В микробиологических лабораториях учебных заведений не разрешается работать с живыми патогенными микроорганизмам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В микробиологических лабораториях учебных заведений не разрешается работать с живыми патогенными микроорганизмам.



ДНЕВНИК

Для практических работ

 ОП. «Основы микробиологии и иммунологии»

1 семестр

 

По специальности_______________________________

Курс_____________Группа_______________________

ФИО__________________________________________

 

 

Преподаватель: Прокофьева Н.С.

 


 

Дневник практических работ ОП. Основы микробиологии и иммунологии» предназначен для студентов 1 курса, очного отделения, по специальности 31.02.01 Лечебное дело, Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело. Составлен в соответствии с рабочей программой ФГОС 3+, и отвечает всем требованиям подготовки медицинских работников среднего звена.

Включает в себя: инструктаж студентов по технике безопасности при работе в микробиологической учебной лабораторией, тематическое содержание практических работ, список зачетных манипуляций, 6 практических тем, где отражается цель выполнения работы, перечень заданий. Многие задания иллюстрированы.

Дневник для практических работ позволит студентам успешно пройти подготовку даже если курс проходит в дистанционном режиме.


 

Уважаемые студенты!

«Иди по жизни так, будто впереди всегда есть чему научиться и ты точно это сможешь сделать»

Вернон Говард

Вашему вниманию предлагается Дневник практических работ по учебной дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии». В связи с внедрением новых образовательных стандартов ФГОС 3+, данная учебная дисциплина входит в состав цикла общепрофессиональных дисциплин основной образовательной программы.

На современном уровне развития медицинских наук требуются глубокие знания о видах микроорганизмов и их действия на внешнюю среду и человека. Практически всем медицинским специалистам необходимы знания и умения в области микробиологии.

На рынке труда, для дальнейшего трудоустройства, востребованность в молодых и конкурентоспособных и грамотных специалистов очень актуальна. Возникает необходимость в самостоятельном освоении материала, анализе полученных знаний, умелом применении их в практической деятельности.

Полученные знания и умения являются базовыми для изучения профессиональных модулей на старших курсах по оказанию медицинских услуг.

Инструкция по работе с дневником:

1.Оформите титульный лист

2.Ознакомьтесь с планом занятий

3.При выполнении практического занятия:

-проставьте дату работы

-прочитайте цель, знания и умения, план работы

-приступите к выполнению заданий, для этого используйте теоретические записи опорных конспектов, рекомендованную литературу, дополнительные источники (ресурсы-интернета). Данный материал вы можете найти в сообществе Микробиологии

-проверьте себя -ответьте на поставленные вопросы, пройдите тренировочное тестирование по сборнику тестовых заданий

 

 

Желаю успехов!

 


 

ВНИМАНИЕ! Прежде чем приступить к практической деятельности выучи

 

Техника безопасности при работе в микробиологических студенческих лабораториях

 

Аварийная аптечка

Приказ №1н Минздрав РФ от 09.01.2018

Состав

5% йод 70% спирт Бинт марлевый медицинский стерильный (5 м х 10 см) 2 шт. Лейкопластырь бактерицидный (не менее 1,9 см х 7,2 см) 3 шт. Салфетка марлевая медицинская стерильная (не менее 16 см х 14 см, N 10) 1 уп.

 

 

 

