ПМ.03 Организация транспортно–логистической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПМ.03 Организация транспортно–логистической деятельности



Е. А. Гаганова

 

МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)

ПМ.03 Организация транспортно–логистической деятельности

(по видам транспорта)

Конспект лекций

для студентов очной и заочной форм обучения по специальности

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Базовый уровень среднего профессионального образования

 

Челябинск

2017



Челябинский институт путей сообщения филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

Структурное подразделение среднего профессионального образования

 

 

Е. А. Гаганова

 

МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)

ПМ.03 Организация транспортно–логистической деятельности

(по видам транспорта)

Конспект лекций

для студентов очной и заочной форм обучения по специальности

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Базовый уровень среднего профессионального образования

 

Челябинск

2017


УДК 656.261

ББК 39.28

Г12

 

Рекомендовано к изданию на заседании предметно-цикловой комиссии ОПУ

Протокол № 8 от 29.03.2017 г.

 

Методическое пособие предназначено для студентов очной (3 курс) и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». Содержит конспект лекций, читаемых в рамках изучения профессионального модуля ПМ.03 «Организация транспортно–логистической деятельности (по видам транспорта)» междисциплинарного курса МДК.03.02 «Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)».

 

Составитель Е. А. Гаганова, преподаватель профессионального цикла
дисциплин (ЧИПС УрГУПС)

 

Рецензент И. В. Глызина, председатель предметно-цикловой комиссии специальности 23.02.01, преподаватель высшей категории (ЧИПС УрГУПС)

 

 

УДК 656.261

ББК 39.28

 

 

© Филиал ФГБОУ ВО «УрГУПС»
Челябинский институт путей сообщения, 2017
СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

1 Характеристика, условия перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки 5

2 Подготовка и прием к перевозке скоропортящихся грузов, выбор способа перевозки, работа рефрижераторных бригад. 6

3 Порядок оформления перевозок грузов в сопровождении проводников. 9

4 Прием, погрузка и размещение животных в вагоне. 10

5 Перевозка сырых животных продуктов. 13

6 Классификация негабаритных грузов. Расчетная негабаритность. 14

7 Правила погрузки, приема, отправления и проследования негабаритных грузов 17

8 Обеспечение безопасности движения при перевозке негабаритных грузов. 19

9 Обстоятельства, при которых осуществляется перевозка грузов на особых условиях 20

10 Классификация воинских перевозок, оформление и технические условия погрузки воинской техники. 22

11 Технология налива и слива, определение массы наливных грузов, порядок возврата порожних цистерн. 25

12 Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно–водном сообщении, ответственность сторон. 28

13 Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС) 30

14 Работа пограничных станций, тарифы, порядок передачи вагонов. 32

15 Взаимодействие таможенных органов и перевозчика, работа складов временного хранения и зон таможенного контроля. 33

16 Ответственность за невыполнение договора по перевозке груза. 34

17 Виды несохранности. Учет и отчетность. 38

18 Мероприятия по предотвращению несохранности грузов, порядок и сроки расследования. 38

19 Акты и порядок их составления. 39

20 Порядок охраны перевозимых грузов. 40

21 Розыск грузов и делопроизводство по нему. 42

22 Предъявление и рассмотрение претензий и исков. 43

23 Виды ревизий. Проведение и оформление результатов ревизий. 44

Список использованных источников. 47

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Конспект лекций составлен для студентов очной и заочной форм обучения специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте». Конспект составлен в соответствии с учебной программой, Правилами перевозок грузов, Правилами перевозок опасных грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (ТУ), Инструкцией по актово–претензионной работе, Инструкцией по розыску грузов, Инструкцией по перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов (ДЧ–1835), Таблицей калибровки железнодорожных цистерн, Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), других нормативных актов в сфере железнодорожного транспорта, распространяющихся на перевозки грузов различных категорий по железным дорогам государств — участников Содружества и являющихся обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей грузов, портов и пристаней, а также для транспортно–экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.

Конспект дает общие понятия и порядок пользования Правилами перевозок грузов, Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, определяет порядок оформления документов, производство маневровой работы с негабаритными грузами, определение количественных и качественных показателей работы грузовой железнодорожной станции и порядок пользования инструкциями в сфере грузовых перевозок.

