Роль администрации школы в реализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль администрации школы в реализации



Воспитательные задачи школ

 

Система образования, ее общественные функции, структура и связь с динамикой общественного развития.

Национальная система образования: понятие и структура

Понятие «Национальная система образования» включает (звенья, параметр…):

1) участников образовательного процесса;

2) научно-методическое обеспечение;

3) учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

4) Государственные органы, подчиненные и подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, включающие Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.

Рассмотрим каждый параметр национальной системы образования.

1) Участники образовательного процесса - это преподаватели, учащиеся, обслуживающий персонал, персонал управления;

2) Научно-методическое обеспечение включает в себя учебно-программную документацию образовательных программ; программно-планирующую документацию воспитания; учебно-методическую документацию; учебные издания; информационно-аналитические материалы.

3) учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования.

Система образования включает учреждения образования, связанные единой целью развития и воспитания молодого поколения людей. Учреждение образования является юридическим лицом, имеющим право осуществлять образовательную деятельность.

Выделяют виды образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (школа, лицей, гимназия, спецшкола и др.), профессиональные (начальные, средние, высшие, послевузовские) и учреждения дополнительного образования.

Учебные заведения вне зависимости от формы собственности работают по образовательным программам.

Организационно-правовые формы образовательных учреждений: государственные, негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и др. организации).

4) Государственные органы, подчиненные и подотчетные Президенту Республики Беларус ь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, включающие Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.

 

За времена существования образования в Республике Беларусь сложилась определенная система органов управления образованием, она включает в себя следующие звенья:

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, гарантирует реализацию основных направлений внешней и внутренней политики, включая и сферу образования;

комиссия по образованию и науке Национального собрания. Функции ее состоят в том, чтобы разрабатывать и корректировать законы об образовании;

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает руководство системой подчиненных ему органов управления образованием, осуществляет проведение единой государственной политики области образования на территории Беларуси;

Министерство образования Республики Беларусь осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение учебных заведений за счет средств госбюджета, определяет концепции и структуру образования, типовые положения о звеньях, нормативные требования к их деятельности, принимает управленческие решения по сфере образования;

МО в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

информационно-аналитическая;

мотивационно-целевая;

планово-прогностическая;

организационно-исполнительская;

контрольно-диагностическая.

областные управления образования осуществляют развитие базы образования в своем регионе, повышение квалификации учителей и руководителей школ, перераспределение кадров, регулируют использование средств из местных бюджетов;

• районные и городские отделы образования обеспечивают их материальными, финансовыми ресурсами, педагогическими кадрами, назначают руководителей, оказывают методическую помощь, осуществляют контроль за их деятельностью.

Общественные функции системы образования

Основные составляющие воспитания в Республике Беларусь:

ü идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

ü гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;

ü нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;

ü воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

ü воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;

ü гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

ü семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

ü трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

ü экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе,

ü воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

ü воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Отражение содержания воспитания в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Управление общеобразовательной школой

Механизм управления современной общеобразовательной школой изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы отношений школы и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова: школа – внешняя среда, администрация – общественность, руководитель - подчиненный, учитель – ученик, учитель – родители, учитель – учитель, ученик – ученик.

 

Управляющий совет

     
Совет гимназического самоуправления Педагогический совет Попечительский совет
Ученический совет Методический совет Совет председателей родительских комитетов классов
Профильные комиссии (образования, культуры, спорта, труда, здравоохранения) Методические объединения Родительские комитеты классов
 

 

Пресс-центры газет «Гимназист» и «Чиж»

 

 

 

Временные советы (для организации проведения конкретных дел из добровольцев первичных коллективов)

 

 

 

Классный ученический совет

 

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Совет школы

Высшим руководящим органом школы является общешкольная конференция представителей учителей, учащихся, родителей и общественности в равном количестве от каждой категории. Конференция утверждает устав школы и вносит в него необходимые изменения, разрабатывает основные направления совершенствования и развития школы, повышения качества и эффективности учебно-воспитательной работы; осуществляет поиски дополнительных финансовых средств и укрепление материально-технической базы школы; при необходимости создает временные или постоянные комиссии по различным направлениям деятельности школы и устанавливает их полномочия. Конференция созывается советом школы не реже одного раза в год.

В период между конференциями в роли высшего органа выступает совет школы - общественно-государственный орган управления. В состав совета школы входят представители педагогических работников, учащихся средних и старших классов, родителей и общественности.

Совет школы собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца.

Члены совета выполняют свои обязанности на общественных началах.

Совет является органом коллегиального управления школьными делами, принимает активное участие в решении важнейших вопросов совершенствования обучения и воспитания учащихся. Его функции и содержание работы регламентируются специальным положением о совете средней общеобразовательной школы.

Предполагается, что школьные советы должны состоять из секторов:

1. Педагогический сектор

2. Родительский сектор

3. Ученический сектор

4. Методический сектор

В полном составе совет школы рассматривает и решает кардинальные вопросы. Решения совета являются правомочными, если на заседании присутствует не менее 2/3 членов совета и если за это решение про-голосовало не менее 2/3 присутствующих.

