Интерактивная функция общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерактивная функция общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами



Вопросы к экзамену

Психология коммуникации

1. Теоретические основы психологии коммуникаций. Сущность коммуникации как психологического феномена.

2. Содержание и основные функции коммуникации.

3. Классификация различных видов коммуникации.

4. Основные модели коммуникации. Двухступенчатая модель коммуникации.

5. Психологические основы вербальной и невербальной коммуникации.

6. Особенности и значение невербальной коммуникации. Условия результативного прочтения внутреннего мира собеседника.

7. Параязык, кинесика и проксемика как ключевые категории невербальной коммуникации и их характеристика. Параязык и его составляющие. Контакт глаз, жесты и позы как составляющие кинесики. Классификация телодвижений.

8. Невербальная коммуникации и эффективная деятельность социального работника.

9. Особенности построения вербальной коммуникации.

10. Основные коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

11. Концепция и принципы активного слушания.

12. Особенности телефонного общения.

13. Вербальная коммуникации и эффективная деятельность социального работника.

14. Письменная коммуникация и ее особенности.

15. Особенности публичного выступления и участия в дискуссии.

16.     Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации.

17. Публичное выступление как форма деловой коммуникации. Особенности публичного выступления и участия в дискуссиях в условиях социальной работы.

18. Дискуссия и пресс-релизы как формы деловой коммуникации. Особенности их качественной подготовки и проведения.

19. Понятие имиджа. Условия создания эффективного имиджа. Социальные аспекты имиджа. Слагаемые имиджа.

20. Имидж как коммуникативный фактор.

21. Значение имиджа для эффективной деятельности социального работника.

22. Особенности подготовки и проведения индивидуальных бесед и собеседований.

23.  Психологические и коммуникативные особенности мужского и женcкого поведения.

24. Особенности этапа аргументирования при подготовки и проведения индивидуальных бесед и собеседований.

25. Совещание как форма деловой коммуникации. Особенности подготовки и проведения совещаний. Основные этапы совещаний. Подготовка совещаний. Проведение совещаний. Работа после проведения совещаний.

26. Особенности проведения совещаний, участия в пресс- конференциях и брифингах в условиях социальной работы.

27. Психологические особенности кризисных коммуникаций в социальной работе. Предпосылки возникновения кризисных ситуаций в современных условиях. Основные этапы кризисных ситуаций.

28. Понятие слуха как социально-психологического явления. Природа появления слухов. Условия и причины, вызывающие слухи. Классификация слухов по степени достоверности. Процессы трансформации слухов.

29. Меры противодействия слухам.

30. Коммуникативный фактор в трудоустройстве и построении профессиональной карьеры социального работника

31. Формы письменных и устных коммуникаций при трудоустройстве.

32. Резюме. Применение и характеристики резюме. Составные части успешного резюме. Формат резюме.

33. Интервью при трудоустройстве. Приглашение на интервью. Планирование интервью. Прохождение интервью. Действия после интервью.

34. Коммуникативные особенности построения профессиональной карьеры социального работника.

35. Речи по специальному поводу: протокольная речь, траурная речь, торжественная речь, речь в дружеском кругу.

36. Проблема межкультурной коммуникации. Национальные особенности коммуникативного поведения народов мира.

 

 

В- 1 Коммуникация — это: 1) передача информации (идей, образов, оценок, установок) от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой; 2) линия или канал, соединяющие участников обмена информацией; 3) взаимодействие, с помощью которого информация передается и принимается, процесс передачи и приема информации.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Общение – это сложный процесс, в который входят три составляющие: Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между людьми);

Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);

Перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания)

теория обмена

  Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт.

символический интеракционизм: Авторы Дж. Мид и Г.Блумер. Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:

-незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);

-значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека

теория управления впечатлениями: Автор Э.Гофман. Согласно этой теории социальные ситуации взаимодействия подобны драматическим спектаклям, в которых актеры стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления о себе и других.

Прием слушания «гляделки».

О чем говорят

Слабость многих женщин - посудачить о доме, обновах, а то и пересуды. Женщины больше любят говорить о своих неудачах.