 

Перевозка опасных грузов.

Классы опасности:

– Класс 1 — взрывчатые вещества и изделия;

– Класс 2 — газы;

– Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

– Класс 4.1 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самореактивные вещества (СВР), твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества;

– Класс 4.2 — самовозгорающиеся вещества;

– Класс 4.3 — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

– Класс 5.1 — окисляющие вещества;

– Класс 5.2 — органические пероксиды;

– Класс 6.1 — ядовитые (токсичные) вещества (ЯВ);

– Класс 6.2 — инфекционные вещества (ИВ);

– Класс 7 — радиоактивные материалы;

– Класс 8 — едкие вещества (ЕВ), коррозионные;

– Класс 9 — прочие опасные вещества и изделия.

 

Особенности оформления накладной при перевозке опасных грузов.

В графе «Особые отметки и штемпели отправителя» проставляются штемпели опасности, прикрытия и особенности роспуска с горки.

В графе «Наименование груза» указывается фраза: «33/ООН 1266 наименование груза, 3 (6.1), АК 308 (или АК приложена)»

33 — код опасности, / номер ООН, классификационный шифр, наименование груза по алфавитному указателю (приложение 2 к Правилам перевозок опасных грузов), 3 — номер класса опасности, (6.1) — дополнительный номер опасности, АК 308 — номер аварийной карточки; при перевозке груза, не поименованного в алфавитном указателе приложения 2 Правил перевозок опасных грузов, вместо номера аварийной карточки пишется «АК приложена».

В графе «Отметки отправителя» делается запись о соответствии цистерны, бункерного полувагона, крытого вагона и контейнера требованиям безопасности и эксплуатации при перевозке опасных грузов.

Опасные грузы перевозятся в сопровождении проводника, если помечены в алфавитном указателе цифрой 2, что означает специальные условия перевозки. Проводник должен знать служебную инструкцию по сопровождению опасных грузов, меры оказания первой медицинской помощи, меры безопасности в аварийных ситуациях.

Отправитель обеспечивает проводника средствами индивидуальной защиты, аптечкой, комплектом инструментов, средствами пожаротушения и необходимыми вспомогательными материалами.

При выявлении неисправности вагона в пути следования проводник дает заявку на отцепку вагона на специализированный путь станции. Один проводник может сопровождать группу в составе 10 вагонов, если неисправность возникла в 1 вагоне, а проводник один, то отцепляется вся группа, до момента устранения неисправности.

Начальник станции обеспечивает охрану опасных грузов на период их нахождения на станции.

Начальник станции сообщает грузоотправителю через станцию погрузки о задержке вагонов с опасным грузом, грузоотправитель обязан командировать представителя в пункт задержки.

Не допускается совместная перевозка разных наименований опасных грузов, если имеются отличия в свойствах опасности.

Допускается перевозка опасных грузов с неопасными, если не нарушаются требования к условиям перевозки. Совместимые грузы перечислены в Приложении к Правилам перевозок опасных грузов.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОИНСКИХ ПЕРЕВОЗОК, ОФОРМЛЕНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОГРУЗКИ ВОИНСКОЙ ТЕХНИКИ

Воинский эшелон — организованная для перевозки в одном поезде воинская часть, одно или несколько подразделений, воинская команда большой численности.

Воинский транспорт — единовременная отправка вагонов с воинским грузом одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя.

Воинский поезд — поезд, в составе которого находится 10 и более вагонов с воинским грузом.

Воинский людской поезд — поезд, в котором 70 % из вагонов с воинским грузом занято личным составом.

Перевозка воинских грузов осуществляется в соответствии с требованиями воинских уставов и Наставлением по перевозке войск.

Каждому воинскому эшелону присваивается номер, не меняющийся до пункта назначения. Если в состав эшелона входит 2 и более поездов, то им присваивается литера (буква).

Перед погрузкой воинская часть собирается в исходном районе, затем следует в район ожидания погрузки, по окончании перевозки воинская часть собирается в районе сбора, затем следует в район сосредоточения.

Репетиции погрузки проводятся на закрытых перегонах с предоставлением маневрового локомотива, средств крепления, техники и погрузочно–выгрузочного места (эстакады).

