для чего развернула такую кампанию террора, что получила кличку Кровавой. Елизавета, воцарившаяся после смерти Марии, вернулась к протестантизму. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Обший характер этого вероучения приближался к кальвинизму. Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. С 1851 г. это направление получило название англиканство.

В Великобритании существовали и более радикальные тенденции, тяготевшие к кальвинизму, которые проявились в движении пуритан, выступавших за радикальное очищение. Центром этого движения являлась Шотландия, где в конце 1860-х гг. развернул свою пропаганду Джон Нокс, прошедший подготовку в Женеве. Эта пропаганда была настолько успешна, что шотландский парламент специальным актом объявил пуританство государственной религией.

В 1561 г. королевой Шотландии становится католичка Мария Стюарт и в стране разворачивается настоящая гражданская война между группировками кальвинизма и католицизма. Католическая партия Марии Стюарт потерпела поражение, а сама королева вынуждена была воспользоваться «гостеприимством» Елизаветы, которая спровоцировала ее обвинение и казнь в 1587 г.

В конце XVI в. королева Елизавета обрушила на пуритан такие репрессии, что многие из них были вынуждены эмигрировать в другие страны, особенно много пуритан уехало в Северную Америку. В самой Англии пуританство не исчезло, через несколько десятилетий оно стало там знаменем буржуазной революции. Пеструю картину религиозных войн в Англии дополняли события в Ирландии, где сохраняла свое влияние католическая церковь.

Англиканская церковь существует в Англии в качестве государственной, она получила распространение также в Шотландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и некоторых других странах. Все эти церкви входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный орган - Ламбетские конференции, созываемые епископом Кентерберийским с середины XIX в. Священнослужители могут состоять в браке. В последнее время к священству допущены и женщины.

 


 

− Аугсбургский религиозный мир [17]

АУГСБУРГСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ МИР — соглашение, достигнутое на рейхстаге 1555 г. между католиками и лютеранами. По данному соглашению германские князья получили право устанавливать вероисповедание в собственных княжествах. Утвердился принцип: «Чья власть, того и вера».

Сам вопрос установления религиозного мира звучал в статьях этого договора неясно и двусмысленно. Он заключался между католическими и лютеранскими чинами Империи, что означало признание лютеранской конфессии. При этом не были четко сформулированы критерии принадлежности к лютеранскому вероисповеданию. На момент подписания мира существовали острые разногласия между евангелическими богословами по вопросу истинности двух формул Аугсбургского вероисповедания: «неизменной», написанной Лютером в 1530 г для диспута с католическими чинами на рейхстаге («ConfessioAugustanainvariata») и «измененной», опубликованной в 1540 г. в редакции Меланхтона («ConfessioAugustanavariata»). Поэтому было принято решение подразумевать под представителями евангелической конфессии лиц, исповедующих собственно Аугсбургскую формулу веры 1530 г. И «конфессионально родственных им членов». Эта последняя формулировка была призвана отразить всю сложность протестантских течений, давая возможность подразумевать под «родственными членами» в том числе и сторонников меланхтоновской редакции 1540 г., имевшей общие тезисы с кальвинистской доктриной[18].

Другие протестантские вероисповедания были выведены за рамки договора 1555 г. и на них не распространялось действие этого соглашения. Отказ узаконить кальвинистскую конфессию в сочетании с неясностью правового определения лютеранства готовил почву для будущего конфликта. Вместе с тем был создан прецедент, позволявший впоследствии кальвинистам пытаться легитимировать свое место в системе имперского мира, ссылаясь на туманность формулировки «родственные члены Аугсбургской конфессии» [4, с. 65, 68-69]. Католики стремились добиться в статьях договора гарантии для тех церковных владений, которые еще оставались у них в руках. Следствием подобных стремлений стало появление в тексте договора т. н. «духовной оговорки».

 


 

− религиозные войны во Франции

 

Во Францию Реформация проникла из Швейцарии. Обозначением приверженцев Реформации во Франции стало искаженное немецко-швейцарское слово «Eidgenosse», что означало «сотоварищи» и по-французски звучало как гугеноты. Здесь религиозные пристрастия распределялись не по классовому признаку, как в других странах Европы, а по географическому: протестантизм более развивался на юге Франции, католицизм — на севере.

Противостояние обострилось с 1559 г., когда был обнародован эдикт, запрещающий под страхом смертной казни гугенотское богослужение. После этого свыше 30 лет продолжались религиозные войны, в ходе которых заключались перемирия и соглашения, которые вновь нарушались кровопролитными сражениями. Знаменитым актом религиозного варварства вошла в историю Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 г., когда в Париже и других городах были вырезаны 30 тыс. гугенотов, приехавших на свадьбу своего лидера Генриха Наварского с принцессой Маргаритой. Свадьба проходила в день святого Варфоломея.

Став королем, Генрих IV в 1598 г. опубликовал Нантский эдикт, на основании которого католицизм признавался государственной религией, однако протестантам предоставлялась относительная свобода вероисповедания. Политика Генриха IV была несовместима с принципами католической нетерпимости, и в 1610 г. католический монах Равальяк по заданию церковных кругов убил Генриха, а в 1685 г. король Людовик XIV отменил Нантский эдикт.

 


 

 

− освободительная война в Нидерландах



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.009 с.)