ГЛАВА 1. Понятие и виды фирм и предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 1. Понятие и виды фирм и предприятий



ГЛАВА 1. Понятие и виды фирм и предприятий

Понятие фирмы и предприятия

Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица, имеющая возможность инвестирования в другие предприятия. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Понятия «предприятие» и «фирма» имеют общие и отличительные черты, и чем крупнее фирма, тем больше отличий.

Во-первых, предприятиесубъект экономических отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального или коллективного), в то время как фирмасубъект экономических отношений между различными «автономными» капиталами (предприятий, фирм, концернов и т. д.). Поэтому, с точки зрения концентрации капитала, фирма — корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

Во-вторых, появление термина «фирма» обусловлено широким распространением в западной экономике акционерной формы хозяйствования – акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия.

Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

Иными словами фирма по отношению к входящим в ее состав производственным единицам является органом предпринимательского управления. По отношению к ней другие предприятия являются либо ассоциированными, либо дочерними, либо совместными предприятиями.

Ассоциированное предприятие – это предприятие, на деятельность которого фирма оказывает значительное влияние и которое не является дочерним предприятием, и не имеет долей участия в совместном предприятии.

Значительное влияние – это возможность участия в принятии решений по вопросам финансовой и операционной политики предприятия.

Согласно мировым стандартам считается, что владение 20 % или более прав голоса в отношении предприятий, приводит к возникновению значительного влияния. Иногда для этого можно владеть и менее 20 % акций. Обычно это происходит в следующих случаях:

– доля принадлежащих владельцу акций прав голоса – существенно больше, чем у любого другого акционера предприятия;

– принципы корпоративного управления предприятия таковы, что акционер может назначать членов совета директоров, наблюдательного совета или существенных комитетов предприятия;

– акционер имеет право налагать вето на существенные финансовые и операционные решения. Определение того, какие аспекты политики являются существенными, требует применения профессионального суждения.

Дочернее предприятие – это предприятие, которое контролируется другим предприятием (называемым материнской компанией). Контроль – это возможность управления финансовой и операционной политикой предприятия таким образом, чтобы получать выгоды от его деятельности. Современное законодательство не дает определения «финансовой и операционной политики», однако в целом предполагается, что эти термины включают такие сферы, как планирование бюджета, капитальных затрат, управление финансами, политику распределения дивидендов, вопросы производства, маркетинга, сбыта и управления кадрами.

Совместное предприятие, предполагает определенные договорные соглашения, в соответствии с которым две или более стороны осуществляют экономическую деятельность при условии совместного контроля над ней. Совместный контроль - обусловленное договором совместное осуществление контроля над экономической деятельностью, при этом совместный контроль существует только тогда, когда принятие стратегических, финансовых и оперативных решений в отношении данной деятельности требует единодушного согласия сторон, осуществляющих совместный контроль.

Аналогично, наличие крупного или контрольного пакета акций, необязательно говорит о наличии значительного влияния. При расчете доли участия группы следует учитывать как акции, которыми материнская компания владеет непосредственно, так и акции, которыми она владеет косвенно, через дочерние предприятия, при этом доли участия других ассоциированных предприятий или совместных предприятий группы в расчет не принимаются. Однако при определении своих прав голоса предприятию следует учитывать как обыкновенные акции, так и прочие категории акций.

В международных стандартах по составлению финансовой отчетности указано, что осуществление значительного влияния обычно подтверждается одним или несколькими из следующих факторов:

– представительство в совете директоров или равнозначном органе управления предприятий;

– участие в процессе выработки политики, включая участие в принятии решений о выплате дивидендов или ином распределении прибыли;

– существенные операции между фирмой и предприятиями, ассоциированных к ней либо являющимися дочерними;

– обмен руководящим персоналом;

– предоставление важной технической информации.

Фирма может утратить значительное влияние на предприятия при наличии изменений в абсолютной или относительной доле участия, так и в отсутствие таких изменений. Это может произойти вследствие договорного соглашения или, например, когда ассоциированное предприятие становится объектом контроля со стороны государства, судебного, административного или контролирующего органа, либо фирма лишена возможности своевременно получать финансовую и иную другую информацию для выполнения функций управления, группа акционеров, владеющая контрольным пакетом акций предприятия, действует без учета мнений фирмы.

Утрата значительного влияния может, таким образом, указывать и на факт обесценения фирмы.

