Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий. На факультативных занятиях могут использоваться фронтальная, самостоятельная и индивидуальная формы работы. Желательно оптимальное сочетание объяснительно-репродуктивного и проблемного обучения. При проведении факультативных занятий существенное значение имеют следующие методические акценты: – предполагается творческое взаимодействие учителя и учащихся, использование игровых форм организации учебно-познавательной деятельности; – особое внимание необходимо уделять формированию приёмов мыслительной деятельности (наблюдение и сравнение, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, построение гипотез и планирование действий и др.); – систематически должна проводиться работа по выработке умения применять эвристические приёмы; – широко применяются разные способы составления задач на основе исходной: а) составление задачи, обратной исходной; б) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению; в) составление задач по некоторым элементам, общим с исходной задачей. I класс (34 ч) Введение в числа. Математический рассказ (8 ч) Цифры и числа. Целое и часть, соотношение между ними. Моделирование состава однозначных чисел. Отношения «больше на …», «меньше на …», «столько же». Математический рассказ. Схематическая запись рассказа. Составление математического рассказа и его модели по картинке, на которой: – числа связаны отношением целого и его частей (связь «было — изменение — стало»); – числа связаны отношением целого и его частей (связь «всего» / «вместе»); Составление математического рассказа по его модели. Текстовые задачи, в условии которых числа связаны отношением целого и его частей (12 ч) Составление прямой задачи и обратных ей из рассказа, в котором числа связаны отношением целого и его частей (связь «было — изменение — стало»). Простые задачи на нахождение остатка. Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. Моделирование условий простых задач. Составление задачи по её модели. Составление прямой задачи и обратных ей из рассказа, в котором числа связаны отношением целого и его частей (связь «всего» / «вместе»). Простые задачи на нахождение суммы двух слагаемых и неизвестного слагаемого. Простые задачи на нахождение суммы трёх слагаемых и неизвестного слагаемого. Моделирование условий простых задач. Составление задачи по её модели. Текстовые задачи, в условии которых числа связаны отношением разностного сравнения (6 ч) Моделирование отношения разностного сравнения. Составление прямой задачи и обратных ей из рассказа, в котором числа связаны отношением разностного сравнения (связь «больше на …» / «меньше на …»). Простые задачи на разностное сравнение, на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Моделирование условий простых задач. Составление задачи по её модели. Нестандартные задачи (8 ч) Нахождение закономерностей ряда фигур, числового ряда. Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств. Задачи на упорядочение множеств. Задачи-шутки, задачи-загадки, задания на смекалку. Решение комбинаторных задач методом перебора вариантов. Ожидаемые результаты. К концу первого года обучения учащиеся должны приобрести следующие знания и компетенции: знать: 1) опорные слова, по которым определяются следующие виды отношений между значениями величины: – отношение целого и его частей (связь «было — изменение — стало»); – отношение целого и его частей (связь «всего» / «вместе»); – отношение разностного сравнения (связь «больше (меньше) на …»); 2) правила выбора действий на основе записи соответствующего отношения между значениями величины; уметь: –выделять в тексте задачи условие и требование (вопрос); – моделировать условия простых задач разными способами; – обосновывать выбор действий при решении простой задачи на основе построенной модели; – составлять задачи, аналогичные и обратные данной на основе её модели. II класс (34 ч) Нестандартные задачи (8 