Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Признаки химических реакций. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Преподаватель. Вы верно определили физические и химические явления или реакции. А по каким признакам можно определить, что идёт химическая реакция? Обучающиеся. Признаки химических реакций – это выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение тепла и света. (Слайд № 9) Преподаватель. Запишите признаки химических реакций в тетрадь. III. Изучение нового материала. Преподаватель. Мир химических реакций весьма многообразен и для того, чтобы в нём ориентироваться, необходима классификация реакций. В основу классификации положены различные признаки. Один из важнейших – количество и качество реагентов и продуктов реакции. По этому признаку все реакции можно разделить на четыре типа: реакции соединения, разложения, замещения и обмена. (Слайд № 10)
Для изучения всех типов реакция мы используем приём от частного к общему. Я продемонстрирую вам опыты, вы должны их проанализировать и на основе анализа выделить существенные признаки каждого типа реакции и дать им определение.
Реакции соединения. (Слайд № 11, появляется только название типа реакций). Опыт 1 Горение магния. Поджинаю магниевую ленту. Выделяется свет и образуется белый порошок. Преподаватель. - По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция? Обучаюийся. - Выделяется свет, тепло и металл превращается в оксид. Преподаватель. - Сколько веществ вступило в химическую реакцию? Обучающийся. - В химическую реакцию вступило два простых вещества - магний и кислород. Преподаватель. - Сколько веществ получилось в результате реакции? Обучающийся. - В результате реакции получилось одно сложное вещество. Преподаватель. - Запишите уравнение химической реакции. Обучающийся. 2Mg + O2 → 2MgO Преподаватель. - С помощью магнитных моделей атомов объясните сущность данной реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения. (Ученик на доске собирает модель и объясняет произошедшие в результате реакции процессы). Опыт 2 Взаимодействие оксида натрия с водой. В химический стакан насыпаю немного порошка оксида натрия, приливаю воду, размешиваю и приливаю фенолфталеин. Порошок растворяется, фенолфталеин меняет окраску на малиновую.
Преподаватель. - По каким признакам можно судить о протекании химической реакции? Обучающийся. - В ходе реакции растворился оксид натрия, и образовалась щёлочь, это видно по изменению окраски индикатора. Преподаватель. - Сколько веществ вступило в данную реакцию и сколько продуктов реакции получилось? Обучающийся. - В реакцию вступило два сложных вещества – оксид натрия и вода, а получилось новое сложное вещество – гидроксид натрия. Преподаватель. - Запишите уравнение данной реакции. Обучающийся. Na2O + H2O → 2NaOH Преподаватель. - Сколько веществ вступает в реакцию соединения? Обучающийся. -В реакцию соединения вступают два или более веществ. Преподаватель. - Сколько веществ получается в реакциях соединения? Обучающийся. - В реакциях соединения получается всегда одно сложное вещество. Преподаватель. - Обозначив вещества буквами А и В запишите реакцию соединения в общем виде. Обучающийся. А + В → АВ Преподаватель. - Дайте определение реакций соединения. Обучающийся. - Реакциями соединения называются реакции, при которых из одного или нескольких веществ получается одно сложное вещество. (Слайд № 11, появляется общая формула и определение реакции, ученики делают запись в тетради).
Реакции разложения. (Слайд № 12) Опыт 3 Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. В пробирку насыпаю немного оксида марганца, наливаю пероксид водорода, закрываю пробкой. По окончании реакции подношу тлеющую лучинку, лучинка вспыхивает, значит, в результате реакции выделяется кислород Преподаватель. - По каким признакам можно судить о протекании химической реакции? Обучающийся. - В результате реакции выделяются пузырьки газа. Преподаватель. - Какой газ выделился в результате реакции? Обучающийся. - В результате реакции образовался кислород, так как вспыхнула тлеющая лучинка, а в пробирке осталась вода. Преподаватель. - Запишите уравнение проделанной реакции. Обучающийся. 2Н2О2 → 2Н2О + О2 Преподаватель. - Объясните сущность данной реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения. Обучающийся. (Объясняет течение реакции с помощью магнитных моделей атомов).
