Общее понятие о витаминах. Классификация препаратов витаминов. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие о витаминах. Классификация препаратов витаминов.



II. ЦЕЛИ ЛЕКЦИИ

1. Учебные цели:

а) иметь понятие о / об:

- истории открытия витаминов, α=I;

- водорастворимых витаминах, их характеристике, особенностях применения, α=II;

- жирорастворимых витаминах, их характеристике, особенностях применения, α=II;

- поливитаминных комплексах, α=II;

-понятиях «гиповитаминоз», «авитаминоз», «гипервитаминоз»,α=II;

 

б) усвоить:

- фармакологические эффекты и механизм действия лекарственных препаратов витаминов, α=II;

- показания и противопоказания, побочные эффекты;

- принципы применения при различных патологиях, α=II;

- особенности применения (форма выпуска, кратность введения) и особенности парентерального введения препаратов, α=II;

- правила хранения лекарственных препаратов витаминов, α=III;

 

в) уметь:

 - делать выбор препаратов при гипо- и авитаминозах, α=III;

 

2.Воспитательные:

- формирование у студентов логического мышления, чувства ответственности за состояние пациентов, собственной точки зрения на профессию.

 

3. Развивающие: 

 

 - обеспечить максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и

волевой сфер личности студентов, формирование и развитие познавательных

интересов и способностей, творческой активности.

 

 

III. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ

Дисциплины   Знать   Уметь  
Технология оказания медицинских услуг.   Пути введения лекарственных средств.   Выполнять манипуляции.  
Сестринский уход при заболеваниях в терапии. Понятие о разовой и курсовой дозах. Определять курсовую дозу.
Анатомия и физиология. Обмен веществ и энергии. Давать оценку влиянию обменных процессов на организм человека в целом.  

 

ПЛАН

1. История открытия витаминов.

2. Классификация препаратов витаминов.

3. Препараты водорастворимых витаминов: фармакологические эффекты, механизм действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты.

4. Препараты жирорастворимых витаминов: фармакологические эффекты, механизм действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты.

5. Поливитаминные препараты, применение.

6. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

История открытия витаминов.

Среди многочисленных препаратов, представленных в аптеках, самыми известными, без сомнения, являются витамины. Даже маленькие дети знают о пользе витаминов — что витамины необходимы человеку для роста, развития и крепкого здоровья. Однако еще 100 лет назад картина была совершенно иной. Ко второй половине XIX в. ученые знали, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что если в рацион входят в определенных количествах эти питательные вещества,то он полностью отвечает потребностям организма. Но вместе с тем существовал целый ряд болезней, связанных с недостаточностью питания, хотя последнее во всем соответствовало вышеуказанным требованиям. Еще в рукописях древних греков встречаются упоминания о гемералопии (авитаминоз А). Наиболее ярким и известным примером стала цинга (авитаминоз С), беспощадно косившая ряды мореплавателей. Общеизвестно, что из 160 участников экспедиции Васко да Гамы, совершившей первое путешествие из Европы в Индию, 100 человек погибли от цинги. История морских путешествий также указывала на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, если в пищу моряков вводить лимонный сок. Так было впервые обозначено значение витаминов в жизни человека. Таким образом, выяснилось, что цинга связана с дефектами питания, что даже обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует отсутствие подобных болезней и что для предупреждения и лечения необходимо употреблять дополнительные вещества, которые содержатся не во всех продуктах. Научное обобщение этого многовекового опыта впервые стало возможно благодаря диссертации русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего роль минеральных веществ в питании. Лунин проводил опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище, состоявшей из смеси очищенного казеина, жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока, и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части, между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали есть и погибали. В то же время контрольная группа мышей, получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н.И.Лунин в 1880 г пришел к следующему заключению: «…если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке помимо казеина, жира, молочного сахара и солей содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания». Это было грандиозным открытием, опровергавшим установившиеся положения. Однако результаты работ Н.И.Лунина были приняты научным сообществом в штыки.

