Биомеханические и основные принципы шинирования зубов. Виды стабилизации зубных рядов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биомеханические и основные принципы шинирования зубов. Виды стабилизации зубных рядов.



Различают 5 видов стабилизации групп зубов: 1. Фронтальная. 2. Сагиттальная. 3. Фронто-сагиттальная. 4. Парасагиттальная. 5. Стабилизация по дуге (круговая).

Ø Фронтальная – иммобилизация зубов фронтального участка зубного ряда (используют несъемные шины).

Ø Сагиттальная – проводится в передне-заднем направлении боковой группы зубов, которые выполняют одинаковую функцию (за счет несъемных, иногда съемных шин).

 

 

Ø Фронто- сагиттальная стабилизация – связывание группы жевательных зубов одного бока и фронтальных зубов в единую систему (осуществляется монолитными несъемными шинами, которые фиксируются на 3 и больше коронках или состоят из 2-х шин, которые соединены между собой литым кламмером. Можно использовать съемную конструкцию, которая объединит выше указанные две группы зубов).

Ø Парасагиттальная стабилизация – шинирование жевательной группы зубов с двух боков одной челюсти, при этом жевательное давление распределяется на обе группы жевательных зубов одной челюсти. Боковые зубы предварительно закрепляют несъемными шинами, связывают в единый блок бюгельным протезом.

Ø Стабилизация по дуге – шинирование всего зубного ряда одной челюсти. Осуществляется несъемными шинами, которые состоят из нескольких блоков, съемными шинами в виде многозвенных кольцевых кламмеров, капповых шин, ЧСП с шинирующими приспособлениями. Наиболее рациональным видом стабилизации, которая обеспечивает равномерное распределение давления по всей зубной дуге, является стабилизация по дуге.

Шинирование основано на следующих биомеханических принципах:

1. Шина, укрепленная на зубах, вследствие своей жесткости, огра- ничивает свободу их подвижности. Зубы могут совершать движение лишь вместе с шиной и в одном с ней направлении. Как правило, амплитуда колебаний шины намного меньше амплитуды колебаний отдельных зубов. Уменьшение патологической подвижности зубов благоприятно сказывает-ся на больном пародонте.

2. Шинирующая конструкция, объединяя в блок все передние или все боковые зубы, разгружает их пародонт при откусывании или разжевывании пищи. После шинирования это давление распределяется уже на всю группу передних зубов, пародонт которых при самом грубом подсчете обладает в 2- 3 раза большими возможностями.

3. Нагрузка в шинируемом блоке прежде всего воспринимается зубами, имеющими меньшую патологическую подвижность. Они, таким образом, разгружают зубы с более пораженным пародонтом. Отсюда следует практический вывод, что в шинируемый блок следует включать как более, так и менее устойчивые зубы. В переднем отделе зубной дуги устойчивыми зубами чаще всего являются клыки.

4. Зубы расположены по дуге, кривизна которой наиболее выражена в переднем отделе. По этой причине движения зубов в щечно-язычном (небном) направлении совершаются в пересекающихся плоскостях, а ши- нированный блок, объединяющий их, превращается в жесткую систему.

5. Шинирующая конструкция, расположенная по дуге, более устойчива к действию наружных сил, чем шина, расположенная линейно.

6. При линейном расположении шины, когда все зубы имеют под. вижность I - II степени, возможно колебание шины при боковых усилиях. Для нейтрализации вредных трансверзальных колебаний шину следует соединить с подобной, но расположенной на противоположной стороне (поперечная стабилизация). Это возможно сделать при помощи дугового протеза.

5.Временные шины, применяемые при лечении локализованного пародонтита: показания, требования к временным шинам, классификация шин. Технология изготовления временных шин по Марею, Навотни, оральной многозвеньевой по Копейкину.

Методы изготовления временных шин:

  1. прямой метод;
  2. непрямой метод;
  3. комбинированный.

