Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
II. Архаический эпос Средневековья
III. ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ
V. РЫЦАРСКАЯ ПОЭЗИЯ
VI. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ РЫЦАРСКИЙ РОМАН
VII. ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
При составлении были использованы следующие источники:
Новый Завет.
Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр Петр. История моих бедствий. М., 1992.
Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.
Старшая Эдда. Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.
Песнь о Роланде. М., 1958.
Песни трубадуров. М., 1979.
Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1973.
Прекрасная Дама. М., 1984.
Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.
Средневековый роман и повесть. М., 1974.
Фаблио. Старофранцузские новеллы. М.: Русский путь, 2004.
Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. М., 2004.
Хрестоматия по литературе Средневековья: В 2 т. / Сост. Г.В. Стадников. Т. 1-2.
Материалы электронных библиотек «Википедия», «Кругосвет».
I. ЛИТЕРАТУРА РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА
Глава 1.
- В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
- Оно было в начале у Бога.
- Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
- В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
- И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
- Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
- Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
- Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
- Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
- В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
- Пришел к своим, и свои Его не приняли.
- А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
- которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
- И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
- Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
- И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
- ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
- Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
- И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?
- Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.
- И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
- Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?
- Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.
- А посланные были из фарисеев;
- И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?
- Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
- Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
- Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.
- На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
- Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
- Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
- И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
- Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
- И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
- На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
- И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
- Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
- Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь?
- Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.
- Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
- Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
- и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).
- На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
- Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
- Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
- Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
- Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
- Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
- Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
- Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
- И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Глава 2.
- На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
- Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
- И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
- Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.
- Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
- Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
- Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
- И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
- Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
- и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
- Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
- После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней.
- Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
- и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
- И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
- И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
- При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
- На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?
- Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
- На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
- А Он говорил о храме тела Своего.
- Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
- И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.
- Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех
- и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.
Глава 3.
- Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
- Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
- Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
- Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
- Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
- Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
- Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
- Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
- Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
- Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
- Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
- Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
- Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
- И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
- дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
- Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
- Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
- Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
- Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
- ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
- а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
- После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил.
- А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
- ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.
- Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении.
- И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему.
- Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.
- Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним.
- Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.
- Ему должно расти, а мне умаляться.
- Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
- и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его.
- Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен,
- ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа.
- Отец любит Сына и все дал в руку Его.
- Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
Глава 4.
- Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, —
- хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —
- то оставил Иудею и пошел опять в Галилею.
- Надлежало же Ему проходить через Самарию.
- Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
- Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
- Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
- Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
- Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
- Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
- Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
- Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
- Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
- а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
- Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
- Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
- Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
- ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
- Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
- Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
- Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
- Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
- Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
- Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
- Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
- Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
- В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
- Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
- пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
- Они вышли из города и пошли к Нему.
- Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.
- Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
- Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
- Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
- Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
- Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
- ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
- Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
- И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
- И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
- И еще большее число уверовали по Его слову.
- А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
- По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею,
- ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве.
- Когда пришел Он в Галилею, то Галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, — ибо и они ходили на праздник.
- Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
- Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.
- Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
- Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
- Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
- На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
- Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
- Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
- Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Глава 5.
- После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
- Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
- В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
- ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
- Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
- Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
- Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
- Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
- И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
- Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
- Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
- Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
- Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
- Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
- Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
- И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.
- Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
- И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
- На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
- Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь.
- Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.
- Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну,
- дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
- Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
- Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
- Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
- И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
- Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
- и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
- Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
- Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно.
- Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
- Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине.
- Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись.
- Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
- Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
- И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели;
- и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
- Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
- Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
- Не принимаю славы от человеков,
- но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
- Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
- Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
- Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
- Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
- Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
Глава 6.
- После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
- За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными.
- Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
- Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
- Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
- Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
- Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
- Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
- здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
- Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
- Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
- И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
- И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
- Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.
- Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один.
- Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
- и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
- Дул сильный ветер, и море волновалось.
- Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.
- Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
- Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
- На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
- Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
- Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
- И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?
- Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
- Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
- Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
- Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
- На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
- Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
- Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
- Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
- На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
- Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
- Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
- Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
- ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
- Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
- Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
- Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
- И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?
- Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
- Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
- У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
- Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца.
- Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
- Я есмь хлеб жизни.
- Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
- хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
- Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
- Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
- Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
- Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
- Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
- Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
- Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
- Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
- Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
- Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
- Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
- Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
- Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
- Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
- И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
- С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
- Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
- Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
- и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
- Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
- Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати.
Глава 7.
- После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его.
- Приближался праздник Иудейский — поставление кущей.
- Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь.
- Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру.
- Ибо и братья Его не веровали в Него.
- На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время.
- Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы.
- Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось.
- Сие сказав им, остался в Галилее.
- Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно.
- Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он?
- И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ.
- Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев.
- Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил.
- И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись?
- Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня;
- кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю.
- Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
- Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?
- Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя?
- Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь.
- Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека.
- Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?
- Не судите по наружности, но судите судом праведным.
- Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить?
- Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос?
- Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он.
- Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете.
- Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.
- И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его.
- Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?
- Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей — схватить Его.
- Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня;
- будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти.
- При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов?
- Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?
- В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
- Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
- Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
- Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
- Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
- Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
- Итак произошла о Нем распря в народе.
- Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
- Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
- Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
- Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
- Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
- Но этот народ невежда в законе, проклят он.
- Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
- судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
- На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
- И разошлись все по домам.
Глава 8.
|