В 1890 г. К.А.Сосин повторил опыты Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы последнего. Еще одним подтверждением правильности заключения Лунина стало установление причины болезни бери-бери, которая была широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося преимущественно полированным рисом. Голландский врач Христиан Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 г. заметил, что куры, питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием, напоминающим бери-бери, а после перевода на питание неочищенным рисом болезнь проходила. Последующие наблюдения Эйкмана, проведенные на большой группе заключенных, показали, что среди тех, кто питался очищенным рисом, бери-бери заболевал в среднем 1 человек из 40, а среди тех, кто питался неочищенным рисом, 1 человек из 10 тыс. Таким образом, стало ясно, что в оболочке риса содержится неизвестное вещество, предохраняющее от болезни. В 1911 г. польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде. По своим химическим свойствам оно принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу. Функ пришел к заключению, что бери-бери является только одной из болезней, вызываемых отсутствием каких-то особых веществ в пище. Несмотря на то, что эти вещества присутствуют в пище в очень малых количествах, они являются жизненно необходимыми и роль витаминов в жизни человека оказалась весьма существенной. Так как первое вещество группы жизненно необходимых соединений содержало аминогруппу и обладало некоторыми свойствами аминов, Функ предложил назвать весь этот класс веществ «витаминами» (лат. vita — жизнь, vitamin — амин жизни). Впоследствии, однако, оказалось, что многие из них не содержат аминогруппы. Тем не менее, термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его уже не стали. История открытия витаминов В 1923 г. доктором Гленом Кингом была установлена химическая структура витамина С, и уже в 1933 г. швейцарские исследователи искусственно синтезировали аскорбиновую кислоту. В 1929 г Хопкинс и Эйкман за открытие витаминов получили Нобелевскую премию, а Лунин и Функ были незаслуженно забыты. В 1934 г. в Ленинграде состоялась Первая всесоюзная конференция по витаминам, на которую Лунина даже не пригласили. После выделения из пищевых продуктов вещества, предохраняющего от заболевания, бери- бери, был открыт ряд других витаминов (в настоящее время известно около 20), установлена их химическая структура, что дало возможность организовать промышленное производство. Исходя из их растворимости, витамины стали делить на жирорастворимые (A, D, E, F, К) и водорастворимые (группа B, C и др.). Болезни, которые возникают вследствие отсутствия в пище тех или иных витаминов, стали называть «авитаминозами», а возникающие из-за их относительного недостатка, «гиповитаминозами». С открытием витаминов и выяснением их природы появились новые перспективы не только в предупреждении и лечении авитаминозов, но и в области лечения многих других заболеваний (заболеваний сердца и системы кроветворения, инфекционных болезней и т.д.). Витамины в нашей жизни стали незаменимыми и прочно вошли в повседневный обиход.

Приложение

Вопросы для контроля знаний:

1. Какие водорастворимые витамины вы знаете?

2. Назовите жирорастворимые витамины.

3. Какие витамины участвуют в создании нейромедиаторов и улучшают проведение нервных импульсов?

 

4. Какие витамины влияют на систему крови?

Тесты:

1. Пациенту с диагнозом «радикулит» врач назначил витамины, которые проявляют нейротропное действие и улучшают проведение нервных импульсов. Какие это препараты?

а) кислота аскорбиновая, кислота фолиевая;

б) тиамина бромид, пиридоксина гидрохлорид;

в) ретинола ацетат, токоферола ацетет;

г) рибофлавин, цианокабаламин, рутин;

д) эргокальциферол, викасол.

