Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III .1.4 Искусство Греции периода архаики.

Поиск

 

Тема 32. Храмовая архитектура Греции периода архаики.

(планиграфия, ордер - храм Артемиды на острове Корфу (нач. VI в. до н.э.), храмы Посейдонии (Пестума) – храмы Геры I (Базилика), Геры II, храм Афины (Деметры); храмы в Селинунте (А, C, D, E, F, G), храм Геры в Олимпии, храм Аполлона в Коринфе, храм Аполлона в Дельфах (ок. 510 г. до н.э.), Гекатомпедон на Афинском акрополе, храм Геры на острове Самос, храм Артемиды в Эфесе.

 

Тема 33. Рельефы греческих храмов архаического периода.

(Фронтонные композиции. Рельефы храма Артемиды на острове Корфу, рельефы архаического периода на храмах Афинского акрополя (сюжеты: «борьба Геракла с гидрой», «Введение Геракла на Олимп»), рельефы Гекатомпедона, фронтонные композиции сокровищницы сифносцев в Дельфах (сюжеты: «Гигантомахия», «Суд Париса», «Похищение Левкиппид», «Спор о треножнике», троянский цикл), Дельфы, Музей.  

Рельефы на фризах. Фризы храма Артемиды в Эфесе, фриз в Дидимейоне близ Милета, фриз сокровищницы сифнийцев в Дельфах, рельефы из т.н. «Персидского мусора» на Афинском акрополе (Пояснение. Узнать, что означает термин «Персидский мусор». Рельефов из «персидского мусора» много. Надо привести как можно больше). Например: сюжет: «Борьба Геракла с тритоном»).

Рельефы на метопах. Метопы храма «малых метоп» в Селинунте («Похищение Европы», Сицилия, вторая четверть VI в. до н.э.), метопы храма «С» в Селинунте (третья четверть VI в. до н.э.), метопы из сокровищницы в Дельфах (Кон. VI в. до н.э. – подвиги Геракла, подвиги Тесея), рельефы на метопах храмов Пестума).

 

Тема 34. Рельефы на надгробиях и вотивные рельефы Греции архаического периода.

(Рельефы на надгробиях. Надгробный рельеф из Спарты (третья четверть VI в. до н.э.), стела из Симы (1-я пол. VI в. до н.э.), стела Аристиона (автор Аристокл, последняя четверть VI в. до н.э.), стела из Орхомене (автор Алксенор, рубеж VI – V вв. до н.э.); Дискофор. Фрагмент погребальной стелы с Дипилонского кладбища. Приписывается т.н. «Мастеру всадника Рампена». Около 560 г. до н.э. Афины, Национальный музей; Надгробие Аристиона мастера Аристокла. Мрамор. Около 510 г. до н.э. Выс. 2.40 м.; Стела Лисия. Конец VI в. до н.э. Афины, Национальный музей.

Вотивные рельефы.

«Лев с добычей и человек, добивающий льва» (Слоновая кость. Из святилища Артемиды Орфии в Спарте. Последняя четверть VII в. до н.э.); Композиции т.н. II стиля из святилища Артемиды Орфии в Спарте. Слоновая кость: 1) «Богиня с консортом»; 2) «Две богини с консортом» Афины, Национальный археологический музей; Плакетка т.н. V стиля из храма Артемиды Орфии в Спарте с изображением Персея, убивающего Медузу, Афины, Национальный археологический музей; Рельеф из слоновой кости с изображением проводов корабля из святилища Артемиды Орфии в Спарте Афины, Национальный археологический музей).

 

Тема 35. Круглая скульптура и керамическая пластика Греции архаического периода.

(Критская школа. «Криофор», торс из Элевтерна, торс из Айгиоргитики, сидящая женщина из святилища в Принии, женская статуэтка из извести – т.н. «Оксеррская статуя» (VII в. до н.э., Лувр).

Спартанско-лаконская школа. Голова Геры (Олимпийский Герайон), «Бегун» (бронза), «Бегунья» (бронза), Ника (мастер Архерм, остров Делос),

Аргосская школа. Куросы аргосской школы, «Клеобис и Битон» или т.н. «Тираноубийцы» автор - Полимед из Аргоса. (Пояснение – не путать с композицией «Гармодий и Аристогитон» (или «Тираноубийцы») в авторстве Крития и Несиота периода ранней классики!), женские бронзовые статуэтки аргосской школы (рукояти зеркал),

Сикионская школа. Женские бронзовые статуэтки сикионской школы (рукояти зеркал), «Гермес Криофора», Аполлон Тенейский

Ионийские школы. Статуи жрецов рода Бранхидов на дороге священных процессий к храму Аполлона – т.н. Дидимейону, мужская статуя (остров Самос)

Милетская школа. Артемида (остров Делос, сер. VII в. до н.э.), Гера (остров Самос, ок. 560 г. до н.э.), Богиня с птицей. Мрамор, выс. 1,43 м. 570–560 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи (Пергамон музеум)

