Немного об истории развития медицины и здравоохранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немного об истории развития медицины и здравоохранения



· Люди болели и получали травмы во все эпохи, поэтому потребность как минимум в облегчении страданий, вызываемых болезнями и травмами, а как максимум в полном восстановлении функциональности организма после болезней и травм — была всегда во всех культурах.

· Соответственно во всех обществах были люди, которые проявляли интерес к этой личностно и социально значимой проблематике, работали в направлении её разрешения, накапливали и осмысляли положительный и отрицательный опыт и передавали свои знания и навыки преемникам в новых поколениях, в результате чего во всех культурах возникало то, что ныне принято называть «народная медицина».

А некоторый уровень медицинской грамотности (включая и профилактическую составляющую) в пределах сложившейся традиции всякой народной медицины был социальной нормой, поскольку при отсутствии инфраструктур службы скорой помощи (включая и санитарную авиацию для экстренных случаев) и обширных малонаселённых территорий быстрое оказание профессиональной медицинской помощи было невозможно. В силу этого при возникновении проблем со здоровьем надо было для начала «продержаться» до прибытия знахаря-целителя к пациенту или до момента доставки пациента к целителю; а ещё лучше — уметь повседневно профилактировать надобность обращаться к целителю за профессиональной помощью.

Важно понимать, что все субкультуры народных медицин своеобразны потому, что с момента их возникновения они обусловлены природной средой, во взаимодействии с которой формировалась культура народа и его образ жизни. В частности, «фармакология» народной медицины основывается не н а природонезависимых технологиях химического синтеза и биотехнологиях, а главным образом на биоразнообразии биоценозов региона проживания каждого народа, и отчасти — на минеральном сырье, доступном в этом регионе. Потому те снадобья, что создавались и использовались народной медициной в лесной зоне умеренного климата, невозможны в степях, в пустынях, в тропиках, за полярным кругом, на берегах морей и океанов. Там используются свои снадобья, производимые на основе местного биоразнообразия биоценозов и местного минерального сырья (грязи в Саки — лечебные, но они в Крыму, а не на Кавказе; на Кавказе источники минеральных вод — лечебные, но они на Кавказе, а не в Приладожье и т.п.). Поэтому в каждой зоне, обладающей физико-географическим и ландшафтно-биоценозным своеобразием, — своя специфика снадобий народной медицины и специфика народной медицины в целом.

И хотя традиции народной медицины были не всесильны[12], но и в наши дни не следует пренебрежительно относиться к ним и их носителям в прошлом и в настоящем, поскольку субкультуры народной медицины были одним из факторов, благодаря которому ныне живущие народы исторически состоялись как народы. И традиции народной медицины во многих регионах до сих пор живы и имеют некоторые возможности для дальнейшего развития. Знахари-целители прошлого многое умели и не только в области фармакологии, но и в области хирургии и травматологии. Так археологи находили человеческие останки, относимые ещё к каменному веку, которые показывают, что люди жили довольно продолжительное время после хирургических операций, не простых и для нашего времени — ампутации конечностей, трепанации черепа (без рентгена, ультразвуковых исследований, компьютерной томографии), не говоря уж о правильно сложенных без рентгена исросшихся после переломов костях[13]; говорить что-либо о полостных операциях в древности не представляется возможным, поскольку мягкие ткани без мумификации либо замораживания в ледниках или вечной мерзлоте не сохраняются, хотя, по мнению хирургов наших дней, полостные операции в ту эпоху были невозможны в силу технико-технологической необеспеченности их проведения и послеоперационного восстановления пациентов.

Причём в некоторых отношениях народные медицины прошлого были выше нынешней технико-технологической медицины. Так если возвратиться к анекдоту про врача и ветеринара, то опрос пациента во многих традициях был вторичен по значимости по отношению к тому, как целитель сам воспринимает пациента и его проблемы посредством своих собственных чувств и осмысления прочувствованного им лично на основе его собственного жизненного опыта и знаний, хранимых традицией. И это принципиально правильно, поскольку в одних и тех же симптомах могут выражаться различные по своим причинам болезни и внутренние травмы, а пациент может о чём-то не договаривать или что-то преувеличивать в силу субъективных особенностей его организма, культуры чувств, осмысления прочувствованного в себе, угнетённого болезнью или травмой состояния психики, психологического давления культуры и окружающих и т.п., а разобраться во всём этом без собственной высокоразвитой личностной культуры чувств целителя-знахаря и осмысления им воспринятого — невозможно.

