Введение. Мотивационная часть. — Добрый день, уважаемые участники нашей встречи! 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Мотивационная часть. — Добрый день, уважаемые участники нашей встречи!



Педагог:

— Добрый день, уважаемые участники нашей встречи!

Наше занятие посвящено одной из самых актуальных тем — безопасности дорожного движения. Ежедневно, выходя из дома, мы моментально становимся участниками большого и сложного процесса, который называется «дорожное движение». Никто из нас не добрался к месту сегодняшнего занятия, минуя дорог. Какой бы способ передвижения мы ни выбрали, избежать участия в нем в ближайшем будущем нам не удастся…

О том, как устроен этот процесс, каким образом происходит взаимодействие между его участниками, каким правилам и законам он подчиняется, а главное, как сделать его удобным и безопасным, мы и поговорим сегодня. Помогать сегодня мне будет инспектор отдела пропаганды, руководитель отряда ЮИД и педагог ОБЖ.

Основные вопросы, которые мы сегодня с вами разберем, для нас, как для жителей современных городов, особенно актуальны. Развивающаяся дорожная инфраструктура, большое количество транспортных средств и различных средств передвижения — все это требует от нас, как от полноправных участников движения, владения рядом компетенций, позволяющих безопасно взаимодействовать со всеми участниками дорожного движения. Об этом мы и поговорим с вами в течение ближайших 40 минут.

В ходе занятия мы затронем несколько проблемных вопросов.

– Что является причиной возникновения ДТП?

– Постараемся разобрать понятие «культура безопасности дорожного движения» и так ли важна ее роль в нашей повседневной жизни.

– Рассмотрим, как решается вопрос сохранения жизней и сведения к минимуму случаев ДТП на уровне государства.

– Вместе подумаем над тем, из чего складывается безопасность.

– Узнаем, какие есть информационные ресурсы, помогающие повысить свою компетентность.

Инспектор приводит статистику ДТП с участием пешеходов в регионе.

 

— Как вы видите, в нашем регионе ежегодно происходит … дорожно-транспортных происшествий, треть из них случается при участии пешеходов. Что же является причиной такого большого количества ДТП, почему они происходят, и кто виноват?

Ребята, как вы думаете, что является наиболее часто встречающейся причиной ДТП?

Обучающиеся: предлагают варианты ответов.

Инспектор:

— Все верно, я бы сюда еще добавил многокультурность нашего города: большое количество людей с разными характерами, темпераментами, уровнем стрессоустойчивости и т. д., мы все живем в интенсивном ритме, и поэтому не всегда удается за ним поспевать, сохраняя концентрацию.

Педагог ОБЖ:

— Второй аспект касается ДТП с участием пешеходов. Вы назвали много причин, кто-то из участников движения нарушает правила, будь то водитель или пешеход, другая сторона страдает от этих действий. Но должен заметить, что в большинстве ДТП, которые происходят, не бывает одной виноватой стороны. Вы со мной согласны? Может ли пешеход спрогнозировать возможное нарушение ПДД водителем и быть осмотрительнее на переходе?

Обучающиеся отвечают.

Педагог ОБЖ:

— Конечно, может. Как может и водитель быть чуточку внимательнее и спрогнозировать неожиданное появление пешехода, препятствия, провести анализ и подобрать необходимую скорость движения и дистанцию. Но для этого нужно чуть-чуть больше, чем просто знание Правил дорожного движения. Об этом мы с вами дальше и порассуждаем.

Руководитель отряда ЮИД:

— А откуда вообще возникли Правила дорожного движения, кто их придумал первым и зачем?

В любом развивающемся обществе рано или поздно возникает необходимость правового регулирования протекающих процессов, написания свода правил, помогающих в разрешении споров и решении конфликтных ситуациях, а также специальных служб, призванных следить за соблюдением этих правил. Сейчас я расскажу вам несколько интересных фактов из истории развития ПДД в мире.

Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты еще в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещен проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком либо наняв паланкин. На дорогах империи было принято левостороннее движение, позволяющее оставлять правую (вооруженную) руку свободной. Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил, в нее набирали в основном бывших пожарных из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрестки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу — они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.

Откуда берут начало принципы современных Правил дорожного движения, применяемых в большинстве стран мира? В средневековой Европе был принят правосторонний разъезд рыцарей, который действует по сей день в большинстве стран, в том числе в России. Левостороннее движение, действующее в Великобритании, Индии, Японии, Бирме и на Кипре, некоторых других странах берет начало из правил, регулирующих движение судов.

В Лондоне 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель — Джон П. Найт — был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп» — и опущенные под углом 45 градусов — можно двигаться с осторожностью. С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зеленым светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Проработал этот светофор всего месяц и был разрушен взрывом газа, питавшего фонарь, ранив при этом обслуживающего его полицейского.

А первый светофор в СССР установили в Москве. Это произошло 30 декабря 1930 года на углу улиц Петровка и Кузнецкий Мост. И этот светофор уже был близок по виду к современным, цветовой сигнал переключался не вручную, а автоматически.

Самая важная дата в истории Правил дорожного движения — 8 ноября 1968 года. В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». Документ был подписан представителями 68 стран мира и является действующим по настоящее время.

Основная часть

Модератор:

— Тема нашего занятия называется «Безопасность на дорогах — свод правил или культура взаимодействия», и именно культуру я подразумевал под той составляющей, которой не хватает для полного взаимопонимания между участниками дорожного движения.

