Роль менеджера в реализации мероприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль менеджера в реализации мероприятий



  по финансовому оздоровлению предприятия

Огромную роль в преодолении кризисных проявлений на микроуровне предприятия играют деловые качества как отдельного менеджера, так и группы менеджеров, объединенных в специальную команду «кризис-группу».

Функции отдельного менеджера и кризис-группы различны. Приоритетное положение в условиях кризиса занимает команда антикризисного реагирования, так как именно она является основным генератором идей по выработке управленческих решений направленных на локализацию кризиса. Отдельные менеджеры на местах становятся проводником предлагаемых мероприятий в трудовой коллектив, и поэтому их основными качествами становятся организаторские способности.

В условиях экономического (финансового) кризиса главная сфера реализации антикризисных мероприятий – это финансовые отношения, финансовые ресурсы и конечные финансовые результаты. Поэтому на первый план в реализации антикризисных мероприятий по финансовому оздоровлению выдвигается финансовый менеджмент, а в кризис-группе и на местах – менеджер по управлению финансами, его интуиция и опыт.

Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления денежным оборотом, фондами, денежными средствами и финансовыми ресурсами предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

В системе проблем, решаемых финансовым менеджментом, можно выделить:

– состояние источников финансирования (целесообразность привлечения заемных средств и эффективность использования собственных);

– капитальные вложения и оценка их эффективности;

– управление оборотным капиталом (оптимальный размер оборотного капитала и его структура);

– финансовое планирование.

Функции финансового менеджера заключаются:

– в обеспечении сбалансированности материальных ресурсов и капитала в каждый конкретный отрезок времени;

– эффективном управлении денежным оборотом предприятия;

– формировании фондов денежных средств, в том числе определении перспективных направлений по выбору источников финансирования;

– принятии долгосрочных инвестиционных решений и целесообразном использовании финансовых ресурсов.

Финансовое оздоровление предприятия не ограничивается эффективной деятельностью финансовых менеджеров, это только одна из составляющих в достижении поставленных целей. Определенный толчок к финансовому (экономическому) эффекту могут дать маркетологи, юристы, менеджеры по управлению персоналом (низшего и среднего звена управления) и другие категории специалистов и служащих, не имеющих права самостоятельно принимать управленческие решения финансового характера. Поэтому организация и управление общей совокупностью персонала кризисного предприятия (порой изобилующего различными по природе форс-мажорными обстоятельствами), требует привлечения квалифицированных специалистов-ме­нед­же­ров высокого интеллектуального и организационного уровня обладающих:

– предпринимательским типом мышления;

– способностью убедить или даже заставить подчиненных исполнять принятые управленческие решения (силой воли);

– высокой организационной активностью (внутренней энергетикой).

Немаловажное значение отводится руководителю высшего звена управления (топ-менеджеру). Должность высшего руководителя обязывает предвидеть кризисные ситуации и организовать мероприятия по их профилактике либо предупреждению. В ситуации, когда кризис неизбежен, задача руководителя – мобилизация имеющихся трудовых и финансовых ресурсов. В данном случае одним из эффективных средств повышения управляемости персонала кризисного предприятия является «командный принцип» построения, суть которого заключается в превращении персонала кризисной организации в единую семью с рациональным делегированием функций. По мнению Д. Льюиса, руководителю не рекомендуется делегировать такие функции, как: планирование основного проекта; подбор команды исполнителей проекта и контроль за ее работой; стимулирование, оценку и вознаграждение членов команды.

В ситуации, когда финансовое оздоровление предприятия-должника осуществляется как принудительная мера (в рамках процедуры банкротства назначенной арбитражным судом в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности) одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражным судом утверждает административный управляющий. Обязанности и права, которого регламентированы соответствующими статьями Закона Российской Федерации № 127-ФЗ от 27.09.02 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

В обязанности административного управляющего входят:

– ведение реестра требований кредиторов и созыв собрания кредиторов;

– рассмотрение и предоставление результатов отчета о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов (комитету кредиторов);

– осуществление контроля за своевременным исполнением текущих требований кредиторов, за ходом выполнения плана финансового оздоровления, в том числе графика погашения задолженности;

– исполнение иных, предусмотренных Федеральным законом, обязанностей.