Размышления

Женщина думает вслух, что воспринимается мужчиной как болтовня. Свои чувства женщины выражают легко, не стесняясь.

Перебивание собеседника

Женщина реже перебивает собеседника, она лучше видит собеседника и понимает его чувства.

Перебив, женщина возвращается затем к тому моменту разговора, который тогда обсуждался.

Слушание

Женщина слушает очень внимательно. Для женской речи характерно использование сигналов внимания (например, «ага», «угу», «да»). Они выполняют в женской речи важную функцию: активизируют и стимулируют разговор.

ономически целесообразными.

Мужское общение практически всегда ориентировано на результат, на принятие решения. Мужчина старается видеть конечный результат разговора и старается прояснить этот результат для себя. Так, вопрос «Так что же ты собственно хочешь?» - чисто мужской вопрос, и он адресуется чаще всего женщине.

2. Мужчина более жестко, чем женщина, контролирует тему разговора, его очень раздражает отклонение от темы и перескакивание с одного на другое.

3. Для мужчины важно, чтобы общение было отделено от дела. Женщина может смотреть телевизор, говорить по телефону и готовить одновременно, мужчина же не может совмещать работу с разговором. Необходимость это делать его раздражает. Мужчине нельзя говорить «по руку».

4. Мужчины любят «сущность» и требуют начинать беседу с главного, обходиться без подробностей и многочисленных деталей.

5. Мужчины более категоричны в формулировках, чем женщины, они формулируют свои утверждения более безапелляционным тоном.

6. В диалоге мужчины чаще склонны оспаривать заявления и утверждения партнера, чаще выражают несогласие.

7. Мужчины чаще, чем женщины, склонны игнорировать в процессе диалога замечания партнера.

8. Мужчины перебивают женщин в два раза чаще, чем женщины мужчин.

9. Мужчины удовлетворяются гораздо меньшим объемом общения, чем женщины. Они немногословны и более молчаливы.

10. Мужчины по сравнению с женщинами в два-три раза меньше задают вопросов собеседнику.

24.Особенности этапа аргументирования при подготовки и проведения индивидуальных бесед и собеседований.

Беседа -   разговор, обмен мнениями;

Общедоступный доклад, обычно с участием слушателей в обмене мнениями. (Ожегов)

Индивидуальная беседа является одним из наиболее действенных методов в процессе изучения личности, так как позволяет установить прямой контакт, получить информацию о субъективном мире, о мотивах деятельности и поведения. Как правило, индивидуальной беседой завершается комплексное обследование психологических качеств личности, она позволяет получить такую информацию, которую трудно предусмотреть в анкетах и тестах.

Характеристика беседы

Цель беседы - проверка и уточнение в непосредственном общении с собеседником ряда неясных для психолога вопросов, возникших в ходе изучения социально-психологических и индивидуально-психологических качеств личности.

Подготовка к беседе

Готовясь к беседе, необходимо определить цель беседы и качества личности, которые следует оценить в процессе ее проведения. Планомерная и систематизированная работа в период подготовки к беседе включает некоторые этапы логической деятельности, которые необходимы для ее успешного проведения.

1. Предварительная подготовка участников беседы. На этом этапе проводится психологический анализ документов. Уточняется год рождения собеседника, и т.д.

2. Определение целей беседы и выдвижение гипотез. На этом этапе необходимо наметить, какие конкретные проблемы, касающиеся мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы личности собеседника требуют уточнения в ходе беседы.

3. Составление плана индивидуальной беседы. Этот этап предусматривает определение темы беседы, порядок ее проведения, формы регистрации и оценки результатов.

4. Отбор и систематизация вопросов, выносимых на беседу.

5. Прорабатывание начала беседы и установление контакта с каждым собеседником.