Секторы совета школы на протяжении учебного года решают опера-тивные вопросы. Члены совета имеют право участвовать в любой из ко-миссий секторов, советов.

Педагогический совет

Педагогический совет является постоянно действующим совеща-тельным, руководящим и контролирующим органом, который занимается обсуждением учебно-воспитательной работы в школе. Деятельность педагогического совета определяется Законом Республики Беларусь «Об образовании», «Положением о педагогическом совете общеобразовательных школ Республики Беларусь».

В состав педагогического совета входят:

директор школы, заместитель директора школы по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, социальный педагог, педагог-психолог, все учителя школы, библиотекарь, школьный врач, председатель родительского комитета.

Председателем педагогического совета является директор школы. В отсутствие директора обязанности председателя выполняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Педагогический совет имеет управленческие, методические, воспитательные функции.

Первая функция выражается в принятии коллективных решений, выработке рекомендаций,

вторая – в информационном обеспечении, обсуждении и контроле за состоянием текущих дел и др.,

третья – направлена на формирование индивидуальности каждого педагога, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

 

Педагогический совет проводится не реже одного раза в четверть.

Первый педсовет проводится до начала учебного года и посвящен отчету директора о работе школы за истекший год, утверждению годового плана работы школы. Последующие педсоветы рассматривают основные вопросы обучения и воспитания. Итоговый педсовет рассматривает перевод учащихся в следующие классы, допуск к экзаменам и итоги экзаменов. Он носит исключительно производственно-деловой характер.

Особое внимание уделяется принципам отбора вопросов, выносимых на педсоветы.

Различают производственно-деловые и научно-педагогические группы вопросов. К первым относятся утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов и т.д.; вторая связана с обсуждением указаний руководящих органов, анализом передового педагогического опыта и т.д.

В организации педсоветов выделяются четыре этапа:

1. планирование работы педсовета.

2. подготовка заседаний педсовета.

3. проведение заседаний педсовета.

4. работа по выполнению решений педсовета.

К планированию педагогических советов предъявляется несколько требований. Среди них отметим: актуальность, перспективность и системность.

Методический совет

Управление методической работой в школе складывается из следующих этапов:

1. Планирование.

2. Организация, руководство и контроль за методической работой.

3. Анализ эффективности методической работы.

4. Постановка новых задач.

5. Использование активных форм методической работы.

6. Стимулирование массового педагогического творчества инициативы учителей и классных руководителей.

 

Существует несколько форм методической работы:

1. Содержание работы единого методического дня включает проведение открытых уроков и внеклассных занятий, их развернутый анализ, обзор новой методической литературы, подведение итогов методического дня с выступлениями отдельных учителей, руководителей школы с общей оценкой и анализом проведения мероприятия.

2. Проблемные семинары и практикумы ориентированы на обеспечение единства теоретической и практической подготовки учителя. Они стимулируют самообразовательную деятельность учителей, вводят их в круг педагогических инноваций.

3. Школа передового опыта как форма методической работы реализует цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества. Основное назначение школы передового опыта состоит в методической помощи опытного учителя менее опытным коллегам. Формирование такой школы происходит на добровольных началах.

4. В структуре школы передового опыта как ее самостоятельное звено может быть организована работа школы молодого учителя. Работа проводится по плану, включающему обсуждение таких вопросов, как техника и методика постановки целей урока и внеклассного занятия, особенности планирования работы классного руководителя, учет уровня воспитанности классного коллектива и многое другое.

5. Одной из коллективных форм методической работы в школе является деятельность педагогического коллектива по избранной научно-методической теме. Задача руководителей школы - раскрывать цели и ожидаемые результаты, увлечь педагогический коллектив, сформировать готовность к работе над темой, раскрыть имеющийся потенциал в школе для её решения, при необходимости найти способы привлечения научно-педагогических сил к совместной работе.

6. Научно-практические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты отдельных учителей или методических объединений являются итоговыми формами методической работы. Они проводятся по итогам работы за определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы.

Родительский комитет

Родительский комитет избирается родительским собранием на один год. Количество его членов устанавливается решением собрания родителей с учетом представительства коллектива родителей учащихся каждого класса.

Задачами родительского комитета заключаются в следующем:

всемерное укрепление связи между семьями учащихся и школой в целях обеспечения единства в воспитательных воздействиях школы и семьи;

привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации внеклассной воспитательной работы.

Родительский комитет привлекается и к оказанию помощи школе в укреплении ее хозяйственной и учебно-материальной базы, оказании отдельным семьям материальной помощи.

Родительский комитет составляет план работы на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед данной школой, особенностями учащихся и конкретными условиями работы.