II. ЦЕЛИ ЛЕКЦИИ

1. Учебные цели:

а) иметь понятие о / об:

- истории открытия витаминов, α=I;

- водорастворимых витаминах, их характеристике, особенностях применения, α=II;

- жирорастворимых витаминах, их характеристике, особенностях применения, α=II;

- поливитаминных комплексах, α=II;

-понятиях «гиповитаминоз», «авитаминоз», «гипервитаминоз»,α=II;

 

б) усвоить:

- фармакологические эффекты и механизм действия лекарственных препаратов витаминов, α=II;

- показания и противопоказания, побочные эффекты;

- принципы применения при различных патологиях, α=II;

- особенности применения (форма выпуска, кратность введения) и особенности парентерального введения препаратов, α=II;

- правила хранения лекарственных препаратов витаминов, α=III;

 

в) уметь:

 - делать выбор препаратов при гипо- и авитаминозах, α=III;

 

2.Воспитательные:

- формирование у студентов логического мышления, чувства ответственности за состояние пациентов, собственной точки зрения на профессию.

 

3. Развивающие: 

 

 - обеспечить максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и

волевой сфер личности студентов, формирование и развитие познавательных

интересов и способностей, творческой активности.

 

 

III. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ

Дисциплины   Знать   Уметь  
Технология оказания медицинских услуг.   Пути введения лекарственных средств.   Выполнять манипуляции.  
Сестринский уход при заболеваниях в терапии. Понятие о разовой и курсовой дозах. Определять курсовую дозу.
Анатомия и физиология. Обмен веществ и энергии. Давать оценку влиянию обменных процессов на организм человека в целом.  

 

ПЛАН

1. История открытия витаминов.

2. Классификация препаратов витаминов.

3. Препараты водорастворимых витаминов: фармакологические эффекты, механизм действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты.

4. Препараты жирорастворимых витаминов: фармакологические эффекты, механизм действия, показания и противопоказания к применению, побочные эффекты.

5. Поливитаминные препараты, применение.

6. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз.

История открытия витаминов.

Среди многочисленных препаратов, представленных в аптеках, самыми известными, без сомнения, являются витамины. Даже маленькие дети знают о пользе витаминов — что витамины необходимы человеку для роста, развития и крепкого здоровья. Однако еще 100 лет назад картина была совершенно иной. Ко второй половине XIX в. ученые знали, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Считалось, что если в рацион входят в определенных количествах эти питательные вещества,то он полностью отвечает потребностям организма. Но вместе с тем существовал целый ряд болезней, связанных с недостаточностью питания, хотя последнее во всем соответствовало вышеуказанным требованиям. Еще в рукописях древних греков встречаются упоминания о гемералопии (авитаминоз А). Наиболее ярким и известным примером стала цинга (авитаминоз С), беспощадно косившая ряды мореплавателей. Общеизвестно, что из 160 участников экспедиции Васко да Гамы, совершившей первое путешествие из Европы в Индию, 100 человек погибли от цинги. История морских путешествий также указывала на то, что возникновение цинги может быть предотвращено, если в пищу моряков вводить лимонный сок. Так было впервые обозначено значение витаминов в жизни человека. Таким образом, выяснилось, что цинга связана с дефектами питания, что даже обильная пища сама по себе еще далеко не всегда гарантирует отсутствие подобных болезней и что для предупреждения и лечения необходимо употреблять дополнительные вещества, которые содержатся не во всех продуктах. Научное обобщение этого многовекового опыта впервые стало возможно благодаря диссертации русского ученого Николая Ивановича Лунина, изучавшего роль минеральных веществ в питании. Лунин проводил опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище, состоявшей из смеси очищенного казеина, жира молока, молочного сахара, солей, входящих в состав молока, и воды. Казалось, налицо были все необходимые составные части, между тем мыши, находившееся на такой диете, не росли, теряли в весе, переставали есть и погибали. В то же время контрольная группа мышей, получавшая натуральное молоко, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н.И.Лунин в 1880 г пришел к следующему заключению: «…если, как вышеупомянутые опыты учат, невозможно обеспечить жизнь белками, жирами, сахаром, солями и водой, то из этого следует, что в молоке помимо казеина, жира, молочного сахара и солей содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания. Представляет большой интерес исследовать эти вещества и изучить их значение для питания». Это было грандиозным открытием, опровергавшим установившиеся положения. Однако результаты работ Н.И.Лунина были приняты научным сообществом в штыки.