Требования для обеспечения своевременной воинской перевозки:

1) обеспечение быстрого выхода подразделений из исходного района в район ожидания и к месту погрузки;

2) поддержание постоянной готовности подразделений к погрузке или выгрузке;

3) своевременное доведение задач до командиров подразделений;

4) обучение личного состава правилам погрузки и крепления воинских грузов и техники;

5) выполнение сроков погрузки;

6) организация противовоздушной обороны;

7) организация маскировки воинской техники;

8) готовность к внезапной выгрузке и следованию маршем к месту повторной погрузки;

9) обеспечение связи в пунктах погрузки, выгрузки и в пути следования между перевозчиком и начальником эшелона;

10) взаимодействие воинских сообщений и железнодорожного транспорта;

11) планирование воинских перевозок;

12) своевременное предоставление средств крепления и мест погрузки, выгрузки РЖД воинским частям;

13) первоочередное выделение маневровых локомотивов и крановой техники для погрузки воинской техники.

Запрещено:

1) сообщать наименование станции выгрузки, маршрут следования, сведения о составе воинского эшелона и наименование воинской части всем, кроме перевозчика и командира эшелона;

2) перевозить в составе эшелона грузы, не принадлежащие эшелону.

Порядок оформления воинских перевозок определяется правилами оформления воинских перевозок и расчетов за них на железнодорожном транспорте, разработанных в дополнение к Наставлению.

Перевозочные документы на поезд предоставляются в закрытом виде, для исключения доступа к секретной информации.

В графе «Наименование груза» значится прочий груз.

Масса людского вагона определяется: тара вагона + вес личного состава + ручная кладь.

В графе «Отметки отправителя» делается запись: «машины размещены и закреплены правильно, подпись начальника эшелона».

Требования к подвижному составу:

1) соответствие Правилам технической эксплуатации;

2) отчистка от мусора и посторонних надписей;

3) промывка, дезинфекция, установка съемного оборудования;

4) полное или частичное закрытие верхних загрузочных люков в поездах людского типа;

5) экипировка пассажирских вагонов постелью;

6) формирование эшелона по заданной схеме.

.

Рис. 3. Размещение и крепление воинской техники на открытом подвижном
составе

 

 

Для погрузки техники самоходом к платформам монтируются аппарели. Крепление гусениц осуществляется шпорами. Запрещено разворачивать гусеничную технику на платформе. Перевозка осуществляется на 1 передаче.

 

Налив и слив нефтепродуктов

Налив и слив нефтепродуктов происходят на местах необщего пользования, специально оборудованных и отвечающих требованиям безопасности. Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию органов Госгортехнадзора России на право налива (слива) опасных грузов. Грузоотправители–владельцы собственных или арендованных цистерн перед каждым наливом должны предъявлять работникам станции и ПТО свидетельство о технической исправности вагонов, включая их рабочее и конструктивное оборудование, гарантирующее безопасность перевозок конкретного нефтепродукта. Номер свидетельства работники ПТО проставляют в книге формы ВУ–14.

Перед началом налива (слива) наливных грузов на сливно–наливной эстакаде цистерны должны быть надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь погрузки (выгрузки) вагонов и другого подвижного состава.

На пунктах налива с незначительными размерами грузооборота налив цистерн производят через отдельные стояки (колонки) или из специальных резервуаров. На пунктах налива с большим объемом работы применяют эстакады.

Не допускается наливать имеющий температуру выше 100°С груз в цистерны, оборудованные универсальным сливным прибором.

Перед наливом работники наливного пункта осматривают поданные цистерны, проверяют их соответствие роду нефтепродукта, открывают колпаки цистерн, заправляют наливные рукава и открывают задвижки, после чего начинается налив. Налив грузов в цистерны не должен превышать грузоподъемность, указанную на котле цистерны. Расчет степени заполнения цистерн производится в соответствии с Приложением Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах–цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. По окончании налива цистерн, замера высоты налива и определения массы налитого продукта крышки колпаков закрывают, ставя уплотняющие прокладки из материалов, не вступающих в реакцию с перевозимой продукцией, устанавливают ЗПУ.