 

 

25. совещания. На них обсуждаются актуальные ситуации и проблемы. На совещания приглашают представителей различных подразделений и служб. Для руководителей совещания полезны тем, что дают им возможность проверить правильность намеченных планов, получить дополнительную информацию о положении дел на разных участках, лучше узнать своих подчиненных. Подготовка начинается с определения целесообразности проведения совещания. Она возникает, когда появляется необходимость в обмене информацией, выявлении мнений, обсуждении альтернатив, анализе нестандартных ситуаций, принятии решений по комплексным вопросам. Затем определяетя повестка дня. Для этого необходимо сформулировать основную тему и цель. В период подготовкивырабатывается регламент, то есть порядок ведения совещания. Обычно совещание проводят во второй половине дня, так как спад работоспособности приходятся на временные промежутки между 11 и 12, а также между 16 и 18 часами.Следует заранее подготовить помещение с необходимым освещением и оптимальной температурой. Каждый участник должен иметь возможность сделать необходимые записи, разложить нужные документы и материалы. Рекомендуется рассаживать участников таким образом, чтобы они видели глаза, мимику и жесты друг друга. Это способствует наилучшему восприятию информации. На время совещания помещение должно быть закрыто для посторонних.

 

 

26. Особенности проведения совещаний.Совещание - форма управления, позволяющая использовать знания и опыт специалистов для решения сложных проблем, представляет собой способ коллективного обмена информацией, заканчивающийся принятием конкретных решений.Начинать подготовку необходимо с определения целей совещания. Это информация, определения проблемы, определения направления действий или комбинация этих факторов. Ориентируясь на специфические цели, определите, кого вы попросите прийти на совещание и как вы его проведете.Как долго должно продолжаться совещание. Максимальна длительность проблемного совещания с насыщенной повесткой 1,5 – 2 часа.Начинать совещание нужно точно вовремя и сразу согласовать с участниками правила совместной работы. Одному из участников следует поручить ведение протокола.Решения, принятые на совещании, обязательно должны выполняться. С этой целью:- проанализировать ход и результаты совещания;- внимательно просмотреть протокол результатов;- контролировать ход и выполнение решений;- создать условия для реализации намеченных мероприятий. Брифинг – встреча официальных лиц или пресс-секретаря с представителями СМИ, на которой кратко излагается позиция правительства или соответствующей организации по определенному вопросу или дается информация о ходе международных переговоров, позициях сторон и т.д.Пресс-конференция проходит с приглашением представителей средств массовой информации. Приглашение может быть разослано во все СМИ или избирательно. Проводить пресс-конференцию в середине недели,от 12:00 до 14:00.В приглашении должна быть указана тематика.Приглашение лучше оформлять как именное и отправлять его за 5–7 до,-.пресс-конференция состоит из 2 частей — изложения позиции компании по проблеме и ответов на вопросы журналистов. Вести пресс-конференцию может лицо, ответственное за связи с общественностью или с прессой.доброжелательности и активности журналистов способствует организация угощения.Угощение следует проводить по окончании конференции, так как организаторы при этом получают возможность неформального PR-общения, установления более близких контактов, доверительных отношений, запуска нужных слухов.

 

27. Коммуникации во время кризиса требуют тщательного отсева информации, которая может принести вред. Следует определить все возможные контактные аудитории, которые будут ожидать информации о развитии кризиса. Продумать, каким образом доказать, что руководство организации выявило проблему и действует для ее разрешения. Быстро разработать небольшое количество сообщений, описывающих проблему и пути ее разрешения в общих чертах. Сообщать только то, что может быть проверено и подтверждено с абсолютной уверенностью. Это означает, что надо остерегаться делать предположения относительно чего-либо. Не сообщать ложной информации. Одна небольшая ложь во спасение превратится в целую цепочку, когда появляется необходимость скрыть первоначальное отклонение от истины. Не комментировать гипотетические ситуации.Создавать и поддерживать устойчивое впечатление, что руководство организации доступно для общения и коммуникации. Быть оперативными и предприимчивыми. Сообщать все плохие новости одновременно. Это почти всегда более эффективно, так как позволяет снизить количество проблем во взаимоотношениях,возникающих всякий раз, когда сообщается плохая новость. Этапы1 Ошибки в деятельности специалистов, связанные с их недостаточной компетентностью или отсутствием четкой системы управления, что вызывает кризисную ситуацию.2 Ситуация открытого недовольства работников (вплоть до забастовки), вызванная неконтролируемым ростом социальной напряженности, ухудшением психологического климата в фирме или возникшая в результате того, что не учитывались просьбы и интересы определенных групп или категорий работников фирмы.3 Отрицательные последствия различных процессов.4 Ситуации, возникшие в результате неожиданного принятия Указов Президента, правительственных заказов.Существует ряд признаков, с помощью которых можно с определенной точностью охарактеризовать тип конкретной кризисной ситуации, оценить её предсказуемость, уровень уязвимости и опасности.К ним относятся:оценка вероятных потерь и тяжесть последствий;оценка вероятности этих потерь;оценка уровня опасности и масштабов развития кризиса;оценка уровня дефицита времени для реагирования на кризисную ситуацию.