План практических занятий

№        Тема    Домашнее задание
1 Микробиологическая лаборатория: устройство, оснащение, правила работы. Зачетная манипуляция: правила работы и обращения с инфицированным материалом в микробиологической лаборатории 1.Ознакомьтесь с темой МР Микробиологическая лаборатория 2.Ответьте на вопросы 3.Выучите правила работы в микробиологической лаборатории
2 Дезинфекция. Стерилизация. Сбор, хранение и утилизация медицинских отходов. Зачетная манипуляция: -Устройство, принцип работы автоклава и сухожара, бактерицидных облучателей -Подготовка лабораторной посуды к стерилизации   1.Решите тестовые задания по теме 2.Выполните 1 задание в дневнике (Виды, методы и способы дезинфекции в микробиологической лаборатории. Контроль дезинфекции) 3.Выучите - Устройство, принцип работы автоклава и сухожара, бактерицидных облучателей (см. в приложении)
3 Методы иммунодиагностики и иммунопрофилактики инфекционных заболеваний. Постановка простейших серологических реакций, учет результатов. Зачетная манипуляция: - Памятка пациенту по иммунопрофилактике туберкулеза -Постановка и учет результатов реакции агглютинации 1.Выполните тестовые задания по теме Иммунитет 2.Выполните упражнения и ситуационные задания в дневнике 3.Ответьте на вопросы для контроля к ОК 9 Серологический метод исследования 4.Подготовьте памятку пациенту по иммунопрофилактике туберкулеза (план смотри в дневнике по данной теме)
4 Изучение морфологии бактерий Зачетная манипуляция: -приготовление препаратов -окраска препаратов -микроскопия и описание препаратов   1.Повторите ОК 10,11 2.Изучите устройство микроскопа, виды и алгоритм микроскопирования, уход за микроскопом (учебник А.С. Лабинская с.24-38). Заполните в дневнике п.3 3.Выполните упражнения и ситуационные задачи в дневнике по теме  
5 Культивирование бактерий. Изучение культуральных свойств бактерий. Зачетная манипуляция: -приготовление и розлив питательных сред в чашки Петри -посев -описание культуральных признаков 1.Заполнить классификацию и оснащение, приготовление  питательных сред (пункт практического занятия 1-2). Ответьте на вопросы  
6 Определение чувствительности бактерий к антибактериальным средствам. Профилактика бактериальной инфекции. Зачетная манипуляция: -Памятка пациенту по профилактике бактериальной инфекции -Постановка диско-диффузного метода определения чувствительности бактерий, учет результатов 1.Повторите ОК 12 антибактериальные препараты, ответьте на вопросы 2. Приготовьте на бумажном носителе «Памятку для  пациента по профилактике бактериальной инфекции-дифтерии» 3.Выполните тестовые упражнения

Литература основная (в сообществе)

1.Лабинская А.С. Общая и санитарная микробиология с техникой микробиологических исследований

2.  Борисов Л.Б. Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.

3. Воробьёв А.А. Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А. Воробьёв, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

4. Воробьёв А.А., Быков А.С. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии6 Учебное пособие для студентов медицинских вузов. -М.: Медицинское информационное агентство, 2003

5. СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"

6. СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III–IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»

7.    СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

 

Приложение N 1 (на последней странице дневника)

Классификация микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний человека простейших, гельминтов и ядов биологического происхождения по группам патогенности

 

                            

                                            Практическое занятие № 1                                 Дата____________

Алгоритм действий

1.Приготовьте оснащение 2.Промаркируйте контейнер – 3% хлорамин -60 мин. 4.Выполните расчет: 3% хлорамин на 1 л воды Хлорамин -30 г, Воды =1000 мл -30г= 970 мл 5.Отмерьте воду и налейте ее в контейнер 6.Отмерьте дезвещество и добавьте его в воду, перемешайте до полного растворения 7.Приклеить бирку с датой приготовления (срок годности 14 дней) 8.Поместить пинцет (полное погружение) на 1 час 9.Промыть пинцет под проточной водой • 0,1% - 1 г (мл) дезинфектанта + 1000 мл воды.                                                                                           • 0,2 % - 2 г (мл) дезинфектанта + 1000 мл воды.   • 0,3 % - 3г (мл) дезинфектанта + 1000 мл воды.   • 0,5% - 5 г (мл) дезинфектанта + 995 мл воды.   • 1% - 10 г (мл) дезинфектанта + 990 мл воды   3% - 30 г (мл) дезинфектанта + 970 мл воды   • 5% - 50 г (мл) дезинфектанта + 950 мл воды   • 10% - 100 г (мл) дезинфектанта + 900 мл воды

 

 

Проведите бактериологический контроль (устно) дезинфекции и ответьте на ситуацию:

 

           1.7. После дезинфекции лабораторного оборудования были проведены смывы с их поверхности. В результате посева на среду Эндо на питательной среде выросли колонии кишечной палочки.

Вопросы:

1.О чем говорят полученные результаты?__________________________________________________

4.Какими будут дальнейшие действия медработника?_______________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Практическое задание: Проведите кварцевание воздуха в помещении лаборатории.

1.Поясните обеззараживающие действие ламп на патогены (устно)

2.Перечислите правила эксплуатации ламп.