Административный управляющий имеет право:

– требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника и принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения;

– согласовывать сделки и решения должника, предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;

– обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя либо принятия дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;

– предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований настоящего Федерального закона.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какова цель проведения процедуры финансового оздоровления?

2. Назовите методы финансового оздоровления.

3. Какими критериями оперирует менеджер при выборе методов финансового оздоровления?

4. Какие мероприятия реализуются в рамках общих (оперативных, локальных и долгосрочных) методов финансового оздоровления?

5. Назовите основные проблемы, решаемые финансовым менеджментом в условиях финансового оздоровления.

6. Кому передаются полномочия по принятию окончательных решений финансового характера в случае принудительной процедуры финансового оздоровления?

Лекция 9. Разработка и реализация плана

            финансового оздоровления предприятия

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Основные положения по разработке плана финансового оздоровления предприятия.

2. Особенности мероприятий плана финансового оздоровления в процессе реализации процедур признания предприятия банкротом.

3. Требования, предъявляемые к разработке и реализации плана финансового оздоровления.

 

9.1. Основные положения по разработке плана

  финансового оздоровления предприятия

 

На протяжении достаточно продолжительного периода времени под бизнес-планом понимали программу, содержащую информацию, необходимую для создания бизнеса и получения прибыли в случае исполнения этой программы, либо программу по реализации инвестиционного проекта на вполне благополучном (финансово устойчивом) предприятии. В 90-х годах прошлого века, бизнес-план получил и несколько иную информационную направленность. Бизнес-план стал рассматриваться как документ, содержащий план реализации мероприятий основными задачами, которого стало повышение конкурентных преимуществ предприятий и финансовое оздоровление неплатежеспособных или слабо платежеспособных предприятий.

Бизнес-план – это документ, определяющий основные тенденции деятельности предприятия и систему планомерно организованных мероприятий, направленных на реализацию поставленных целей.

В свою очередь, план финансового оздоровления представляет собой описание различных стратегий финансового оздоровления. Он позволяет определить основные направления работ и их ожидаемую общую эффективность.

Пользователями бизнес-плана финансового оздоровления могут быть следующие категории субъектов:

1) сами предприятия, имеющие реальные убытки и/или предприятия, относящиеся к разряду неплатежеспособных;

2) кредиторы или инвесторы.

В том случае если бизнес-план составляется для первой категории, то в нем следует зафиксировать результаты кризисного периода и отразить действия, которые должны быть проведены с целью финансового оздоровления, например, план маркетинга, производственные планы либо гра­фики работ и т. д.

Если пользователями бизнес-плана является вторая категория субъектов, то в этом случае бизнес-план должен содержать информацию привлекательную при выборе объектов инвестирования или кредитования (соответственно инвесторами либо кредиторами).

План финансового оздоровления рекомендуется разрабатывать с учетом Типовой структуры программы финансового оздоровления неплатежеспособных организаций, приложения 2 к приказу Минэкономики России № 497 и приказу Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству № 136 от 19.11.99 г., распоряжения ФСДН от 05.12.94 г. № 98-р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления».

В данных нормативных документах обозначены основные разделы плана финансового оздоровления. Однако некоторые его разделы могут быть удалены или, напротив, добавлены новые в связи со спецификой, масштабами и деятельностью предприятия. Кроме этого, в отличие от бизнес-плана создания предприятия в план финансового оздоровления несостоятельного предприятия могут входить один либо несколько бизнес-планов по отдельным нововведениям или по отдельным вновь создаваемым производственным бизнес-единицам.

План финансового оздоровления – эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия в соответствии с потребностями рынка. Его основными целями являются восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника (данное определение плана финансового оздоровления относится в основном к несостоятельному предприятию, находящемуся в арбитражном процессе. Однако почти все положения по формированию этого плана справедливы и для предприятий, не находящихся в арбитражном процессе).

План финансового оздоровления выполняет следующие функции:

– используется для разработки и реализации плана по восстановлению платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке;

– является инструментом, при помощи которого кредиторы, инвесторы и другие пользователи плана могут оценить текущее и будущее финансовое состояние предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс его реализации;

– является основным документом, необходимым для привлечения инвестиций в производство;

– позволяет создать имидж стабильного предприятия на основе рекламного материала, предполагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению несостоятельного предприятия;

– обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованные действия по его реформированию, что служит дополнительной гарантией эффективности этих действий.