Система участия оказывает существенное воздействие на размывание отраслевой принадлежности, так как позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятий различных отраслей. Поэтому следующая особенность крупной фирмы – ее многоотраслевая структура. Сам процесс формирования многоотраслевых фирм получил название «диверсификация», что является современной формой концентрации производства и образования крупных фирм. Поэтому, с точки зрения концентрации производства, фирма – это многоотраслевой концерн, в котором в качестве структурных единиц выступают предприятия различных отраслей экономики. При этом необходимо заметить, что и предприятия в сегодняшних условиях часто имеют структурные подразделения, ориентированные на выпуск продукции разных отраслей, т. е. диверсификация имеет место и внутри предприятия. Имеются и другие различия между понятиями «предприятие» и «фирма».

Если говорить о предприятии как самостоятельном юридическом лице, то оно берет на себя все вышеперечисленные функции. Поэтому в данном учебном пособии мы будем ориентироваться на фирму, состоящую из одного предприятия, к тому же можно заметить, что практически все проблемы в области экономики, как фирмы, так и предприятия весьма схожи. Особенно это касается основных понятий: ресурсов, себестоимости и результатов деятельности, которые используются и в экономике фирмы и в экономике предприятия. Отличия, как было, отмечено выше, касаются специфических вопросов управления, перераспределения ресурсов и результатов деятельности между участниками фирмы. Но в данном контексте для простоты изложения будем считать понятия фирмы и предприятия идентичными.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Любая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом помимо формальных критериев (например, обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать в совокупности четырьмя характерными признаками:

· наличие обособленного имущества;

· способность отвечать по обязательствам своим имуществом;

· способность выступать в имущественном обороте от своего имени;

· возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде.

Рассмотрим подробнее содержание названных признаков.

Наличие обособленного имущества. Всякое юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс, в котором отражается принадлежащее ему имущество, или смету. Нельзя создать предприятие исключительно на базе имущества, полученного по договору аренды или имущественного найма, или на основе заемных средств при отсутствии вкладов учредителей юридического лица в его уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал). Также оно не может функционировать, используя только заемные средства. Выступающая в имущественном обороте организация должна быть собственником своего имущества (хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы). Исключением являются государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Способность отвечать по обязательствам своим имуществом. Наличие обособленного имущества у юридического лица в вещном праве представляет собой минимальную гарантию прав его кредиторов по гражданско-правовым обязательствам. В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Способность выступать в имущественном обороте от своего имени означает, что юридическое лицо вправе от своего имени заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.), либо иным способом приобретать права или нести обязанности. Гражданские права и обязанности приобретаются юридическим лицом через его органы, действующие в соответствии с законами и учредительными документами.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, имеют отдельный баланс и субсчет в банке, но не вправе заключать договоры от своего имени. Они действуют от имени и по доверенности создавших их юридических лиц. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Если руководитель филиала подписывает договор, то от имени юридического лица, и он порождает права и обязанности для юридического лица, а не для филиала.

Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде, арбитражном суде. Приобретенные юридическим лицом гражданские права подлежат защите способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ, например, признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и тому подобное.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками, а использующие ее на уставные цели (некоммерческие организации).

Формальными признаками предприятия как юридического лица являются наличие зафиксированного в уставе фирменного наименования, содержащего указание на его организационно-правовую форму, место нахождения, которое определяется местом его регистрации.

Необходимо отметить, что ранее в законодательстве нередко понятие «юридическое лицо» отождествлялось с понятием «предприятие». Гражданский кодекс исходит из того, что предприятие является не субъектом, а объектом гражданских прав.

Типы предприятий

Все разнообразие предприятий может быть разбито на типы в соответствии с различными
критериями, которые приведены на рисунке 1.1.

Классификационный критерий

Разновидность предприятия

Организационно-правовая форма

Хозяйственное товарищество (полное и коммандитное)

 

Хозяйственное общество (публичное акционерное общество; непубличное общество (общество с ограниченной ответственностью, непубличное акционерное общество));

Унитарные государственные и муниципальные предприятия (на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления (казенное предприятие));

Производственный кооператив;

Хозяйственное партнерство.

Отрасль Вид производства

Сырье

Использование Вид изделия Технология
Промышленные; Строительные; Транспортные и т. п. предприятия Материальные блага Услуги

Дерево

Нефть

Металл

Предметы потребления Инвестиционные товары … Санки Автомобили Продукты питания … Доменное производство Сталелитейное производство Машиностроение …
             

 

Производственные предприятия

Добывающие Перерабатывающие Производящие
Добыча сырья, Горнорудные предприятия Ткацкие фабрики, Металлургические предприятия Автомобильные предприятия, Станкостроительные предприятия, Машиностроительные предприятия

 

Предприятия, предоставляющие услуги

Торговля Банки Страхование Транспорт Связь
Рыночная Оптовая Внешняя ... Сберегательные Кредитные Ипотечные ... Медицинское От пожара Смешанное ... Автомобильный Железнодорожный Воздушный Водный ... Телефон Телеграф ...