Преподаватель. - Запишите уравнение реакции разложения карбоната кальция.
Обучающийся. СаСО3 → СаО + СО2 Преподаватель. - Что общего в этих реакциях? Обучающийся. - В реакцию вступает одно сложное вещество, а образуется два. Преподаватель. - Запишите уравнение данного типа реакций в общем виде. Обучающийся. АВ → А + В Преподаватель. - Дайте определение реакций разложения. Обучающийся. - Реакциями разложения называются такие реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько веществ. Преподаватель. - Запишите определение реакции разложения в тетради.
Реакции замещения. (Слайд № 13) Опыт 4 Взаимодействие железа с раствором хлорида меди. В стакан с раствором хлорида меди опускаю железный гвоздь. Раствор становится зелёным, на поверхности гвоздя выделяется чистая медь. Преподаватель. - Назовите признаки данной реакции. Обучающийся. - В результате реакции выделяется медь и изменяется окраска раствора. Преподаватель. - Запишите уравнение реакции. Обучающийся. Fe + CuCl2 → Cu + FeCl2 Преподаватель. - Объясните данную реакцию с точки зрения атомно-молекулярного учения. Ученик собирает модель реакции. Преподаватель. - Сколько веществ вступило в данную реакцию? Обучающийся. - В реакцию вступило два вещества - одно простое и одно сложное. Преподаватель. - Сколько веществ получилось? Обучающийся. - В результате реакции получилось тоже два вещества одно простое и одно сложное. Опыт 5 Взаимодействие натрия с водой. В химический стакан наливаю воды, приливаю несколько капель фенолфталеина. Наблюдаем выделение газа и изменение окраски индикатора. Преподаватель. - Что вы наблюдаете в данной реакции? Обучающийся. - В ходе реакции выделяется газ и образуется щёлочь, это видно из окраски индикатора. Преподаватель. - Запишите уравнение данной реакции? Обучающийся. 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2 Преподаватель. - Что общего в реакции замещения железом меди и натрием водорода? Обучающийся. - В обеих реакциях атомы простого вещества заместили атомы в сложном веществе. Преподаватель. - Запишите уравнение реакции замещения в общем виде и дайте определение данного типа реакций. Обучающийся. АВ + С → АС + В Реакцией замещения называются реакции, при которых атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе. Преподаватель. - Запишите определение реакций замещения в тетради. Реакции обмена. (Слайд № 14) Опыт 6 Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра.
Приливаем к раствору соляной кислоты раствор нитрата серебра. Выпадает творожистый осадок. Преподаватель. - Что вы наблюдали в данной реакции? Обучающийся. - В результате реакции выпал белый осадок. Преподаватель. - Запишите уравнение реакции. Обучающийся. AgNO3 + HCl → AgCl + HNO3 Опыт 7 Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой. В пробирку помещаю кусочек мела и приливаю соляную кислоту. Происходит бурное «вскипание». Преподаватель. - Каковы признаки данной реакции? Обучающийся. - В результате реакции выделяется газ и образуется раствор. Преподаватель. - Запишите уравнение данной реакции. Обучающийся. СаСО3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 + H2O
Преподаватель. - Сколько веществ вступило и сколько получилось в данных реакциях? Обучающийся. - В обе реакции вступило два сложных вещества и получилось два новых сложных вещества. Преопдаватель. - Запишите уравнение реакции обмена в общем виде и дайте определение реакции обмена. Обучающийся. АВ + СD → AD + BC Реакции обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями. (Слайд № 14, окончание, записи в тетрадях). IV. Обобщения и выводы. Преподаватель. Мы изучили классификацию по признаку количества реагентов и продуктов реакции и выяснили, что по этому признаку все реакции можно разделить на реакции соединения, разложения, замещения и обмена. А теперь определите тип каждой реакции.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.068 с.) |