Перечисленные выше функции плана финансового оздоровления предприятия не исчерпывают всего их перечня, однако свидетельствуют о важности этого документа и его значительной роли в реформировании несостоятельных предприятий и оздоровлении экономики страны.

9.2. Особенности мероприятий плана финансового оздоровления

  в процессе реализации процедур признания

  предприятия-должника банкротом

 

Исследуя сферы применения плана финансового оздоровления в антикризисном управлении, следует отметить, что он может разрабатываться на этапах как досудебной санации, так и наблюдения финансового оздоровления и внешнего управления, т. е. в рамках процедуры признания предприятия-должника банкротом. И если цель планов, разработанных на разных этапах антикризисного управления, одна – восстановление платежеспособности предприятия и повышение его конкурентоспособности, то содержание планов финансового оздоровления на этих этапах антикризисного управления различно.

На этапедосудебной санации собственник предприятия в случае финансовых проблем, в соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)», обязан применять превентивные меры по предупреждению его банкротства, которые могут быть сформулированы в плане финансового оздоровления и связаны в основном с санированием (оказанием финансовой помощи) предприятия кредиторами или другими инвесторами на определенных условиях. На данном этапе меры по финансовому оздоровлению, как правило, не отличаются от решений, принимаемых руководителем на нормально функционирующем и платежеспособном предприятии и предполагают:

1) оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и их оценка;

2) получение финансовой поддержки от инвесторов, в том числе от государства (санация);

3) привлечение инвестиций, в том числе путем эмиссии ценных бумаг;

4) поиск новых видов деятельности, новой продукции и рынков сбыта;

5) свертывание нерентабельных производств;

6) сдачу в аренду неиспользованных зданий, помещений и земельных участков;

7) продажу излишних основных средств, в том числе оборудования, непроизводственных основных средств, объектов незавершенного строительства;

8) снижение себестоимости продукции и услуг;

9) повышение качества продукции (услуг);

10) совершенствование системы управления предприятием;

11) переподготовку персонала.

Если финансовые проблемы на предприятии являются временными и могут быть устранены, то реализация указанных выше мер позволит финансово оздоровить предприятие и нормализовать кредиторскую задолженность. Если меры, принятые на первом этапе, недали положительного результата, вступает в силу второй этап – наблюдение.

На этапе «наблюдение» временный управляющий в соответствии с Законом обязан провести анализ финансового состояния предприятия и дать предложения по восстановлению его платежеспособности.

Согласно Закону целью анализа финансового состояния предприятия-должника на данном этапе являются определение достаточности принадлежащего предприятию-должнику имущества для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также определение возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия-должника.

Учитывая, что данные, получаемые в результате наблюдения, будут использоваться арбитражным судом для принятия решения о дальнейшей судьбе предприятия, эти предложения должны быть глубоко аргументированы, обоснованы и представлены в виде документа, отражающего финансовое состояние предприятия. Действия руководства предприятия по восстановлению платежеспособности предприятия и сроки мероприятий по финансовому оздоровлению лучше всего изложить в формеплана финансового оздоровления предприятия.

На этапе «наблюдения» план может включать: меры, которые были изложены выше; дополнительные мероприятия по финансовому оздоровлению несостоятельного предприятия:

1) реорганизацию предприятия (в форме слияния, выделения или присоединения) при условии заключения мирового соглашения;

2) акционирование предприятия;

3) продажу неэффективных пакетов акций и долей в уставных капиталах других предприятий;

4) перепрофилирование предприятия;

5) оптимизацию численности персонала в соответствии с реальной производственной программой и др.

На втором этапе процедуры признания предприятия-должника банкротом (финансовое оздоровление) в соответствии с Законом орган управления должника должен разработать и реализовать план финансового оздоровления и график погашения кредиторской задолженности. План и график должны быть одобрены кредиторами и утверждены арбитражным судом. На данном этапе административный управляющий призван контролировать ход выполнения перечисленных документов и информировать об этом кредиторов и арбитражный суд.

На третьем этапе «внешнее управление» Законом арбитражному управляющему предписана разработка плана внешнего управления предприятием, вторая часть которого – план финансового оздоровления несостоятельного предприятия. Утверждение этого плана внешнего управления имеет важные правовые последствия для арбитражного управляющего и дальнейшей судьбы предприятия. Если план утверждается собранием кредиторов, то внешний управляющий продолжает работать в своей должности и реализует этот план. В случае если план не утвержден, то появляется основание для снятия арбитражного управляющего с должности и его замены, а также стагнации кризисного состояния предприятия на неопределенное время.

