Донецкая народная республика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкая народная республика



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая комиссия профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин

 

 

 

 

      Методическая разработка лекционного занятия

Тема: «Эмоционально-волевая сфера личности»» («Лечебное дело»)

 

 

Учебная дисциплина:

ОП.02 Психология (спец. «Лечебное дело»)

 

 

Курс: II

Специальность:

31.02.01 Лечебное дело

Количество часов: 2

Разработчик: Гетманская Е. А.

 

Методическая разработка                     

 рассмотрена и одобрена

на заседании цикловой комиссии

(протокол № _____

 Дата ___________)                      

Председатель ЦК _____________

(подпись)   

_______________

(Ф.И.О.)

«____»_________20____

Донецк – 2018 г.

I. Мотивация изучения темы.

В практике фельдшера, который хочет иметь профессиональный успех, придется неоднократно обращаться к науке мудрости - психологии. Изучая ее студенты, поймут, что обследования больного является не только установление диагноза, но и познанием личности, ее психики. Что лечить человека - это воздействовать на его психическое состояние и поведение. Медицина и психология составляют не разрывное целое, их объединяет единый объект воздействия - больной человек, который при любом заболевании имеет измененную психику.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности.

Психологические особенности поведения врача при том или ином заболевании, коррекция психики в процессе лечения больного, психотерапевтическое воздействие на больного с целью его выхаживания - основные точки соприкосновения этих наук. Конечно, эти проблемы в полном объеме более досконально усвоятся студентами при изучении психологических дисциплин, и, прежде всего, в курсе медицинской психологии.

 

II. Цели занятия.

Учебные.

Знать:

1. Понятие об эмоциях.

2. Функции эмоций.

3. Классификация эмоциональных состояний человека.

4. Понятие о чувствах.

5. Виды чувств.

6. Различия эмоций и чувств.

7. Понятие о воле.

8. Понятие о волевом акте.

9. Волевые свойства личности.

10. Нарушения эмоциональной и волевой сфер.

 

Способствовать формированию соответствующих профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать

типовые методы и способы выполнения профессиональных задач,

оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно

планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и

культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и

религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по

отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению

здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и

неинфекционных заболеваний.    

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,

объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,

взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и

службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с

правилами их использования.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных

состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при

чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и

добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Воспитательные:

Развивать ответственность среднего медицинского работника за каждое свое действие. Основываясь на материале темы формировать у студентов творческий характер, личностные и профессиональные качества.

 

Развивающие цели:

- способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

- развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность студентов;

- развивать логическое и клиническое мышление

- развивать умение анализировать и сравнивать;

- развивать умение использовать полученные знания на других дисциплинах.

 

III. Интеграционные связи.

Дисциплина Знать
Обеспечивающие: - русский язык Обеспечиваемые: - сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях; - правовое обеспечение профессиональной деятельности Культуру речевой деятельности.   Этика и деонтология   Общее и отличное между дисциплинами.
Внутридисциплинарные: Тема: «Особенности психических познавательных процессов в норме и патологии: память, мышление, воображение» Тема: «Особенности психических познавательных процессов в норме и патологии: ощущение, восприятие, внимание» Тема: «Психология личности» - норма, патология: памяти, мышления, воображения   - норма и патология: ощущения, восприятия, внимания   - индивидуально психологические особенности личности - виды, классификацию темпераментов  

 

IV. Список литературы.

Основные источники:

Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник для средних медицинских учебных заведений [Текст] / А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. – СПб.: СпецЛит, 2009. – 447 с.

 

Дополнительные источники:

1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебное пособие [Текст] / Г. В. Бороздина. – М.: Инфа-М, 2006. – 224 с. 

2. Изард К. Э. психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

3. Крысько В. Г. Социальная психология. Курс лекций [Текст] / В. Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.

 

V. Ход занятия.

№ п/п    Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа. Материалы методического обеспечения Время этапа
1. Организационный момент.   Отмечаются отсутствующие, обращается внимание на внешний вид студентов и состояние аудитории. Сообщается тема лекции, ее мотивация, цели занятия. 5мин.
2. Основной этап.         План лекции. 1. Понятие об эмоциях. Функции эмоций. 2. Классификация эмоциональных состояний человека. 3. Понятие о чувствах, виды чувств. 4. Различия эмоций и чувств. 5. Понятие о воле. 6. Понятие о волевом акте, волевые свойства личности. 7. Нарушения эмоциональной и волевой сфер. II     II   II     II   II II   II     Дается и записывается план лекции. Материал излагается методом лекции с элементами беседы (текст лекции - приложение №1).     65мин.
3. Закрепление материала.   Проводится после изложения материала методом фронтального опроса (приложение № 2).             8 мин.
4. Задание на дом   Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник для средних медицинских учебных заведений [Текст] / А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. – СПб.: СпецЛит, 2009. – 447 с. 8 - 28 (рекомендации по самоподготовке по теме лекции - приложение № 3). 2мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 
 

 

   

 

 
 

 

   

 

 
 

 

   

 

 
               

 

Приложение № 1.