Субкультуры народной медицины разных народов и региональных цивилизаций на протяжении многих веков (а подчас и нескольких тысячелетий) развивались изолированно друг от друга, и в условиях взаимной изоляции некоторые из них породили уникальные практики, не имеющие аналогов в культурах других народов. К числу такого рода практик, принадлежат:

· японский точечный массаж «шиацу» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Шиацу), приверженцы которого утверждают, что он безмедикаментозно лечит почти всё, вплоть до пневмонии и некоторых разновидностей сахарного диабета;

· китайские и иные восточно-азиатские школы иглоукалывания, которые тоже достигают ощутимых улучшений состояния или излечения пациентов во многих случаях, когда европейская медицинская традиция оказывается неэффективной;

· на Руси — баня с парилкой, здравоохранительно-профилактические и оздоравливающие (медицинские) аспекты пользования которой ныне большей частью забыты.

И если рассматривать медицинские традиции, развивавшиеся в разных регионах планеты, то, — как это не удивит многих, — европейская медицинская традиция, которая со второй половины ХХ века практически безальтернативно доминирует в большинстве государств мира, включая Россию, в качестве единственной официально признаваемой многими государствами медицины, — не безальтернативна. Кроме неё были развиты и не искоренены полностью до настоящего времени глобализацией по крайней мере ещё две древних медицинских традиции:

· Индийская, основанная на «Аюрведе»[14].

· Тибетская, с основами которой в России можно ознакомиться (но не освоить её) по переводу тибетского медицинского трактата «Джу-Джи»[15] Петра Александровича Бадмаева (1851 — 1920)[16].

Высокомерно смотреть на эти древние медицинские традиции (возможно, что уходящие корнями ещё в допотопную цивилизацию, предшествовавшую нашей) с позиций европейской медицинской традиции наших дней не стоит, хотя бы потому, что европейская медицинская традиция стала доминирующей не столько вследствие её превосходства над другими в дееспособности, сколько в силу политических причин: она — одна из компонент библейского проекта порабощения человечества от имени Бога, который до активизации большевизма в начале ХХ века был безальтернативным проектом глобализации.

Так П.А. Бадмаев в предисловии к переводу «Джу-Джи» на основе сопоставления обеих традиций, которыми он владел, пишет: «… то, что было известно врачам Востока еще в IV веке до н. э., европейцы узнали лишь в конце XVIII столетия». Далее по тексту он показывает, что на момент написания им перевода «Джу-Джи» были болезни, неизлечимые в практике европейской медицины, которые, однако, давно уже успешно лечились тибетской; что были болезни, которые европейская медицина лечила только хирургическим путём, а тибетская — терапевтически; что были хирургические операции, которые европейская медицина только-только начинала делать во времена П.А. Бадмаева, а тибетская медицина такие операции делала на протяжении уже нескольких веков.

Кроме того, и это главное, европейская традицияв силу причин мировоззренческого характера, стоящих вне медицины и здравоохранения как таковых (об этом далее в разделах 4.1 и 4.2),движется в беспросветно тупиковом направлении: она уже дала названия более чем 20 тыс. болезней[17]; накопила уйму фактов о строении и функционировании организма человека, его систем и органов, клеток различного функционального назначения и их органелл и продолжает их накапливать; развила и продолжает развивать технические средства диагностики и оказания помощи пациентам; создала более сотни тысяч препаратов, претендующих на роль лекарств (в России зарегистрировано около 70 тыс. разного рода снадобий, из которых далеко не все действительно что-то лечат, хотя рекламируются и их производство приносит прибыли фармацевтическим компаниями, но это — особая тема: те, кому она интересна, — могут «погуглить» сами и найдут много чего, над чем следует подумать). Кроме того европейская медицинская традиция породила уйму юридически обязывающих [18]протоколов оказания медицинской помощи, многие из которых только затрудняют её оказание из-за бюрократических неувязок во взаимодействии разных подразделений системы «здравоохранения»[19] либо потому, что клинический случай в силу особенностей пациента не укладывается в предписания протокола; либо они вообще никчёмны в конкретике ситуации (см. фото выше: часть черепа снесена, мозг разрушен, его ошмётки валяются на асфальте в луже крови… но надо соблюдать протокол и установить факт смерти по записи кардиографа, поскольку иначе потом бюрократы и юристы замучают)[20].

