Признаки химических реакций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки химических реакций.



Преподаватель.

Вы верно определили физические и химические явления или реакции. А по каким признакам можно определить, что идёт химическая реакция?

Обучающиеся.

Признаки химических реакций – это выпадение осадка, выделение газа, изменение окраски, выделение тепла и света.

(Слайд № 9)

Преподаватель.

Запишите признаки химических реакций в тетрадь.

III. Изучение нового материала.

Преподаватель.

Мир химических реакций весьма многообразен и для того, чтобы в нём ориентироваться, необходима классификация реакций. В основу классификации положены различные признаки. Один из важнейших – количество и качество реагентов и продуктов реакции.

По этому признаку все реакции можно разделить на четыре типа: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

(Слайд № 10)

 

 

 Для изучения всех типов реакция мы используем приём от частного к общему. Я продемонстрирую вам опыты, вы должны их проанализировать и на основе анализа выделить существенные признаки каждого типа реакции и дать им определение.

 

Реакции соединения.

(Слайд № 11, появляется только название типа реакций).

Опыт 1 Горение магния.

Поджинаю магниевую ленту. Выделяется свет и образуется белый порошок.

Преподаватель.

- По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?

Обучаюийся.

- Выделяется свет, тепло и металл превращается в оксид.

Преподаватель.

- Сколько веществ вступило в химическую реакцию?

Обучающийся.

- В химическую реакцию вступило два простых вещества - магний и кислород.

Преподаватель.

- Сколько веществ получилось в результате реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции получилось одно сложное вещество.

Преподаватель.

- Запишите уравнение химической реакции.

Обучающийся.

2Mg + O2 → 2MgO

Преподаватель.

- С помощью магнитных моделей атомов объясните сущность данной реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения.

 (Ученик на доске собирает модель и объясняет произошедшие в результате реакции процессы).

Опыт 2 Взаимодействие оксида натрия с водой.

В химический стакан насыпаю немного порошка оксида натрия, приливаю воду, размешиваю и приливаю фенолфталеин. Порошок растворяется, фенолфталеин меняет окраску на малиновую.

Преподаватель.

- По каким признакам можно судить о протекании химической реакции?

Обучающийся.

- В ходе реакции растворился оксид натрия, и образовалась щёлочь, это видно по изменению окраски индикатора.

Преподаватель.

- Сколько веществ вступило в данную реакцию и сколько продуктов реакции получилось?

Обучающийся.

- В реакцию вступило два сложных вещества – оксид натрия и вода, а получилось новое сложное вещество – гидроксид натрия.

Преподаватель.

- Запишите уравнение данной реакции.

Обучающийся.

Na2O + H2O → 2NaOH

Преподаватель.

- Сколько веществ вступает в реакцию соединения?

Обучающийся.

-В реакцию соединения вступают два или более веществ.

Преподаватель.

- Сколько веществ получается в реакциях соединения?

Обучающийся.

- В реакциях соединения получается всегда одно сложное вещество.

Преподаватель.

- Обозначив вещества буквами А и В запишите реакцию соединения в общем виде.

Обучающийся.

А + В → АВ

Преподаватель.

- Дайте определение реакций соединения.

Обучающийся.

- Реакциями соединения называются реакции, при которых из одного или нескольких веществ получается одно сложное вещество.

(Слайд № 11, появляется общая формула и определение реакции, ученики делают запись в тетради).

 

Реакции разложения.

(Слайд № 12)

Опыт 3 Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

В пробирку насыпаю немного оксида марганца, наливаю пероксид водорода, закрываю пробкой. По окончании реакции подношу тлеющую лучинку, лучинка вспыхивает, значит, в результате реакции выделяется кислород

Преподаватель.

- По каким признакам можно судить о протекании химической реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции выделяются пузырьки газа.

Преподаватель.

- Какой газ выделился в результате реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции образовался кислород, так как вспыхнула тлеющая лучинка, а в пробирке осталась вода.

Преподаватель.

- Запишите уравнение проделанной реакции.

Обучающийся.