28. Слухи-это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации), распространяющаяся исключительно в устной форме,функционирующая исключительно в звуковой форме.Это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией.Возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу».Типологии слухов.Известны две основные типологии слухов.Одна классификация слухов базируется на степени их достоверности, другая ставит в центр их эмоциональную окраску.1. Информационная типология. Абсолютно недостоверные,Просто недостоверные,Относительно достоверные,Близкие к действительности.Эмоциональная»типология. Сточки зрения эмоциональных характеристик выделяют три основных вида слухов.«Слух-желание» — это слух, содержащий сильное эмоциональное желание, отражающее актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой он распространяется. Слух-пугало»слух, несущий и вызывающий выраженные негативные, пугающие настроения и эмоциональные состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Обычно слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т.д.«Агрессивный слух»,не просто вызывающий негативные настроения и состояния, отражающие нежелательные ожидания аудитории, а конкретно направленный на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и поведенческого «ответа»,жесткого агрессивного действия.Слухи такого рода возникают в ситуациях острых противоречий, связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами.«Нелепые»слухи могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными,однако главное в них-очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию.Механизм превращения слуха в факт основная причина превращения вымысла в факт заключается в том, что передаётся содержание сообщения/убеждения, но не передаётся чувство уверенности или неуверенности говорящего относительно этого сообщения/убеждения.

29. Меры противодействия слухам можно подразделить на две группы: профилактические мероприятия и активные контрмеры (пресечение). Трудности в решении проблемы слухов силовыми методами заставили обратить серьезное внимание на их профилактику, уничтожение «питательной среды», в которой они возникают. В целом целесообразно постепенно ликвидировать условия и причины, способствующие распространению слуха. Причем чем раньше будут приняты необходимые меры, тем легче слух предупредить. Такие меры должны быть направлены на предвидение и противостояние чувствам тревоги и неопределенности в повседневной жизни; на поддержание в обществе информационной открытости и правдивости, а также на формирование у людей убежденности в деструктивной природе самих слухов. Для разработки профилактических мероприятий полезно обратиться к факторам возникновения слухов. Слухоустойчивая среда предполагает: высокую оперативность и регулярность официальных сообщений; неизменно высокую достоверность сообщений. Профилактическая направленность работы со слухами требует их постоянного изучения, что дает возможность органу безопасности получить информацию о том, какие слухи распространены на обслуживаемой территории, о степени их распространенности. В этом отношении важно иметь систематически работающую группу по изучению общественного мнения и других проблем, по которым могут возникнуть слухи. Меры по пресечению возникших слуховдолжны основываться на анализе оперативной обстановки, характера социальной среды, в которой они распространяются, степени достоверности самого слуха, заинтересованности людей в данной информации, доверия населения к органам власти и источникам информации. Поэтому принятие решений по пресечению слухов – это сложный творческий процесс. Здесь возникают проблемы: либо молчать, что равносильно поощрению начавшегося слуха, либо опровергать, что косвенно может усилить слух. Практика показывает немало примеров, когда официальная информация имела обратную реакцию, усиливала слух. Приемами борьбы со слухами могут быть:1) индоктринация (запуск пробника), выдача небольшого объема информации об интересующем событии, факте, в целях изучения реакции, и по результатам – соответствующее оформление последующей информации;2) создание авторитета официальному источнику через неоднократно проведенную, преувеличенную выдачу информации, лежащей в основе слуха. 3) обеспечение открытого доступа информации;4) упреждающее оглашение через официальные источники о возможных негативных последствиях от того или иного события, происшествия. 5) технология «хамелеон». Под прикрытием определенного события демонстрируются опровергающие слухи факты, при этом никоим образом внимание не акцентируется на самих слухах;6) технология «переноса». Проводятся мероприятия по дискредитации источника распространения слуха в глазах окружающих, что автоматически подрывает доверие к распространяемой им информации.

