Нейро-лингвистическое программирование (нлп) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейро-лингвистическое программирование (нлп)



Нейролингвистическое программирование (НЛП) - психотерапевтическая концепция, которая за счет изменения представленного в сознании психического образа жизненной ситуации изменяет психическое состояние человека для обеспечения возможности эффективной реализации себя в жизни и удовлетворения актуальных потребностей.

Одним из базисных положений НЛП является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Главными задачами НЛП-терапевта является обеспечение доступа пациента к этим скрытым ресурсам, извлечение их из подсознания, доведение до уровня сознания, а затем обучение пациента тому, как ими пользоваться. Выполнение этих задач достигается использованием различных техник: «интеграция якорей», «тройная диссоциация», «шестишаговый рефрей-минг», «взмах».

Техника интеграции якорей. Методика проста, обладает большой терапевтической широтой и позволяет значительно редуцировать невротическую симптоматику у участников военных действий уже на начальных этапах работы. Ее применение особенно желательно при фиксации пациента на негативных аспектах своего жизненного опыта, связанных с войной. Она может использоваться как основная, или же как вспомогательная в составе других технических приемов НЛП терапии.

Техника тройной диссоциации. Это одна из самых эффективных и быстродействующих психотехник при работе с людьми, перенесшими тяжелую психотравму, связанную с угрозой для жизни и нанесением серьезного вреда психическому или физическому благополучию. Все это характеризует участников военных действий и касается ситуаций, в которых они оказывались практически беспомощными и беззащитными. Психотравмы подобного рода часто приводят к развитию ПТСР у лиц, принимавших участие в боевых действиях. Подобная психотравма ведет к формированию своеобразной фобической реакции, имеющей, как правило, охранительный, защитный характер в специфическом контексте, связанном с опасностью для пациента. В дальнейшем, посредством обобщения, эта реакция генерализируется, т. е. этот паттерн реагирования переносится в другие неадекватные и отличные от первоначального контексты. Это, в свою очередь, приводит к формированию патологического реагирования в самом широком диапазоне ситуаций, т. е. дезадаптивному поведению и разнообразным формам невротических проявлений и делинквентного поведения, а в будущем к патохарактерологическому развитию.

В большинстве случаев данный контингент больных практически не отдает сознательного отчета в том, насколько сильно психотравмирующее переживание накладывает отпечаток на их жизнь и деформирует систему отношений. При таком характере психо

травмы найти позитивное переживание достаточной интенсивности для совмещеши обоих состояний (техника якорения) просто невозможно. Здесь уместно говорить о наличии некой отщепленной части человека, которая продолжает страдать, вновь и вновь переживать прежнюю ситуацию и заставляет всю личность воспринимать и взаимодействовать с миром через призму этой боли и страдания. Отсюда становится понятной вв-обходимость отреагировать на «ущемленный аффект», психотравмирующую ситуацию, изменить к ней отношение, позволить страдающей части получить поддержку, сострадание и, в конечном итоге, интегрировать ее с личностью пациента.

В технике тройной диссоциации эти задачи решаются посредством диссоциации пациента от негативных чувств, пережитых во время психотравмы. Пациент должен посмотреть на происшедшее с ним со стороны, т. е. перейти от ассоциированного повторного переживания психотравмирующего события в диссоциированную форму. При воспоминании психотравмирующего события в ассоциированной форме человек вновь м вновь переживает его, словно оно происходит «здесь и сейчас», как бы снова и снова возвращается назад в прошлое, чтобы вновь и вновь переживать чувства безнадежности, страха и боли. Но существует другой способ восприятия и переработки информация, обеспечивающий способность, оставаясь эмоционально невовлеченным, пересмотреть со стороны свой прошлый психотравмирующий опыт и при этом располагать всеми ресурсами и знаниями личности, всем опытом прошлого, жизнеощущением настоящего и цв-леполаганием будущего. Таким способом является диссоциированная форма восприята». Обычно приятные события запоминаются в ассоциированном восприятии, а негативяие в диссоциированном. Достоинством этого вида отношения к собственному жизненному опыту является возможность оставаться сострадающим, сопереживающим, пережившим и во многом постигшим происшедшее, но в то же время существующим в настоящем, как целостная личность, смотрящая на все происшедшее со стороны. Находясь в тавой новой, более конструктивной позиции, пациент может изменить отношение к происшедшему, вернуть психотравмирующую ситуацию в ее ограниченный контекст, оказать эмоциональную поддержку страдающей части себя, повернуться к ней душой сердцем,