При приеме цистерн после налива приемосдатчик проверяет закрытие люков и сливных приборов, правильность установки ЗПУ, чистоту поверхности котлов цистерн, рам, ходовых частей, видимость знаков и трафаретов.

Пломбирование цистерн ЗПУ «Спрут–Универсал», «ЛаВР–Гарант–М» осуществляется на крышках загрузочных люков различных типов.

Бункерные полувагоны заполняют с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливного груза не должна превышать 150 °С.

После налива грузоотправитель обязан закрыть крышки бункера. Грузоотправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полувагоны, должен оборудовать места налива устройствами, защищающими от попадания атмосферных осадков в бункерные полувагоны.

В соответствии с требованиями ГОСТ 1510–84 нефть и нефтепродукты из железнодорожных цистерн должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. После слива нефтепродуктов приемосдатчик обязан проверить полноту слива и дать раз решение на закрытие колпаков цистерн. При обнаружении остатков груза в цистерне приемосдатчик обязан отказать в ее приеме и составить акт о недосливе цистерн формы ГУ–7. На цистерны с неочищенной наружной поверхностью приемосдатчик обязан составить акт общей формы.

Технологическое время налива и слива для всей одновременно по данной партии цистерн и бункерных полувагонов в местах налива и слива не должно превышать:

1) для налива в пунктах механизированного налива независимо от рода груза и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов — 2 часа;

2) в пунктах немеханизированного налива для цистерн, имеющих четыре и более осей, — 3 часа;

3) для слива соответственно — 2 часа и 4 часа. При поступлении в пункт слива топлива Т–1, Т–2, ТС–1 и авиационного бензина, при необходимости, устанавливается дополнительное время — 35 минут для производства анализа.

 

ВИДЫ РЕВИЗИЙ. ПРОВЕДЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИЙ

Коммерческие ревизоры осуществляют контроль за обеспечением безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, вагонов, контейнеров, повышением доходности перевозчика от грузовых перевозок, полнотой взыскания сборов, штрафов, договорных тарифов, платежей и сборов.

Коммерческие ревизоры систематически проверяют состояние тех­нической учебы коммерческих работников, участвуют в проведении тех­нических занятий с работниками станций, участвуют в работе комиссии по периодической проверке знаний работников железнодорожного транспорта, а также принимают экзамены по знанию Технических условий работниками предприятий–грузоотправителей, ответственных за погрузку и крепление грузов в открытом подвижном составе. Материалы ревизий и проверок обобщаются, и на основе их анализа разрабатываются конкретные предложения и указания по устранению и предупреждению выявленных недостатков. Ревизионная работа на станциях и предприятиях, на которых производятся операции по перевозкам грузов, осуществляется путем проведения полных и частичных ревизий и внезапных проверок в соответствии с планом работы. Станции с большим объемом работы подвергаются комплексным ревизиям с привлечением представителей соответствующих отделов.

Выезд по ревизии осуществляется коммерческим ревизором по согласованию с начальником станции, кроме внезапных проверок, организованных руководством дорожного центра станций (ДЦС).

Интервал проведения ревизий утверждается планом руководителя отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ДЦС.

Существуют комплексные ревизии по проверке ряда вопросов. Проводятся на станциях внеклассных, 1 и 2 классов ежеквартально, на станциях 3, 4, 5 классов 1 раз в полгода. Комплексную ревизию проводит комиссия в составе коммерческого ревизора, финансового ревизора, инженера охраны труда и инженера безопасности движения. В остальных случаях ревизия проводится коммерческим ревизором по одному контрольному вопросу (целевая проверка).

Результат ревизии (проверки) оформляется актом или справкой. Акт (справка) должен быть объективным и кратким с указанием обнаруженных недостатков, нарушений. Цифровые данные излагаются в приложении. При изложении фактов неудовлетворительной организации работы, нарушений, злоупотреблений указывается точное наименование проверяемых объектов, документов, операций, фамилии и должности виновных. В акте должны быть даны предложения по устранению вскрытых ревизией или проверкой недостатков
с указанием сроков их устранения и конкретных исполнителей. В конце акта отмечается выполнение (невыполнение) предложений и указаний, зафиксированных в актах предыдущих ревизий и проверок. Акт должен быть подписан ревизором, начальником станции (проверяемого предприятия) или его заместителем и другими должностными лицами, присутствующими при проверке. Результаты ревизий и проверок сообщаются причастным работникам проверяемой станции (предприятия).

