и принятия управленческих решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

и принятия управленческих решений



Не менее важной формой финансовой отчетности, чем бухгалтерский баланс и «Отчет о прибылях и убытках», является «Отчет о движении денежных средств».  Этот отчет составляется в отличие от «Отчета о прибылях и убытках» по кассовому методу, т. е. по фактическому поступлению и выбытию денежных средств.

В данной отчетности показывается фактическое движение денежных средств за отчетный период независимо от времени проведения операции по ним.

Этот отчет интересует, в первую очередь, инвесторов и поставщиков товаров. На основе этой отчетности видно насколько предприятие платежеспособно в расчетах с платежами, по которым наступает срок оплаты.

Основной целью отчета о движении денежных средств является предоставление информации о получении и выплатах денежных средств предприятия в течение отчетного периода. Этот отчет дает для предпринимателей, инвесторов и менеджеров ответы на вопросы:

1. Откуда были получены денежные средства в течение отчетного периода?

2. Как были потрачены денежные средства за отчетный период?

3. Насколько изменилось сальдо счета денежных средств за отчетный период?

Поступление (приток) и выплаты (отток) денежных средств в течении отчетного периода классифицируются в отчете о движении денежных средств по трем различным видам деятельности: текущая (операционная), инвестиционная и финансовая.

Текущей (операционной) деятельностью является деятельность, которая прописана в уставе организации. К этой группе относятся следующие статьи:

1. «Средства, полученные от покупателей, заказчиков».

2. «Прочие доходы»

3. «Денежные средства направленные»:

· на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов;

· на оплату труда;

· на выплату дивидендов, процентов;

· на расчеты по налогам и сборам;

· на прочие расходы.

Инвестиционная деятельность включает в себя выдачу займов и сбор по займам, приобретение и выбытие инвестиций (долговые и долевые ценные бумаги) и основных средств.

Финансовая деятельность включает статьи обязательств и собственного капитала, связанные с получением ресурсов от владельцев и выплатой им вознаграждения по их инвестициям (и возврат инвестиций), а также заем денег у кредиторов и погашение сумм задолженности.

В «Отчете о движении денежных средств» приводятся также данные об остатках денежных средств на начало и конец отчетного периода. По каждой группе подводится итог чистых денежных средств, который определяется как разница между суммой притоков и оттоков денежных средств, а также в конце отчета имеется статья «Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов», за отчетный период.

Ценность этого отчета заключается в том, что он дает возможность пользователям оценить ликвидность, платежеспособность и финансовую гибкость предприятия, с которым они имеют или предполагают иметь дело.

Ликвидность – это способность предприятия рассчитаться с краткосрочной задолженностью имеющимися средствами. Платежеспособность – это способность предприятия погашать задолженность, по которым наступил срок оплаты. Финансовая гибкость – это способность предприятия своевременно реагировать и адаптироваться к неблагоприятной финансовой обстановке и неожиданным потребностям и возможностям.

Все это требует от пользователей финансовой отчетности умения читать и анализировать данные, приведенные в отчете о движении денежных средств.

В «Отчете об изменениях капитала» представлена информация об изменениях, происшедших с собственным капиталом, в целом и по их видам за предыдущий и отчетный периоды. Он является дополнением к данным, приведенным в бухгалтерском балансе в разделе 3 «Капитал и резервы» На основании этой отчетности можно произвести вертикальный и горизонтальный анализ состояния, движения и распределения собственного капитала предприятия.

Отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов:

Раздел 1 «Изменение капитала».

Раздел 2 «Резервы».

Раздел 1 «Изменение капитала» заполняется акционерными обществами, а также обществами с ограниченной и дополнительной ответственностью. Здесь отражается изменение капитала по их видам за отчетный и предыдущий периоды. В состав капитала организации входят: уставный (складочный), добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль. Все они расположены в колонках таблицы «Изменение капитала». По графам этой таблицы показываются данные об остатках на начало и конец прошлого и отчетного года, а также изменениях капитала за отчетный период в результате различных операций.