ч) Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на сложении и вычитании. Решение задач на установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств с помощью таблицы. Решение комбинаторных задач методом перебора вариантов, с помощью графов. Решение простых задач на переливание, взвешивание с использованием наглядных моделей. Ожидаемые результаты. К концу второго года обучения учащиеся должны приобрести следующие знания и компетенции: знать: 1) опорные слова, по которым определяются следующие виды отношений между значениями величины (или величин): – зависимость периметра прямоугольника от длин его сторон (формулу периметра прямоугольника); – зависимость периметра квадрата от длины его стороны (формулу периметра квадрата); – зависимость между тремя взаимосвязанными величинами (связь «деление на равные части» / «деление поровну»); 2) правила выбора действий на основе записи соответствующего отношения между значениями величины (величин); уметь: –выделять в тексте простых и составных задач условие и требование (вопрос); – моделировать условия задач разными способами; – составлять план решения задачи и обосновывать выбор отдельных действий на основе построенной модели; – составлять задачи, аналогичные и обратные данной на основе её модели. III класс (35 ч) Нестандартные задачи (8 ч) Нахождение закономерностей числового ряда, основанных на умножении и делении. Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств с помощью таблицы. Задачи на планирование действий: перемещение, переливание с ограничениями. Задачи на взвешивание. Комбинаторные задачи. Ожидаемые результаты. К концу третьего года обучения учащиеся должны приобрести следующие знания и компетенции: знать: 1) опорные слова, по которым определяются следующие виды отношений между значениями величины (или величин): – отношение кратного сравнения (связь «больше – зависимость площади прямоугольника от длин его сторон (формулу площади прямоугольника); – зависимость площади квадрата от длины его стороны (формулу площади квадрата); – зависимость между тремя взаимосвязанными величинами (разновидности связи «деление на равные части» / «деление поровну» в задачах на «покупку товара», «выполнение работы», «движение»); – дробное отношение; 2) формулы периметра прямоугольника (квадрата); 3) правила выбора действий на основе записи соответствующего отношения между значениями величины (величин); уметь: –выделять в тексте задач условие и требование (вопрос); – моделировать условия задач разными способами; – составлять план решения задачи и обосновывать выбор отдельных действий на основе построенной модели; – составлять задачи, аналогичные и обратные данной на основе её модели. IV класс (35 ч) Нестандартные задачи (10 ч) Логические задачи. Построение графов при решении логических задач. Решение логических задач с использованием принципа Дирихле. Задачи на взвешивания. Задачи на планирование действий. Круги Эйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера. Комбинаторные задачи. Ожидаемые результаты. К концу четвёртого года обучения учащиеся должны приобрести следующие знания и компетенции: знать: 1) основные типы задач на процессы и величины, их характеризующие: – задачи на деление (размещение, распределение) объектов на равные части или поровну; – задачи на покупку товара; – задачи на выполнение работы; – задачи на движение (в том числе, на встречное движение, на движение в противоположных направлениях, на движение в одном направлении); – задачи на нахождение четвёртого пропорционального; 2) основные типы задач с геометрическим содержанием: – на нахождение периметра прямоугольника (квадрата, треугольника) и обратные ей; – на нахождение площади прямоугольника (квадрата) и обратные ей; 3) основные типы задач с дробями: – на нахождение дроби от числа; – на нахождение числа по его дроби; 4) правила выбора действий на основе записи соответствующего отношения между значениями величины (величин); уметь: –выделять в тексте задач