 

  Размеры предприятия  
Величина Число работающих Оборот
Малое (микропредприятия) Среднее Крупное до 100 до 15 от 101 до 250 свыше 250 До 800 млн. руб. До 120 млн. руб. До 2 млрд. руб. Свыше 2 млрд. руб.

Рис. 1.1. Типы предприятий

Предприятия различаются в зависимости от конкретных целей и видов деятельности, которые они осуществляют в рамках общего экономического процесса. Предприятия различных типов связаны с экономической средой через рынки ресурсов, продуктов и капитала. Различаются они производственными функциями, причем результатом производства могут быть материальные блага или предоставляемые услуги. В соответствии с этим предприятия могут быть разделены на две большие группы: предприятия, производящие материальные блага, и предприятия, предоставляющие услуги. Первые производят продукцию путем получения сырьевых природных ресурсов (добывающие предприятия, например, горнодобывающие, сельскохозяйственные предприятия), превращают сырье путем обработки в потребительский товар (перерабатывающие предприятия, например, металлургические предприятия) или изготавливают из различных материалов новые виды продукции (производящие предприятия, например, автомобилестроительные, машиностроительные предприятия). Предприятия, предоставляющие услуги – это торговые предприятия (оптовые и розничные), транспортные предприятия (экспедиторские, автотранспортные, железнодорожные, авиатранспортные и т. п.), предприятия связи (телефон, телеграф и т. п.), кредитно-финансовые (банки, страховые компании, сберкассы и т. п.), медицинские предприятия (больницы, поликлиники, профилактории и т. п.), консалтинговые фирмы и туристические бюро и т. п.

Внутри группы предприятий, производящих материальные блага, возможна дальнейшая классификация по различным критериям, в зависимости от цели такой классификации дают различные определения отраслей. Так, например, группируют предприятия по преимущественно используемой разновидности сырья (деревообрабатывающие, металлообрабатывающие, нефтеперерабатывающие и т. д.); по изготавливаемой продукции (бумагоделательная, сталелитейная, автомобильная промышленность т. д.) или по используемой технологии (химическая промышленность, доменное производство и т. д.) и другие.

В настоящее время используются современные организационные формы  предприятий: цифровые, электронные, сетевые, виртуальные предприятия.

Цифровое предприятие (Digital Enterprise) — организация, которая использует информационные технологии (ИТ) в качестве конкурентного преимущества во всех сферах своей деятельности: производстве, бизнес-процессах, маркетинге и взаимодействии с клиентами. Традиционная компания превращается в компанию с «цифровым мышлением», проходя путь цифровой трансформации (Digital Transformation). Сам продукт, предлагаемый таким предприятием рынку, тоже становится цифровым.

 Термин "цифровой" подчеркивает ключевое отличие от прошлого времени, когда ИТ использовались для автоматизации существующих производств и бизнес-процессов. Таким образом, можно было добиться некоторого роста эффективности, оставаясь при этом в рамках традиционной бизнес-модели, продолжая выпускать традиционные продукты и оказывать традиционные услуги. Сейчас ситуация иная: технологии стирают привычные границы между рынками и определяют новые бизнес-модели. Мир вступает в эпоху цифрового бизнеса, которая характеризуется беспрецедентным уровнем конвергенции технологий, бизнес-процессов, коммуникаций, искусственного интеллекта и "умных" вещей. Переход к цифровой форме бизнеса порождает волну прорывных инноваций (disruptive innovations) во многих отраслях.

Электронное предприятие — это предприятие, которое эффективно функционирует в реалиях цифрового мира за счет использования ИТ. Электронное предприятие активно применяет ИТ для получения добавленной стоимости, оптимизации бизнес-процессов, создания новых товаров и услуг и для поддержания собственной конкурентоспособности.

Виртуальное предприятие — предприятие, объединяющее географически разделенные экономические субъекты, которые взаимодействуют в процессе совместного производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций.