 

 

30. Коммуникативная компетентность социального работника — это его способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.В ее состав входят: умение ориентироваться в социальных ситуациях;умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей; умение выбирать и реализовать адекватные способы взаимодействия. Среди основных профессиональных требований к социальному работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных областях, обладать достаточно высокой общей культурой, владеть информацией о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определенной социальной приспособленностью. Таким образом, деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. Для социального работника в его профессиональной деятельности можно выделить 3 основных вида (типа) общения:1. деловое (это общение в официально-деловой сфере специалиста по социальной работе с представителями организаций, социальных институтов, чиновниками различных уровней, с целью улучшения деятельности служб социальной помощи, решения каких -либо проблем2. консультативное (это общение с целью оказания помощи клиенту, чаще всего психологической, но необязательно)3. интимно-личностное.Все эти виды общения могут переплетаться, и все они осуществляются с помощью как вербальных (речевых), так и невербальных (неречевых) средств.Таким образом, общение социального работника многогранно, многофункционально и поэтому каждый социальный работник должен уметь общаться в различных сферах своей деятельности, используя и вербальные и невербальные средства общения, уметь понимать других людей, т. е. должен быть компетентен в общении, и это связано с тем, что социальная работа является одной из наиболее коммуникативных профессий.

 

31. Основные формы устной деловой коммуникации – деловые переговоры, деловые беседы, совещания и деловая телефонная коммуникация.Для устной деловой речи в большей степени необходимо соблюдение этики делового общения:- избегать жаргонных и тем более оскорбительных выражений; уметь слушать- говорить правильно. Четко определяйте цели своего сообщения. Делайте сообщение понятным и доступным для восприятия: находите конкретные иллюстрации общих понятий, Делайте сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно.1.Монологическая форма включает в себя: Приветствие.-Продвижение.Информирование -Доклад 2.Диалогическая форма. Различные виды диалогического общения можно классифицировать следующим образом:-Разговор,.-Интервью,.-Пресс-конференция,.-Бесед,.-Дискуссия -Переговоры,Совещание,Виртуальное общение,Телефонная связь.Деловая письменная коммуникация – средство формирования профессионального имиджа и эффективный инструмент организации и поддержания деловых контактов.Любое письменное сообщение имеет несомненные преимущества перед устным сообщением.Оно дает возможность длительного хранения содержащейся в нем информации.При работе с письменным текстом у составителя есть возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости откорректировать сообщение, поэтому оно часто более тщательно сформулировано, чем устное сообщение.Письменная коммуникация вызывает меньше эмоциональных реакций, поскольку больше внимания уделяется сознательному восприятию нформации. При составлении текста необходимо:. Персональность. Позитивность.5. Цельность. В деловой корреспонденции каждое предложение должно содержать только одну мысль. При составлении предложения необходимо убедиться, что в нем нет нескольких не связанных друг с другом мыслей.Связность. Сведения, изложенные в тексте, должны быть логически связаны.. Ясность. Эта особенность включает в себя выбор слов. Краткость. В сообщении не должно быть многословных выражений 

 

 

32. Резюме во втором значении – это вид деловой бумаги, в которой кратко излагаются необходимые для нанимателя сведения о том, кто претендует на вакантную должность. Международный стандарт предписывает набрать текст резюме на компьютере, распечатать его на хорошей бумаге и красиво оформить. Резюме составляется по следующей форме:1. Фамилия, имя, отчество; адрес и телефон (домашний и служебный).2. Личные данные: гражданство; дата и место рождения, семейное положение; если есть дети, указать дату их рождения.3. Цель написания резюме: т.е. должность, которую хочет получить соискатель.4. Образование (перечень начинается с указания последнего учебного заведения, которое закончил соискатель, далее перечисление идет в обратном хронологическом порядке).5. Опыт работы (где и кем работал).6. Профессиональные навыки (знание иностранного языка, владение компьютером и др.).7. Личные качества8. Ваши увлечения.9. Дата составления.В ряде случаев следует привести краткое описание опыта работы и достижений. Не рассказывайте в резюме всю правду о себе. Упоминайте только ту информацию, которая поможет получить желаемое место работы.2. Резюме должно быть составлено кратко (лучше на одной странице), четко, без грамматических ошибок..3. Если место прописки и место жительства у Вас не совпадают, то в резюме указывайте тот адрес, который ближе к предполагаемому месту работы.4. Заполняя графу "Ваши увлечения", будьте искренни

