Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.



Конкуренция - важнейшее условие существования рынка, где сталкиваются интересы частных, противостоящих друг другу товаропроизводителей. Она пронизывает всю систему отношений на рынке. Успех одних означают ущемление интересов других участников рынка.

Конкуренция как стимулятор роста активности товаропроизводителя - благо для потребителя. Она ведет к устранению нерентабельных производств и выравниванию цены по отношению к издержкам производства. Конкуренция выгодна, прежде всего, покупателям, поскольку способствует снижению цен и улучшению обслуживания потребителей. Она создает возможность выбора.

Обычно под конкуренцией понимают борьбу двух или более соперников на конкретных рынках. Для рынка характерны два типа конкуренции: внутриотраслевая и межотраслевая. Когда товары разных фирм одной отрасли имеют тенденцию заменять друг друга, то между компаниями, производящими идентичную продукцию, возникает внутриотраслевая конкуренция. Если продукция идентична, то покупатели не высказывают предпочтения определенной фирменной марке. В рамках одной отрасли производятся не идентичные, а схожие товары. Эта схожесть может быть очень близкой, и отдаленной. Например, производство системы видеонаблюдения разных марок и классов. Это тоже внутриотраслевая конкуренция.

 

Борьба за потенциальных потребителей может происходить между фирмами разных отраслей. Например, для ресторанов конкурентами являются продовольственные магазины. Эта форма конкуренции получила название межотраслевой. Обычно она осуществляется с помощью товаров-заменителей.

Хотя внутриотраслевая конкуренция выступает основной формой борьбы за потребителя, однако и межотраслевая конкуренция играет важную роль в поведении производителя и потребителя.

 

46. Ценообразование в условиях разных форм несовершенной конкуренции.

Если на рынке есть торговцы либо покупатели, которые способны воздействовать на рыночную цену, то таковая конкуренция уже имеет форму несовершенной конкуренции. В зависимости от степени контроля за ценами в условиях несовершенной конкуренции можно выделить такие ее формы, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополия – тип структуры рынка, который характеризуется следующими чертами:

· На рынке находится единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;

· Нет близких знаменателей продукта монополиста;

· Барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новейших компаний неосуществим.

В различие от совершенного конкурента, монополист сам устанавливает не лишь количество предлагаемой продукции, но и цену, выбирая точку на кривой отраслевой спроса.

 Монополист без помощи других устанавливает объём и цену, поэтому, чтоб не допустить превышение утрат от понижения цены над приростом дохода от реализации дополнительной продукции, он каждый раз обязан сравнивать при расширении производства общий доход от реализации «n» единиц продукции с общим доходом от реализации «n+1» единиц продукции, то есть он следует за величиной предельной выручки. Для монополиста величина предельной выручки меньше цены продукции, и поэтому линия величина предельной выручки лежит ниже D, причем линия предельной выручки в два раза круче полосы спроса.

       Монополист, как правило, производит меньше, чем при совершенной конкуренции, и по более высоким ценам.

 Функция предложения монополии.

 Не существует всеобщей однозначной зависимости меж ценой и наибольшим объёмом предложения монополии, то есть у монополии, максимизирующей прибыль, отсутствует функция предложения.

 Таким образом, общим вердиктом экономической науки является вывод о том, что монополия менее предпочтительна для общества, чем совершенная конкуренция, поэтому нужно регулировать ее деятельность, чтоб понизить величину публичных утрат.

 При рассмотрении монополии нужно различать три ее вида: закрытые монополии, которые имеют юридическую защиту от конкурентов; естественные монополии, которые защищены эффектом экономии в масштабах производства; открытые монополии, которые не имеют какой-или специальной защиты от конкурентов. С первой и последней всё понятно, а с естественной монополией стоит разобраться.

 Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

 Разобравшись в особенностях очень несовершенной формы конкуренции, какоё является монополия, следует выяснить специфику тех рыночных структур, которые занимают промежуточное положение меж совершенной конкуренцией и монополией.

Могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентноспособными, не контролируются единственным торговцем и которые встречаются еще почаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть навечно. С течением времени происходят многократные разделения либо слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции мощных соперников.

В этом случае на рынке действует огромное количество продавцов, производящих разнообразную продукцию, и может быть появление новейших продавцов.

 Вступление конкурентов в ветвь достаточное свободное.