Текст лекции по теме:

 

«Эмоционально-волевая сфера личности»

Расстройства эмоций

Нарушение выраженности (силы) эмоций.

1.    Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях.

2.    Эмоциональная холодность – нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодного отношения ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении.

3.   Эмоциональная тупость – слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.

4.    Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Встречается при шизофрении (дефект) и грубых органических поражениях головного мозга, а так же может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома.

Апатия, как проявление депрессии, чаще характеризуется чувством безразличия с сужением круга интересов, либо их полным исчезновением, уменьшением или потерей желаний, побуждений и потребностей, больные говорят о скуке, лени, безволии, душевной вялости, безинициативности, что переживается болезненно (не депрессивная же апатия не воспринимается больными как нечто тягостное и, следовательно, не вызывает жалоб).

Нарушение адекватности эмоций

1.   Эмоциональная амбивалентность – одновременное сосуществование антогонистических эмоций, обусловливающих непоследовательность мышления и неадекватность поведения. Симптом, встречающийся при шизофрении.

2.   Эмоциональная неадекватность – возникновение эмоции, не соответствующей качественно, содержательно вызывающему ее раздражителю, пардоксальность эмоций (пациент с грустным лицом повествует о приятных впечатлениях). Так же встречается при шизофрении. 

Расстройства настроения.

Патологически повышенное настроение.

1.   Гипертимия – болезненно повышенное настроение, сопровождающееся чувством радости, силы, энергетического подъема («веселость, брызжущая через край»), резко снижающее глубину и направленность познавательных процессов. Гипертимия – основной симптом маниакальных синдромов.

2.   Эйфория – болезненно повышенное настроение, сопровождающееся чувством удовольствия, комфорта, благополучия, расслабленности, препятствует познавательным процессам. Эйфория встречается при интоксикациях (инфекционного, алкогольного и т.п. характера).

3.   Мория – веселое возбуждение с дурашливостью, детскостью, паясничанием, склонностью к плоским и грубым шуткам; всегда сопровождается симптомами интеллектуального снижения. при глобальной деменции.

4.   Экстаз – гипертимия с преобладанием восторга, вплоть до исступленного восхищения, чувства прозрения, озарения. Часто сочетается с растерянностью, кататоническими проявлениями, онейроидным помрачением сознания.

Патологически пониженное настроение.

1.   Гипотимия – болезненно пониженное настроение, переживаемое как, грусть, печаль, уныние, угнетенность, подавленность, скорбь, щемление, чувство безысходности, сопровождающееся чувством физического неблагополучия, пассивности, беспомощности, суицидными мыслями и поступками. Такой тип расстройства настроения характерен для депрессивных синдромов.

2.   Дисфория – болезненно пониженное настроение, сопровождающееся раздражительно-тоскливо-злобным, мрачным чувством. Возникает и оканчивается внезапно. Может длиться часами или днями. Во время дисфории больные склонны к агрессивным действиям. Дисфории, преимущественно, наблюдаются у больных с неблагоприятно текущей эпилепсией, при травматических и других органических поражениях головного мозга.

3.   Тревога – гипотимия в сочетании с ожиданием несчастья и чувством внутреннего напряжения, внутренним волнением, беспокойством, напряжением, чувством томительного ожидания грядущей беды, отчаянием, опасениями за судьбу родных.Иногда тревога ощущается телесно с витальным оттенком, как зуд, внутренняя дрожь. Часто сочетается с двигательным (психомоторным) возбуждением.

        Как патологическое состояние тревога иррациональна и вызвана болезненными психическими переживаниями, а не реальными событиями («что-то в мире должно случиться», – пытается, к примеру, объяснить свое беспокойство пациент).

       Встречается при многих острых психозах (острые параноидные психозы, синдромы помрачения сознания), при депрессии (тревожная депрессия). Тревожная окраска переживаний характерна для психопатологических состояний в пожилом возрасте. При неврозах (тревожные расстройства) тревога носит менее выраженный характер, отсутсвует выраженное психомоторное возбуждение и сопровождается обильными вегетативными проявлениями (вегетативная тревога).

4.   Страх, как патологическое состояние - переживание сиюминутной опасности, с ощущением непосредственной угрозы жизни, благополучию, вызванное болезненным психическим состоянием без реального основания. Субъективно тяжело перносится. Встречается как в рамках острых психозов (бредовые психозы, ситндромы помрачения сознания), так и при неврозах навязчивых состояний в рамках фобий (описаны выше).

 

Методы борьбы со стрессом

    Стресс — это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

Фазы развития стресса

1.   Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.

2.   Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.

3.   Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.

Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека.

Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении. 

     К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом:

1.   Не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса.

2.   Следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью

концентрируем внимание на том, что его вызывает.

3.   Нужно помнить, что существует много способов снятия стресса, например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.

 

 

Классификация стрессоров

   Стрессоры - это факторы окружающей среды или личные, действие которых выводит из равновесия физиологические и психические функции человека, что сказывается на нервной системе организма и приводит к возникновению стресса.