При необходимости ревизор обязан по материалам ревизии потребовать письменные объяснения от руководителей и виновных лиц.

Акт (справка) составляется в четырех экземплярах, из которых первый
с заключением ревизора, объяснениями виновных и всеми приложениями представляется начальнику отдела грузовой и коммерческой работы, второй вручается начальнику станции (руководителю предприятия) под расписку в первом экземпляре, третий вручается финансовому отделу, а четвертый хранится в делах коммерческого ревизора. Начальнику станции (предприятия), кроме того, вручаются предложения ревизора по улучшению работы, изложенные в виде конкретных практических мероприятий.

По каждому акту ревизор предоставляет начальнику отдела грузовой и коммерческой работы заключение, в котором указывается, улучшилась ли работа с момента предыдущей ревизии при проверке, в чем выражаются основные недостатки, причины их возникновения, кто виновен в том, что эти недостатки не устранены.

Независимо от содержания акта все нарушения, отмеченные при ревизии или проверке, должны быть кратко записаны в Книгу ревизорских указаний (форма ГУ–75).

Результаты проверок должны быть рассмотрены в течение 10 дней на станциях, в течение 20 дней — начальником дорожного центра станций или его заместителем.

Перечень вопросов, подлежащих обязательной проверке при проведении ревизий содержится в Инструкции коммерческому ревизору железной дороги РФ, но в зависимости от местных условий он может быть расширен. Всего при проведении ревизии необходимо обязательно проверить более 100 вопросов по семи направлениям деятельности станции (предприятия) в области грузовой и коммерческой работы. К таким направлениям относятся:

1. обеспечение безопасности движения поездов в грузовом хозяйстве (наличие профилактических мероприятий по обеспечению безопасности движения, графиков проверок, их выполнение, соблюдение схем и расчетов при погрузке, наличие списка лиц, сдавших испытания в комиссии отделения дороги по техническим условиям, наличие штемпелей об опасности грузов и др.;

2. обеспечение сохранности грузов, состояние актового делопроизводства (выполнение приказов, указаний, мероприятий по грузовой и коммерческой работе, состояние трудовой дисциплины, состояние охраны грузов, розыск грузов, делопроизводство по коммерческим актам и др.);

3. технология работы грузового района, сортировочной платформы и контейнерной площадки (соблюдение правил приема, переработки, складирования, хранения, выдачи грузов, соблюдение правил перевозок, технических условий и др.);

4. соблюдение условий и технологии перевозок живности, продоволь­ственных грузов (правильность оформления перевозочных документов, наличие сертификатов, ветеринарного свидетельства, правильность исчисления сроков доставки и транспортабельности, соблюдение Правил перевозок скоропортящихся и продовольственных грузов и т.п.);

5. работа линейного агентства фирменного транспортного обслуживания;

6. работа станционного технологического центра, пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов;

7. выполнение грузовых и коммерческих операций на путях необщего пользования (состояние договоров, правильность оформления памяток, ведомостей подачи и уборки вагонов, выполнение ветвладельцем Устава, Правил перевозок, Технических условий и др.).

Вопросы, подлежащие обязательной проверке при проведении ревизии, старший коммерческий ревизор распределяет для проверки среди членов бригады. При проведении полной или комплексной ревизии проверяются все вопросы по всем направлениям, а при проведении частичных ревизий — отдельные вопросы по одному–двум направлениям.

 


 

Е. А. Гаганова

 

МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)

ПМ.03 Организация транспортно–логистической деятельности

(по видам транспорта)

Конспект лекций

для студентов очной и заочной форм обучения по специальности

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Базовый уровень среднего профессионального образования

 

Челябинск

2017



Челябинский институт путей сообщения филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

Структурное подразделение среднего профессионального образования

 

 

Е. А. Гаганова

 

МДК.03.02 Обеспечение грузовых перевозок (по видам транспорта)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.076 с.)