2О2 → 2Н2О + О2

Преподаватель.

- Объясните сущность данной реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Обучающийся. (Объясняет течение реакции с помощью магнитных моделей атомов).

Преподаватель.

- Запишите уравнение реакции разложения карбоната кальция.

 

Обучающийся.

СаСО3 → СаО + СО2

Преподаватель.

- Что общего в этих реакциях?

Обучающийся.

- В реакцию вступает одно сложное вещество, а образуется два.

Преподаватель.

- Запишите уравнение данного типа реакций в общем виде.

Обучающийся.

АВ → А + В

Преподаватель.

- Дайте определение реакций разложения.

Обучающийся.

- Реакциями разложения называются такие реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько веществ.

Преподаватель.

- Запишите определение реакции разложения в тетради.

 

Реакции замещения.

(Слайд № 13)

Опыт 4 Взаимодействие железа с раствором хлорида меди.

В стакан с раствором хлорида меди опускаю железный гвоздь. Раствор становится зелёным, на поверхности гвоздя выделяется чистая медь.

Преподаватель.

- Назовите признаки данной реакции.

Обучающийся.

- В результате реакции выделяется медь и изменяется окраска раствора.

Преподаватель.

- Запишите уравнение реакции.

Обучающийся.

Fe + CuCl2 → Cu + FeCl2

Преподаватель.

- Объясните данную реакцию с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Ученик собирает модель реакции.

Преподаватель.

- Сколько веществ вступило в данную реакцию?

  Обучающийся.

- В реакцию вступило два вещества - одно простое и одно сложное.

Преподаватель.

- Сколько веществ получилось?

Обучающийся.

- В результате реакции получилось тоже два вещества одно простое и одно сложное.

Опыт 5 Взаимодействие натрия с водой.

В химический стакан наливаю воды, приливаю несколько капель фенолфталеина. Наблюдаем выделение газа и изменение окраски индикатора.

Преподаватель.

- Что вы наблюдаете в данной реакции? 

Обучающийся.

- В ходе реакции выделяется газ и образуется щёлочь, это видно из окраски индикатора.

Преподаватель.

- Запишите уравнение данной реакции?

Обучающийся.

2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

Преподаватель.

- Что общего в реакции замещения железом меди и натрием водорода?

Обучающийся.

- В обеих реакциях атомы простого вещества заместили атомы в сложном веществе.

Преподаватель.

- Запишите уравнение реакции замещения в общем виде и дайте определение данного типа реакций.

Обучающийся.

АВ + С → АС + В

Реакцией замещения называются реакции, при которых атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе.

Преподаватель.

- Запишите определение реакций замещения в тетради.

Реакции обмена.

(Слайд № 14)

Опыт 6 Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра.

 

Приливаем к раствору соляной кислоты раствор нитрата серебра. Выпадает творожистый осадок.

Преподаватель.

- Что вы наблюдали в данной реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции выпал белый осадок.

Преподаватель.

- Запишите уравнение реакции.

Обучающийся.

AgNO3 + HCl → AgCl + HNO3

Опыт 7 Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой.

В пробирку помещаю кусочек мела и приливаю соляную кислоту. Происходит бурное «вскипание».

Преподаватель.

- Каковы признаки данной реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции выделяется газ и образуется раствор.

Преподаватель.

- Запишите уравнение данной реакции.

Обучающийся.

СаСО3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 + H2O

Преподаватель.

- Сколько веществ вступило и сколько получилось в данных реакциях?

Обучающийся.

- В обе реакции вступило два сложных вещества и получилось два новых сложных вещества.

Преопдаватель.

- Запишите уравнение реакции обмена в общем виде и дайте определение реакции обмена.

Обучающийся.

АВ + СD → AD + BC

Реакции обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

(Слайд № 14, окончание, записи в тетрадях).

IV. Обобщения и выводы.

Преподаватель.

Мы изучили классификацию по признаку количества реагентов и продуктов реакции и выяснили, что по этому признаку все реакции можно разделить на реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

А теперь определите тип каждой реакции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.068 с.)