 

33. Приглашение на интерьвью бывает двух видов:• Устное;• Письменное по электронной почте, смс.Планирование:Пунктуальность. Не опаздывать на встречу.Задать дружеский тон. Не приступать сразу к опросу, поговорить на отвлеченные темы.Знакомство с компанией. Рассказать о сфере деятельности.Презентация. Дать претенденту возможность рассказать о себе.Опрос. Задавать вопросы из плана.Завершение. На конечном этапе беседы предложить кандидату задать уточняющие вопросы в отношении должностных обязанностей, коллектива и рабочих моментов. Затем поблагодарить и сказать, как и когда его оповестят о результатах. В ходе беседы сидеть ровно, быть вежливыми и приветливыми. Отказаться от излишнего жестикулирования,Отвечать на вопросы спокойно, внятно.Не нервничать.Не опускать голову и не избегать прямого взгляда. Отвечать на вопросы развернуто и понятноВ беседе использовать профессиональную терминологию.Показать уровень эрудиции.Вести себя уверенно.

 

 

34. Одной из главнейших особенностей деятельности социального работника является клиентурная деятельность. Она выражается в том, что профессиональный социальный работник постоянно ведет общение с клиентами.Его поле деятельности -- профессиональное общение. Поэтому, с чисто профессиональными знаниями и навыками, умение вести деловое общение является одним из важнейших признаков профессиональной пригодности соц. работника. Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый ряд профессиональных навыков и знаний.Профессионал должен уметь выслушать и понять, корректно спросить и по-деловому точно ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт и снять напряжение.В основе всего этого лежит коммуникативная техника общения. Специалист в этой области должен: знать речевой этикет, корректно ставить вопросы и точно на них отвечать; уметь вести беседу, уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их; иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;владеть техникой речи, уметь правильно строить речь, уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении; снимать стресс. адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.

 

 

35. Во многих случаях произносят речи, имеющие особую форму, отличную от речи с выражением мнения или делового доклада. Эти речи в большей степени обращены к чувству, нежели к разуму. Речи по специальному поводу имеют четыре основные формы: Протокольная (рамочная) речь. Траурная речь Торжественная речь. Речь в дружеском кругу.Задача состоит в том, чтобы уловить основное настроение собравшихся и выразить в своей речи. речи, которые не являются центром мероприятия, но обрамляют событие, берут в рамку. Протокольная: К ним относят речи по поводу открытия, приветствен­ные и благодарственные речи.При произнесении приветственной речи используют оборот.Открыть собрание и приветствовать слушателей.Слова благодарности аратору.Кратко обосновать благодарность.Попращаться. Траурная речь:Лучше всего простые слова о достоинствах умер­шего без какой-либо чрезмерности. В заключение уместны изречение из библии или стихотворное изречение. Торжественная Эта речь эмоциональное высказывание.по торжественному поводу; ее назначение - праздничное настроение..Для юбилейной речи в честь заслуженного деятеля мо­жет быть предложен один из возможных планов: привет­ствие; повод для произнесения речи; характерные пункты жизненного пути юбиляра; кратко обрисовать существенные стороны его натуры. Речь в дружеском кругу: приветствие и указание на смысл мероприятия. Объявление программы и пожелание радостного времяпрепровождения.Это все можно выразить в нескольких исполненных энтузиазма высказываниях.

 

36. Проблема в межкультурной коммуникации. Национальные особенности коммуникативного поведения.

Нормальный человек, насколько бы неконфликтным он ни был, не в состоянии прожить без каких-либо разногласий с окружающими. «Сколько людей — столько мнений», и мнения разных людей неизбежно вступают в противоречие друг с другом.