Пространство виртуализации предприятий включает:

- виртуальный рынок (рынок товаров и услуг, существующий на основе коммуникационных и информационных возможностей глобальных сетей);

- виртуальную реальность, т. е. отображение и имитацию реальных разработок и производства в кибернетическом пространстве, которое одновременно является и инструментом, и средой разработки;

- виртуальные (сетевые) организационные формы.

Некоторые авторы называют виртуальные предприятия “сетевыми предприятиями”, когда речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективов и людей), совместно разрабатывающих, производящих и сбывающих продукцию.

Сетевые организации - это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы, в которой ключевым является информационный ресурс, и наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети. Особенность сетевой структуры - ее ориентация на использование активов партнеров по созданию потребительской ценности вместо сосредоточения всех необходимых активов внутри одной фирмы. При этом взаимодействие с партнерами строится на использовании рыночных механизмов, а не административных процедур.

Общей предпринимательской целью этих типов предприятий является обеспечение общества материальными благами, причем экономические выгоды, которые могут быть достигнуты отдельными субъектами в этом процессе, входят в число основных движущих сил экономики. В более развитом экономически обществе выше степень разделения труда в процессе обеспечения общества материальными благами. Такое разделение труда следует рассматривать не только на уровне процесса материального производства в отдельной стране, но и на международном уровне, то есть происходит интернационализация предпринимательской деятельности. С другой стороны, происходит передача многих производственных и внепроизводственных функций самостоятельным предприятиям, т.е. используется аутсорсинг. Так, могут выделяться механические предприятия, заготовительные предприятия или предприятия, осуществляющие сбыт продукции и т. д.

Предприятие может осуществлять предпринимательскую деятельность в самых различных сферах (от производства сельхозпродукции до игорного бизнеса) в пределах видов деятельности, не запрещенных законом. В связи с тем, что условия и порядок ведения различных видов деятельности могут быть законодательно дифференцированы в зависимости от характера и особенностей деятельности (например, различные ставки налогов на прибыль сельскохозяйственных предприятий и игорных заведений), а также с учетом необходимости регулирования важнейших макроэкономических пропорций в народном хозяйстве и ряда других требований, в том числе и со стороны международных организаций, международными и российскими стандартами было предусмотрено обязательное при регистрации определение отраслевой принадлежности каждого предприятия. Для этой цели использовались Международная стандартная отраслевая классификация видов деятельности (МСОК) и Российский классификатор отраслей народного хозяйства (КОНХ). В настоящее время осуществляется переход от отраслевой классификации на классификацию по видам деятельности (ОКПД).

Во всех случаях при определении принадлежности предприятия к тому или иному виду деятельности его рассматривают как единое целое (единицу классификации) и относят к тому виду деятельности, который в момент регистрации является или будет являться преобладающим. С течением времени принадлежность предприятия по ключевому виду деятельности может измениться.

В экономике страны выделяются промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля, снабжение и сбыт, финансовая сфера, наука и образование и др.

В качестве еще одного критерия классификации может выступать размер предприятия. Определяющими признаками являются: вид деятельности предприятий и количественные критерии – численность работающих на предприятии, для некоторых видов предприятий – величина уставного капитала или годового оборота ресурсов в стоимостном выражении. При этом главным критерием отнесения предприятия к малому, среднему или крупному являются численность работников его оборот.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 9 февраля 2013 года N 101-ФЗ определил следующие нормативы:

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти значения приведены в таблице на рис. 1.1. Предельные значения составляют для микропредприятий 120 млн руб., для малых предприятий – 800 млн руб., для средних предприятий – 2 млрд руб. (установлены постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702, которое вступило в силу 25 июля).

2. Предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для создания кредитно-финансовых предприятий законодательно установлены дифференцированные величины минимального уставного капитала, при которых возможна их регистрация.

Предприятие является хозяйственной единицей, обладающей обусловленной законодательством административной и экономической самостоятельностью, то есть правами юридического лица, организационно-техническим единством, обусловленным общностью целей деятельности. Следующим признаком классификации предприятий является форма собственности. Предприятие является юридическим лицом, имеет конкретного собственника, в качестве которого могут выступать индивидуальный владелец, группа физических лиц (членов товариществ, акционеров кооператоров), какие-либо общественные организации (союзы, ассоциации, фонды) и органы государственного управления. Поэтому предприятие может быть основано на частной, государственной, муниципальной собственности или быть собственностью общественных организаций. Таким образом, предприятие как объект собственности может находиться в собственности различных субъектов, причем в любом случае право собственности предполагает права владения, распоряжения и использования объектов собственности в целях и пределах, не нарушающих ограничений, установленных законодательством. Общее число предприятий на конец 2018 г. составляло 4214,7 тыс., из них предприятия государственной собственности составляли 98,8 тыс.,  муниципальной собственности – 189,9 тыс., частные – 3619,8 тыс., общественные и религиозные – 136,6 тыс. и 169,6 тыс. иностранной собственности. Число малых предприятий на конец 2018 г. составило 238,3 тыс.