И в российском сегменте интернета регулярно появляются публикации о том, как протоколы, положения других руководящих документов, распоряжения вышестоящего начальства соблюдались, но пациент умер или его здоровью был нанесён ущерб[21], либо отказано в признании инвалидом[22] именно вследствие соблюдения протоколов, положений руководящих документов, распоряжений вышестоящего начальства. И так же регулярно появляются публикации о том, что кто-то из медиков нарушил протокол, положения руководящих документов, распоряжения вышестоящего начальства, в результате чего пациент остался жив или был предотвращён ущерб его здоровью, а как минимум облегчены страдания неизлечимо больным, но в итоге — врачи были наказаны: получили выговоры, были лишены премий, уволены[23], предстали перед судом и были осуждены. Этот античеловечный врачебно-бюрократический маразм — прямое следствие системообразующих принципов европейской медицинской традиции.

И за всеми этими реальными и иллюзорными достижениями европейская медицинская традиция, вследствие своей коммерционализаации:

· перестала видеть живого человека (как элемент различных взаимосвязанных друг с другом суперсистем: общества, биоценозов, техносферы, биосферы, ноосферы Земли) в конкретике проблем его организма и личности, она видит в пациенте:

Ø не субъекта (человека), которому нужна помощь,

Ø а объект того или иного — по своей сути организационно-технологического — воздействия, осуществляемого медперсоналом непосредственно, либо посредством медтехники и фармацевтики (см. карикатуру ниже) — к тому же на определённых условиях, вплоть до прямого или опосредованного принуждения граждан к оказанию им «медицинских услуг» на якобы добровольной основе[24];

· и главное — перестала понимать, что в нездоровой биосфере, при нездоровом образе жизни цивилизации человек, будучи их элементом, не может быть здоров и в силу этого обречён утрачивать здоровье и генетически запрограммированный биологический ресурс организма — и как индивид, и как биологический вид в преемственности поколений, в том числе и под воздействием европейской медицинской традиции, противопоставившей себя Жизни.

Как следствие европейская медицинская традиция ориентирована на то, чтобы:

· быть коммерчески эффективной (а для этого люди должны быть в меру больны: т.е., чтобы они нуждались в оказании медицинских услуг, но могли бы работать и зарабатывать на нескончаемое лечение);

· устранить симптомы заболеваний и их давление на психику пациента, а не на то, чтобы вылечить (оздоровить) пациента (этого она сделать во многих случаях неспособна по причине неадекватности научно-методологического обеспечения её деятельности — об этом далее в разделе 4.1).[25]

Русская традиция народной медицины у многих вызывает ироничное отношение, что является во многом результатом пропаганды реальных и мнимых достижений европейской медицинской традиции в нашем обществе, осуществляемой со времён Петра I по настоящее время при поддержке государства, а также политики подавления и искоренения «народного невежества». Но если посмотреть на Елену Малышеву в ежедневной программе 1‑го канала российского телевидения «Жить здорово!», то она сама стала вызывать скептически-ироничное отношение и к ней самой, и к европейской медицинской традиции, которую она представляет, и это — заслужено[26].

Далее фрагмент, отделённый от основного текст звёздочками, посвященный тому, как нам видится древнерусская традиция народной медицины. Поскольку он носит бездоказательный характер (главным образом вследствие того, что документирование клинических случаев традициям народной медицины не свойственно), то те, кому он представится сказочно-несбыточным, по прочтении могут смело забыть о его существовании.

