Тема 9: СССР в середине 50-х-начале 60-х гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9: СССР в середине 50-х-начале 60-х гг.



В лекции уделено внимание приходу к власти Н.С. Хрущева и ходу реформ Н.С. Хрущева- А.Н. Косыгина.

   

Основные вопросы:

1. Приход к власти Н.С. Хрущева и начало десталинизации.

2. Реформы Н.С. Хрущева- А.Н. Косыгина: основные направления и итоги.

1. Приход к власти Н.С. Хрущева и начало десталинизации.

Приход к власти Н.С. Хрущева знаменовался внутрипартийным противостоянием, борьбой за власть. В 1953 году после смерти И.В. Сталина в стране отчетливо выделились три группы борю­щихся за власть политических сил: Группа возглавлялась Н.С.Хрущевым. Опиралась на партийный аппарат и пользовалась поддержкой армии. Н. С. Хрущев стоял на позициях решительного обновления советскою общества. Группа возглавлялась Г. М. Маленковым, опиралась на госу­дарственный аппарат. Г. М. Маленков пытался проводить систему попу­лярных мер в сельском хозяйстве, чтобы завоевать поддержку крестьян. Группа - во главе с Л. II. Берия.

Главную опасность представлял Л. П. Берия. В борьбе с Л. П. Берией         Н. С. Хрущев сумел привлечь на свою сторону Г. М. Маленкова, минист­ра обороны Булганина и его заместителя Г. К. Жукова. В июне 1953 года в Кремль в тайне были привезены на служебных машинах Н. А. Булганина и Г. К. Жукова шестеро военных, которые до последнего момента не зна­ли о своей задаче. Им поручили арест Л. П. Берии во время заседания Президиума ЦК. Операция была проведена удачно. Л. П. Берия и 6 бли­жайших его сотрудников были приговорены к расстрелу. Началось хрущевское десятилетие.

Главным фактором укрепления власти нового генерального секретаря партии, авторитета ее в обществе было скорейшее проведение преобразований в стране. Важнейшим условием, обеспечивающим фактор укрепления власти           Н.С. Хрущева должно было стать развенчание культа личности И.В. Сталина.

Первое время термин «культ личности» не связывался с именем Сталина, он употреблялся только в русле обвинений, направляемых в адрес Берии.

Первым шагом, который возложил вину именно на Сталина, стал доклад Н. С. Хрущева на закрытом заседании XX съезда КПСС 14-25 февраля 1956 года. Главные события, сделавшие съезд знаменитым, произошли в последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом «О культе личности и его последствиях», который был посвящён осуждению культа личности И. В. Сталина. В нём была озвучена новая точка зрения на недавнее прошлое страны, с перечислением многочисленных фактов преступлений второй половины 1930-х — начала 1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина.

Основной упор в этом докладе был сделан на сведения, собранные комиссией П.Н. Поспелова о репрессиях 30-40-х годов. Ответственность за репрессии была возложена Хрущевым на Сталина.

Несмотря на условную закрытость, доклад был распространён по всем партячейкам страны, причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; обсуждение доклада велось также в ячейках ВЛКСМ. «Смягчённый» вариант доклада был обнародован в качестве постановления Президиума ЦККПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма.

Доклад Хрущева возымел несколько наиболее существенных последствий для страны. Прежде всего, нанес удар по психологии советского народа; во-вторых - расколол мировое коммунистическое движение; в-третьих - дал понять Западу, что Советский Союз слаб.

    Вывод: приход к власти Н.С. Хрущева — борьба, как закономерный процесс смены власти в СССР. В результате победы над своими политическими оппонентами Н.С.Хрущев путем развенчания культа личности В.И. Сталина укрепил свои позиции. Культ личности как элемент утверждения у власти. Развенчание прежнего лидера, является условием для укрепление своего культа личности. Десталинизация помогла власти и обществу освободиться в моральном плане от тяжести последствий репрессий, либерализации общественной жизни. Снята была «усталость в обществе» и появилась энергия в обществе и у политической элиты для реформ. Была подготовлена база для начала масштабных реформ.

 

2. Реформы Н.С.Хрущева - А.Н.Косыгина: основные направления и итоги.

Внутренние факторы Общее состояние экономики, общественной жизни до начала реформ. Подготовка реформ. Необходимость изменений обговаривалась в партии еще до двадцатого съезда партии.   Обстановка до начала проведения реформ на международной арене. «Жесткая «холодная война» - нарушение баланса сил в Европе после вступления Западной Германии в блок НАТО.

Реформы Н.С, Хрущева — основные направления:

Особый акцент в нем сделан на социальных аспектах реформы. Разоблачение культа личности, либерализация в идеологическом плане.