3.Назовите режим кварцевания.

А Б В

 

1.8 В боксе микробиологической лаборатории взяли пробы воздуха. В результате посевов на желточно-солевой агар рост золотистого стафилококка отсутствует.

Вопрос:

1.О чем свидетельствует данный результат?_______________________________________________

 

Алгоритм действия

1.Пинцет после дезинфекции подвергается мойке, при помощи ерша в моющем растворе

2.Пропаласкивается проточной водой

3.Пропаласкивается дистиллированной водой

4.Высушивается до полного исчезновения влаги

5.Упаковывается и вкладывается индикатор

-Флаконы, пробирки, бутылки, колбы- закрывают силиконовыми пробками, или ватно-марлевыми пробками. Пробка должна входить в горлышко сосуда на 2/3 своей длины, не слишком туго, но и не свободно.

Поверх пробки (кроме пробирок) надевают бумажный (из фольги) колпачок. Бумажный колпачок обвязывают вокруг горлышка ниткой или закрепляют резиновым кольцом.

Пробирки связывают по 5-50 штук и обертывают поверх бумагой.

- Чашки Петри, пипетки заворачивают в плотную оберточную бумагу (крафт-пакеты) по одной или несколько штук или в пеналах.

 

 

Проведение стерилизации

1.Поясните устройство, принцип и режим работы сухожара и автоклава.

2.Расскажите о правилах эксплуатации сухожара.

 

2.1 После проведения стерилизации проверяется химический индикатор. Определите результат стерилизации, если он был следующий:

 

Ответ________________________________________________________________________________

 

Алгоритм действия

1.Контейнер маркируем

2.Помещаем пакет (предварительно прокалываем отверстия ножницами)

3.Наливаем дезраствор

4.По мере заполнения пакета отходами на ¾ герметически завязываем стяжками.

5.Перед утилизацией одеваем на рабочую спецодежду дополнительные меры защиты.

6.Утилизируем в межкорпусные контейнеры.

7.Многоразовые контейнеры и их крышки дезинфицируем. Одноразовые утилизируются в месте с отходами, предварительно закрытыми.

 

                                        Практическое занятие № 3                               Дата_________

 

Упражнения

 

А. Установите соответствие между приобретенным видом иммунитета и его примером

Вид иммунитета 1.Естественно пассивный 2.Искусственно активный 3.Искусственно пассивный 4.Естественно активный Пример А.вакцинация БЦЖ Б.грудное вскармливание В.применение противоклещевого иммуноглобулина Г.после перенесенного брюшного тифа

 

Б. Установите соответствие между иммунобиологическим препаратом и его действующим составом

ИБП 1.Вакцина 2.Сыворотка 3.Пробиотик 4.Иммуномодулятор 5.Препарат бактериофага Действующий состав А.бифидобактерии Б.фаголизат В.патогенные возбудители Г.иммуноглобулины Д.интерферон

 

В. Установите соответствие между иммунобиологическим препаратом и его примером

ИБП 1.Вакцина 2.Сыворотка 3.Пробиотик 4.Иммуномодулятор 5.Препарат бактериофага Пример А.ИРС-19 Б.линекс В.виферон Г.дизентерийный бактериофаг Д.БЦЖ Е.антирезусный иммуноглобулин Ж.антирабический иммуноглобулин З.преднизалон И.аципол К.гриппол

 

Г. Установите соответствие между типом вакцины и его примером

Тип вакцины 1.Аттенуированные 2.Дивергентые 3.Рекомбинативные 4.Инактивированные 5.Анатоксины 6.Ассоциированные поливакцины 7.Ассоциированные комбинированные Пример А.БЦЖ Б. АКДС В. ОПВ Г. Совигрипп Д. Энджерикс Е. антирабическая вакцина Ж. Рувакс З. Гам-КОВИД-Вак И. Пневмо-23 К. АДС-М

 

Ситуационные вопросы

1. В группе детского садика зарегистрирован случай кори. Все дети, за исключением двух, которые часто болеют, вакцинированы против кори.