интегрироваться с ней.

Шестишаговый рефрейминг. В самом общем виде круг проблем, решаемых с помощью этой психотехники, можно разделить на два типа.

К первому, основному, относятся паттерны когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования, часто возникающие при ПТСР. Больной воспринимает их как неадекватные, не устраивающие (не удовлетворяющие) его в данном контексте, в, несмотря на понимание, он не может изменить, исправить их. К этому часто примешиваются некоторая насильственность при их возникновении и развитии, осознание кахов-то автоматичности, неуправляемости, недостаточности их сознательного контроля.

Ко второму типу относятся самые разнообразные проблемы психосоматичеошго уровня, также часто встречающиеся у участников военных действий. С помощью этой техники можно добиться: формирования новых более адекватных способов поведена»; большей цельности, интеграции личности пациента; формирования чувства доверия к себе, своим способностям и возможностям; выведения на сознательный уровень истю-ных мотивов и целей поведения. Разрешить, возникшие в результате перенесенных трагедий и наличия ПТСР, внутриличностные и межличностные конфликты.

Техника взмаха. Эта техника позволяет быстро и эффективно изменять ригидные стереотипы на более адекватные и устраивающие пациента способы реагирования. В результате формируются не только новые, более позитивные реакции, но и более продуктивный «Я-образ».

 

ЭРИКСОНОВСКИЙ ГИПНОЗ

Эриксоновский гипноз — особый «недирективный» подход к индукции гипнотического транса и его терапевтическому использованию. Он, как правило, осуществляется в рамках краткосрочной стратегической (ориентированной на конкретную цель) психотерапии, разработанной М. Эриксоном. При этом используется модель наведения транса, основанная на взаимодействии и сотрудничестве между пациентом и гипнотерапевтом. Применяются гибкие, адаптивные стратегии достижения состояния измененного сознания: психотерапевт вначале следует за текущим поведением пациента (присоединяется к позе, дыханию, особенностям речи субъекта), а затем, незаметно, все больше начинает им руководить, постепенно вводя в гипнотический транс. На стадии индукции транса и в ходе терапевтической утилизации трансовых состояний широко используются косвенные суггестии: последовательность принятия, иллюзия выбора, сложные составные и негативные парадоксальные внушения, пресубпозиции, трюизмы, аллюзии, контекстуальные внушения, метафоры и др.

Эриксоновский подход существенно повышает восприимчивость пациентов к гипнозу, позволяет избежать или изящно обойти сопротивление, которое нередко возникает у субъекта при использовании директивных, традиционно-однообразных методов гипнотизации, а также прямых императивных внушений, ориентированных на снятие болезненного симптома или изменение поведения.

В работе с больными, страдающими ПТСР, трансовые состояния используются в качестве своеобразной стратегической рамки, внутри которой осуществляют различные терапевтические интервенции.

Э.Росси и М.Эриксон описали «микродинамику» транса, состоящую из пяти последовательных стадий, которые на практике часто переплетаются между собой.

1. Фиксация внимания, когда гипнотерапевт фиксирует и удерживает сознательное внимание пациента (на каком либо предмете, звуках, телесных ощущениях либо воображаемых картинах).