В августе сентябре 1953г. были проведены мероприятия по укреплению экономического положения колхозов, включавшие: списание с колхозников недоимок по сельхозналогу и уменьшению размеров сельхозналога 1954 Направления: Кампания по освоению целинных земель Освоение целины в 1950-е г. проходило в Казахстане Огромные урожаи. Полный упадок в Нечерноземном Центре Эрозия почвы погубила целенные земли. Кукурузная эпопея Широко использовалось материальное стимулирование труда колхозников. Проводилась политика ограничения личных подсобных хозяйств Колхозники получили паспорта. Не было достигнуто полное продовольственное самообеспечение страны неоправданный волюнтаризм Н.С. Хрущева Провалился подъем животноводства.

Денежная реформа: Денежные билеты образца 1947 года и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1.Новые советские деньги обладали золотым обеспечением. Недостатки: Наблюдался рост цен на колхозных рынках. Перерасчеты заработной платы и платежей нередко проводились с ошибками — оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение.

 .Реформы 1957 г. в сфере административного и экономи­ческого управления Экономическая перестройка второй половины 50-х годов по замыслу, была призвана решить проблему демократизации управления.: расширить хозяйственные права союзных республик путем передачи в их ведение вопросов, которые раньше решались в центре, приблизить управление к "местам", выработать новый хозяйственный механизм, сократить управленческий аппарат и др. И объективно и субъективно реформа была направлена на модернизацию громоздкой командно-административной системы управления экономикой.

 В основе реформы образования лежали два мероприятия. Н.С.Хрущёв ликвидировал систему "трудовых резервов", то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль.

Успехи СССР в завоевании космоса и на некоторых других наукоемких направлениях, главным образом в оборонных областях, не позволили трезво оценить тогдашнее состояние и перспективы развития народного образования, науки и культуры. Осуществив огромный скачок от полуграмотности к всеобщему обязательному среднему образованию, заняв лидирующее место в мире по количеству учителей, врачей, инженеров, ученых, то есть на ведущих участках интеллектуального труда, СССР пропустил революционный взрыв в качестве среднего и высшего образования, который произошел в развитых странах в начале 60-х годов.

После прихода к власти он взял направление на подъем оборонной и тяжелой промышленности. СА и флот получили ракетно-ядерное оружие. По соотношениям военной мощи СССР достигает паритета с США. Рассматривается направление развития политики к мирному сосуществованию государств разного соцстроя.

 Либерализация внутренней жизни после 1953 г. приводит к серьезным изменениям и в международной политике Советского государства. Обновленное советское руководство (в 1956г. получил отставку министр иностранных дел В.М. Молотов, а с февраля 1957 г. в течение 28 лет этот пост занимал А.А. Громыко) руководство понимало, что «холодная война» с ее гонкой вооружений ведут мировое сообщество в тупик. Начинается поиск новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие.

  Продолжением реформ Н.С. Хрущева после его оттавки стали реформы А.Н. Косыгина. А.Н.Косыгин предложил провести реформы с целью повысить материальную заинтересованность в труде. Реформа предполагала: Ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления; Сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства; Переход на экономические стимулы; Ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль; Новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями – аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 году стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Выводы: Таким образом, системные реформы, начатые во второй половине 50-х годов не завершились. Они сошли постепенно на нет и уступили место прежним методам руководства и управления. Одним из результатов неосуществившихся преобразований второй половины 50-х - начала 60-х годов явилась отставка Н.С.Хрущева. Крупные сдвиги произошли в области социальной. Значительно выросли реальные доходы населения, улучшились жилищно-бытовые условия людей. Но, пожалуй, самыми существенными явились достижения в военной области. Не все проводимые преобразования оказались удачными. Многие эксперименты структурного плана в народном хозяйстве показали свою несостоятельность, страна оказалась не готовой к глубинным перестроечным процессам.

Вопросы для самоконтроля:

1. «Оттепель» в общественной жизни СССР и культуре. Повлияла ли «оттепель» внутри страны на «оттепель» во внешней политике между СССР и США в данный период? 

2. Что такое «управляемая десталинизация»?

3. Раскололось ли советское общество по вопросу о роли И.В. Сталина в истории?

4. Кто такие «антисоветские элементы»?

5. Что в поведении Н.С. Хрущева в связи с разоблачением культа личности И.В. Сталина вызывает у вас одобрение, поддержку, а что, наоборот, осуждение?

6. Повлияла ли на ход реформ Н.С. Хрущева-А.Н. Косыгина международная обстановка в данный период? 

7. Выделите и составьте таблицу по основным реформам и их итогам в период хрущевской оттепели.

Направления реформ: с/х, промышленность, административная сфера, социальная и культурная сфер Ход реформ Содержание реформ Результаты реформ

Лекция 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.011 с.)