Нужно ли проводить специфическую иммунопрофилактику контактным детям? ________________________

_________________________________________________________________________________________

Какой препарат целесообразно использовать?___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

2.Какие иммунобиологические препараты вводят ребенку в роддоме и в каких целях?___________________

____________________________________________________________________________________________

 

3. У ребенка 3 мес. после введения АКДС возникло повышение температуры до 39,5˚С,продолжительностью 4 дня, фебрильные судороги. Ребенок не имеет прогрессирующих неврологических заболеваний.

Как расценить подобную ситуацию?____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

 

4.Ребенку 3 месяца, назначена иммунопрофилактика полиомиелита. Какой препарат можно применить?

________________________________________________________________________________________

 

5. У вас сломался холодильник, и в течение 3 дней вакцины лежали при комнатной температуре. Можно ли их использовать?______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

 

6.Пациент обратился в травмопункт со следами укушенной раны, объяснив, что на улице на него напала собака. Какие ИБП применить в целях профилактики бешенства?___________________________________

 

7.Пациент переболел кишечной бактериальной инфекцией. Какие препараты необходимо применять?

_________________________________________________________________________________________

 

8.У резус-отрицательной женщины родился резус-положительный ребенок. Какие ИБП следует применить и в каких целях?________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

 

Оснащение:

•         Предметное стекло

•         Обезжириватель (спирт, мыло)

•         Пипетки

•         Спиртовка

•         Бактериальные петли

•         Лоток с дезраствором

•         Стерильные салфетки

Компоненты:

АГ-неизвестен (биоматериал) Предварительно проведен бакпосев на питательную среду АТ-известен (диагностическая сыворотка)   Физраствор

 

Алгоритм действия:

1.Обезжирить предметное стекло

2.Нанести на стекло 2 капли сыворотки и 1 каплю физраствора

3.Прожечь бакпетлю в пламени спиртовки, остудить

4.Снять колонию возбудителя с питательной среды при помощи бактериальной петли

5.Внести колонию в каплю с сывороткой и перемешать

6.Прожечь бакпетлю, остудить

7. Снять колонию и внести в каплю физраствора, перемешать

8.Прожечь бакпетлю в пламени, поставить в лабораторный стаканчик вверх петлей

9.Учет результата

+ признаки агглютинации (зернистость)

- видимых изменений не произошло

 

10.Заключение: В материале пациента обнаружены АГ возбудителя (указываем его название)

 

Ситуационные задачи

№1

Условие У ребенка признаки острой кишечной инфекции (ОКИ). В лабораторию доставлен клинический материал – фекалии. В лаборатории провели выделение возбудителя из биоматериала путем бактериологического метода (посева на питательную среду биоматериала с целью выделения чистой культуры). У провели сероидентификацию с сальмонеллезной сывороткой (1), эшерихиозной (2), дизентерийной (3). Результат был следующий Результат Задание: 1.Определите результат реакции   2.Выпишите заключение

 

№2

Несколько работников музея после приема в пищу салатов, заправленных майонезом, приготовленных в домашних условиях, были госпитализированы в инфекционное отделение районной больницы. Все заболели остро: повысилась температура, появилась тошнота, рвота, боли в животе и жидкий стул. Диагноз: острый гастроэнтероколит? В лабораторию доставлены рвотные массы и кал. При агглютинации с поливалентными типовыми групповыми сыворотками:  с поливалентной эшерихиозной сывороткой ОКА – отрицательно  с поливалентной шегиллезной сывороткой (смесь 1) – отрицательно  с поливалентной сальмонеллезной сывороткой АВСДЕ – положительно  с О сальмонеллезным самотическим антигеном О1, О9, О12 - положительно  с сальмонеллезным жгутиковым антигеном Н I фаза – Н g, m – положительно, Н II фаза – Н 1, 7 – положительно.
Задание: Определите какой микроб выявлен  

                                                       Практическое занятие № 4                       Дата____________

Лабораторная работа 1

«Приготовление препарата раздавленная капля»

Задание:

1. Ознакомьтесь с  оснащением

2.Запишите алгоритм действия

 

Оснащение   1 Микроскоп, иммерсионное масло. 2 Предметные и покровные стекла. 3 Спиртовки и зажигалки. 4 Пипетка. 5 Обезжириватель – спирт, мыло 6 Источник микроорганизмов – молочные продукты, вода из водоемов, рассолы, протухшее мясо, пиво.   Схема проведения Алгоритм действия

Лабораторная работа 2

«Приготовление препарата висячая капля»

