Общая успешность в 4-х тестах (позиция 5) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая успешность в 4-х тестах (позиция 5)



Общая успешность в 4-х тестах (позиция 5 на Профиле) получена как среднее арифметическое 4-х по всем четырем методикам. Этот показатель рассматривается как некоторая интегральная характеристика готовности первоклассника к обучению в школе, полученная на основе выполненных учеником работ.

Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. Это, значит, следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация.

При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

Дети с низкими результатами по показателю «Познавательная сфера» нуждаются в помощи. Очень часто родители не способствуют развитию ребенка в этом направлении, так как не дооценивают важность многих составляющих познавательных способностей и не понимают, как на них влиять. Родители при подготовке ребенка к школе уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на учебный процесс и считают игру, рисование, конструирование чем-то второстепенным. Таким образом, именно в момент подготовки к школе семья все больше отказывается от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: понимание инструкции, произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию и т.д.. Многие современные родители занимаются формальным развитием школьных навыков, забывая о необходимости включать в жизнь ребенка творческую деятельность и разнообразные игры, тем самым, развивая общую готовность к школе. Большую проблему составляет недостаточный опыт совместных свободных игр с правилами у детей. С поступлением в школу эта тенденция только усиливается.

 

«Навыки чтения, письма, счета» (позиция 6)

В настоящее время большинство детей приходят в школу с некоторым запасом базовых «школьных» умений и навыков. Предполагается, что это позволит ребенку более успешно осваивать школьную программу. Диагностика владения навыками чтения, письма и счета важна для учителя, так как позволяет оптимизировать учебный процесс, учитывая реальные умения учащихся. В данном исследовании суммируются результаты ответов из «Карты первоклассника» и «Анкеты родителей».

Показатель «Навыки чтения, письма, счета» отражает результат педагогического воздействия на ребенка до школы. Данный показатель определяется и фиксируется учителем.

Обращаем Ваше внимание, что специфические проблемы в начале школьного обучения есть как у детей с высоким уровнем подготовки, так и при низкой подготовке. Наличие больших различий в учебных навыках детей класса создает трудности, как для учителя, так и для тех детей, которые сильно отличаются по этому показателю от основной массы класса.

Таким образом, значительное отличие от среднего по классу по данному показателю указывает на возможность затруднений у ребенка при адаптации к обучению.

Дети, у которых показатели данного блока значительно ниже среднего будут испытывать двойную нагрузку, догоняя класс. В этом случае особенно необходима помощь родителей, понимание со стороны учителя, терпение взрослых.

Важно сопоставление 6-го показателя с уровнем показателей по всем тестам познавательной сферы.

Сочетание средних и выше среднего результатов по тестированию познавательных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на недостаточное внимание к обучению в дошкольный период. Данное сочетание не так проблематично: при хорошей обучаемости можно довольно быстро и правильно сформировать навыки учащихся.

В то же время в процессе обучения могут обнаружиться некоторые проблемы, незамеченные на предыдущем этапе развития ребенка, так как не было той деятельности, в которой они могли проявиться. Например, может обнаружиться нежелание заниматься монотонной деятельностью, быстро угасающий интерес при интеллектуальных занятиях, нежелание заниматься деятельностью, которая получается, не так хорошо, как у лидеров, наличие нарушений фонематического слуха, при которых ребенок плохо различает некоторые похоже звучащие буквы, проблемы с мелкой моторикой, когда ребенку трудно вести точную ровную линию.

Сочетание низких результатов по тестированию познавательных способностей и показателя ниже среднего по учебным навыкам указывает на возможность значительных трудностей в процессе вхождения в учебный процесс, так как несформированные предпосылки учебной деятельности могут означать некоторую незрелость предпосылок учебной деятельности и затруднять быстрое усвоение необходимых знаний и навыков. Это может повышать тревожность ребенка, вызывать неудовлетворенность результатами своей деятельности, ощущение перегруженности, утомление, негативизм по отношению к трудной и неприятной для него деятельности.

При недостаточной сформированности предпосылок учебной деятельности следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. Внимание должно уделяться не только обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), но и развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.

Часто родители в таких случаях стараются все внимание сосредоточить на учебных заданиях, обучении письму, чтению, счету, сокращая при этом все другие виды деятельности ребенка, препятствуют игре, посещению кружков. Это только затрудняет коррекцию проблемы, усиливает стресс у ребенка. Необходимо в семье сохранять доброжелательную и спокойную атмосферу вокруг ребенка, поддерживать уверенность, что он справиться с трудностями, подчеркивать все успешные моменты. Внимание взрослых должно быть сосредоточено на малейших успехах ученика, чтобы не вызвать потерю мотивации и формирование отрицательной самооценки.

В домашней работе по развитию познавательных способностей, рекомендуются совместные игры родителей с детьми, наблюдение за природными явлениями, выполнение творческих заданий. Описание некоторых игр и занятий приводится в Приложении 1.

Более подробные рекомендации родители могут получить у психолога и педагога.

Особую категорию составляют дети, демонстрирующие познавательные способности и учебные навыки выше среднего. Начиная обучение в разноуровневом классе, в котором учителю необходимо «подтягивать» других, эти дети могут потерять интерес к учебе. В этом случае и ребенок, и родители могут излишне расслабиться, привыкнув к тому, что все знакомо и дается легко, и пропустить момент, когда закончится «запас прочности». Часто взрослые считают, что ребенок, хорошо знающий тему урока, может пока просто посидеть-послушать. Родители часто в подобном случае подчеркивают превосходство ребенка над одноклассниками, формируют критическую точку зрения на происходящее в классе, сосредоточенность внимания ребенка на ошибках других детей или педагога. Однако такой подход может привести к формированию привычной позиции «стороннего наблюдателя», которую достаточно трудно переформировать. Такой ребенок часто не может интегрироваться в жизнь школы, не находит друзей, всегда чувствует себя как бы в стороне. Это приводит в дальнейшем к серьезным психологическим проблемам, мешает реализовать свой высокий потенциал. Необходимо пробуждать у ребенка интерес к другим детям, внимание к их успехам и позитивным качествам, совместной деятельности.

Другие проблемы, возникающие у детей с подготовкой выше среднего могут проявляться в том, что могут не сформироваться навыки систематической, «рутинной» учебной работы. Навыки (например, письма) могут быть сформированы не оптимально, и потребуется переучивание. В каждом конкретном случае только сотрудничество семьи с педагогом обеспечит оптимальную поддержку ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.41 (0.006 с.)