Решения, принятые родительским комитетом в пределах его компетентности, обязательны для исполнения родительской общественности и учащимися школы (решения согласовываются с советом школы и педагогическим коллективом). Директор школы в течение 10 дней расматривает поступившие предложения и письменно информирует его о приятых решениях.

Председатель родительского совета является членом педагогического совета и совета школы с правом совещательного голоса.

 

ЕЖЕДНЕВНО

Контроль за:

•посещением занятий;

•внешним видом обучающихся;

•состоянием здоровья;

•выполнением правил внутришкольного распорядка обучающимися.

Профилактика:

•опозданий;

•противоправного поведения;

•конфликтов.

Организация:

•дежурства учащихся в классном кабинете;

•питания обучающихся;

•ученического самоуправления;

• индивидуальной работы с обучающимися и их законными представителями.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО

Контроль за:

• ведением дневников;

• пропусками уроков.

Организация и проведение:

•информационного часа, классного часа, мероприятий (в соответствии с часами тарификации);

•работы с родителями;

•работы с учителями-предметниками, работающими в классе.

Анализ:

•успеваемости;

•уровня воспитанности;

•организации питания;

•выполнения правил поведения обучающихся.

ЕЖЕМЕСЯЧНО

Посещение:

•уроков учителей-предметников в своем классе.

Собеседование с:

•педагогом-психологом;

•педагогом социальным;

•педагогом-организатором;

•учителями-предметниками.

Организация:

•заседаний родительского комитета класса;

•работы классного актива.

В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА

Оформляет:

•классный журнал;

•личные дела обучающихся.

Участвует в работе:

•методического объединения классных руководителей;

•педагогического совета.

Анализирует:

•воспитательную работу;

•успеваемость;

•уровень воспитанности обучающихся.

В КОНЦЕ ГОДА:

•анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности обучающихся;

•собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников и пр.).

Воспитательные задачи школ

 

Система образования, ее общественные функции, структура и связь с динамикой общественного развития.

Национальная система образования: понятие и структура

Понятие «Национальная система образования» включает (звенья, параметр…):

1) участников образовательного процесса;

2) научно-методическое обеспечение;

3) учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования;

4) Государственные органы, подчиненные и подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, включающие Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.

Рассмотрим каждый параметр национальной системы образования.

1) Участники образовательного процесса - это преподаватели, учащиеся, обслуживающий персонал, персонал управления;

2) Научно-методическое обеспечение включает в себя учебно-программную документацию образовательных программ; программно-планирующую документацию воспитания; учебно-методическую документацию; учебные издания; информационно-аналитические материалы.

3) учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования.

Система образования включает учреждения образования, связанные единой целью развития и воспитания молодого поколения людей. Учреждение образования является юридическим лицом, имеющим право осуществлять образовательную деятельность.

Выделяют виды образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (школа, лицей, гимназия, спецшкола и др.), профессиональные (начальные, средние, высшие, послевузовские) и учреждения дополнительного образования.

Учебные заведения вне зависимости от формы собственности работают по образовательным программам.

Организационно-правовые формы образовательных учреждений: государственные, негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций).

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и др. организации).

4) Государственные органы, подчиненные и подотчетные Президенту Республики Беларус ь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, включающие Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.

 

За времена существования образования в Республике Беларусь сложилась определенная система органов управления образованием, она включает в себя следующие звенья:

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, гарантирует реализацию основных направлений внешней и внутренней политики, включая и сферу образования;

комиссия по образованию и науке Национального собрания. Функции ее состоят в том, чтобы разрабатывать и корректировать законы об образовании;

Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает руководство системой подчиненных ему органов управления образованием, осуществляет проведение единой государственной политики области образования на территории Беларуси;

Министерство образования Республики Беларусь осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение учебных заведений за счет средств госбюджета, определяет концепции и структуру образования, типовые положения о звеньях, нормативные требования к их деятельности, принимает управленческие решения по сфере образования;

МО в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

информационно-аналитическая;

мотивационно-целевая;

планово-прогностическая;

организационно-исполнительская;

контрольно-диагностическая.

областные управления образования осуществляют развитие базы образования в своем регионе, повышение квалификации учителей и руководителей школ, перераспределение кадров, регулируют использование средств из местных бюджетов;

• районные и городские отделы образования обеспечивают их материальными, финансовыми ресурсами, педагогическими кадрами, назначают руководителей, оказывают методическую помощь, осуществляют контроль за их деятельностью.

Общественные функции системы образования

Основные составляющие воспитания в Республике Беларусь:

ü идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;

ü гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;

ü нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;

ü воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;

ü воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;

ü гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;

ü семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;

ü трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;

ü экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе,

ü воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

ü воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Отражение содержания воспитания в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Управление общеобразовательной школой

Механизм управления современной общеобразовательной школой изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы отношений школы и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова: школа – внешняя среда, администрация – общественность, руководитель - подчиненный, учитель – ученик, учитель – родители, учитель – учитель, ученик – ученик.

 

Роль администрации школы в реализации



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.141 с.)