Платежеспособность несостоятельного предприятия за период внешнего управления считается восстановленной, если отсутствуют признаки несостоятельности, т. е. предприятие-должник к концу периода внешнего управления приобретает способность:

– удовлетворять требования кредиторов с учетом процентов, начисленных за период моратория;

– исполнять обязанности по уплате обязательных платежей в течение срока не менее чем три месяца;

– вносить текущие платежи по налогам, коммунальным услугам, заработной плате и пр.

Для погашения кредиторской задолженности с пенями и штрафами, а также процентами, которые начисляются в период внешнего управления на «замороженную» задолженность, предприятию-должнику предоставляется шесть месяцев после периода внешнего управления.

Итак, перед внешним управляющим стоят две главные задачи:

1) организовать деятельность несостоятельного предприятия таким образом, чтобы иметь возможность рассчитываться с кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами по текущим платежам (за весь период внешнего управления);

2) аккумулировать на счете предприятия денежные средства, необходимые для того, чтобы в течение шести месяцев после окончания срока внешнего управления рассчитаться с кредиторской задолженностью (в том числе обязательной кредиторской задолженностью), имевшейся на момент введения внешнего управления.

Необходимость решения перечисленных выше задач обусловливает состав и содержание плана финансового оздоровления на этапе внешнего управления, в который могут включаться все мероприятия, сформулированные выше для первых трех этапов антикризисного управления – досудебной санации, финансового оздоровления и наблюдения.

Кроме того, дополнительно возможна реализация следующих мероприятий по реформированию предприятия:

1) инвентаризация имущества и обязательств;

2) аудиторская проверка;

3) формирование новой команды управленцев;

4) финансовый анализ, выявление и контроль действующих (в том числе скрытых) финансовых потоков;

5) внедрение на несостоятельном предприятии системы маркетинга;

6) разработка и реализация оптимального производственного плана в соответствии с результатами маркетинговых исследований;

7) выпуск новой продукции (услуг), пользующейся спросом на рынке;

8) реструктурирование предприятия в соответствии с новой производственной программой (без применения реорганизационных процедур);

9) создание новой системы управления предприятием;

10) реструктурирование дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;

11) пересмотр действующих арендных договоров;

12) поиск новых источников инвестиций;

13) внедрение системы финансового управления на предприятии (в том числе подсистем оптимального налогового планирования и экономии текущих затрат предприятия);

14) замещение активов;

15) продажа предприятия.

Реализация вышеуказанных мероприятий позволяет внешнему управляющему обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности.

Срок, в течение которого планируется осуществлять данные мероприятия, как правило, составляет 18 месяцев. Он определяется в основном периодом внешнего управления, на который суд назначает внешнего управляющего. Для крупных предприятий сроки могут быть увеличены.

 

Требования, предъявляемые к разработке

  и реализации плана финансового оздоровления

 

При составлении и реализации плана финансового оздоровления необходимо руководствоваться принципами, которые представляют собой совокупность основных требований, предъявляемых к разработке и реализации плана.

1. Целевой характер разработки и реализации плана финансового
оздоровления.
При разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, стоящей перед управляющим. Например, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего – восстановление платежеспособности предприятия. Этот принцип предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника, а не иные другие цели.

2. Принцип адекватности. Он означает максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим и финансовым условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия.

3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложную социально-экономическую систему, имеющую различные подсистемы деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, оздоравливаюшие отдельные подсистемы предприятия-должника.

4. Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане не менее трех обязательных разделов. Это разделы, характеризующие текущее и будущее состояние предприятия, и раздел, в котором формулируются мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.

5. Содержательный принцип. План финансового оздоровления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.

6. Командный принцип разработки и реализации. Предполагает, что разработка и реализация плана должны осуществляться командой профессиональных консультантов вместе с руководителями предприятия-должника. Только в этом случае произойдет реальное финансовое оздоровление предприятия.

В разделе приведены не все принципы разработки плана финансового оздоровления, а только наиболее важные из них, однако, данные требования являются базовыми для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата от его реализации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что собой представляет бизнес-план?

2. Каковы цели и функции бизнес-плана финансового оздоровления предприятия?