Хозяйственные товарищества

Товарищества как юридические лица бывают полными и коммандитными. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Лицо может быть только участником одного товарищества и должно иметь статус индивидуального предпринимателя.

Полное товарищество создается и действует на основании учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. Участники полного товарищества формируют складочный капитал.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Каждый участник имеет один голос и вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам.  

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором. Не допускается соглашение об отстранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или убытках. Полные товарищества характеризуются тем, что, во-первых, действия любого из их участников, называемых полными товарищами, признаются действиями товарищества в целом; во-вторых, при недостатке имущества самого товарищества для покрытия образовавшихся долгов кредиторы могут потребовать обратить взыскание на иное, личное имущество участников товарищества, причем любого из них (то есть в солидарном порядке), так как участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Число полных товарищей в полном товариществе должно быть не менее двух. Возможность такой ответственности одного участника (товарища) за действия другого требует установления между ними тесных, лично-доверительных отношений, исчезновение которых обычно влечет и прекращение деятельности самого товарищества. Поэтому такие товарищества были в России формой семейного предпринимательства, поскольку их основывали, как правило, близкие родственники (например, Абрикосов и сыновья, братья Шарашкины и т. д.).

К преимуществам полного товарищества относится простота организации: отсутствие специальных органов управления не требует разработки устава, а все вопросы функционирования товарищества решаются в его учредительном договоре. Однако, с другой стороны, принятие на себя полными товарищами неограниченной субсидиарной ответственности по долгам товарищества свидетельствует об открытости их коммерческих намерений и существенно повышает их репутацию в глазах контрагентов (а, следовательно, и кредитоспособность). Не случайно большинство торговых домов в дореволюционной и нэповской России действовало в форме полных или коммандитных товариществ.

К недостаткам относится строгая ответственность участников личным имуществом по долгам товарищества и невозможность выпускать акции и облигации для привлечения дополнительного капитала.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Вкладчики не участвуют в управлении и ведении дел товарищества на вере и не вправе, выступать от его имени иначе, как по доверенности.

Таким образом, в коммандитном товариществе наряду с участниками с полной ответственностью (полными товарищами) появляются и коммандисты (вкладчики), рискующие только своими вкладами в складочный капитал товарищества и не принимающие участия в предпринимательской деятельности. В товариществе на вере должно быть не менее чем один полный товарищ и один вкладчик. Естественно поэтому, что всеми делами такого товарищества занимаются полные товарищи, а коммандитисты могут лишь требовать предоставления необходимой коммерческой информации и вынуждены доверять полным товарищам. Отсюда – традиционное российское название этой организации – товарищество на вере. Вкладчик имеет право получать часть прибыли, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором. Наличие коммандитистов, по сути, позволяет полным товарищам привлекать дополнительные капиталы. В остальном товарищество на вере сходно с полным товариществом, сохраняя как его достоинства, так и недостатки.

ГК РФ содержит исчерпывающее регулирование статуса полных товариществ и товариществ на вере, не предполагая принятие по этим вопросам никаких дополнительных законов. Эта простая и достаточно эффективная форма предпринимательства получает тем самым возможность восстановления и развития в нашей экономике.

Хозяйственные общества

Общества представляют собой более сложную организацию предпринимательства, связанную с ограничением или исключением ответственности их участников по долгам общества. Отсюда – требование закона об обязательном минимальном уставном капитале общества. Если же в ходе деятельности стоимость чистых активов общества оказывается менее зарегистрированного уставного капитала, оно обязано либо перерегистрировать уменьшение этого капитала, либо вообще прекратить деятельность в случае, если уставный капитал стал меньше законодательно установленной его минимальной величины и, во всяком случае, не вправе распределять доходы между участниками, ибо все это нарушает интересы его кредиторов. Поскольку общества как объединения капиталов не предполагают обязательного участия их членов в их деятельности, становится необходимым создание органов управления обществом и всей структуры управления им, отражаемой в уставе общества. В зависимости от порядка формирования уставного капитала хозяйственные общества делятся на общества с ограниченной ответственность и акционерные общества (публичные и непубличные).

Согласно закону РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» – обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.06 с.)