*   *   *

Если говорить о древнерусской традиции народного здравоохранения и медицины, как компоненты здравоохранения, то, судя по их остаточным проявлениям, дошедшим до наших дней, её скелетной основой были «загово́ры» и биополевое воздействие (биоэнергетика — «наложение рук» на пациента или на зоны нездоровья в его организме — в теле и биополевой системе). Всё это дополнялись фармацевтикой на основе растений, продуктов пчеловодства, воды и минералов, а также — поста́ми[27] и физиотерапией, основными средствами которой были русская баня с парилкой, с отварами и настоями трав, которые подавались на раскалённые камни, с чаями и квасами в перерывах между заходами в парилку, и русская печка.

Отметим, что и баней, и печкой — надо уметь пользоваться как в аспекте здравоохранения, так и в аспекте физиотерапии в случае заболеваний и травм: но это особая тема — объёмом не на одну толстую книгу. Была и какая-то травматология, в которую входили и некоторые элементы хирургии (большей частью «военно-полевого» характера), хотя хирургии как специализированной отрасли, судя по всему, не было[28].

И отношение к смерти было органично жизненным: Бог дал — Бог взял: в мудрости Своей, не всегда понятной нам, Он лучше знает, когда, кому и как родиться, для чего жить, когда и как умереть. Тризна, сопровождавшая погребение, включала в себя «магию», направленную на облегчение перехода души к другому способу её бытия, а в аспекте социальном — была праздником по поводу того, что ушедший в мир иной человек исполнил свою жизненную миссию и освободился от воздействия разного рода неприятностей этого мира.

Упоминание «загово́ров», биоэнергетики (биоинформатики) и постов в качестве скелетной основы русской традиции народной медицины может вызвать иронию у большинства наших современников, порабощённых медициной, но надо понимать, что: 1) личностная культура глубоко и полноценно осмысленной речи большинству из наших современников не свойственна, 2) они не различают своих настроений и не умеют осознанно-произвольно создавать настроение, необходимое для той или иной деятельности, 3) не чувствуют физики и биофизики (биофизику и биоинформатику собственного организма надо чувствовать, а целителям надо научиться чувствовать без вредных последствий для себя биофизику и биоинформатику организмов пациентов), 4) редко когда производят собственные мысли, 5) не отдают отчёта себе в том, что и как они излучают в окружающую среду посредством своих биополей.

Однако, представители знахарских кланов, будучи носителями иной личностной культуры чувств и психической деятельности, настаивают на том, что даже приступ аппендицита, если он не дошёл до начала необратимой перитонитной стадии[29], безальтернативно требующей хирургического вмешательства и последующего применения медикаментов, можно остановить и повернуть его течение вспять «загово́ром», после чего здоровье можно восстановить фармацевтическими средствами и физиотерапией. Некоторые настаивают на том, что срок «клинической смерти» составляет около трёх суток, в течение которых «загово́рами» и биоэнергетическим воздействием можно вернуть человека к полноценной жизни при условии, что в организме нет катастрофических повреждений (утраты или разрушения органов, сверхкритической кровопотери и т.п.), не совместимых с жизнедеятельностью.

Поэтому прежде, чем осмеивать утверждение об эффективности «загово́ров» в качестве скелетной основы русской традиции народной медицины, представляющееся заведомо лживым или сказочно-несбыточным с точки зрения мировоззренческих ограничений европейской медицинской традиции и «само собой разумений» наших дней, всё же рекомендуем прочитать работу ВП СССР «Язык наш: как объективная данность и как культура речи», а также ознакомиться с исцеляющими настроями Георгия Николаевича Сытина[30] и после этого подумать самостоятельно о мироустройстве, месте человека в нём и его взаимосвязях с Мирозданием и Богом — без оглядки на предубеждение «этого не может быть потому, что этого не может быть никогда».

Просто русская народная медицина (так же, как и тибетская, и аюрведическая) — порождение иной личностной культуры чувств и психической в целом деятельности[31], которая искоренялась на Руси в течение последнего тысячелетия [32].