Ø Капповая шина Марея показана при скученности и наклоне зубов нижней челюсти в язычную сторону, так как использование других шинирующих конструкций не эффективно вследствие недостаточной их фиксации. На верхнюю челюсть использовать капповую шину не рекомендуется, изза ее косметического недостатка и неудовлетворительной фиксации. Технология изготовления: полученную рабочую модель изучают в паралелометрии. По отношению к межевой линии, перекрывая ее на 0,1-0,2 мм ближе к шейке

 

зуба, намечают карандашом границы будущей каппы. Далее модели разрезают на блоки по 3-4 зубы. Используя металлический штамп и контрштамп из листовой стали 0,2 мм, штампуют фрагменты шины, которые плотно прилегают в полости рта. После снятия оттиска с фрагментами каппы части спаивают между собой. Для предупреждения поломки с язычной стороны припаивается армирующая балка толщиной 1,2 мм.

Ø Novotny. Эта шина в виде пластмассовой полоски толщиной примерно в 1-2 мм покрывает среднюю треть язычной поверхности передних зубов. проникая в межзубные промежутки и объединяя зубы, шина обеспечивает хороший стабилизирующий и эстетический эффект.

Ø Интердентальная шина Копейкина, которая состоит из межзубной металлической перемычки (каркаса), введенной с боковых сторон двух соседних зубов и покрытой композитным материалом. Недостатки данной конструкции состоят в том, что шина не предотвращает смещения зубов в горизонтальной плоскости, не надежно фиксирует зубы, слой композитного материала быстро скалывается с металлической поверхности шины. Изобретение направлено на решение задач: улучшение фиксации подвижных зубов, повышение прочности соединения облицовочного композитного слоя с металлическим каркасом шины.

Ø Съемная круговая шина - представляет собой непрерывный кламмер, который проходит с вестибулярной и оральной поверхностей зубов. С язычной стороны звенья непрерывного кламмера располагаются выше бугорков, с вестибулярной - непрерывное соединение проходит вдоль десен и не прилегает к ним. Таким образом создают условия для фиксации шины, сводятся к минимуму возможные нарушения эстетических норм улыбки.

Ø Съемная шина с когтеобразными отростками, объединяет подвижные зубы в единый блок, изготавливают из КХС и золотоплатиновых сплавов. Многозвеньевой кламмер, с несколько расширенными орально расположенными звеньями, охватывает зубы лабиальными отростками, отходящими от него и проходящими в межзубные промежутки в виде когтеобразных ответвлений. Такую шину отливают на керамической модели.

Ø Съемная шина-каппа Ван-Тиля - отличается от предыдущей тем, что ее изготавливают из металла, шина перекрывает режущие края и заходит на вестибулярные поверхности передних зубов. Однако металл на губной поверхности нарушает эстетику, а накладки металла на губной поверхности могут нарушить окклюзионные контакты, для их устранения следует отпрепарировать твердые ткани передних зубов.

Ø Съемная шина-каппа Шпренга - представляет собой шинирующую полоску, перекрывающую язычные поверхности нижних резцов и клыков, располагается на режущих краях и частично на премолярах. Крепление шины достигается с помощью системы опорно-удерживающих кламмеров, при дефектах зубного ряда шина соединяется с дуговым протезом. Передние зубы подвергаются специальной подготовке: укорачивают режущие края, их слегка скашивают в язычную сторону, тщательно

 

Недостаток шины в том, что она не заходит на губную поверхность, тем самым не исключает выдвижения зубов и их ортооклюзию. Шину не используют при протрузии передних зубов. Для круговой стабилизации зубов предлагаются съемные шинирующие аппараты.

Ø Бинин Б.М. рекомендует многозвенную шину, которая охватывает зубы всей челюсти с оральной и вестибулярной стороны.

Ø Грозовский А.Л. усовершенствовал многозвеньевую шину. Он предложил припаивать к шине окклюзионные накладки на жевательные зубы и перекидные кламмеры на фронтальные зубы. Данные элементы препятствуют смещению шины в сторону шейки зубов и защищают слизистую оболочку от травмы.

Ø Шина Курляндского В. Ю. представляет собой гнутую проволочную шину, непрерывность которой достигается с помощью использования шарнира.