 В условиях монополистической конкуренции компании владеют неким контролем над ценой. В различие от условий совершенной конкуренции, каждый отдельный производитель, изменяя объём производимой продукции, может повлиять на цену собственного продукта. Это может быть если конкурирующие компании продают не стандартизированный продукт. Способности дифференциации продукта по качеству, внешнему виду, репутации (товарному знаку) и иным чертам дают возможность каждому торговцу меру монопольной власти над ценой.

 Спрос на продукцию в условиях монополистической конкуренции отражает кривая спроса.(См.Выше) Она указывает суммарный объём продукции, представляемый компанией при каждом значении цены. Подобно кривой спроса компании- монополиста кривая спроса на продукцию в условиях монополистической конкуренции является также убывающей. Но она намного более эластична, чем кривая спроса производителя-монополиста, поскольку торговец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно огромным числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые продукты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной будет кривая спроса в условиях монопольной конкуренции. Что же касается кривой предельного дохода в этих условиях, то она лежит ниже кривой спроса производителя, и ее наклон также будет составлять половину угла наклона последней.

 

 На краткосрочном временном интервале в условиях монопольной конкуренции компании будут выбирать цену и объём выпуска, максимизирующие прибыль и минимизирующие убытки, также исходя из уже известного принципа равенства предельного дохода и предельных издержек. Сходная ситуация имеет место и на долгосрочном временном интервале. Максимизация прибыли в этом периоде в условиях монополистической конкуренции предполагает объём выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам.

 Завершая лаконичный анализ рыночного поведения компаний в условиях конкуренции, следует также направить внимание на эффективность распределения и использования ресурсов. В этих условиях делается несколько меньший, чем более эффективный объём продукции. Это значит, что имеет место недоиспользование ресурсов для производства продуктов и установления несколько более высокой цены. По другому говоря, издержками монополистической конкуренции являются лишниие производственные мощности и недопроизводство нужной обществу продукции. Но чем острее неувязка избытка производственной мощности, тем шире спектр потребительского выбора. Монополистическая конкуренция связана с приспособлением продукта к потребительскому спросу, а потребительского спроса – к продукту. Такое приспособление является компенсирующим моментом монополистической конкуренции, но наибольшая производственная эффективность все-таки не достигается.

 Завершить рассмотрение рынка несовершенной конкуренции нужно анализом олигополии. Олигополия – рыночная структура, состоящая из маленького числа компаний, причем по крайней мере, некие из них имеют огромные размеры относительно размеров рынка. Продукт, реализуемый в условиях олигополии, может быть и дифференцированным, и стандартизованным. На олигополистическом рынке компании, владеющие большими долями в общем, выпускаемом количестве продукта, владеют способностью влиять на цену продукта, варьируя его наличие на рынке. Степень преобладания на рынке одной либо нескольких огромных компаний определяют коэффициент концентрации и индекс

 Герфиндаля. Коэффициент концентрации – простой показатель, измеряющий концентрацию рынка. Он указывает процент продаж приходящихся на данном отраслевом рынке на долю четырёх (либо восьми) огромнейших компаний. Индекс

Следует направить внимание, что олигополистическое поведение на рынке разделяется на олигополию, основанную на соглашении, и олигополию доминирующей компании.

Соглашение предполагает согласование меж несколькими фирмами о разделе рынка и ценах. Выделяют открытое соглашение и тайное либо молчаливое соглашение. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех либо огромную часть производителей на рынке, его результатом является картель. Его мишень – максимизировать прибыль путём фиксации цен и ограничения объёмов выпуска продукции. Но поскольку открытое соглашение в настоящее время является незаконным в большинстве государств (согласно антитрестовским законам), то олигополисты частенько ищут пути к тайному сотрудничеству, исключающему открытое соглашение, к согласованию без соглашения.

 Олигополия доминирующей компании описывает компанию рынка, при которой на нём господствует большая компания, цены которой являются базовыми для всех других продавцов. Вариантом олигополии доминирующей компании выступает ценовое лидерство. При олигополистическом лидерстве в области ценообразования одной – единственной фирме отводится ведущая роль в формировании цены, исключая тем самым необходимость тайного сговора.

Соперничающие компании могут не лишь договариваться о сотрудничестве в погоне за прибылью, но и вести сознательное соперничество либо войны цен.

       Ценовая война предполагает цикл последовательных снижений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Война цен длится до тех пор, пока стоимость не падает до уровня средних издержек. Понижение цены ниже этого уровня приводит к убыткам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.187 (0.008 с.)