Аттическая школа. Т.н. «Дипилонская голова», найдена у Дипилонских ворот (Около 610 г. до н.э., Афины, Национальный Археологический музей), курос с мыса Сунион (кон. VII в. до н.э.), Богиня с гранатом. т.н. «Берлинская кора». Мрамор, выс. 1,93 м. 580–560 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи (Пергамон музеум); т.н. «голова Райе» (Новая Глиптотека, Карлсберг, Дания), т.н. «Сабуровская голова» (Берлин, Пергамский музей), Курос из Воломандра (Аттика). «Персидский мусор» на Афинском акрополе (скульптуры и рельефы из т.н. «персидского мусора» на Афинском Акрополе (коры в т.ч. «кора Неарха» (автор Антенор), кора №670, кора №671, кора №674, кора №680, кора №682 (525 – 500 гг. до н.э.), кора №684 (ок. 490 г. до н.э.); кора т.н. Хисского мастера (ок. 510 г. до н.э.), кора в пеплосе (ок. 520 г. до н.э.); кора мастера Антенора, «Мосхофор» (560 г. до н.э.), Курос с мыса Сунион (Колоссальная статуя найдена в храмовой зоне, посвящённой Посейдону. Около 620 г. до н.э. Афины, Национальный музей); т.н. Мюнхенский курос. Аттика. Около 540–530 гг. до н.э. Мюнхен, Государственное Античное собрание; Кора с птицей. (Ок. 540 г. до н.э. Афины, Музей Акрополя); Надгробие Кройса из Анависсоса (Аттика). (Ок. 530 г. до н.э.); Погребальная статуя Аристодика. (Ок. 500–480 г. до н.э. Афины, Национальный музей); курос из Пирея (Афины, Национальный археологический музей); Торс Тесея (?). (Ок. 520 г. до н.э. Афины, Музей Акрополя).

 

Тема 36. Металлопластика Греции архаического периода.

Бронзовые статуэтки (Афина и др. из т.н. «персидского мусора» на Афинском Акрополе, Бронзовая статуэтка куроса из Акрополя. (Ок. 490 г. до н.э.); Бронзовая статуэтка Афины из Акрополя. (Ок. 480 г. до н.э., Афины, Национальный археологический музей); Бронзовое зеркало с ручкой в виде коры. Около 520 г. до н.э. Афины, Национальный музей; Бронзовая статуэтка Афины Промахос из Акрополя. Между 550–480 гг..до н.э. Афины, Национальный археологический музей; Зевс на троне. Около 590 г. до н.э. Бронза. Выс. 12 см Афины, Национальный музей; Бронзовая статуэтка гоплита из Фессалии (1-я пол. VII в. до н.э.) Афины, Национальный музей; Бронзовыые статуи из Дрероса – Аполлон, Артемиды и Лето. VII в. до н.э. Кандия, Музей; Статуя Аполлона из Дрероса Кандия, Музей; Статуэтка, известная под названием «Аполлон, дар Мантикла». Нач. VII в. до н.э. Бостон, Музей изящных искусств.

Лаконская бронзовая пластика VI в. до н.э.: 1) Идущий старик. Олимпия. 550 г. до н.э. Олимпия, Музей; 2) Воин с мечом. 550 г. до н.э. Олимпия, музей; 3) Голова юноши. Спарта. 530–520 гг. до н.э. Бостон, Музей изящных искусств;

Спартанская школа пластики. Статуэтки бегуний: 1) из Албании (?) 550–540 гг. до н.э. Афины, Национальный музей; 2) из Додоны (?).

Бронзовая голова Зевса из Олимпии. Около 520–510 гг. до н.э. 2. Бронзовая плакетка (возможно, деталь декорации ларнака) из Олимпии. Афины, Национальный музей; Бронзовая голова бородатого воина из Фессалии. Около 490 г. до н.э. 2. бронзовая статуэтка куроса с петухом из Пелопонесса Афины, Национальный музей; Статуэтка молодого всадника из Додоны, Бронзовая статуэтка Зевса с пучком молний в руке из Додоны. и другие бронзовые статуэтки, которые приносились в качестве вотивных даров в Додоне. VI в. до н.э. Афины, Национальный музей).

 

Тема 37. Терракота и костяная скульптура Греции архаического периода.

(Терракота. Глиняная фигурка всадника из Беотии. Афины, Национальный музей; Глиняные ложки с ручками, декорированными фигурками животных и птиц из Беотии Афины, Национальный музей; Т.н. «Ариадна» из Беотии. VII в. до н.э. Париж, Лувр.

Костяная скульптура. Бог со львом. VII в. до н.э. Слоновая кость. Выс. 22,5 см Дельфы, Археологический музей; Статуэтка танцующего юноши. Около 625 г. до н.э. Слоновая кость. Выс. 14,5 см Самос, музей).

 

Тема 38. Типы, названия типов, предназначение типов древнегреческой керамики.

(Пояснение – названия типов древнегреческой керамики можно позаимствовать из тем №39, 46 и №52. Здесь необходимо показать форму того или иного типа, его название и предназначение).