условие и требование (вопрос); – моделировать условия задач разными способами; – составлять план решения задачи и обосновывать выбор отдельных действий на основе построенной модели; – составлять задачи, аналогичные и обратные данной на основе её модели. Рекомендуемая литература 1. Акимова, С. Занимательная математика / С. Акимова. — СПб.: Тригон, 1997. — 608 с. 2. Аменицкий, Н. Н. Забавная арифметика / Н. Н. Аменицкий, И. П. Сахаров. — М.: Наука, 1991. — 125 с. 3. Балк, М. Б. Математика после уроков / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. — М.: Просвещение, 1971. — 464 с. 4. Белошистая, А. В. Обучение решению задач в начальной школе / А. В. Белошистая. — М.: Русское слово, 2010. — 288 с. 5. Большая книга головоломок / Д. А. Гусев, М. Гарднер, Л. Кинг [и др.]. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 478 с. 6. Гейдман, Б. П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2–4 классы / Б. П. Гейдман, 7. Герасимов, В. Д. Математика: учебное пособие для 1 класса: в 2 ч. / В. Д. Герасимов. — Минск: Аверсэв, 2011. — 256 с. 8. Герасимов, В. Д. Математика: учебное пособие для 2 класса: в 2 ч. / В. Д. Герасимов. — Минск: Аверсэв, 2011. — 256 с. 9. Герасимов, В. Д. Математика: учебное пособие для 3 класса: в 2 ч. / В. Д. Герасимов. — Минск: Аверсэв, 2011. — 256 с. 10. Герасимов, В. Д. Математика: учебное пособие для 4 класса: в 2 ч. / В. Д. Герасимов. — Минск: Аверсэв, 2011. — 216 с. 11. Герасимов, В. Д. Математика для пятиклассников: в 2 ч. / В. Д. Герасимов. — Минск: Аверсэв, 2008. — 528 с. 12. Демидова, Т. Е. Текстовые задачи и методы их решения / Т. Е. Демидова, А. П. Тонких. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1999. — 260 с. 13. Дробышев, Ю. А. Олимпиады по математике. 1–4 классы / Ю. А. Дробышев. — М.: Первое сентября, 2003. — 96 с. 14. Дрозд, В. Л. Задачник-практикум по решению арифметических задач: учеб. пособие / В. Л. Дрозд, М. А. Урбан. — Минск: Вышэйшая школа, 1991. — 64 с. 15. Дрозд, В. Л. Научись решать задачи!: 300 текстовых арифметических задач с решениями / В. Л. Дрозд, А. А. Ефимчик. — Минск.: Пачатковая школа, 2004. — 256 с. 16. Зубченок, И. И. Клубок задач / И. И. Зубченок, М. В. Дубовик. — Минск: Сэр-Вит, 2006. — 96 с. 17. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки / Е. И. Игнатьев. — М.: Наука, 1978. — 190 с. 18. Истомина, Н. Б. Математика: учимся решать комбинаторные задачи: тетрадь к учебнику для 1–2 классов общеобразоват. учреждений / Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. — 48 с. 19. Истомина, Н. Б. Учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь по математике для учащихся 3 класса / Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова, З. Б. Редько. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. — 48 с. 20. Истомина, Н. Б. Математика: учимся решать комбинаторные задачи: тетрадь к учебнику для 4 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. — 48 с. 21. Кандауров, И. Н. Решаем задачи по математике / И. Н. Кандауров. — СПб.: Литера, 2008. — 64 с. 22. Керова, Г. В. Нестандартные задачи по математике. 1–4 классы / Г. В. Керова. — М.: ВАКО, 2008. — 240 с. 23. Ковалевская, Н. Учимся решать / Н. Ковалевская. — Мозырь: Белый ветер, 2001. — 72 с. 24. Кордемский, Б. А. Математическая смекалка / Б. А. Кордемский. — М.: Физматлит, 1958. — 574 с. 25. Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в первом классе / Г. Г. Левитас. — М.: Илекса, 2002. — 56 с. 26. Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в третьем классе / Г. Г. Левитас. — М.: Илекса, 2008. — 60 с. 27. Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи на уроках математики в четвёртом классе / Г. Г. Левитас. — М.: Илекса, 2008. — 72 с. 28. Лоповок, А. М. Математика на досуге / А. М. Лоповок. — М.: Просвещение, 1981. — 158 с. 29. Лурье, М. В. Задачи на составление уравнений: учебн. руководство / М. В. Лурье, Б. И. Александров. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 96 с. 30. Мазаник, А. А. Реши сам / А. А. Мазаник. — Минск: Нар. асвета, 1980. — 240 с. 31. Моро, М. И. Для тех, кто любит математику. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Моро, С. И. Волкова. — М.: Просвещение, 2009. — 64 с. 32. Нагибин, Ф. Ф. Математическая шкатулка / Ф. Ф. Нагибин, Е. С. Канин. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с. 33. Непрерывные олимпиады по математике. 5–6 классы / сост. А. М. Лукашёнок. — Мозырь: Белый ветер, 2009. — 52 c. 34. Олехник, С. Н. Старинные занимательные задачи / С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К. Потаров. — М.: Наука, 1985. — 160 с. 35. Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс: ч. 1–3 / Л. Г. Петерсон. — М.: Баласс; С-инфо, 2001. 36. Петерсон, Л. Г. Математика. 3 класс: ч. 1–3 / Л. Г. Петерсон. — М.: Ювента, 2002. 37. Петерсон, Л. Г. Математика. 4 класс: ч. 1–3 / Л. Г. Петерсон. — М.: Ювента, 2002. 38. Романовский, Ю. А. Олимпиады по математике. 5–7 классы / Ю. А. Романовский, И. А. Корлюкова. — Минск: Аверсэв, 2010. — 106 с. 39. Смыкалова, Е. В. Сборник задач по математике для учащихся 5 класса / Е. В. Смыкалова. — СПб.: СМИО Пресс, 2000. — 80 c. 40. Смыкалова, Е. В. Дополнительные главы по математике для учащихся 5 класса / Е. В. Смыкалова. — СПб.: СМИО Пресс, 2001. — 48 c. 41. Смыкалова, Е. В. Сборник задач по математике для учащихся 6 класса / Е. В. Смыкалова. — СПб.: СМИО Пресс, 2003. — 112 c. 42. Смыкалова, Е. В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса / Е. В. Смыкалова. — СПб.: СМИО Пресс, 2001. — 48 c. 43. Факультативные занятия: Математика после уроков. 5 класс: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / сост. Т. С. Безлюдова. — Мозырь: Белый ветер, 2009. — 114 с. 44. Фридман, Л. М. Сюжетные задачи по математике (История, теория, методика) / Л. М. Фридман. — М.: Школьная пресса, 2002. — 208 с. 45. Чеботаревская, Т. М. Занимательные задачи по математике для младших школьников: в 2 ч. / Т. М. Чеботаревская, В. В. Николаева, Л. А. Бондарева. — Мозырь: Белый ветер, 2002. — 140 с. 46. Чулков, В. П. Арифметические задачи / В. П. Чулков. — М.: МЦНМО, 2009. — 64 с. 47. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие: Принцип дифференциации / Н. И. Чуприкова. — СПб.: Питер, 2007. 48. Шевкин, А. В. Текстовые задачи: пособие для учащихся / А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 1997. — 112 с. 49. Шевкин, А. В. Обучение решению текстовых задач: книга для учителя / А. В. Шевкин. — М.: Русское слово — РС, 2002. — 208 с. 50. Шевкин, А. В. Текстовые задачи: 7–11 классы: учебное пособие по математике / А. В. Шевкин. — М.: ТИД «Русское слово — РС», 2003. — 184 с. 51. Эрдниев, П. М. Обучение математике в школе (Укрупнение дидактических единиц) / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. — М.: Столетие, 1996. Рекомендуемые формы и методы проведения занятий. На факультативных занятиях могут использоваться фронтальная, самостоятельная и индивидуальная формы работы. Желательно оптимальное сочетание объяснительно-репродуктивного и проблемного обучения. При проведении факультативных занятий существенное значение имеют следующие методические акценты: – предполагается творческое взаимодействие учителя и учащихся, использование игровых форм организации учебно-познавательной деятельности; – особое внимание необходимо уделять формированию приёмов мыслительной деятельности (наблюдение и сравнение, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, построение гипотез и планирование действий и др.); – систематически должна проводиться работа по выработке умения применять эвристические приёмы; – широко применяются разные способы составления задач на основе исходной: а) составление задачи, обратной исходной; б) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению; в) составление задач по некоторым элементам, общим с исходной задачей. I класс (34 ч)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.52 (0.007 с.) |