Гоу профессиональный лицей №9 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гоу профессиональный лицей №9



ГОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №9

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

По ХИМИИ

На тему:

Классификация химических реакций

 

Преподаватель химии

Новикова Л.Н.

 

 

 

Орел, 2009


"Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше,

нежели те, которые пришли в голову другим ".

                                        Б. Паскаль.

Тема урока. Классификация химических реакций.

Методическая цель: использование современных технологий обучения на уроках химии с целью повышения мотивации к обучению и качества знаний обучающихся.

Цели урока.

Образовательные:

- изучить сущность химических реакций;

- научить отличать химические явления от физических;

- изучить классификацию химических реакций по признаку количества веществ, вступивших в реакцию и получившихся в результате неё;

- научить определять тип химической реакции по уравнению и составлять уравнения реакций любого типа.

Развивающие:

- развивать у обучающихся умения сравнивать и анализировать сведения, полученные в ходе экспериментально-исследовательской деятельности;

- учить логически мыслить, делать обобщения и выводы;

- развивать познавательный интерес обучающихся с помощью учебного химического эксперимента и художественных средств.

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся – объяснять сущность химических явлений с позиций атомно-молекулярного учения;

- воспитывать культуру общения через учебную работу;

- воспитывать такие личностные качества, как наблюдательность, внимание, пытливость, инициатива, доброжелательность и требовательность друг к другу.

 

Методы и приёмы обучения: повторение ранее изученного, беседа, демонстрация опытов, презентация в программе Power Point, работа с магнитными моделями атомов элементов, сравнение, обобщение, выводы.

 

Оборудование: магнитные модели атомов элементов, слайды презентации, оборудование и реактивы для химического эксперимента: пробирки, химические стаканы, лабораторный штатив, держатель, пинцет, спиртовка, асбестовая сетка, газоотводная трубка, спички, лучинка, магниевая лента, оксид натрия, металлический натрий, пероксид водорода, оксид марганца, бихромат аммония, мел, фенолфталеин, растворы сульфата меди, гидроксида натрия, соляной кислоты; учебники.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

 

ПЛАН УРОКА.

I. Введение в урок. Цели и задачи изучения темы.

 

II. Актуализация знаний обучающихся.

1. Беседа о явлениях химических и физических.

2. Химический диктант

3. Признаки химических реакций.

III. Изучение нового материала с использованием химического эксперимента.

1. Классификация химических реакций по признаку количества и качества реагентов и продуктов реакции:

 а) реакции соединения;

 б) реакции разложения;

 в) реакции замещения;

 г) реакции обмена.

 

IV. Обобщения и выводы.

 

V. Закрепление знаний обучающихся.

 

VI. Заключительное слово учителя.

Объявление оценок.

 

VII. Задание на дом.

 

 

 

 

 

Структура урока.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Преподаватель.

Вы знаете, что химия – это наука о веществах и превращениях веществ.

В природе, на производстве, в быту с веществами происходят различные изменения или явления.

Химический диктант.

Преподаватель.

Основное отличие физических и химических явлений заключается в том, что при химических реакциях одни вещества превращаются в другие.

А сейчас проведём химический диктант. Попробуйте определить: о каких явлениях идёт речь в стихах поэтов. Свой ответ обоснуйте.

(На экране идёт смена картин, учитель читает стихи поэтов на фоне классической музыки, а ученики определяют, о каких явлениях идёт речь).

(Слайд № 3)

 

 Унылая пора! Очей очарованье!              

Приятна мне твоя прощальная краса, -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса!

            (А.С. Пушкин)

 

 

                                                                                    

(Слайд № 4)

Трещат сухие сучья,                                

Разгораясь жарко,

Освещая тьму ночную

Далеко и ярко!

                      (И. Суриков)

 

(Слайд № 5)

 

В декабре, в декабре                                  

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз…

                      (С.Я. Маршак)

 

 

                                                                           

(Слайд № 6)

…А если медь в печи нагреть,                

То станет тяжелее медь

С окалиною вместе.

Не верите – так взвесьте…

                      (Е. Ефимовский)

 

(Слайд № 7)

В рукомойнике моём                                 

Позеленела медь.

Но так играет луч на нём,

Что весло глядеть.

                    (А. Ахматова)

 

 

  (Слайд № 8)

Когда металл в крутые формы льём,

Мне верится, что оживут в металле

Горячие полдневные поля.

Кипит металл, и ждут его поля.

                    (А. Кравцов)

 

Реакции соединения.

(Слайд № 11, появляется только название типа реакций).

Опыт 1 Горение магния.

Поджинаю магниевую ленту. Выделяется свет и образуется белый порошок.

Преподаватель.

- По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция?

Обучаюийся.

- Выделяется свет, тепло и металл превращается в оксид.

Преподаватель.

- Сколько веществ вступило в химическую реакцию?

Обучающийся.

- В химическую реакцию вступило два простых вещества - магний и кислород.

Преподаватель.