 

Тема 39. Вазопись архаического периода Греции.

(стилистика, региональные особенности, мастера вазописцы, творчество Экзекия, Тлесона, Евфрония, Евтимида, Эпиктета).

Клейсоф (Kleisophos). Деталь прорисовки с аттической чернофигурной ойнохойи с изображением процесса охлаждения и разлива вина. Около 530 г. до н.э. Афины, Национальный музей

Мастер Kyllenios. Деталь амфоры из Церы со сценой рождения Афины из головы Зевса. Около VI до н.э. Берлин, Государственные музеи.

Олтос. Роспись стороны А чёрнофигурной амфоры с изображением менады и сатира. Около 525–515 гг. до н.э. Париж, Лувр.

Группа протокоринфских сосудов - поиск новых программ росписи сосудов в начале – середине VII в. до н.э.

Протокоринфский арибалл. Выс. – 6,8 см. Около 700 г. до н.э. Лондон, Британский музей; Протокоринфский сосуд с о-ва Эгина. Выс. 12 см. Начало VII в. до н.э. Эгина, Археологический музей Протокоринфский арибалл. Выс. – 6,6 см. Начало VII в. до н.э. Бостон, музей Изящных искусств; Прокоринфская ольпа, т.н. «Ваза Чиджи» из Вейи (Этрурия). В верхнем фризе – битва гоплитов. В центральном фризе представлены следующие сцены: кавалькада, два сфинкса, охота на львов и суд Париса. Выс. 26,2 см. Середина VII в. до н.э. Рим, Музей Вилла Джулия; Прокоринфская ольпа, т.н. «Ваза Чиджи» из Вейи (Этрурия). В верхнем фризе – битва гоплитов. В центральном фризе представлены следующие сцены: кавалькада, два сфинкса, охота на львов и суд Париса. Выс. 26,2 см. Середина VII в. до н.э. Рим, Музей Вилла Джулия; Прокоринфская ольпа, т.н. «Ваза Чиджи» из Вейи (Этрурия). В верхнем фризе – битва гоплитов. В центральном фризе представлены следующие сцены: кавалькада, два сфинкса, охота на львов и суд Париса. Выс. 26,2 см. Середина VII в. до н.э. Рим, Музей Вилла Джулия; Протокоринфский арибалл («Арибалл Макмилана») из Фив. Выс. 6,8 см. Середина VII в. до н.э. В центральном фризе представлены гоплиты и сцены охоты Лондон, Британский музей

Протоаттические сосуды как пример перехода от геометрического стиля к ориентализурующему.

Протоаттический лутрофор. Выс. 80 см. Начало VII в. до н.э. Париж, Лувр; Протоаттическая «чёрно-белая» амфора из Элевсина. На горлышке сосуда представлена сцена ослепления Одиссеем Полифема. На центральной части сосуда – сцена преследования Горгон Персеем. Выс. 1,42 см. Около середины VII в. до н.э. Протоаттическая «чёрно-белая» амфора из Элевсина. На центральной части сосуда – сцена преследования Горгон Персеем. Около середины VII в. до н.э. Элевсин, Археологический музей.

Ориентализирующий стиль. Обогащение программы росписей; использование приёма процарапывания внутреннего рисунка по тёмному фону глазури; декоративное богатство цветовой гаммы; приоритет фигуративных изображений над абстрактным орнаментом; своеобразие взаимоотношений элементов росписи с фоном; условность в передаче объёма.

Софил. Аттический динос на подставке со сценой свадьбы Пелея и Фетиды. Около 575 г. до н.э. Лондон, Британский музей. Гидрия так наз. мастера из Аналатоса, датируемая началом ориентализирующего стиля. Афины, Национальный музей.

Группа родосско-ионийской керамики: своеобразие форм сосудов и их взаимосвязь с композицией росписи, чёткость контура и большая роль изящной линии силуэта, специфика красочной гаммы.

Родосская ойнохойя. VII в. до н.э. Афины, Национальный музей Ойнохойя. Мастерские о-ва Родос. Вторая половина VII в. до н.э.

Группа коринфской керамики.

Протокоринфская ольпа. Выс. 34 см. Вторая половина VII в. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание.

Мастер Тимиада. Амфора из Вульчи со сценой борьбы Геракла с амазонкой Андромахой. Выс. 39, 4 см. Около VI до н.э. Бостон, Музей Изящных искусств; Коринфская ойнохойя. Начало VI в. до н.э. Музей Charterhouse School; Коринфская чаша со сценой самоубийства Аякса. Основная сцена дополнена изображением персонажей, связанных с выбранным для росписи сюжетом, как-то: Диомед, Одиссей, Нестор, Агамемнон. Начало VI в. до н.э. Базель, Художественный музей

Мастер из Токры (древняя Арсиноя). Прорисовка коринфского алабастра с о-ва Делос с изображением крылатой Артемиды. Начало IV в. до н.э. Делос. Археологический музей; Коринфский кратер со сценой спасения Гераклом Гесионы от морского чудовища. Около VI в. до н.э. Бостон, Музей Изящных искусств; Коринфский арибалл с изображением Медузы Горгоны в позе свастического бега. Конец VII в. до н.э. Делос, музей; Коринфские алабастры с изображением т. н. Владычицы зверей. Конец VII в. до н.э. Делос, музей;

Пиксида из Беотии. Около 740 г. до н.э. Афины, Национальный археологический музей. Чаша с птицами.

