Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетические взгляды Фомы Аквинского
Красота, согласно Аквинату, состоит из цельности, пропорции и ясности. Ясность понимается как идеальное излучение самой идеи или формы. Как утверждает Лосев, у Фомы здесь даже не три, а пять категорий, т.к. помимо цельности (1), пропорции (2) и ясности или блеска (3), у него речь идет также о частях предмета (4) и о их единстве (5). Что означает «части» предмета? Это не количественная, а качественная характеристика, и она определяет достоинство предмета в иерархии бытия. В этой иерархии бытия сначала видятся творения, которые стоят ниже человека (обыкновенные вещи). Они, как правило, сложны, но сами не могут достичь совершенства. Далее. В этой иерархии бытия существует человек, также состоящий из многих частей и сложный, но способный привести эту свою сложность к высшему единству. Наконец, есть Бог, единый в своей многоразличности, всегда стоящий на высшей возможной ступени совершенства. а) Итак, первое условие красоты по Фоме Аквинскому – это цельность. Она есть то же самое, что и совершенство. Всякая вещь, лишенная своей цельности, станет безобразной. «Бытие всякой вещи заключается в ее нераздельности», – пишет Фома. Здесь мысль Фомы близка к идее Августина о том, что «форма всякой красоты есть единство». б) Основание всякой пропорции – это божественная мудрость, которая весь мир делала пропорциональным и гармоничным. Вот его слова: «Бог именуется прекрасным как причина мировой гармонии и ясности». Красота может существовать лишь в сложных, состоящих из нескольких частей, предметах. Но красота в них – не потому, что они сложны, а потому, что их сложность пребывает в единстве и цельности. Такова природа прекрасного. Однако без разнообразия нет красоты. Пропорция – это соотношение двух вещей сообразно их соответствию или различию. «Гармония есть не что иное, как согласное созвучие», – пишет Фома. в) О «ясности» или «блеске» Фома говорит, как и о «свете», и в физическом, и в духовном смыслах: «Любая вещь называется прекрасной в меру обладания своего рода ясностью, духовной или телесной». «Красота двойственна: одна – духовная, состоящая в должной упорядоченности и притоке духовных благ» (недостаток духовных ведет к безобразию). Другой вид красоты – телесный. Среди элементов красоты ясность упоминается Аквинатом наиболее часто. Источником ясности является Бог. Фома пишет: «Ясность входит в рассмотрение красоты... Всякая форма... есть причастность божественной ясности, благодаря этому отдельные вещи прекрасны сообразно смыслу... Бытие всего выводится из божественной красоты». Эта ясность может представлять как физический свет, так и духовный (интеллектуальность). Духовность имеет интеллектуальное происхождение и представляет собой самовыражение духа. Когда эта ясность налична в вещи наряду с цельностью и пропорциональностью, то можно полагать, что вещь прекрасна.
Эстетика Эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения — один из самых замечательных периодов в истории европейской эстетической мысли. Сам термин «ренессанс» (возрождение) впервые был употреблен в книге Д. Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568). И это было очень точным определением эпохи, когда перед человеком возникли совершенно новые горизонты, когда мир как будто стал в несколько раз обширней. В течение трех веков, с XIII по XVI вв., Европа стала огромной кузницей, где выковывались новые формы жизни и новые человеческие, характеры. Уходило средневековье, уходил феодальный мир, менялись общественные отношения, возникало новое светское мировоззрение. «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет». Эти гордые слова итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы объясняют нам, почему главной темой эстетики и художественной культуры Возрождения стал человек. Наиболее ярко и раньше, чем в других европейских странах, Возрождение проявилось в Италии. И дело не только в том, что страна занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей. К XIII в. в Италии, помимо Рима, выросли, окрепли, расцвели и другие города на правах отдельных независимых государств — Венеция, Неаполь, Флоренция, Мантуя. Именно в XII-XIII вв. в итальянских городах-государствах обнаруживаются значительные, глубокие сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом. Италия, с ее процветающими городами, в этом отношении оказалась как бы на острие исторического прогресса.
Нарождающийся мир нуждался не только в новых формах политической жизни и производства, но и в духовном обновлении. Италия находит эту новую духовную пищу на своей почве: в памятниках великой античной культуры — в древних рукописях, руинах храмов, в римском скульптурном портрете. В развитии эстетики Ренессанса выделяются следующие этапы: эстетика раннего гуманизма (Петрарка, Боккаччо, Н. Кузанский, Альберти), эстетика высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) и позднее Возрождение, связанное с кризисом гуманизма (Шекспир, Сервантес). Прослеживаются две особенности эстетики этого периода: 1. эстетика Возрождения преемственна, так как именно в эту эпоху появились последователи Платона и Аристотеля; 2. эстетические идеи оказали огромное влияние на творчество многих европейских художников и целых художественных школ. Европейский гуманизм XIV-XV вв. имел несколько иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (то есть связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры) гуманизм, как понятие, включал и мировоззренческое содержание. Гуманисты были творцами новой системы знания. В центр этой системы встала проблема человека. Основная идея гуманизма и состояла в том, что реальный, земной и внутренне свободный человек был у гуманистов мерой всех вещей. «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения», — говорил в «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. Т. 1.—М., 1981—С. 248). Эстетика Возрождения обосновывает и совершенно иное отношение к личности художника, исключая средневековое представление о нем, как о ремесленнике. Творец новой эпохи — это конкретное воплощение универсального человека, всесторонне образованная личность. В эпоху Возрождения художника называют «божественным гением», появляется специальный литературный жанр, связанный с описанием биографии творческой личности — так называемые «жизнеописания». Считалось, что каждый человек если не по роду занятий, то хотя бы по своим интересам должен подражать художнику. Теоретики Ренессанса продолжали разрабатывать целый ряд основных категорий. Природа и сущность прекрасного понимались ими с помощью категорий гармонии и грации. Широко применяемый в живописи и поэзии античный принцип «мимезиса» (подражания), достаточно глубоко обосновывался в трактатах Франческа Патрици (1529-1597) и Томазо Кампанеллы (1568-1639). Категория пропорции ассоциировалась у теоретиков и практиков Возрождения, прежде всего с правилом «золотого деления» (или «золотого сечения»). В трактате «О божественной пропорции» итальянский математик Луиджи Пачоли (1445-1514) писал о том, что правилу «золотого деления» подчиняются все земные предметы, претендующие быть красивыми. Таким образом, категории эстетики развивались и модифицировались в соответствии с потребностями художественной практики.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.008 с.) |