Сейчас я предлагаю вам пройти небольшой опрос и в трех словах охарактеризовать, что значит именно для вас понятие «культура безопасности дорожного движения». Для участия в опросе необходимо перейти по ссылке путем считывания QR-кода или ввести в браузере ссылку, которая находится под ним. А после завершения голосования и публикации результатов мы продолжим обсуждение.

 

(Данный опрос можно провести и в традиционной форме опросника, затем нужно будет выбрать наиболее часто повторяющиеся варианты).

 

Обучающиеся дают свое определение понятию «культура безопасности».

Педагог:

— Давайте посмотрим, что у нас получилось. Ребята, перед нами наглядная демонстрация, что культура безопасности — это система взаимодействия, основанная на знаниях, опыте и таких качествах, как сознательность, взаимоуважение, понимание, помноженных на воспитание.

Попробуем развить нашу мысль дальше. Проблема безопасности движения является приоритетной для любого государства. Давайте познакомимся с тем, какие государственные программы существуют.

Первоочередная задача любого государства — это забота о благополучии и безопасности своих граждан. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения занимает далеко не последнее место в стратегии развития любого государства. Давайте посмотрим, как проблема обеспечения безопасности дорожного движения решается органами власти.

8 января 2018 года распоряжением Правительства РФ утверждена Стратегия безопасности дорожного движения на 2018–2030 годы. В основу Стратегии легла концепция так называемого «Принципа нулевой терпимости», или VisionZero, направленная на снижение уровня погибших в ДТП до нуля к 2030 году. Данная концепция, впервые опробованная в Швеции, является примером успешного внедрения принципов и подходов к обеспечению безопасности. Концепция безопасности VisionZero, принятая в 1997 году и нацеленная на то, чтобы к 2030 году на дорогах страны не погибал ни один человек, показывает впечатляющие результаты. Если в 1957 году в Швеции на 100 тысяч населения приходилось 17 погибших (это, кстати, современный российский уровень), то в 2014 году — только двое. Именно на исключение влияния человеческого фактора на уровень травматизма на дорогах направлен основной механизм данной программы. Ведь водитель и пешеход — это человек, поэтому рано или поздно он ошибется, и эта ошибка приведет к аварии. А причиной ошибки во многом служит уровень культуры каждого человека. А значит, бессмысленно просто вводить новые штрафы и запреты — необходимо минимизировать количество ситуаций, в которых ошибка может привести к летальным последствиям. Иными словами, Программы призваны создать такие условия, при которых ошибиться невозможно, или такая ошибка не приведет к тяжелым последствиям для участников движения и пешеходов.

Что же делается в городах для того, чтобы свести к минимуму риск человеческой ошибки, приводящей к серьезному ДТП?

– Вводятся ограничительные меры (посредством установки камер видеофиксации нарушений, установлением скоростных лимитов);

– дорожная сеть проектируется таким образом, чтобы исключить скоростные участки, опасные перекрестки, например, заменив пересечение дорог под углом на круговой перекресток;

– система управления городским трафиком подвергается постоянному анализу, роботизируется, ведь чтобы избежать заторов и вызванных ими стрессов, система организации движения должна администрироваться безошибочно (это в большей степени для водителей);

– организуются удобные и просторные пешеходные зоны, вводятся выделенные велосипедные полосы и велодорожки;

– на участках с большим трафиком нерегулируемые переходы сменяются на регулируемые, подземные и надземные;

– развивается сеть удобного общественного транспорта.

Но это только работа над инфраструктурой, и она была бы неполноценной без работы по обучению участников дорожного движения, формированию их культуры. Без этого очень важного дополнения невозможно сделать процесс безопасным, и сейчас на еще одном примере мы объясним вам почему.

Модератор:

— Ребята, а какая бывает безопасность? Вот, например, подушка безопасности в машине — это какая безопасность? А АБС? Шлем у велосипедиста, световозвращающий жилет у пешехода?

Молчание.

— Ок. Этот вид безопасности называется пассивной безопасностью, он призван уберечь человека от ошибки или минимизировать ее последствия, если она случилась. Понимаете, чего не хватает?

Правильно! Активной безопасности! Что же это такое?

Активная безопасность — это система знаний, умений и навыков, приобретенных человеком, в совокупности с его опытом, характером и воспитанием. Кстати, точно такими же словами можно описать слово «культура». Давайте приведем несколько примеров, я попрошу включить видеоролик о заездах профессиональных автоспортсменов.

Вот, например, в автомобильных гонках у гонщика есть средства пассивной безопасности — это кузов его автомобиля, силовой каркас, форма, шлем, ремни безопасности. А есть средства активной безопасности — это его умение управлять этим автомобилем, понимание его пределов, навыки пилотирования в критических ситуациях, знание правил выбора траектории и прохождения виражей, взаимодействия с другими гонщиками — то есть все те знания, которые ему позволяют мыслить стратегически, анализировать ситуацию, предотвращать критические ситуации, а в случае их возникновения на автомате применять имеющиеся навыки.

Понятный пример?

Обучающиеся отвечают.

— Вот так же и в нашем случае: чем больше знаний о процессе организации дорожного движения мы получим, чем большее количество компетенций участников дорожного движения мы освоим и отточим навыки, тем лучше мы будем понимать происходящее, оценивать обстановку и прогнозировать возможные действия других участников движения — ну и последствия своих, конечно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.02 с.)