2. «Депотенциализация» сознательных провесов, т.е. изменение психического функционирования в сторону гипнотического. Например, на этой стадии используют приемы, вызывающие замешательство (конфузию), путем нарушения привычного хода мыслей пациента, что вызывает растерянность и недоумение, отвлекает и путает сознание. Также применяют насыщение (информационную перегрузку), когда пациенту дается столько сенсорной информации одновременно, что это превосходит возможности ее сознательного восприятия и блокирует активность доминантного полушария.

3. Запуск безсознательного поиска - важный момент, предшествующий собственно терапевтической работе в трансе. Для этой цели гипнотерапевт использует особый диссоциативный язык, позволяющий разделить сознательные и безсознательные процессы, например: «Ваше сознание слушает меня, в то время как ваше безсознательное занято другой важной работой».

4. ^езсознатедьный процесс. Терапевтические интервенции, основанные на косвенных суггестиях, активизируют безсознательное пациента, которое является для него важнейшим источником ресурсов в решении эмоциональных и поведенческих проблем. При этом происходит реорганизация у, псресТруктурИрование психики пациента.

5. Гипнотический отвел. Практически совпадает с активизацией безсознательных процессов и проявляется наблюдаемыми в трансе феноменами: амнезия и гипермнезиа, возрастная регрессия, телесные иллюзии, позитивные и негативные галлюцинации, мелкие движения внутри транса, анестезия, левитация, каталепсия.

На этой стадии психотерапевт, наряду с продолжением терапевтического воздействия, отслеживает любые изменения, происходящие у пациента, подтверждая (ратифицируя) их и, давая понять, что все идет так, как и должно идти. Ратификация позволяет поддерживать хороший раппорт и необходимую для успешной работы глубину транса.

После завершения терапевтической интервенции гипнотерапевт осуществляет ре-ориентацию пациента и выведение его "3 гчпнотического состояния. На этом этапе возможно применение посттипп&гических суггестии.

Использование эриксоновских стратегий работы в гипнозе у больных, страдающих ПТСР, позволяет быстро и эффективно разрешить многие проблемы, связанные с данным заболеванием. Так, на первых сеансах полезно максимально укрепить "Я" пациента ресурсами, помочь ему воссоздать в трансе приятные, вызывающие особый душевный и физический комфорт переживания радостных, наполненных положительными эмоциями событий, состояния спокойствия и умиротворенности, уверенности в собственных силах. Использование ресурсных трансов позволяет быстро уменьшить эмоциональную напряженность, раздражительность, ослабить вспышки гнева и, часто, улучшить сон пациентов. Далее, может быть осуществлен один из ключевых методов работы с ПТСР в эриксоновском гипнозе; возрастая регрессия с выходом на травмирующую ситуацию и последующим отреагированием. Причем, при возникновении абреакцм чрезвычайно важно привнести в первоначальный травматический опыт дополнительные ресурсы, поддержку и новое понимание этой ситуации. В результате умело проведенного отреагирования, психотравма подвергается значительной нейтрализации, а пациент получает возможность по-другому, более конструктивно, без прежней эмоциональной вовлеченности взглянуть на драматические события прошлого и переосмыслить их,

В гипнозе мы получаем доступ к безсознательным процессам, а значит к истокам иррационального, дезадаптивного поведения пациентов, страдающих ПТСР. Изменение безсознательных поведенческих программ также осуществляется неявным (косвенным) путем: через специально сконструированные терапевтические метафоры; через визуальные образы, ассоциирующиеся у пациентов с негативными эмоциями или ощущениями; используются сюжетные трансы с заданной фабулой, где в символической форме предлагаются способы укрепления ресурсами, пути выхода из проблемной ситуации и та Важная часть работы в трансовых техниках - формирование у пациентов «образа достижения», т.е. позитивного и весьма привлекательного образа себя в будущем, имеющего широкий выбор адекватных способов общения с окружающими и поведенческого реагирования в различных ситуациях. Для достижения оптимального и стойкого эффекта гии-нотерапии необходимо обучить пациентов навыкам самогипноза. Регулярные занята» самогипнозом, которые требуют определенных усилий это тренировка силы воли и хорошая практика в здоровом образе жизни. Кроме того, приемы самогипноза, занимаю-

щие 15-20 минут в день, позволяют успешно преодолевать текущие жизненные стрессы и стабилизируют психическое состояние человека.