Увеличение величины уставного капитала может быть в результате дополнительного выпуска акций (эмиссии), увеличения номинальной стоимости акций, реорганизации предприятия (присоединение или слияние), дополнительных взносов учредителей.

Уменьшение величины уставного капитала может быть в результате:

· уменьшения количества акций за счет выкупа и погашения уже размещенных акций или путем конвертации определенных типов размещенных акций в облигации и иные ценные бумаги;

· реорганизации предприятия путем разделения или выделения;

· выхода участника из общества с ограниченной ответственностью, а общество, в течение года после подачи заявления о выходе, не смогло «пристроить» выкупленную долю акции.

Уставный капитал можно уменьшить лишь после того, как об этом будет сообщено всем кредиторам организации. При этом кредиторы могут потребовать, чтобы организация досрочно рассчиталась с ними по долгам.

В разделе 2 «Резервы» приводятся данные о резервах, которые создало предприятие. Они подразделяются на:

· резервы, образованные в соответствии с законодательством;

· резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;

· оценочные резервы;

· резервы, предстоящих расходов.

Данные по каждому виду резервов показываются в отчете за предыдущий и отчетный год, а также остаток на начало и конец года, поступление и сумма, использованная за период.

«Резервы, образованные в соответствии с законодательством» создаются в акционерных обществах. Отчисления производятся до тех пор, пока его величина не достигнет размеров, установленных учредительными документами.

«Резервы, созданные в соответствии с учредительными документами» могут быть различными в обществах. Другие виды обществ и предприятий могут создавать такие резервы согласно утвержденному уставу. Однако по этим обществам нет никаких ограничений ни по размерам резервного фонда, ни по порядку его формирования.

«Оценочные резервы» создаются под обеспечение вложений в ценные бумаги и по сомнительным долгам. В бухгалтерском балансе организаций Российской Федерации эти резервы отдельно не показываются, а лишь уменьшают на их сумму соответствующие статьи. Они должны соответствовать суммам, указанным в счетах бухгалтерского учета: 59 «Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги» и 63 «Резервы по сомнительным долгам».

«Резервы предстоящих расходов» создаются на покрытие каких-либо предполагаемых расходов.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о важности «Отчета о движении капитала». На основании его можно определить образование, движение и наличие собственного капитала в целом и по их видам, а также объем образованных резервов на случай перебоев в финансовой деятельности предприятия, т. е. ее финансовую устойчивость на перспективу. Данные этой отчетности могут заинтересовать менеджеров, инвесторов, кредиторов, поставщиков и покупателей продукции предприятия.

В «Приложении к бухгалтерскому балансу» расшифровываются данные формы № 1 «Бухгалтерский баланс». Приложение состоит из десяти разделов:

1. «Нематериальные активы».

2. «Основные средства».

3. «Доходные вложения в материальные ценности».

4. «Расходы на НИОКР».

5. «Расходы на освоение природных ресурсов».

6. «Финансовые вложения».

7. «Дебиторская и кредиторская задолженность».

8. «Расходы по обычным видам деятельности».

9. «Обеспечение».

10. «Государственная помощь».

Рассмотрим каждый раздел в отдельности.

Раздел «Нематериальные активы» состоит из двух таблиц:

В таблице 1, приводятся данные об изменениях (остаток на начало и конец года, поступило, выбыло) первоначальной стоимости нематериальных активов:

1. Объекты интеллектуальной собственности

2. Организационные расходы

3. Деловая репутация организации.

В свою очередь, объекты интеллектуальной собственности расшифровываются по их видам:

· исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

· исключительное авторское право или иного правообладателя на программы ЭВМ, базы данных;

· имущественное право автора или иного правообладателя на типологии интегральных микросхем;

· исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

· исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В таблице 2 раздела «Нематериальные активы» отражаются суммы начисленной амортизации по нематериальным активам на начало и конец года в целом и с расшифровкой по их видам.

В разделе «Основные средства» отражается информация по основным средствам в двух таблицах.