Группа беотийско-коринфских сосудов.

Cосуды, происходящие с о-ва Крит и о-вов Эгеиды.

Кикладский (паросский?) сосуд с навершием в виде головы грифона с о-ва Эгина. Выс. 41,5 см. Середина VII в. до н.э. Лондон, Британский музей. Критский полихромный погребальный сосуд из Кносса. Используются красный, голубой, чёрный и белый цвета. Выс. – 53 см. Начало VII в. до н.э. Гераклион. Археологический музей. Образцы узоров на критском сосуде из Кносса. Около VII в. до н.э. Гераклион. Археологический музей; Блюдо из Камира (Родос). Диаметр 32 см. Около 600 г. до н.э. Париж, Лувр; Ойнохойя из Кносса. Между 700 и 690 гг. до н.э. Париж, Лувр. Использование в росписи ориентализирующего стиля тем героического эпоса: гераклический цикл (беотийско-коринфская группа), троянский цикл (Родос), мифы об Одиссее (Аргос); Коринфский арибалл со сценой убийства Гераклом гидры. Около 600 г. до н.э. Базель, Художественный музей; «Мелосская амфора» со сценами эпифании Аполлона и Артемиды (на центральном фризе) и битвы Ахилла и Мемнона (на горлышке). Как пример использования в росписи ориентализирующего стиля тем троянского цикла, получивших распространения в вазописи Родоса и островов Афины, Национальный музей Амфора с изображением суда Париса с о-ва Парос. VII в. до н.э. Парос, Археологический музей. Т.н. блюдо Эвфорба из Камира (Родос). Менелай сражается с Нестором за тело Эвфорба. Диаметр 38,5 см. Около 600 г. до н.э. Лондон, Британский музей и амфора т.н. мастера Несса: появление сюжетно-фигуративных композиций, поиски новых взаимосвязей росписи с формой и конструкцией сосуда. Амфора т.н. мастера Несса Афины, Национальный музей; Кратер из западно-греческих мастерских, найден в Цере. Подписан Аристонофом. На одной стороне представлено сражение военного корабля с торговым. На другой – сцена ослепления Полифема Одиссеем. Середина VII в. до н.э. Рим, Паллацио Консерватории.

Чернофигурная вазопись. Особенность художественно-содержательной программы: специфика техники исполнения рисунка, освобождение фона от орнаментальных элементов.

Гидрия из Церы со сценой ослепления Полифема. Около 520 г. до н.э. Рим, Музей Виллы Джулиа 1,2. Неарх; Аттический арибалл с изображением сатиров и сценой битвы пигмеев с журавлями. Выс. 8 см. Около VI до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен музеум. Чёрнофигурный кратер из Фарсалии Афины, Национальный музей.

Т.н. Гейдельбергский Мастер. Аттический килик из Камира со сценой сражения Беллерофонта с Химерой. Выс. 14 см. Около 575 г. до н.э. Париж, Лувр; Аттический чёрнофигурный килик «с глазами» в манере Мастера Лисиппида. Геракл, сражающийся с Тритоном. Диаметр 36,4 см. Около 520 г. до н.э. Малибу, Вилла-музей Гетти (Paul Getty Museum)

Мастер Лисиппида. Аттическая чёрнофигурная амфора с изображением Геракла, играющего на лире перед Афиной. Около 520 г. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание; Большой чёрнофигурный свадебный лебес со сценами свадьбы Пелея и Фетиды из Эретрии Афины, Национальный музей.

Основные группы чернофигурной керамики (коринфская, лаконская, клазоменская, халкидская, аттическая).

Т.н. «Мастер Охоты». Лаконский килик. Вторая половина – конец VI в. до н.э. Париж, Лувр; Лаконская гидрия с о-ва Родос. Выс. 43 см. Вторая половина VI в. до н.э., Родос, Археологический музей.

Т.н. «Мастер Аркесилая». Лаконский килик из Вульчи с изображением Аркесилая, царя Кирены. Cередина VI в. до н.э. Париж, Национальная библиотека, Кабинет медалей

Клазоменская амфора из Телль-Дефенне (греч. Дафна) (Египет). Выс. 53.6 см. Середина – вторая половина VI в. до н.э. Лондон, Британский музей

Т.н. «Мастер Надписи». Деталь халкидской амфоры со сценой убийства Диомедом Реса. Середина – вторая половина VI в. до н.э. Малибу, Вилла-музей Гетти (Paul Getty Museum)

Т.н. «Мастер KY». Аттический краснофигурный скифос с изображением двух комастов. Около 580 г. до н.э. Афины, Национальный Археологический музей

Т.н. «Мастер Антимена». Аттическая краснофигурная амфора с о-ва Родос Нью-Йорк, Метрополитен музеум Псиакс. Деталь росписи аттического краснофигурного киафа. Конец VI в. до н.э. Малибу, Вилла-музей Гетти (Paul Getty Museum); Чёрнофигурная ойнохойя с изображением Гермеса и сфинксов. Происходит из Аттики. VI в. н.э. Афины, Национальный музей.