В процессе межкультурной коммуникации один партнер воспринимает другого вместе с его действиями и через действия. От адекватности понимания действий и их причин во многом зависит построение взаимоотношений с другим человеком. Поэтому стереотипы позволяют строить предположения о причинах и возможных последствиях своих и чужих поступков. С помощью стереотипов человек наделяется теми или иными чертами и качествами, и на этой основе прогнозируется его поведение. Таким образом, и в коммуникации вообще, и в процессе межкультурных контактов в частности стереотипы играют очень важную роль.

В межкультурной коммуникации стереотипы становятся результатом этноцентрической реакции — попытки судить о других людях и культурах с позиций исключительно своей культуры. Стереотипы жестко встроены в нашу систему ценностей, являются ее составной частью и обеспечивают своеобразную защиту наших позиций в обществе. Без употребления этих предельно общих, культурно специфических схем оценки как собственной группы, так и других культурных групп невозможно обойтись.

Соответственно такому разделению межкультурную компетенцию можно рассматривать в двух аспектах:

•   1) как способность сформировать в себе чужую культурную идентичность, что предполагает знание языка, ценностей, норм, стандартов поведения другого коммуникативного сообщества.

•   2) как способность достигать успеха при контактах с представителями иного культурного сообщества даже при недостаточном знании основных элементов культуры своих партнеров

Таким образом, процесс овладения межкультурной компетенцией преследует цели: управлять процессом взаимодействия, адекватно интерпретировать его, приобретать новые культурные знания из контекста конкретного межкультурного взаимодействия, т. е. осваивать иную культуру в ходе коммуникативных процессов.

 В доминантных особенностях коммуникативного поведения проявляются наиболее яркие национальные черты общения того или иного народа. Приведем некоторые наблюдения за доминантными особенностями общения некоторых народов.

Приведем также примеры обобщенных наблюдений над разными сторонами коммуникативного поведения некоторых известных народов.

У немцев есть специальное телефонное прощание, отличающееся от прощания в устной речи: если в устной речи говорят буквально «до повторного увидения», то по телефону — «до повторного услышания». Немцы допускают шумное общение на улице, если они общаются в группе «своих», но в транспорте разговаривать не принято. Э. Фромм отмечал, что немцы в силу авторитарного типа личности услужливы к вышестоящим, но повелительны и пренебрежительны к нижестоящим. В Германии не принято заговаривать с попутчиками в поезде, автобусе.

 

 

Вопросы к экзамену

Психология коммуникации

1. Теоретические основы психологии коммуникаций. Сущность коммуникации как психологического феномена.

2. Содержание и основные функции коммуникации.

3. Классификация различных видов коммуникации.

4. Основные модели коммуникации. Двухступенчатая модель коммуникации.

5. Психологические основы вербальной и невербальной коммуникации.

6. Особенности и значение невербальной коммуникации. Условия результативного прочтения внутреннего мира собеседника.

7. Параязык, кинесика и проксемика как ключевые категории невербальной коммуникации и их характеристика. Параязык и его составляющие. Контакт глаз, жесты и позы как составляющие кинесики. Классификация телодвижений.

8. Невербальная коммуникации и эффективная деятельность социального работника.

9. Особенности построения вербальной коммуникации.

10. Основные коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

11. Концепция и принципы активного слушания.

12. Особенности телефонного общения.

13. Вербальная коммуникации и эффективная деятельность социального работника.

14. Письменная коммуникация и ее особенности.

15. Особенности публичного выступления и участия в дискуссии.

16.     Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации.

17. Публичное выступление как форма деловой коммуникации. Особенности публичного выступления и участия в дискуссиях в условиях социальной работы.

18. Дискуссия и пресс-релизы как формы деловой коммуникации. Особенности их качественной подготовки и проведения.

19. Понятие имиджа. Условия создания эффективного имиджа. Социальные аспекты имиджа. Слагаемые имиджа.

20. Имидж как коммуникативный фактор.

21. Значение имиджа для эффективной деятельности социального работника.

22. Особенности подготовки и п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.083 с.)