В таблице 1 отражается первоначальная (восстановительная) стоимость по видам основных средств:

· зданий;

· сооружений;

· машин и оборудования;

· транспортных средств;

· производственного и хозяйственного инвентаря;

· рабочего и продуктивного скота;

· многолетних насаждений;

· других видов основных средств, например, капитальные вложения в арендованные основные средства;

· земельных участков и объектов природопользования;

· осушительных, оросительных и других мелиоративных работ, которые направлены на коренное улучшение земель.

В данной таблице сумма основных средств в целом и по их видам показывается по первоначальной стоимости на начало и конец года, поступление и выбытие.

Во второй таблице раздела «Основные средства» показываются суммы амортизации основных средств, переданных в аренду, переведенных на консервацию, полученных в аренду объектов и объектов недвижимости, принятых в эксплуатацию и находящихся в процессе государственной регистрации.

Если была переоценка основных средств, то в справке к таблице 2 указывается результат этой переоценки: первоначальная (восстановительная) стоимость и сумма амортизации по ним. В справке также указывается изменение стоимости объектов основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации.

Раздел «Доходные вложения в материальные ценности» состоит из двух таблиц. В таблице 1 показывается первоначальная стоимость (на начало и конец года, поступление и выбытие) доходных вложений в материальные ценности по их видам:

1. Имущество для передачи в лизинг.

2. Имущество, предоставляемое по договору проката.

3. Прочие.

В таблице 2 показывается сумма амортизации материальных ценностей в доходных вложениях.

В разделе «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (НИОКР) в двух таблицах отражаются данные о расходах организации на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В таблице 1 показывается сумма расходов НИОКР на начало и конец года, поступило и списано за год, в целом и с расшифровкой по их видам.

В таблице 2 указывается сумма расходов по незаконченным НИОКР и по работам, которые не дали положительного результата. Сумма расходов по НИОКР, по которым не получены положительные результаты, относится на внереализационные расходы.

В разделе «Расходы на освоение природных ресурсов» отражаются данные о расходах на освоение природных ресурсов: на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

В разделе «Финансовые вложения» отражается информация о долгосрочных и краткосрочных финансовых вложениях в целом и по их видам на начало и конец года. К финансовым вложениям относятся: вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций; стоимость государственных и муниципальных ценных бумаг, которыми владеет организация; ценные бумаги других организаций; предоставленные займы; депозитные вклады; вклады по договору простого товарищества и дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования.

· В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность» учитываются суммы дебиторской и кредиторской задолженности с разбивкой на долгосрочную и краткосрочную задолженность, по их видам..

· В разделе «Расходы по обычным видам деятельности» отражаются расходы организации по основному виду деятельности за отчетный и прошлый годы.

В разделе «Обеспечение» отражается величина обеспечений, выданных и полученных организацией на начало и конец отчетного года. Обеспечением является то, что за договорные обязательства предоставлены определенные поручительства в виде залога имуществом, поручительством, банковской гарантией или задатком.

В разделе «Государственная помощь» отражаются суммы полученных дотаций, субсидий и кредитов от государства. В этом же разделе дается расшифровка, на какие цели были получены бюджетные средства.

Из вышеизложенного видно, насколько данные, приведенные в «Приложении к бухгалтерскому балансу» дополняют бухгалтерский баланс и другие формы финансовой отчетности, которые могут быть использованы при анализе финансового состояния.

РЕЗЮМЕ

Эффективность финансового менеджмента на предприятии в значительной мере определяется используемой информационной базой и зависит от нее. В свою очередь формирование информационной базы финансового менеджмента на предприятии представляет собой процесс целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, ориентированных как на принятие стратегических решений, так и на эффективное текущее управление финансовой деятельностью.

Формирование системы информативных показателей финансового менеджмента для конкретного предприятия связано с его отраслевыми особенностями, организационно-правовой формой, объемом степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, может быть сгруппирована по видам источников информации и требует процедурного уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Финансовая отчетность – как основной источник анальностьюиза финансового состояния предприятия;

2. Виды и формы финансовой отчетности.