т.н. «Килик Росса». Один из лучших примеров имитации около 600 г. до н.э. работ коринфских мастеров в росписях мастерских Керамикос (Афины). Зеркало т. н. Килика Росса Афины, Национальный музей Аттический чёрнофигурный килик с изображением Медузы Горгоны. Диаметр 29 см. Середина VI в. до н.э. Копенгаген, Нью-Карлсбергская глиптотека.

Т.н. «Мастер Тесея». Аттический чёрнофигурный скифос из Франкониси с изображением Геракла, быка и Афины. Около 500 г. до н.э. Олимпия, Музей.

 Фрагмент лебеса из Акрополя со сценой свадьбы Пелея и Фетиды, расписанного Софилом, первым из мастеров Атттики, подписавшим свои работы. 2. Фрагмент лебеса из Фарсалии со сценой состязания колесниц на похоронах Патрокла, расписанного Софилом, Афины, Национальный музей.

Клитий и Эрготим. Ваза Франсуа Флоренция. Археологический музей.

Деталь вазы Франсуа со сценой калидонской охоты Флоренция, Археологический музей. Деталь вазы Франсуа со сценой свадьбы Пелея и Фетиды Флоренция, Археологический музей.

Творчество Экзекия. Подпись Экзекия на амфоре с изображением Геракла и Гиерона. Около 540–530 гг. до н.э. Париж, Лувр; Деталь амфоры со сценой самоубийства Аякса. Вторая половина VI в. до н.э. Болонья, Археологический музей; Сторона А амфоры из Вульчи. Ахилл с телом Аякса. Около 540–530 гг. до н.э. Мюнхен, Государственное Античное собрание. Роспись амфоры с изображением Ахилла и Пентеселии. Между 540–530 гг. до н.э. Лондон, Британский музей; Роспись амфоры с изображением Диониса, менады и сатира. Между 540–530 гг. до н.э. Париж, Лувр; Килик с ладьёй Диониса. Ватиканская амфора. Ахилл и Аякс, играющие в кости, проводы на войну.

Сосуды мастерской Никосфена. Деталь амфоры с подписью Никосфена. Около 520–510 гг. до н.э. Париж, Лувр. Никосфен; Амфора, иллюстрирующая основные черты вазописи этого мастера. Выс. 31 см. Около 525 г. до н.э. Рим, Вилла Джулиа; Никосфен. Аттическая амфора с изображением Ники. 530–520 гг. до н.э. Париж, Лувр. Никосфен; Ойнохойя с изображением Гермеса и Афины, приветствующих Геракла. Около 520 гг. до н.э. Париж, Лувр; Никосфен. Килик из Тарквинии. Около 510–520 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи Никосфен. Килик. Около 520 г. до н.э. Берлин, Государственные музеи.

Сосуды мастера Амазиса. Аттический килик «с глазами» мастера Амасиса. Вторая половина VI в. до н.э. Бостон, Музей Изящных искусств; Аттическая амфора мастера Амасиса с изображением Диониса в окружении мужчин и женщин. Выс. 44 см Базель, Художественный музей; Аттический алабастр. Выс. 9.2 см. Середина VI в. до н.э. Афины, Музей агоры

Мелкофигурные вазы: основные мастера, основные образы и стилистические приёмы.

Мастер Тлесона. Аттический килик. Середина VI в. до н.э. Нью-Йорк, Callimanopoulos Collection; Аттический килик из Тарента с изображением петухов. Выс. 14 см. Середина VI в. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание.

Вазы мастеров т.н. Понтийской и Нортхемптонской групп. Амфора т. н. Понтийской группы с изображением кентавров. Выс. – 39 см. Середина – вторая половина VI в. до н.э. Вюрцбург, Мартин фон Вагнер Музеум; Амфора т. н. Нортхемптонской группы. Выс. – 32.5 см. Около 525 г. до н.э. Лондон, Niarchos Collection

Чернофигурные сосуды мастерской Андокида:

Андокид. Билингва с изображением Геракла и Афины из Вульчи. Сторона В. Около 520–510 гг. до н.э. Мюнхен, Государственное Античное собрание.

Мастер Лисиппида и его круг.

Мастер Лисиппида (?). Сторона В аттической амфоры из Вульчи с изображением Ахилла и Мемнона. Около 520 гг. до н.э. Мюнхен, Государственное Античное собрание.

Манера мастера Лисиппида. Сторона В амфоры из Вульчи. Около 510 (или 530) гг. до н.э. Мюнхен, Государственное Античное собрание Манера мастера Лисиппида. Краснофигурная амфора из Вульчи. Около 530 гг. до н.э. Мюнхен, Государственное Античное собрание

Панафинейские амфоры.