Обычно, курс эриксоновской гипнотерапии у больных с ПТСР составляет от 6 до 12 сессий продолжительностью около 1 часа, а сам гипнотический сеанс занимает 25-40 минут. Частота сеансов составляет 1 -2 раза в неделю.

 

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Аутогенная тренировка (AT) - активный мегод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, повышающий возможности саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Достигаемая с помощью AT саморегуляция' эмоционально-вегетативных реакций, в частности, уменьшение эмоционального напряжения, позволяет использовать этот метод не только в клинической практике, но и в ряде профессий, связанных с острыми или хроническими стрессовыми ситуациями. Однако опасным является не только воздействие агрессоров в определенный момент времени, но и пролонгированное влияние психотравмирующего воздействия на психику человека, приводящее к психическим нарушениям различной выраженности, что проявляется, в частности, в посттравматическом стрессовом расстройстве.

Основные проявления ПТСР, которые могут поддаваться коррекции при помощи AT:

• Расстройства сна, как клиническое проявление ПТСР, в частности, инсомнии (нарушения засыпания, поверхностный сон, раннее пробуждение, отсутствие чувства отдыха после сна) и парасомнии (двигательные, психические, ночные кошмары), приводят к чувству повышенной усталости, снижению работоспособности, быстрой утомляемости и т. д. В этом случае использование приемов AT с целью быстрого отдыха и восстановления сил, а также регуляции сна позволит повысить работоспособность и улучшить структуру сна.

• Эмоциональное оскудение, повышенная возбудимость (взрывчатость, раздражительность, ярость, гнев, тяга к насилию) и тревожность (чувство напряжения, нервозности, ненадежности, страха), сопровождающиеся вегетативными проявлениями, отражаются на семейной жизни и качестве межличностных отношений. Эти проявления приводят к повышенной конфликтное™, социальной изоляции, злоупотреблению алкоголем или наркотиками. Применение AT с целью снижения эмоционального напряжения, тревожности и улучшения настроения в этом случае является эффективным методом психотерапии для расширения адаптационных возможностей человека в обществе.

• С помощью упражнений AT, направленных на активизацию психических и физических функций и творческих ресурсов человека, а также на создание нужного настроения, можно снизить интенсивность проявления таких симптомов ПТСР, как избегание стимулов, связанных с травмой; нарушение концентрации внимания; пониженный фон настроения и снижение мотивации (чувство подавленности, безнадежности, бесполезности, ощущение снижения энергетики, отсутствие интереса к чему-либо).

• Поскольку проявления ПТСР зачастую усугубляются психосоматическими заболеваниями, то использование AT для борьбы с болью и самостоятельного регулирования таких функций организма, как кровообращение, частота сердечных сокращений и дыхание, а также кровоснабжение мозга - является важным моментом в психотерапии посттравматического стрессового расстройства.

В рамках медико-психологической реабилитации участников военных действий одной из задач является реабилитация психики ветеранов, пострадавших от последствий воздействия травматического стресса, полученного во время войны и после возвращения к мирной жизни. В рамках этой задачи применение AT позволяет, кроме обучения релаксации, подготовить пациента к последующей активной психотерапевтической работе.

ЭФФЕКТЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ Освоившие AT и регулярно занимающиеся ею могут:

•^ Успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение.

•^ Быстро отдохнуть и восстановить физическую и психическую работоспособность.

•^ Самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга, что очень важно для

лечения психосоматических заболеваний. ^ Бороться с болью функционального происхождения. ^ Активизировать психические и физические функции, например, внимание, память,

воображение, способность к физическим усилиям.

•^ Активизировать творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления.

•^ Побеждать вредные привычки путем рациональной борьбы со стрессом, эмоциональной и интеллектуальной активизации.