В 1890 г. К.А.Сосин повторил опыты Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил выводы последнего. Еще одним подтверждением правильности заключения Лунина стало установление причины болезни бери-бери, которая была широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося преимущественно полированным рисом. Голландский врач Христиан Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 г. заметил, что куры, питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием, напоминающим бери-бери, а после перевода на питание неочищенным рисом болезнь проходила. Последующие наблюдения Эйкмана, проведенные на большой группе заключенных, показали, что среди тех, кто питался очищенным рисом, бери-бери заболевал в среднем 1 человек из 40, а среди тех, кто питался неочищенным рисом, 1 человек из 10 тыс. Таким образом, стало ясно, что в оболочке риса содержится неизвестное вещество, предохраняющее от болезни. В 1911 г. польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде. По своим химическим свойствам оно принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу. Функ пришел к заключению, что бери-бери является только одной из болезней, вызываемых отсутствием каких-то особых веществ в пище. Несмотря на то, что эти вещества присутствуют в пище в очень малых количествах, они являются жизненно необходимыми и роль витаминов в жизни человека оказалась весьма существенной. Так как первое вещество группы жизненно необходимых соединений содержало аминогруппу и обладало некоторыми свойствами аминов, Функ предложил назвать весь этот класс веществ «витаминами» (лат. vita — жизнь, vitamin — амин жизни). Впоследствии, однако, оказалось, что многие из них не содержат аминогруппы. Тем не менее, термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его уже не стали. История открытия витаминов В 1923 г. доктором Гленом Кингом была установлена химическая структура витамина С, и уже в 1933 г. швейцарские исследователи искусственно синтезировали аскорбиновую кислоту. В 1929 г Хопкинс и Эйкман за открытие витаминов получили Нобелевскую премию, а Лунин и Функ были незаслуженно забыты. В 1934 г. в Ленинграде состоялась Первая всесоюзная конференция по витаминам, на которую Лунина даже не пригласили. После выделения из пищевых продуктов вещества, предохраняющего от заболевания, бери- бери, был открыт ряд других витаминов (в настоящее время известно около 20), установлена их химическая структура, что дало возможность организовать промышленное производство. Исходя из их растворимости, витамины стали делить на жирорастворимые (A, D, E, F, К) и водорастворимые (группа B, C и др.). Болезни, которые возникают вследствие отсутствия в пище тех или иных витаминов, стали называть «авитаминозами», а возникающие из-за их относительного недостатка, «гиповитаминозами». С открытием витаминов и выяснением их природы появились новые перспективы не только в предупреждении и лечении авитаминозов, но и в области лечения многих других заболеваний (заболеваний сердца и системы кроветворения, инфекционных болезней и т.д.). Витамины в нашей жизни стали незаменимыми и прочно вошли в повседневный обиход.

Общее понятие о витаминах. Классификация препаратов витаминов.

Витамины - органические соединения, содержащиеся в пище и необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Физиологическая роль витаминов сводится к тому, что они являются коферментами, т. е. веществами, из которых в организме образуются ферменты, регулирующие обмен веществ.

Подавляющее большинство витаминов не синтезируется в организме человека, а поступает в него с растительной или животной пищей. В связи с этим для обеспечения нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы поступление витаминов с пищей и их усвоение соответствовали потребностям организма.

Потребность человека в витаминах зависит от ряда факторов и прежде всего от возраста, характера трудовой деятельности и состояния организма. При большой физической нагрузке, инфекционных и некоторых других заболеваниях, а также у беременных и кормящих женщин потребность в витаминах увеличивается.

Поступление витаминов в организм определяется главным образом качеством и количеством пищи. Неполноценное в качественном и количественном отношении питание не обеспечивает полного удовлетворения потребности организма в витаминах. Однако даже при полноценном питании организм может испытывать недостаток в витаминах из-за нарушения их усвоения. Наиболее частой причиной этого являются различные желудочно-кишечные заболевания.

Все витамины делят на две группы - водорастворимые и жирорастворимые.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.005 с.)