Панафинейская амфора из Эретрии. Афины, Национальный Археологический музей; Панафинейская амфора (т. н. «Бургон амфора») из Афин. Один из первых экземпляров в серии панафинейских амфор. На оборотной стороне – изображение двух возничих. Выс. 61,3 см. Около середины VI в. до н.э. Лондон, Британский музей Панафинейская амфора из мастерской Мастера Клеофрадиса. На оборотной стороне – изображение четырёх возничих на колесницах. Выс. 65 см. Начало V в. до н.э. Малибу, Вилла-музей Гетти (Paul Getty Museum) Берлинский Мастер. Панафинейская амфора из Вульчи. Начало V в. до н.э. Нью-Йорк,Callimanopoulos Collection Деталь оборотной стороны панафинейской амфоры т. наз. Кубанской группы. Выс. 57 см. Конец V в. до н.э. Лондон, Британский музей.

ияние греческой чёрнофигурной вазописи на сложение центров вазописи за пределами метрополии.

Гидрия со сценой убийства Гераклом фараона Бусириса. Около 520 -10 гг. до н.э. Выс. 45,5 см. Пример работы греческих вазописцев на территории Этрурии Вена, Музей истории искусств.

Кампанский динос с изображением сатиров, сопровождающих возвращение Гефеста на Олимп. Около 525 г. до н.э. Вюрцбург, Мартин фон Вагнер Музеум.

Мастер Орла. Церетанская гидрия со сценой возвращения Гефеста на Олимп. Выс. 41,5 см. Конец VI в. до н.э. Вена, Музей истории искусств. Деталь церетанской гидрии с изображением морского чудовища (кита). Конец VI в. до н.э. Париж,Niarchos Collection

Мастер Тимиада. Аттическая чёрнофигурная тирренская амфора со сценой жертвоприношения Поликсены. Вторая треть VI в. до н.э. Лондон, Британский музей

Группа Леагра. Деталь аттической гидрии из Вульчи. Битва с амазонками (возможно битва Ахилла с Пентеселеей). Конец VI в. до н.э. Лондон, Британский музей; Деталь аттической гидрии из Вульчи. Сцены осады и разрушения Трои. Конец VI в. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание Аттическая чёрнофигурная чаша с изображением музыканта. Выс. 12,4 см. Конец VI в. до н.э. Мэдисон, Elvehjem Mus.

Мастер Сапфо. Аттический краснофигурный лекиф с изображением Афины и Геракла, сражающихся с чудовищем. Выс. 17,9 см. Около 500 г. до н.э. Theodor Collection; Аттический краснофигурный лекиф с изображением Афины и Геракла, сражающихся с чудовищем. Выс. 17,9 см. Около 500 г. до н.э. Theodor Collection;

Специфика художественно-образной программы беотийских и хиосских сосудов середины – конца VI в. до н.э.

Беотийский лекан. Выс. 38,6 см. Конец VI в. до н.э. Колумбия, Музей искусств Беотийский канфар. Выс. 18,8 см. Середина VI в. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание; Хиосский сосуд из Токры (Киренаика). Выс. 17.7 см. Середина VI в. до н.э. Токра (Ливия), Музей; Роспись на внутренней части хиосского сосуда из Питаны (Эолида). Середина VI в. до н.э. Стамбул, Археологический музей.

Амфоры типа «фикеллура» – специфика в выборе сюжетных и стилистических решений, основные типологические особенности. Т.н. Милетская амфора типа «фикеллура» из Фикеллуры (Родос) Выс. 34 см. Середина – вторая половина VI в. до н.э. Лондон, Британский музей.

Краснофигурная вазопись и ее основные черты: специфика техники исполнения рисунка; большая пластичность и выразительность моделировки тела и одежд за счёт их передачи не путём процарапывания, а свободного нанесения чёрным штрихом; появление интереса к жанровым и бытовым сценам; возможность применения композиций, насыщенных деталями; стремление к передаче достаточно проработанных пространственных планов; ослабление декоративных эффектов за счёт умеренного применения цвета.

Т.н. «Вазописец из Альтамуры». Стадии выполнения рисунка на краснофигурной вазе. Предварительный набросок фигуры на фоне сосуда. Фрагмент аттического краснофигурного кратера, демонстрирующий стадии выполнения рисунка на вазе. Первая половина V в. до н.э. Берлин, Государственные музеи.

Т.н. «псевдокраснофигурные сосуды» и роль в вазописи конца архаики. Аттическая фиала, выполненная с применением т. н. «шесть техник» (нанесение изображений красным и белым цветом по тёмному фону). Около 500 г. до н.э. Родос, Археологический музей.

Особенности краснофигурной вазописи поздней архаики:

Аттический краснофигурный килик из Вульчи с изображением юношей и девушек. Около 500 г. до н.э. Берлин, Государственные музеи.