3. Понятие о концепциях финансовой отчетности (КФО)

4. Характеристика элементов финансовой отчетности

5. Характеристика принципов финансовой отчетности

6. Внутренние и внешние пользователи финансовой отчетности;

7. Бухгалтерский баланс, понятие и его структура;

8. Виды бухгалтерского баланса;

9. Элементы бухгалтерского баланса.

10. В чем различие между чтением и анализом бухгалтерского баланса?

УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ

Майк Диксон, энтузиаст мотоспорта, решил основать компанию по ремонту и техническому обслуживанию спортивных автомобилей, участвующих в соревнованиях, вложив в это предприятие свои сбережения. Майк много знает об автомобилях и мотоспорте, а также обладает обширными связями в этой области, но его финансовые навыки ограниченны. Майк планирует арендовать помещение мастерской, купить ремонтное оборудование (взяв ссуду в банке), нанять механиков и разместить рекламу в магазинах, торгующих товарами для мотоспорта.

Он уверен, что получит достаточно заказов, чтобы извлечь прибыль, однако знает, что первоначально ему потребуются деньги, чтобы вложить их в покупку оборудования. Он не уверен, обойдется ли он шестимесячным овердрафтом или ему потребуется долговременная банковская ссуда.

Однажды, в разговоре с Вами, Майк упомянул, что не знает, как организовать необходимую финансовую информацию, касающуюся его бизнеса, и просит Вас помочь в этом вопросе.

Вы получили от Майка следующую информацию.

1. Майк планирует инвестировать в бизнес 15 000 ф. ст. своих сбережений;

2. Он ожидает, что плата наличными за ремонт и техническое обслуживание автомобилей составит 500 ф. ст. в месяц;

3. Он предполагает работать и в кредит, однако не в первый месяц после организации мастерской; Майк ожидает, что работа в кредит может принести до 4 000 ф. ст. во второй месяц работы и возрасти еще на 50% в последующем месяце. Все работы в кредит должны быть оплачены не позже чем через месяц;

4. Оборудование будет закуплено в первый месяц за 10 000 ф. ст. и немедленно оплачено за счет целевой банковской ссуды. Возврат ссуды планируется начиная с седьмого месяца, а выплата процента по кредиту, в размере 20% годовых, – начиная с шестого;

5. Оплата аренды помещения мастерской составляет 12 000 ф. ст. в год и вносится перед началом каждого квартала. Начальный квартальный платеж предполагается внести в первый месяц работы;

6. Майк предполагает нанять двух механиков с окладом 33 000 ф. ст. в год и производить оплату их труда ежемесячно;

7. Расходные материалы, такие как масло или запасные части, будут обходиться в 500 ф. ст. в месяц. Они будут закупаться в кредит, с оплатой в следующем месяце.

8. Налоги составят 2 000 ф. ст. в год и будут выплачиваться один раз в полгода. Первый платеж состоится в шестом месяце;

9. Установка телефона обойдется в 100 ф. ст. в первом месяце, а квартальная оплата телефона в размере 300 ф. ст. будет произведена в четвертом месяце;

10. Ожидается, что расходы на офис составят 20 ф. ст. в месяц.  

Задание

Как Майку организовать и представить финансовую информацию на первые шесть месяцев работы, чтобы прояснить, – какой объем банковской ссуды необходим, чтобы начать дело?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Абдукаримов И.Т., Абдукаримова Л.Г., Смагина В.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун–т им. Г.Р. Державина, ТРО ВЭО России. Тамбов: издательство дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008.  

2. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: полный курс. / Ю. Бригхем, Л. Гапенски. – СПб.: Экономическая школа, 1997.

3. Ван Хорн Дж. К., Вайхович Дж. М. Основы финансового менеджмента / Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.

4. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений / К. Друри. - М., 2003.

5. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. – М., 2005.

6. Леонтьев В.Е. Финансовый менеджмент / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковский. – М.: ООО «Издательство «ЭЛИТ», 2005.

7. Экономический анализ формирования благоприятного инвестиционного климата предприятия (фирмы) в новой России: Учеб. пособие / В. В. Смагина и др. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.046 с.)