- Сколько веществ получилось в результате реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции получилось одно сложное вещество.

Преподаватель.

- Запишите уравнение химической реакции.

Обучающийся.

2Mg + O2 → 2MgO

Преподаватель.

- С помощью магнитных моделей атомов объясните сущность данной реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения.

 (Ученик на доске собирает модель и объясняет произошедшие в результате реакции процессы).

Опыт 2 Взаимодействие оксида натрия с водой.

В химический стакан насыпаю немного порошка оксида натрия, приливаю воду, размешиваю и приливаю фенолфталеин. Порошок растворяется, фенолфталеин меняет окраску на малиновую.

Преподаватель.

- По каким признакам можно судить о протекании химической реакции?

Обучающийся.

- В ходе реакции растворился оксид натрия, и образовалась щёлочь, это видно по изменению окраски индикатора.

Преподаватель.

- Сколько веществ вступило в данную реакцию и сколько продуктов реакции получилось?

Обучающийся.

- В реакцию вступило два сложных вещества – оксид натрия и вода, а получилось новое сложное вещество – гидроксид натрия.

Преподаватель.

- Запишите уравнение данной реакции.

Обучающийся.

Na2O + H2O → 2NaOH

Преподаватель.

- Сколько веществ вступает в реакцию соединения?

Обучающийся.

-В реакцию соединения вступают два или более веществ.

Преподаватель.

- Сколько веществ получается в реакциях соединения?

Обучающийся.

- В реакциях соединения получается всегда одно сложное вещество.

Преподаватель.

- Обозначив вещества буквами А и В запишите реакцию соединения в общем виде.

Обучающийся.

А + В → АВ

Преподаватель.

- Дайте определение реакций соединения.

Обучающийся.

- Реакциями соединения называются реакции, при которых из одного или нескольких веществ получается одно сложное вещество.

(Слайд № 11, появляется общая формула и определение реакции, ученики делают запись в тетради).

 

Реакции разложения.

(Слайд № 12)

Опыт 3 Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.

В пробирку насыпаю немного оксида марганца, наливаю пероксид водорода, закрываю пробкой. По окончании реакции подношу тлеющую лучинку, лучинка вспыхивает, значит, в результате реакции выделяется кислород

Преподаватель.

- По каким признакам можно судить о протекании химической реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции выделяются пузырьки газа.

Преподаватель.

- Какой газ выделился в результате реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции образовался кислород, так как вспыхнула тлеющая лучинка, а в пробирке осталась вода.

Преподаватель.

- Запишите уравнение проделанной реакции.

Обучающийся.

2О2 → 2Н2О + О2

Преподаватель.

- Объясните сущность данной реакции с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Обучающийся. (Объясняет течение реакции с помощью магнитных моделей атомов).

Преподаватель.

- Запишите уравнение реакции разложения карбоната кальция.

 

Обучающийся.

СаСО3 → СаО + СО2

Преподаватель.

- Что общего в этих реакциях?

Обучающийся.

- В реакцию вступает одно сложное вещество, а образуется два.

Преподаватель.

- Запишите уравнение данного типа реакций в общем виде.

Обучающийся.

АВ → А + В

Преподаватель.

- Дайте определение реакций разложения.

Обучающийся.

- Реакциями разложения называются такие реакции, при которых из одного сложного вещества образуется несколько веществ.

Преподаватель.

- Запишите определение реакции разложения в тетради.

 

Реакции замещения.

(Слайд № 13)

Опыт 4 Взаимодействие железа с раствором хлорида меди.

В стакан с раствором хлорида меди опускаю железный гвоздь. Раствор становится зелёным, на поверхности гвоздя выделяется чистая медь.

Преподаватель.

- Назовите признаки данной реакции.

Обучающийся.

- В результате реакции выделяется медь и изменяется окраска раствора.

Преподаватель.

- Запишите уравнение реакции.

Обучающийся.

Fe + CuCl2 → Cu + FeCl2

Преподаватель.

- Объясните данную реакцию с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Ученик собирает модель реакции.

Преподаватель.

- Сколько веществ вступило в данную реакцию?

  Обучающийся.

- В реакцию вступило два вещества - одно простое и одно сложное.

Преподаватель.

- Сколько веществ получилось?

Обучающийся.

- В результате реакции получилось тоже два вещества одно простое и одно сложное.

Опыт 5 Взаимодействие натрия с водой.

В химический стакан наливаю воды, приливаю несколько капель фенолфталеина. Наблюдаем выделение газа и изменение окраски индикатора.

Преподаватель.

- Что вы наблюдаете в данной реакции? 

Обучающийся.

- В ходе реакции выделяется газ и образуется щёлочь, это видно из окраски индикатора.

Преподаватель.

- Запишите уравнение данной реакции?

Обучающийся.

2Na + 2H2O → 2NaOH + H2

Преподаватель.

- Что общего в реакции замещения железом меди и натрием водорода?

Обучающийся.