Будучи частью жизни каждого, стрессы неизбежны. Изменения на работе и в семье, особенно непредвиденные, могут вывести человека из равновесия, привести к несоответствию ее состояния окружающей среде. Такое несоответствие, в свою очередь, порождает утомление, чувство опасности, ослабление умственных способностей, повышение кровяного давления, пассивное отношение к работе, снижение уровня организованности, нарушение трудовой дисциплины и др.

Это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, снижения качества работы, роста текучести кадров, преждевременной смерти работников. Чтобы избежать подобных потерь, необходимо научиться определять причины стрессов, которыми являются стрессоры.

      Стрессовая ситуация возникает, когда человек подвергается воздействию того или иного стрессора. При этом ее мозг быстро определяет, что несет с собой данный стрессор: угрозу или пользу? Затем следует стрессовая реакция - по природе каждый раз и сама, но по силе и продолжительности зависима от стрессора, а также от психологического и физиологического состояния человека.

    С. А. Разумов (1976) разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации эмоционально-стрессовой реакции у человека, на четыре группы.

1.   Стрессоры активной деятельности:

      - экстремальные (боев, космических полетов, подводных погружений, парашютных прыжков, разминирования и т. п.);

       - производственные (связанные с большой ответственностью, дефицитом времени);

       - психосоциальной мотивации(соревнования, конкурсы, экзамены).

2.   Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошедшей деятельности):

      - «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские

       процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы);

       - стрессоры побед и поражений (победа в соревновании, успех в искусстве, любовь, поражение,       смерть или болезнь близкого человека);

       - стрессоры зрелищ.

3.   Стрессоры рассогласования деятельности:

 - стрессоры разобщения (конфликты в семье, на работе, в квартире, угроза или неожиданное, но       значимое известие);

       - стрессоры психосоциальных и физиологических ограничений (сенсорная депривация, мускульная    депривация, заболевания, ограничивающие обычные сферы общения и деятельности, родительский дискомфорт, голод).

4.   Физические и природные стрессоры (мышечные нагрузки, хирургические вмешательства, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение). 

 

 

Волевая сфера

 

Во́ля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

 

Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители.

 

Во́ля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

 

Важнейшая характеристика волевого поведения — самоопределение. Человек действует произвольно, не подчиняется воздействию внешних причин. Произвольность и надситуативность — главные принципы волевого поведения.

 

Волевое усилие — это акт проявления, который направлен на мобилизацию всех психических и физических возможностей человека, направленных на преодоление препятствий в процессе деятельности.

 

 

Структура волевого акта

 

Волевые действия делятся на простые и сложные. К простым относятся те, где человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном акте между побуждением и самим действием вклинивается довольно сложный, усложняющий это действие процесс.

 

В сложном волевом акте учёные выделяют четыре фазы:

 

· Возникновение побуждения и предварительной постановки цели.

· Обсуждение и борьба мотивов.

· Принятие решений.

· Исполнение решения.

 

Отличительная черта протекания волевого акта заключается в том, что формой его осуществления являются волевые усилия на любых фазах. Исполнение волевого акта связано ощущением нервно-психического напряжения.

 

 

Тест опросника

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлобленны.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов

  Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

    Классификатор теста

Если вы набрали от 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

  От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12–36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.  

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Вопросы для фронтального опроса.

1. Дать понятие об эмоциях.

2. Назовите функции эмоций.

3. Дать классификацию эмоциональных состояний человека.

4. Дать понятие о чувствах.

5. Перечислить виды чувств.

6. Назовите различия эмоций и чувств.

7. Дать понятие о воле.

8. Дать понятие о волевом акте.

9. Назовите волевые свойства личности.

10. Охарактеризуйте нарушения эмоциональной и волевой сфер.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

Рекомендации

по самоподготовке по теме лекции.

Вопросы Указания
Понятие об эмоциях. Функции эмоций Внимательно изучите текст лекции согласно вопросу №1. Запомните суть понятий и их характеристику. Записать в рабочие тетради функции эмоций
Классификация эмоциональных состояний человека. Пользуясь содержанием лекционного материала записать в рабочие тетради основные эмоциональные состояния человека.
Понятие о чувствах, виды чувств. Прочитайте текст лекции в соответствии с заданием. Запишите в рабочие тетради примеры видов чувств.
Понятие о воле. Нарушения эмоциональной и волевой сфер.   Прочитайте текст лекции в соответствии с заданием. Запишите в рабочие тетради примеры нарушения эмоциональной и волевой сфер

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая комиссия профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин

 

 

 

 

      Методическая разработка лекционного занятия

Тема: «Эмоционально-волевая сфера личности»» («Лечебное дело»)

 

 

Учебная дисциплина:

ОП.02 Психология (спец. «Лечебное дело»)

 

 

Курс: II

Специальность:

31.02.01 Лечебное дело

Количество часов: 2

Разработчик: Гетманская Е. А.

 

Методическая разработка                     

 рассмотрена и одобрена

на заседании цикловой комиссии

(протокол № _____

 Дата ___________)                      

Председатель ЦК _____________

(подпись)   

_______________

(Ф.И.О.)

«____»_________20____

Донецк – 2018 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.209 с.)