^ Углубленно познать себя и в значительной степени управлять своим поведением, заранее моделируя предвидимые стрессовые ситуации и экстренно включая механизмы саморегуляции в неожиданных обстоятельствах.

^ Научиться регулировать свой сон. "/ Управлять своими эмоциями, отключаясь от неприятного и «насыщая себя» прижг-

ными образами.

•^ Создавать определенное настроение, тот уровень вегетативного, мышечного и эмоционального тонуса, который необходим для конкретной деятельности в заданных условиях.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Медицинские. Согласно МКБ-10 посттравматическое стрессовое расстройство относится к группе невротических расстройств и поэтому не противоречит общим показаниям и противопоказаниям к применению AT. Метод AT показан в случаях возникновения выраженного нервно-психического напряжения, невротических реакций, сопровождающихся нарушениями сна и наличием психосоматических жалоб на состояние здоровья.

Психологические. При назначении и применении AT для коррекции и психопрофилактики ПТСР ажио учитывать специфическую особенность личностного реагирования участников боевых действий: состояние расслабления ассоциируется у них с готовностью к бою. Поэтому у этих пациентов более эффективными способами релаксации будут активные методы - предварительные упражнения AT, прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону при использовании гетеротренинга - как самостоятельные методики в обучении расслаблению. Однако в сочетании с другими психотерапевтическими методами, позволяющими снять тревогу по поводу расслабленного состояния, также может быть эффективна аутогенная тренировка первой и второй ступени по

Шульцу.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

AT является индивидуально-групповой методикой, так как групповое обучение закрепляется индивидуальным («аутогенным») применением. Обучение проводится на протяжении 15-20 занятий под руководством психотерапевта. Каждое занятие начинается с элементов предварительных упражнений. Затем проходит обсуждение самостоятельных занятий, проводится беседа о цели упражнения, изучаемого на сегодняшнем ге-теротренинге (занятие под голос руководителя), о приемах и механизмах ее достижения. В конце занятия дается «домашнее задание». Оптимальный состав группы - 8-12 человек. Обучение следует проводить в просторном тихом помещении при комнатной температуре. Основные позы тренировки - сидя, полулежа или поза «кучера на дрожках»; поза лежа может быть рекомендована только для самостоятельных занятий. Нужно помнить, что позы должны быть симметричными. Специальная методика выхода позволяет за короткое время эффективно перейти от аутогенного состояния к бодрствованию и максимально активизироваться. Перед началом курса проводится вводная беседа, во время которой психотерапевт дает общие инструкции, объясняет принципиальные положения AT, показывает и закрепляет у обучаемых основные приемы, создавая позитивную установку о благоприятном действии AT на организм.

К психотерапевту, как руководителю AT предъявляются особые требования:

•^ Отличное владение речью, большой словарный запас, богатство интонаций.

•^ Психотерапевт должен расположить к себе пациентов.

^ Не следует выучивать занятие по заранее написанному тексту.

•^ Для руководителя AT необходим достаточный уровень знаний.

•^ Следует соблюдать необходимое равновесие при применении суггестивных и рациональных элементов.

Курс аутогенной тренировки состоит из предварительных упражнений, собственно классической АТ-1 по Шульцу или ее различных модификаций, а также высшей ступени AT. Предварительные упражнения при коррекции ПТСР занимают важное место в тренировке релаксации и, как отмечалось выше, могут продемонстрировать более высокую эффективность, чем непосредственно сама аутогенная тренировка. К числу предварительных упражнений относят дыхательную гимнастику: утренний (мобилизирующий) и вечерний (успокаивающий) тип, ритмичное брюшное (диафрагмальное) дыхание; иде-омоторную тренировку, а также упражнения в расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры. В качестве предварительных упражнений для расслабления поперечно-полосатой мускулатуры может использоваться метод прогрессивной мышечной релаксации, который также более эффективен при ПТСР для обучения расслаблению, снижения эмоционального напряжения, тревожности и улучшения настроения.

А УТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА И ЕЕ МОДИФИКАЦИИ

Учитывая особенности реагирования ветеранов с диагнозом ПТСР на состояние релаксации, стандартные упражнения АТ-1 следует сочетать с другими методами психотерапии, направленными на снятие ассоциированной связи расслабления с боевой готовностью и тревоги по этому поводу.

Психоэнергетический вариант, относящийся к модификациям AT, применяется с лечебной целью: снять боль в сердце, уменьшить или избавиться от болей или неприятных ощущений в каком-либо участке тела, в органе. Этот метод AT может повысить со

противляемость организма. А поскольку течение ПТСР зачастую сопровождается жалобами на ухудшение состояния здоровья, то данный вариант AT может быть эффективно использован при коррекции соматических проявлений, особенно болевого синдрома.

К модификациям аутогенной тренировки также относится психорегулируюшая тренировка, которая применяется для успокоения, мобилизации и восстановления сил. Произвольно комбинируя успокаивающие и мобилизующие части, занимающийся может создать себе нужный эмоциональный фон, причем за очень короткий отрезок времени, что демонстрирует эффективность данного варианта AT при коррекции ПТСР.

Эффективность лечебного варианта модификации AT при посттравматическом стрессовом расстройстве обусловлена применением его для снятия болезненных симптомов и коррекции эмоциональных нарушений, при бессоннице, повышенном артериальном давлении и т.д.

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ ВЫСШИХ СТУПЕНЕЙ

Целью второй ступени AT является оптимизация высших психических функций и коррекция личностных нарушений. Однако применение АТ-2 при коррекции ПТСР у ветеранов, учитывая особенности их реагирования на состояние релаксации, будет более эффективным, если сочетать его с другими методами психотерапии, направленными на снятие ассоциированной связи расслабления с боевой готовностью и тревоги по этому поводу. При данном расстройстве использование АТ-2 будет высокоэффективным для обучения пациентов управлению эмоциями, углубленному самопознанию, активизации творческих ресурсов и созданию определенного настроения.

Основу АТ-2 составляет аутогенная медитация, семь упражнений которой затрагивают глубины безсознательных процессов. Курс АТ-2 состоит из переходных упражнений, в качестве которых рассматриваются приемы регуляции мышечного тонуса (релаксация, аутогенное погружение и идеомоторные представления), обучающие произвольной транквилизации или мобилизации, дыхательная гимнастика в «утреннем» (мо-билизирующем) и «вечернем» (успокаивающем) вариантах, упражнения для мимической мускулатуры, управление «кругами внимания»; а также начальные упражнения, направленные на тренировку высших психических функций и в число которых входят непрерывное, ритмичное и мысленное созерцание, «внутренний видеоскоп», тренировка эмпа-

тии и мысленные движения.

Хотя переходные и начальные упражнения тренируют активное внимание и волю, дисциплинируют мышление, однако главной задачей АТ-2 следует признать воздействие на эмоциональную сферу, овладение приемами преднамеренного управления ею. С это целью основными приемами моделирования настроения считаются: управление мышечным тонусом, упражнения сюжетного воображения и так называемые «упражнения самоутверждения».

Конечной целью тренировки высших ступеней являются рациональное совершенствование и развитие личности, самовоспитание, что достигается дополнительными приемами саморегуляции, которые способствуют возникновению или утверждению нужных эмоций, привычек и оптимальной системы реагирования.

К дополнительным приемам саморегуляции относятся: воспитание привычки, умения управлять своим лицом и своим телом, сознательное использование эмоциоген-ного влияния одежды и пантомимики, создание «личности-образца» и подражание ей, сознательное использование корригирующего и эмоционального воздействия искусства («артгерапия»),

Все вышеизложенные упражнения AT высшей ступени удовлетворяют стремление любого человека к совершенствованию собственной личности. При коррекции по-стгравматического стрессового расстройства использование AT высшей ступени позволяет ветеранам научиться управлять своим эмоциональным состоянием, моделировать адекватные стратегии поведения в обществе, т. е. расширить свои способы адаптации и тем самым получать удовлетворение от полноты безконфликтного общения с окружающими людьми.