Задание:

1.Ознакомьтесь с  оснащением

2.Запишите алгоритм действия

 

Оснащение   1 Микроскоп, иммерсионное масло. 2 Предметные и покровные стекла. 3 Спиртовки и зажигалки. 4 Пипетка. 5 Обезжириватель – спирт, мыло 6 Источник микроорганизмов – молочные продукты, вода из водоемов, рассолы, протухшее мясо, пиво. 7 Предметное стекло с лункой   Схема проведения     Алгоритм действия    

 

 

Задание 2: Микроскопируйте препарат, зарисуйте и запишите результат микроскопии

Оснащение -световой микроскоп -салфетка для дезинфекции     Техника безопасности при работе с микроскопом 1. При изучении препаратов под микроскопом необходимо снимать очки. 2.Не делать резких поворотов головой вблизи тубуса микроскопа, чтобы не повредить глаза, лицо. 3. Чтобы не раздавить препарат, объектив следует опускать под контролем зрения. 4.Микроскопировать препараты без покровного стекла запрещается. 5.Переносить микроскоп надо так, чтобы одна рука снизу поддерживала ножку (башмак), а другая удерживала тубусодержатель.   Алгоритм 1.Работать с микроскопом следует сидя; 2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало; 3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать; 4.Установить объектив на малое увеличение; 5. Настроить освещение: смотрим в окуляр, при этом регулируем вогнутое зеркало на источник освещения; 6.Положитьна предметный столик препарат, закрепить лапкками; 7.Опускаем малый объектив (вращаем макровинт от себя) под контролем глаза с боку не достигая предметного столика 4-5 мм; 8.Смотрим в окуляр и медленно вращаем макровинт на себя до появления четкого изображения; 9. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 7,8; 10.Переводим объектив на иммерсионный. 11.Опускаем объектив под контролем глаза с боку(вращаем макровинт от себя), так чтобы объектив погрузился в каплю масла; 12.Смотрим в окуляр и медленно вращаем макровинт на себя до появления четкого изображения; 13.Зарисовываем препарат.   Окончание работы: 1.Выньте препарат 2.Переведите объектив на малое увеличение 3.Проведите дезинфекцию Результат микроскопии Определите бактерию (название) и опишите ее основные морфологические признаки     Препарат 1 Вывод……………………………….. ……………………………………….. ……………………………………….. ……………………………………….. ………………………………………..   Препарат 2 Вывод………………………………. ……………………………………… ……………………………………….. ………………………………………. …………………………………………   Препарат 3 Вывод…………………………………. ………………………………………….

 

Упражнения

Задание 1. Определите по морфологии родовое и видовое название бактерии

1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12

 

Задание 2. Решите ситуационные задачи

1.Ребенк, поступил в инфекционный стационар. При осмотре выявлены бело-серые налеты на миндалинах, Т тела 39,5 С. На исследование взяли отделяемое пораженной слизистой оболочки зева. Приготовлен и окрашен препарат. При микроскопировании обнаружены голубые палочки форме V, с темно-синими утолщениями на концах.

Задание: 1. Определите возбудителя, по морфологии________________________________________________

 

2.В окрашенных мазках из мокроты больного воспалением легких обнаружены ланцетовидной формы попарно расположенные кокки фиолетового цвета с бесцветной каймой вокруг.

Задание: 1. Определите возбудителя, по морфологии______________________________________________

 

3.В материале от больного (испражнения), были обнаружены слегка изогнутые грамотрицательные палочки, в виде запятой, подвижные.

Задание: 1. Определите возбудителя, по морфологии______________________________________________

 

4.К больному ребенку 5 лет, мама вызвала на дом врача педиатра. Из беседы с мамой врач выяснил, что ребенок посещает детский сад, в котором уже зарегистрировано несколько случаев заболевания скарлатиной. После тщательного осмотра и на основании собранного анамнеза, врач поставил диагноз: «Скарлатина».

Задания:

1.Назовите возбудителя скарлатины___________________________________________________________

2.Каковы морфология и тинкториальные свойства возбудителя?______________________________________

 

                                                   Практическая работа №5            Дата__________

План аудиторной работы

1.Приготовление и разлив питательных сред в чашки Петри. Лабораторная работа №1

2.Посев микроорганизмов шпателем, тампоном, петлей. Лабораторная работа № 2

3.Условия культивирования аэробов и анаэробов. Эксплуатация термостата.