Ø Эльбрехт предложил цельнолитую шину с шинирующими элементами. Это замкнутая система непрерывных кламмеров, охватывая зубной ряд с вестибулярной и оральной стороны с межзубными перегородками и накладками в боковых участках зубной дуги, препятствующими проседанию шины и якорных фиксирующих захватов в участке фронтальных зубов. Якорные фиксирующие захваты могут вклиниваться между зубами, способствуя их расшатыванию. С целью более равномерного распределения жевательного давления на фронтальные зубы следует использовать модифицированную шину Эльбрехта (А. В. Гримов, 1974г). Вместо якорных захватов для предупреждения проседания шины отливаются вместе с каркасом колпачки или припаивается предварительно отштампованная металлическая крышка толщиной 0,2 мм (при глубоком прикусе осложненном скученностью и оральным наклоном фронтальных зубов). Представляет собой базовую конструкцию для изготовления съемных шин. За счет надежного, но эластичного каркаса обеспечивается устойчивость зубов практически в любом направлении. В конце 20-го века, позже вместо шин Эльбрехта стали применять комбинированные шины с опорно-удерживающими кламмерами системы Нея.

Ø Пашковская Л.А. с целью временного шинирования зубов у больных пародонтитом применяла эластичные съёмные шины, изготовленные из пластифицированного полиметилметакрилата. Такие шины имеют ряд преимуществ перед неэластичными шинами: - легкое надевание; - плотное прилегание к зубам; - высокая эстетическая и функциональная ценность шин.

Ø При заболеваниях пародонта воспалительного или дистрофического характера, осложненных частичной потерей зубов, возникает необходимость не только шинирования подвижных зубов, а и замещения дефектов зубного ряда. Выбор конструкции шины-протеза зависит от топографии, размеров дефекта и от количества сохранившихся зубов, их устойчивости.

Ø При больших дефектах зубного ряда изготавливают шины-протезы в виде частичных съемных пластиночных протезов с шинирующими элементами, бескламмерных шин-протезов, бюгельных протезов с шинирующими элементами и балочной системой фиксации и шин-протезов облегченной конструкции. Частичные съемные пластиночные и бюгельные протезы изготавливают по общепринятой методике. Шинирующими элементами в таких шинах-протезах являются: а) многозвенные кламмера

 

(литые, гнутые); б) вестибулярные дуги; в) окклюзионные накладки, когтевидные отростки; г) капповые элементы (Марей М. Г.); д) колпачковые элементы: штампованные, литые (Гримов А. В.).

 

Процесс изготовления цельнолитой конструкции шины-протеза включает следующие этапы:

1) изучение диагностических моделей;

2) подготовка окклюзионных поверхностей зубов для размещения опорных элементов шинирующей конструкции, в случае необходимости;

3) получение оттисков и рабочих моделей, определение центральной окклюзии;

4) изучение рабочей модели в параллелометре и выбор пути введения / выведения шины-протеза

5) планирование конструкции шины-протеза и нанесение рисунка ее каркаса на гипсовую модель;

6) подготовка модели к дублированию и получение огнеупорной модели;

7) воспроизведение рисунка каркаса шинирующей конструкции; 8) моделирование восковой репродукции шины-протеза;

9) создание литниковой системы;

10) процесс литья;

11) обработка каркаса шины-протеза

12) проверка каркаса в полости рта;

13) окончательная обработка и полировка шинирующей конструкции;

14) проверка шины-протеза в полости рта;

15) замена воска на пластмассу замещающей дефект зубного ряда части;

16) окончательная обработка, шлифовка, полировка конструкции;

Непосредственное протезирование (иммедиат -протезы) Различают протезирование непосредственное, когда протез изготовляют до операции удаления зубов и накладывают сразу после окончания, но не позднее 24 часов. Раннее, или приближенное протезирование-изготовление и наложение протезов в период заживления раны, в первые две недели после операции. Позднее или отдаленное протезирование- после заживления раны, но не раньше, чем через 1,5-2 месяца после операции. Непосредственное протезирование является промежуточным этапом ортопедического лечения, которое заканчивается постоянным протезированием.

Наиболее целесообразным протезом в качестве первичного является съемный пластиночный протез с удерживающими или опорно-удерживающими 16 кламмерами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.022 с.)