Эстетические взгляды Фомы Аквинского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетические взгляды Фомы Аквинского



 

Красота, согласно Аквинату, состоит из цельности, пропорции и ясности. Ясность понимается как идеальное излучение самой идеи или формы.

Как утверждает Лосев, у Фомы здесь даже не три, а пять категорий, т.к. помимо цельности (1), пропорции (2) и ясности или блеска (3), у него речь идет также о частях предмета (4) и о их единстве (5).

Что означает «части» предмета? Это не количественная, а качественная характеристика, и она определяет достоинство предмета в иерархии бытия. В этой иерархии бытия сначала видятся творения, которые стоят ниже человека (обыкновенные вещи). Они, как правило, сложны, но сами не могут достичь совершенства. Далее. В этой иерархии бытия существует человек, также состоящий из многих частей и сложный, но способный привести эту свою сложность к высшему единству. Наконец, есть Бог, единый в своей многоразличности, всегда стоящий на высшей возможной ступени совершенства.

а) Итак, первое условие красоты по Фоме Аквинскому – это цельность. Она есть то же самое, что и совершенство. Всякая вещь, лишенная своей цельности, станет безобразной. «Бытие всякой вещи заключается в ее нераздельности», – пишет Фома. Здесь мысль Фомы близка к идее Августина о том, что «форма всякой красоты есть единство».

б) Основание всякой пропорции – это божественная мудрость, которая весь мир делала пропорциональным и гармоничным. Вот его слова: «Бог именуется прекрасным как причина мировой гармонии и ясности». Красота может существовать лишь в сложных, состоящих из нескольких частей, предметах. Но красота в них – не потому, что они сложны, а потому, что их сложность пребывает в единстве и цельности. Такова природа прекрасного. Однако без разнообразия нет красоты. Пропорция – это соотношение двух вещей сообразно их соответствию или различию. «Гармония есть не что иное, как согласное созвучие», – пишет Фома.

в) О «ясности» или «блеске» Фома говорит, как и о «свете», и в физическом, и в духовном смыслах: «Любая вещь называется прекрасной в меру обладания своего рода ясностью, духовной или телесной». «Красота двойственна: одна – духовная, состоящая в должной упорядоченности и притоке духовных благ» (недостаток духовных ведет к безобразию). Другой вид красоты – телесный. Среди элементов красоты ясность упоминается Аквинатом наиболее часто. Источником ясности является Бог. Фома пишет: «Ясность входит в рассмотрение красоты... Всякая форма... есть причастность божественной ясности, благодаря этому отдельные вещи прекрасны сообразно смыслу... Бытие всего выводится из божественной красоты». Эта ясность может представлять как физический свет, так и духовный (интеллектуальность). Духовность имеет интеллектуальное происхождение и представляет собой самовыражение духа. Когда эта ясность налична в вещи наряду с цельностью и пропорциональностью, то можно полагать, что вещь прекрасна.

 

Эстетика Эпохи Возрождения

 

Эпоха Возрождения — один из самых замечательных периодов в истории европейской эстетической мысли. Сам термин «ренессанс» (возрождение) впервые был употреблен в книге Д. Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568). И это было очень точным определением эпохи, когда перед человеком возникли совершенно новые горизонты, когда мир как будто стал в несколько раз обширней. В течение трех веков, с XIII по XVI вв., Европа стала огромной кузницей, где выковывались новые формы жизни и новые человеческие, характеры. Уходило средневековье, уходил феодальный мир, менялись общественные отношения, возникало новое светское мировоззрение. «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет». Эти гордые слова итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы объясняют нам, почему главной темой эстетики и художественной культуры Возрождения стал человек.

Наиболее ярко и раньше, чем в других европейских странах, Возрождение проявилось в Италии. И дело не только в том, что страна занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей. К XIII в. в Италии, помимо Рима, выросли, окрепли, расцвели и другие города на правах отдельных независимых государств — Венеция, Неаполь, Флоренция, Мантуя. Именно в XII-XIII вв. в итальянских городах-государствах обнаруживаются значительные, глубокие сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом. Италия, с ее процветающими городами, в этом отношении оказалась как бы на острие исторического прогресса.

Нарождающийся мир нуждался не только в новых формах политической жизни и производства, но и в духовном обновлении. Италия находит эту новую духовную пищу на своей почве: в памятниках великой античной культуры — в древних рукописях, руинах храмов, в римском скульптурном портрете.

В развитии эстетики Ренессанса выделяются следующие этапы: эстетика раннего гуманизма (Петрарка, Боккаччо, Н. Кузанский, Альберти), эстетика высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) и позднее Возрождение, связанное с кризисом гуманизма (Шекспир, Сервантес). Прослеживаются две особенности эстетики этого периода: 1. эстетика Возрождения преемственна, так как именно в эту эпоху появились последователи Платона и Аристотеля; 2. эстетические идеи оказали огромное влияние на творчество многих европейских художников и целых художественных школ.

Европейский гуманизм XIV-XV вв. имел несколько иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (то есть связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры) гуманизм, как понятие, включал и мировоззренческое содержание. Гуманисты были творцами новой системы знания. В центр этой системы встала проблема человека. Основная идея гуманизма и состояла в том, что реальный, земной и внутренне свободный человек был у гуманистов мерой всех вещей. «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения», — говорил в «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. Т. 1.—М., 1981—С. 248).

Эстетика Возрождения обосновывает и совершенно иное отношение к личности художника, исключая средневековое представление о нем, как о ремесленнике. Творец новой эпохи — это конкретное воплощение универсального человека, всесторонне образованная личность. В эпоху Возрождения художника называют «божественным гением», появляется специальный литературный жанр, связанный с описанием биографии творческой личности — так называемые «жизнеописания». Считалось, что каждый человек если не по роду занятий, то хотя бы по своим интересам должен подражать художнику.

Теоретики Ренессанса продолжали разрабатывать целый ряд основных категорий. Природа и сущность прекрасного понимались ими с помощью категорий гармонии и грации. Широко применяемый в живописи и поэзии античный принцип «мимезиса» (подражания), достаточно глубоко обосновывался в трактатах Франческа Патрици (1529-1597) и Томазо Кампанеллы (1568-1639). Категория пропорции ассоциировалась у теоретиков и практиков Возрождения, прежде всего с правилом «золотого деления» (или «золотого сечения»). В трактате «О божественной пропорции» итальянский математик Луиджи Пачоли (1445-1514) писал о том, что правилу «золотого деления» подчиняются все земные предметы, претендующие быть красивыми.

Таким образом, категории эстетики развивались и модифицировались в соответствии с потребностями художественной практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.008 с.)