4.Описание культуральных свойств бактерий. Лабораторная работа № 3

5.Определение чувствительности микроорганизмов к антибактериальным средствам.

Лабораторная работа №4

 

Самостоятельная (домашняя) работа по теме

1.Классификация, состав и назначение питательных сред.

2.Приготовления питательных сред.

3.Вспомните культуральные признаки бактерий (ОК: Частная бактериология)

 

Понятия –бактериологический метод исследования, питательная среда, ферменты, пигменты бактерий, колония, культура, чистая культура, вид, культуральный признак

 

Бактериологический метод, состоящий в посеве клинического материала на искусственные питательные среды, выделении чистых культур микробов и их последующей идентификации, имеет большое значение в диагностике инфекционных заболеваний, при профилактических обследованиях на носительство патогенных бактерий кишечной группы, бактерий дифтерии, при изучении санитарно-гигиенического состояния объектов внешней среды (вода, воздух, почва, продукты питания) и исследовании их по эпидемиологическим показателям на зараженность патогенными видами микробов.

 

Лабораторная работа № 1

«Приготовление среды Эндо и ЖСА»

Задание:

1.Приготовьте оснащение для приготовления питательных сред

2.Запишите схему приготовления в соответствии с инструкцией

3.На рисунке укажите объем питательной среды

4.Ответьте на вопросы письменно

Оснащение:

 

 

Схема приготовления среды Эндо

           

 

Вопросы:

1.К какой группе сред относят среду Эндо?_____________________________________________________

2.С какой целью применяют среду Эндо?________________________________________________________

3.Какой компонент питательной среды Эндо придает красный цвет?___________________________________

4.Каков принцип действия питательной среды Эндо?_______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

Схема приготовления желточно-солевого агара

           

 

Вопросы:

1.К какой группе сред относят ЖСА?__________________________________________________________

2.С какой целью применяют ЖСА?____________________________________________________________

3.Каков принцип действия ЖСА?_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

Лабораторная работа № 2

«Посев микроорганизмов шпателем, тампоном, петлей»

Задание:

1.Приготовьте оснащение

2.Запишите алгоритм посева

3.Зарисуйте движения петли на рисунке

 

Оснащение:

 

 Алгоритм действий (составьте из теоретических положений). Посмотрите видеосюжет

   

 

Движения петли при посеве

 

 


Культивирование

Аппаратура для выращивания аэробов Термостат     Правила эксплуатации
Аппаратура для выращивания анаэробов Принцип работы

 

Лабораторная работа № 3

«Описание культуральных свойств бактерий»

Задание: Опишите цвет, форму колонии по рисунку

Дайте понятие устно – колония, культуральный признак, чистая культура

1Эшерихии на среде Эндо 2 Шигелла на среде Эндо 3 Сальмонелла на висмут-сульфитном агаре
4Холерный вибрион на щелочном агаре 5Клостридия ботулизма на глюкозо-кровяном агаре 6 Коринебактерия на агаре с теллуритом
7Иерсиния на агаре 8 Бацилла сибирской язвы на агаре Хоттингера 9 Золотистый стафилококк на ЖСА

 

                                        Практическое занятие № 6                   Дата______________

План

1.Упражнения по теме «Антибактериальные средства. Особенности антибактериального иммунитета»

2.Определение чувствительности бактерий к антибактериальным препаратам.

-Лабораторная работа №1 «Антибиотикограмма»

-Ситуационные задачи по теме

3.Проведение беседы с пациентом по профилактике бактериальной инфекции

Задание: Подготовьте памятку для пациента по профилактике дифтерии, по плану:

-Понятие заболевания

-Этиология (причина)- краткая характеристика возбудителя, опасность возбудителя!,среда обитания

-факторы риска

-группы риска

-Патогенез заболевания

-Клинические симптомы

-Осложнения

-профилактические мероприятия

 

Упражнения

Задание 1.1 Определите на рисунке структуры- мишени бактериальной клетки для антибиотиков

Ответ: - - - -

 