3. Назовите категории пользователей плана по финансовому оздоровлению предприятия. В каких целях используется план этими пользователями?

4. На каких стадиях признания предприятия-должника банкротом разрабатывается план финансового оздоровления предприятия?

5. Перечислите требования, предъявляемые к разработке и реализации плана финансового оздоровления.

 

Лекция 10. Состав, структура и содержание плана

               финансового оздоровления предприятия

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Состав и структура плана финансового оздоровления предприятия.

2. Содержание плана финансового оздоровления предприятия.

 

10.1. Состав и структура плана

    финансового оздоровления предприятия

 

На состав и структуру плана финансового оздоровления в основном оказывают влияние масштабы предприятия и сферы его функционирования. При этом исходя из целей плана, а именно: восстановления платежеспособности, повышения конкурентных преимуществ, погашения кредиторской задолженности, поддержания эффективной деятельности в бизнес-плане финансового оздоровления (как в документе) должны получить отражение:

1) программы выживания и развития предприятия;

2) план проведения реорганизационных процедур;

3) организационные процессы управления предприятием в условиях кризиса или перед его наступлением;

4) обоснования необходимости и возможности представления предприятию финансовой поддержки.

Согласно распоряжению ФСДН от 05.12.94 г. № 98-р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления» типовая форма плана финансового оздоровления включает:

1) общую характеристику предприятия;

2) краткие сведения по плану финансового оздоровления;

3) анализ финансового состояния предприятия;

4) мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;

5) рынок и конкуренцию;

6) деятельность в сфере маркетинга;

7) план производства;

8) финансовый план.

Время внесло ряд корректив в типовую форму. Эти коррективы имеют рекомендательный характер, но именно они позволяют более шире раскрыть содержание документа и отразить в нем как основные проблемы предприятия, так и пути их решения. Один из вариантов плана по финансовому оздоровлению предприятий предлагается президентом Фонда содействия и поддержки антикризисного управления Г.Б. Юном. Преимущество предлагаемой к рассмотрению формы перед типовой заключается в том, что она составлена на основе не только анализа литературы и нормативных документов, но и многолетнего практического опыта ее автора по разработке и экспертизе планов финансового оздоровления предприятий. Ниже приводится общая структура и состав предлагаемого к реализации варианта плана финансового оздоровления для крупных и средний предприятий (для малых предприятий количество разделом может быть сокращено). В скобках по разделам указано ориентировочное число страниц.

Титульный лист (1 страница).

Раздел 1. Выводы (5 страниц).

Раздел 2. Общая характеристика предприятия (3 страницы).

Раздел 3. Финансовое и технико-экономическое состояние предприятия (7 страниц).

Раздел 4. Оценка причин неплатежеспособности предприятия (3 страницы).

Раздел 5. Мероприятия финансового оздоровления (5 страниц).

Раздел 6. Маркетинг (товары и услуги, поставщики и потребители, сбыт, конкуренты, план маркетинга) (15 страниц).

Раздел 7. План производства (производственная программа, план продаж, потребность в основных фондах, расчет потребности в работниках и заработной плате, смета расходов и калькуляция себестоимости продукции, потребность в дополнительных инвестициях) (20 страниц).

Раздел 8. Реструктурирование предприятия (в том числе его продажа или реализация его активов) (20 страниц).

Раздел 9. Реструктурирование задолженности предприятия (5 страниц).

Раздел 10. Финансовый план (7 страниц).

Раздел 11. График погашения кредиторской задолженности (2 страницы).

Раздел 12. Программа реализации плана финансового оздоровления предприятия (10 страниц)

Приложения.

 

10.2. Со держание плана финансового оздоровления предприятия

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

На титульном листе указываются наименование консультационной (консалтинговой) фирмы, разрабатывающей план финансового оздоровления, наименование плана и объекта исследования, фамилия, имя, отчество и подпись руководителя консультационной фирмы, печать фирмы, дата и место составления, контактные телефоны.

РАЗДЕЛ 1. ВЫВОДЫ

В разделе приводятся: цель и задачи плана финансового оздоровления; причины возникновения неплатежеспособности предприятия; краткая характеристика кредиторской и дебиторской задолженностей; обоснование мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия и повышению его конкурентоспособности; основные параметры графика погашения кредиторской задолженности; основные положения программы реализации плана финансового оздоровления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.12 с.)