Финтий. Детали росписи аттической гидрии из Вульчи с изображением пирующих женщин на плечиках сосуда и музицирующих мужчин на тулове. Выс. 51,5 см. Конец VI в. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание; Детали росписи аттической гидрии из Вульчи с изображением пирующих женщин на плечиках сосуда и музицирующих мужчин на тулове. Выс. 51,5 см. Конец VI в. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание.

Андокид. Ваза со сценой апофеоза Геракла мастера Андокида как пример сосуда, выполненного в смешанной технике. Амфора мастера Андокида со сценой апофеоза Геракла. Сторона, расписаннная в краснофигурной технике. Около 520–10 гг. до н.э. Выс. 53,5 см. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства; Амфора мастера Андокида со сценой апофеоза Геракла. Сторона, расписанная в чёрнофигурной технике. Около 520–10 гг. до н.э. Выс. 53,5 см. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.

Сосуды мастера Эпиктета как переход от перегруженных и декоративно выстроенных композиций поздних чернофигурных ваз.

Эпиктет. Аттический килик из Вульчи. Диаметр 18,7 см. Около 520–510 гг. до н.э. Лондон, Британский музей Эпиктет. Деталь росписи краснофигурного блюда с изображением сатира из Вульчи. Около 520–510 гг. до н.э. Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей; Деталь росписи краснофигурного сосуда со сценой в палестре из Вульчи. Около 520–510 гг. до н.э.; Деталь росписи краснофигурного сосуда из Вульчи. Около 520–510 гг. до н.э. Париж, Лувр Эпиктет; Деталь росписи краснофигурного сосуда с изображением комаста со скифосом из Вульчи Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.

Сосуды мастера Олтоса как пример сочетания декоративности композиционных приёмов, изысканности крайне условных поз и жестов со стилистическими приёмами краснофигурной вазописи.

Аттический килик «с глазами» из Вульчи с изображением Нереиды с дельфинами. Около 520–510 гг. до н.э. Олтос (?). Роспись в тондо с изображением Афины и Энкелада. Около 525 г. до н.э. Париж, Лувр; Чёрнофигурный килик с изображением скифа. Около 530–520 гг. до н.э. Париж, Лувр; Роспись стороны А чёрнофигурной амфоры с изображением Геракла и Эврисфея. Около 510 г. до н.э. Париж, Лувр

Мастерская Никосфена. Тондо килика с изображением умывающейся женщины. Около 520 г. до н.э. СПб., Государственный Эрмитаж; Краснофигурный килик с воинами. Около 520 г. до н.э. СПб., Государственный Эрмитаж.

Сложение в последней четверти VI в. до н.э. стилистических особенностей «строгого стиля» в работах мастера Андокида, Евфрония, Евфимида и др.

Мастер Андокида. Деталь аттической амфоры из Вульчи со сценой борьбы Геракла и Аполлона за треножник. Около 525 г. до н.э. Берлин, Государственные музеи 

Творчество Евфрония.

Интерес как к мифологическим сюжетам, так и к сценам из жизни, сочетание плавности и гибкости линий силуэтов с монументальностью фигур, передача динамичных композиций при сохранении условности поз, склонность к повествовательности.

Мастер Евфроний. Краснофигурный сосуд с изображением Пелея и Фетиды.

Мастер Пана. Краснофигурная пелика с изображением сцены убийства Гераклом египетского царя Бусириса и его слуг. Около 480 г. до н.э. Афины, Национальный Археологический музей; Аттический кратер из Капуи с изображением тренировки атлетов. Конец VI в. до н.э. Берлин, Государственные музеи; Деталь аттического кратера со сценой сражения Геракла с Кикном. Конец VI в. до н.э. Нью-Йорк, Leon Levy and Shelby White Collection Евфроний (?); Тондо килика с изображением сатира и менады. Около 510–500 гг. до н.э. Париж, Лувр; Т.н. Килик из Метрополитен музеум. Сторона А с изображением Гипноза и Танатоса, несущих тело Сарпедона. Около 515 г. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен музеум; Сторона А краснофигурной амфоры из Вульчи с изображением юноши, играющего в коттаб (возможно изображён Леагр). Около 510 г. до н.э. Париж, Лувр Евфроний. Деталь росписи стороны А краснофигурного килика из Черветери с изображением Тесея и Прокруста. 500–490 гг. до н.э. Париж, Лувр; Роспись тондо краснофигурного килика из Черветери с изображением Тесея и Амфитриты и наблюдающей за ними Афиной. 500–490 гг. до н.э. Париж, Лувр; Голова Афины. Деталь росписи тондо краснофигурного килика из Черветери с изображением Тесея и Амфитриты и наблюдающей за ними Афиной. 500–490 гг. до н.э. Париж, Лувр.

Творчество Евфимида:

Уверенный, энергичный рисунок, передача мифологического события как сцены из обыденной жизни, лапидарная простота композиции, тяжеловесность фигур, попытка передать разнофактурность материала и ракурс в фигурах.