Задание 1.2 Установите соответствие между группой препаратов и его примером

Группа А-ингибиторы клеточной стенки Б-ингибиторы цитоплазматической мембраны В-ингибиторы синтеза белка Г-ингибиторы нуклеиновых кислот Пример 1-В-лактамы 2.Аминогликозиды 3.Тетрациклины 4.Фторхинолоны 5.Полимиксины 6.Сульфаниламиды 7.Макролиды 8. Имидазолы 9. Нитрофураны 10. Левомицитин

 

Задание 1.3 Установите соответствие между спектром действия и препаратом

А-широкий спектр Б-узкий спектр 1. ципрофлоксацин 2. метронидазол 3. линкомицин 4. эритромицин 5. доксициклин 6. гентамицин 7. клотримазол 8. Нистатин 9. Полимиксин 10. ванкомицин

 

 

Задание 1.4 При применении антибиотиков широкого спектра действия у больных возможно развитие дисбактериоза. Какие препараты можно рекомендовать к назначению:

А.пенициллин

Б.бифидумбактерин

В.иммуноглобулин

 

Задание 1.5 Из анализа больного выявлено, что при применении антибиотика у него отмечались кожные высыпания (крапивница), отек лица.

Как называются эти явления?_________________________________________________________________

 

Задание 1.6 В связи с обострением хронического пиелонефрита пациентке назначен Ципрофлоксацин по 250 мг 2 раза в сутки. Через 5 дней от начала приѐма Ципрофлоксацина сохраняется субфебрильная лихорадка. 

Каковы возможные причины неэффективности антибиотикотерапии? _________________________________

__________________________________________________________________________________________

Какие исследования необходимо выполнить дополнительно?________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

Задание* 1.7 (дополнительное задание). Решите ситуационную задачу

От больного из ожогового отделения выделены метициллинрезистентные S. аureus (MRSA).

Вопрос 1: Чем отличаются метициллинрезистентные S. аureus (MRSA)?_______________________________

_________________________________________________________________________________________

Вопрос 2: Какие антимикробные химиопрепараты рекомендуется использовать для лечения данного больного?_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Вопрос 3: Назовите механизм формирования резистентности MRSA?_________________________________

 

Задание 1.8 Известно, что возбудители некоторых инфекционных заболеваний (стрептококки, гонококки и др.) в организме человека способны образовывать L-формы. Это приводит к хронизации процесса и, в ряде

случаев, неэффективности антибактериальной терапии.

1. Какие антибактериальные препараты могут вызвать образование L-форм?__________________________

2. Механизм образования L-форм?

_________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа №1

«Антибиотикограмма»

Цель: _______________________________________________________________________________________

Задание:

1.Посмотрите фильм

2.Приготовьте оснащение

3.Проведите постановку опыта

4. Определите результат по рисунку

5.Сделайте заключение.

6.Выполните ситуационные задачи.

 

 

Оснащение     Алгоритм действия Результат (определите по рисунку)   Бактерии по чувствительности к АБ 1,2-   3,4-   5,6-    

Заключение

 

 

Линейка для измерения диаметра зоны задержки роста

 

 

Ситуационные задачи

 

Задание 2.1: Интерпретируйте результат посева и какие препараты следует применять пациентом.

 

 

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.2: Ребенок в возрасте двух лет заболел воспалением легких. При бактериологическом исследовании была выделена культура стрептококка и определена ее антибиотикограмма: амикацин – 12 мм, цефтриаксон – 29 мм, ципрофлоксацин – 25 мм, имипенем – 17 мм, цефоперазон – 24 мм.

Каким методом была определена антибиотикограмма______________________________________________

 Назовите критерии учета и оценки______________________________________________________________ Какие из антибиотиков целесообразно применять для лечения ребенка________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

Контрольная задача.

В инфекционную больницу поступил больной солдат на пятый день болезни с высокой лихорадкой (390С). Предварительно диагностирован «Брюшной тиф».

Задание. Ответьте на вопросы письменно.

1.Назовите родовое и видовое название возбудителя_______________________________________________

2.Охарактеризуйте морфологические и тинкторальные свойства_____________________________________

__________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

3.Какие методы микробиологического исследования можно применить, их значение_____________________

__________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

4.Какой материал необходимо собрать на исследование___________________________________________

5.Какую группу химиотерапевтических препаратов необходимо применять для лечения_________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.326 с.)