Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель и задачи реализации программыСтр 1 из 2Следующая ⇒
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 127»
Дошкольное образование
Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников»
Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению лексического запаса выразительными средствами языка, развитию умений грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать монологическую речь в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием. Программа предназначена для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов и родителей дошкольников. Предлагаемое тематическое планирование занятий рассчитано на два год. Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..............................4 1.2.Цели, задачи реализации Программы…………………………………...............................5 1.3.Принципы и подходы к формированию Программ………………….................................5 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристик……………………5 1.5.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников......................7 1.6.Планируемые результаты освоения Программы……………….........................................7
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности ………………………………….....................8 2.2.Перспективный план занятий…………………………………………...............................9 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………….............................19
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Организация режима занятий…………………………………………...............................19 3.2.Описание материально - технического обеспечение………………….............................19 3.3. Методическое обеспечение..................................................................................................20 3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……….21 3.5.Диагностика развития связной речи старших дошкольников …………………………..22
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами: Федерального уровня: · Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-фз, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года. · Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013г · «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 01 августа 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
Актуальность программы Актуальность проблемы речевого развития: «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Согласно Федеральному государственному образованию стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «…речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте». Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86- 82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Образовательная технология Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и речевое развитие дошкольников.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица. Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Как любая работа строится от простого к сложному. Этапы использования мнемотаблиц: Этап №1 - Рассматривание таблицы. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.).
Планируемые результаты освоения Программы В результате обучения по программе «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» предполагается, что у дошкольников расширятся знания об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость. И, не смотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения от простого к сложному: мнемоквадраты - мнемодорожкки - мнемотаблицы. Начинать образовательную деятельность с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов. Этот приём позволит детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомить детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Вместе с детьми составлять короткие рассказы (из двух - трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки» и т.д. Мнемодорожки используем в режимных моментах: «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д.
Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. Обучение составлению рассказов. Схемы служат своеобразным дополнительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа; - последовательность рассказа; - лексико - грамматическую наполняемость рассказа. Ребенку предлагается чистый, девяти клеточный лист - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном листе. Для составления детьми коротких описательных рассказов составлены цветные мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные». Составление предложений. Автоматизация звука. Перед тем как начать работать с мнемотаблицами, необходимо закрепить навыки правильного и четкого произношения звука в слогах, словах. Учим повторять фразы за взрослым по картинкам. Работаем над предложением - составляем графическую схему. Обращаем внимание на предлоги. При заучивании стихотворений можно рассмотреть с детьми уже готовые мнемотаблицы. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию и воспроизведению содержания стихотворений. В старшем дошкольном возрасте приемы мнемотехники служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа. Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы. Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. 1. Рассматривание мнемотаблицы. 2. Чтение текста. 3. Ответы на вопросы по содержанию.
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 5. Пересказ ребенком текста своими словами по мнемотаблице. Пересказ с помощью мнемотаблиц, позволяет концентрировать внимание дошкольника на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
2.2. Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5лет)
Перспективный план по речевому развитию В старшей группе (5-6 лет)
Ведущие педагогические технологии: · технология диалогового обучения; · технология мнемотехника; · кинезиологические упражнения; · здоровьесберегающие технологии; · информационно-коммуникативные технологии. Перспективный план по речевому развитию старших дошкольников
Методическое обеспечение 1.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005. 2.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. 3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г. 4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда 5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
Интернет-ресурсы:
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 127»
Дошкольное образование
Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников»
Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению лексического запаса выразительными средствами языка, развитию умений грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать монологическую речь в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием. Программа предназначена для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов и родителей дошкольников. Предлагаемое тематическое планирование занятий рассчитано на два год. Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..............................4 1.2.Цели, задачи реализации Программы…………………………………...............................5 1.3.Принципы и подходы к формированию Программ………………….................................5 1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристик……………………5 1.5.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников......................7 1.6.Планируемые результаты освоения Программы……………….........................................7
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности ………………………………….....................8 2.2.Перспективный план занятий…………………………………………...............................9 2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………….............................19
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Организация режима занятий…………………………………………...............................19 3.2.Описание материально - технического обеспечение………………….............................19 3.3. Методическое обеспечение..................................................................................................20 3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……….21 3.5.Диагностика развития связной речи старших дошкольников …………………………..22
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами: Федерального уровня: · Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-фз, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года. · Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013г · «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 01 августа 2013 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»)
Актуальность программы Актуальность проблемы речевого развития: «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Согласно Федеральному государственному образованию стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «…речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте». Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86- 82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана. Образовательная технология Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и речевое развитие дошкольников. Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица. Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Как любая работа строится от простого к сложному. Этапы использования мнемотаблиц: Этап №1 - Рассматривание таблицы. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемодорожка - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. Мнемотаблица - это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.).
Цель и задачи реализации программы Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников», обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач. В процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые способствуют развитию и формированию личности старших дошкольников. Цель: развитие связной речи дошкольников посредством приёмов мнемотехники Задачи: Образовательные: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. Активизировать словарный запас. Развивающие. Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память. Грамматический строй речи, звуковую культуру. Воспитательные. Воспитывать интерес к художественной культуре. Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет в игровой форме овладеть дошкольникам речевыми навыками посредством приемов мнемотехники.
1.3.Программа строится на принципах дошкольного образования (предусмотренных в ФГОС): · построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); · содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; · поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; · формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка; · возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.094 с.) |