Деталь аттической амфоры из Вульчи. Конец VI в. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание; Краснофигурная амфора из Вульчи со сценой снаряжения скифами гоплита. 510–500 гг. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание; Краснофигурная амфора из Вульчи со сценой проводов на битву Гектора Гекубой и Приамом. Около 510 г. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание; Краснофигурная амфора из Вульчи со сценой проводов на битву Гектора Гекубой и Приамом. Около 510 г. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание; Сторона А краснофигурной амфоры из Вульчи с изображением Тесея и Елены. Около 510 г. до н.э.

Фигурные сосуды особенности художественно-образной программы.

Фигуративный канфар с о-ва Самос. Выс. 21,4 см. Середина VI в. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание

Мастер Харин. Фигурный сосуд СПб., Государственный Эрмитаж Памятники: протоаттический лутрофор (Лувр, Париж), ойнохоя Леви, Париж, Лувр; протокоринфская ольпа из Государственного античного собрания (Мюнхен); коринфский арибалл с изображением Геракла и льва из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина;

Коринфский мастер Оттерло. Арибалл с изображением Геракла и льва. Первая четверть VI в. д о н.э. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина;

Амфора т.н. мастера Несса; Т.н. «Элевсинская амфора». Протоаттическая амфора со сценой ослепления Одиссеем Полифема. Около 650 г. до н.э. Элевсин, музей расписные метопы храма Аполлона в Фермосе, вотивные таблички из Питсы, Ваза Франсуа, килик с ладьей Диониса, Ватиканская амфора, амфора Экзекия со сценой самоубийства Аякса, т.н. «килик с птицеловом», Килик с о-ва Самос, найденный в Италии. Т.наз. «килик с птицеловом». Диаметр 23 см. Середина VI в. до н.э. Париж, Лувр амфора с изображением битвы, выполненная в манере мастера Лисиппида из собрания Гос. Эрмитажа, Манера мастера Лисиппида. Чёрнофигурная амфора. 520 г. до н.э. СПб., Государственный Эрмитаж амфора с изображением сатиров за сбором винограда, выполненная в манере ма-стера Лисиппида из собрания Гос. Эрмитажа, Манера мастера Лисиппида. Чёрнофигурная амфора из Афин. Сторона А. Сатиры за сбором винограда. Около 520 г. до н.э. СПб., Государственный Эрмитаж; амфора, выполненная в манере мастера Лисиппида, с изображением Геракла и Кербера из Лувра Манера мастера Лисиппида. Сторона А краснофигурной амфоры-билингвы. Около 530–520 гг. до н.э. Геракл и Кербер Париж, Лувр или из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, килик мастерской Никосфена с изображением кораблей,

Мастерская Никосфена. Килик с кораблями; Париж, Лувр; ваза со сценой апофеоза Геракла мастера Андокида,

Мастер Евфроний. Кратер с изображением борьбы Геракла и Антея; кратер со сценой борьбы Геракла и Антея. Около 515–510 гг. до н.э. Париж, Лувр; Деталь росписи краснофигурного кратера с изображением Геракла из сцены сражения Геракла и Антея. 515–510 гг. до н.э. Париж, Лувр. Кратер Евфрония со сценой в палестре, Аттический кратер из Капуи с изображением тренировки атлетов. Конец VI в. до н.э. Берлин, Государственные музеи. Кратер из Капуи со сценами из палестры. 510–500 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи; псиктер с гетерами из собрания Государственного Эрмитажа, Евфроний. Псиктер с гетерами СПб., Государственный Эрмитаж. Псиктер с гетерами СПб., Государственный Эрмитаж; т.н. «Пелика с ласточкой» из собрания Государственного Эрмитажа, Около 510 г. до н.э. СПб., Государственный Эрмитаж.

Мастер Никосфен. Краснофигурная чаша с изображением умывающейся женщины из собрания Государственного Эрмитажа, килик краснофигурный с изображением воинов из собрания Государственного Эрмитажа, канфар краснофигурный с изображением Геракла и Немейского льва из собрания Государственного Эрмитажа, Краснофигурный канфар с изображением Геракла и Немейского льва. Около 520 г. до н.э. СПб., Государственный Эрмитаж.

Евфимид. Краснофигурная амфора из собрания Музея античного прикладного искусства (Мюнхен).

Деталь аттической амфоры из Вульчи. Конец VI в. до н.э. Мюнхен, Государственное античное собрание; амфора Олтоса с изображением борьбы силена и менады.

 

Тема 40. Росписи архаического периода Греции (метопы, терракота, вотивные таблички).

Расписные метопы храма Аполлона в Фермосе (Этолия), ок. 630 г. до н.э. Расписная вотивная деревянная табличка с изображением сакральной сцены из Питсы (Коринф). Около 540 г. до н.э. Афины, Национальный музей. Фрагмент дощечки, оформлявшей надгробие с изображением женщины, совершающей омовение. Около 525 г. до н.э. Берлин, Государственные музеи (автор – Экзекий).

 

Тема 41. Орнаменты древней Греции.

Виды, названия, примеры использования в декоре керамики, одежды, архитектуре. (Пояснение – в хронологическом плане эта тема сквозная).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.46 (0.011 с.)