Заканчивая групповые занятия AT, пациентам сообщаются основные правила самостоятельной тренировки и самовоспитания, сформулированные в виде памятки.

 

МЕТОД ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ ДВИЖЕНИЯМИ ГЛАЗ» (ДПДГ)

Оригинальный психотерапевтический метод ДПДГ был разработан Ф. Шапиро (США) в 1987 году и с этого времени с успехом применяется для лечения посттравматических стрессовых расстройств у участников боевых действий, жертв насилия, катастроф и стихийных бедствий, а также лиц, страдающих фобиями, паническими и дисео-циативными расстройствами. С первых лет своего использования ДПДГ обнаружил высокую эффективность у ветеранов военных конфликтов, которые в ходе терапии смогли

освободиться от тягостных навязчивых мыслей и воспоминаний, кошмарных сновидений и других проявлений ПТСР.

В основе метода лежит представление о существовании у всех людей особого психофизиологического механизма - адаптивной информационно-перерабатывающей системы. При ее активации происходит спонтанная переработка и нейтрализация любой травматической информации, причем этому сопутствуют позитивные изменения в когнитивной сфере, эмоциях и поведении. Тяжелые психические травмы и стрессы могут блокировать деятельность системы. В этих случаях травматические воспоминания и связанные с ними представления, аффективные, сомато-вегетативные и поведенческие реакции не получают своего адаптивного разрешения, продолжая храниться в ЦНС в форме, обусловленной пережитым состояниям. Негативная информация как бы «замораживается» и длительное время сохраняется в своем первоначальном, непереработанном виде за счет изоляции нейронных сетей мозга, обеспечивающих доступ к этим воспоминаниям, от других ассоциативных сетей памяти. При этом не происходит нового научения, так как соответствующая психотерапевтическая информация не может ассоциативно связываться с изолированной информацией о травматическом событии (Shapiro, 1994). В результате, негативные эмоции, образы, ощущения и представления из прошлого пациента проникают в его настоящее, вызывая сильный душевный и физический дискомфорт. Предполагается, что движения глаз (или другие альтернативные раздражители), используемые при ДПДГ, запускают процессы, активизирующие ускоренную переработку травматического опыта по аналогии с той, что в норме происходит на стадии сна с быстрыми движениями глазных яблок (БДГ-сна). (Shapiro, 1989; Neilsen.1991). Ряд исследователей считает, что фаза БДГ-сна является тем периодом, когда бессознательный материал, в том числе связанный со стрессами, всплывает для адаптивной переработки (Pearlman,1992; Winson, 1993). Повторные ночные кошмары с пробуждениями весьма ха

рактерные для больных, страдающих llTCP, прерывают и искажают БДГ-сон, а вызывающий сильное беспокойство дисфункциональный материал остается непереработанным (Ross et all., 1990).

Использование в ходе проведения процедуры ДПДГ повторяющихся серий движений глаз, вероятно, приводит к разблокированию изолированной нейронной сети мозга. где хранится травматический опыт, который, в свою очередь, подвергается десенсибилизации и ускоренной когнитивной переработке. Воспоминания, имеющие высокий отрицательный эмоциональный заряд переходят в более нейтральную форму, а соответствующие им представления и убеждения пациентов приобретают конструктивный характер.

ДПДГ может применяться как самостоятельный метод психотерапии при ПТСР либо, как один из этапов лечебного воздействия, направленный на быстрое устранение у больных наиболее тягостных переживаний и симптомов, связанных с перенесенными в прошлом психическими травмами. В зависимости от поставленных целей и задач количество сеансов ДПДГ может варьировать от 1-2 до 6-16, а продолжительность каждого из них составляет от 60 до 90 минут. Средняя частота сеансов 1-2 раза в неделю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.047 с.)