- В обеих реакциях атомы простого вещества заместили атомы в сложном веществе.

Преподаватель.

- Запишите уравнение реакции замещения в общем виде и дайте определение данного типа реакций.

Обучающийся.

АВ + С → АС + В

Реакцией замещения называются реакции, при которых атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе.

Преподаватель.

- Запишите определение реакций замещения в тетради.

Реакции обмена.

(Слайд № 14)

Опыт 6 Взаимодействие соляной кислоты с нитратом серебра.

 

Приливаем к раствору соляной кислоты раствор нитрата серебра. Выпадает творожистый осадок.

Преподаватель.

- Что вы наблюдали в данной реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции выпал белый осадок.

Преподаватель.

- Запишите уравнение реакции.

Обучающийся.

AgNO3 + HCl → AgCl + HNO3

Опыт 7 Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой.

В пробирку помещаю кусочек мела и приливаю соляную кислоту. Происходит бурное «вскипание».

Преподаватель.

- Каковы признаки данной реакции?

Обучающийся.

- В результате реакции выделяется газ и образуется раствор.

Преподаватель.

- Запишите уравнение данной реакции.

Обучающийся.

СаСО3 + 2HCl → CaCl2 + CO2 + H2O

Преподаватель.

- Сколько веществ вступило и сколько получилось в данных реакциях?

Обучающийся.

- В обе реакции вступило два сложных вещества и получилось два новых сложных вещества.

Преопдаватель.

- Запишите уравнение реакции обмена в общем виде и дайте определение реакции обмена.

Обучающийся.

АВ + СD → AD + BC

Реакции обмена – это реакции, при которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

(Слайд № 14, окончание, записи в тетрадях).

IV. Обобщения и выводы.

Преподаватель.

Мы изучили классификацию по признаку количества реагентов и продуктов реакции и выяснили, что по этому признаку все реакции можно разделить на реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

А теперь определите тип каждой реакции.

VII. Задание на дом. (Слайд № 17)

Обязательный уровень: §14, Упр. № 1 - 3

Усложнённый уровень: приведите примеры различных типов реакций, с которыми вы встречались в повседневной жизни.

Творческий уровень: разработайте опорный конспект по теме сегодняшнего урока.

 

ГОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №9

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

По ХИМИИ

На тему:

Классификация химических реакций

 

Преподаватель химии

Новикова Л.Н.

 

 

 

Орел, 2009


"Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше,

нежели те, которые пришли в голову другим ".

                                        Б. Паскаль.

Тема урока. Классификация химических реакций.

Методическая цель: использование современных технологий обучения на уроках химии с целью повышения мотивации к обучению и качества знаний обучающихся.

Цели урока.

Образовательные:

- изучить сущность химических реакций;

- научить отличать химические явления от физических;

- изучить классификацию химических реакций по признаку количества веществ, вступивших в реакцию и получившихся в результате неё;

- научить определять тип химической реакции по уравнению и составлять уравнения реакций любого типа.

Развивающие:

- развивать у обучающихся умения сравнивать и анализировать сведения, полученные в ходе экспериментально-исследовательской деятельности;

- учить логически мыслить, делать обобщения и выводы;

- развивать познавательный интерес обучающихся с помощью учебного химического эксперимента и художественных средств.

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся – объяснять сущность химических явлений с позиций атомно-молекулярного учения;

- воспитывать культуру общения через учебную работу;

- воспитывать такие личностные качества, как наблюдательность, внимание, пытливость, инициатива, доброжелательность и требовательность друг к другу.

 

Методы и приёмы обучения: повторение ранее изученного, беседа, демонстрация опытов, презентация в программе Power Point, работа с магнитными моделями атомов элементов, сравнение, обобщение, выводы.

 

Оборудование: магнитные модели атомов элементов, слайды презентации, оборудование и реактивы для химического эксперимента: пробирки, химические стаканы, лабораторный штатив, держатель, пинцет, спиртовка, асбестовая сетка, газоотводная трубка, спички, лучинка, магниевая лента, оксид натрия, металлический натрий, пероксид водорода, оксид марганца, бихромат аммония, мел, фенолфталеин, растворы сульфата меди, гидроксида натрия, соляной кислоты; учебники.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

 

ПЛАН УРОКА.

I. Введение в урок. Цели и задачи изучения темы.

 

II. Актуализация знаний обучающихся.

1. Беседа о явлениях химических и физических.

2. Химический диктант

3. Признаки химических реакций.

III. Изучение нового материала с использованием химического эксперимента.

1. Классификация химических реакций по признаку количества и качества реагентов и продуктов реакции:

 а) реакции соединения;

 б) реакции разложения;

 в) реакции замещения;

 г) реакции обмена.

 

IV. Обобщения и выводы.

 

V. Закрепление знаний обучающихся.

 

VI. Заключительное слово учителя.

Объявление оценок.

 

VII. Задание на дом.

 

 

 

 

 

Структура урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.141 с.)