Она проще и эффективнее, нежели медицинские традиции многих других культур, но с одной оговоркой — если Вы в своём личностном развитии достигли того, что Ваши слова и мысли могут оказывать желаемое Вами воздействие на течение событий, включая профилактирование заболеваний и травм, течение заболеваний и развитие последствий травм как у Вас самих, так и у других людей [33]. А достичь такого качества личностного развития в исторически сложившейся культуре нашего и других обществ — куда труднее, и это требует куда большего времени, нежели окончить медицинский вуз — с одной стороны, либо, с другой стороны — придти к представителю европейской медицины и потом съесть прописанные им снадобья, получить цикл инъекций или сеансов физиотерапии, либо подвергнуться хирургическому воздействию и последующим послеоперационным процедурам в надежде, что после этого произойдёт оздоровление[34].

*            *
*

Но здравоохранение в смысле, определённом в разделе 1, ни в одном из культурно своеобразных обществ не сложилось, и как следствие, не сложились и социальные структуры, несущие субкультуру здравоохранения. Причина этого — толпо-«элитарный» характер культуры всех обществ в нынешней глобальной цивилизации в целом:

· Отношение «элиты» как внутрисоциального образования и её представителей персонально (за редкими исключениями) к представителям простонародья выражается во фразах типа «быдло: чего их жалеть? — бабы ещё нарожают», «человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет»[35] и т.п.

· Удел простонародья в толпо-«элитаризме» в историческом прошлом — жизнь впроголодь и работа на износ; в настоящем — по-прежнему работа на износ, но жизнь впроголодь в «развитых» странах заменена на «жрите до отвала фальсификаты и заменители пищи, хотя почти все они гарантированно разрушают здоровье людей, в том числе и в преемственности поколений». В таких обстоятельствах представителям простонародья не до здравоохранения, которое требует правильного питания и жизненного уклада, в котором работа не убивает человека в сроки от нескольких месяцев до нескольких десятилетий.

· «Элите», как может показаться на первый взгляд, здравоохранение необходимо, но реально во всех толпо-«элитарных» обществах «элита» — носительница тех или иных гедонистических субкультур[36], целью которых является получение чувственных физиологических и психо-эмоциональных удовольствий, в том числе и в извращённой форме[37]. В паре «элитарных» потребностей «здравоохранение — гедонизм», гедонизм со своим нескончаемым перечнем вожделений удовольствий оказывается на первом месте, а требования здравоохранения, налагающие запрет на реализацию многих гедонистических вожделений, вольно или невольно игнорируются, хотя желание быть здоровым остаётся и «элитарий» готов платить бешеные деньги тем, кто обещает ему омоложение и исцеление от последствий подневольности гедонизму, чтобы он потом мог снова окунуться с головой в поток гедонизма[38].

· Со своей стороны клановая корпорация знахарей-целителей для обретения её участниками профессионализма нуждается в свободном от производственной (коммерческой) деятельности времени, но поскольку в толпо-«элитарных» культурах нет общественных фондов, из которых бы оплачивалась деятельность по обретению профессионализма и жизни знахарей-целителей, ставших на путь профессиональной деятельности, то корпорация знахарей-целителей в целом заинтересована в монополизации своих знаний и навыков, а своё существование обеспечивает за счёт предоставления платных услуг медицинского[39] характера, изрядная часть которых носит разовый для каждого пациента характер (большинство травм) или эпизодический, т.е. повторяющийся у одного и того же пациента на протяжении его жизни (примером тому «простуды»). Поэтому, если на занятие другими видами деятельности для обеспечения собственной жизни у знахаря-целителя нет ни времени, ни сил, ни профессионализма, то он заинтересован в том, чтобы поток пациентов не иссякал, а его авторитет рос также и для того, чтобы поток пациентов интенсифицировался за счёт перехода к нему пациентов от прочих коллег. Для этого целителей-знахарей не должно быть слишком много, а их знания и навыки не должны быть в свободном общем доступе.

Соответственно этим особенностям толпо-«элитаризма»:

Становление здравоохранения в толпо-«элитарных» культурах невозможно ни для общества в целом, ни для каких-либо социальных групп в нём. Здоровыми на протяжении всей жизни в них могут быть только потомственные знахари, воспитанные в соответствующей традиции сызмальства.

И это — один из факторов, работающих на самоликвидацию толпо-«элитарных» культур, поскольку античеловечные культуры, представители которых упорствуют в своей неправедности и проистекающих из неё заблуждениях, должны исчезать по исчерпании Божиего попущения людям совершать разного рода ошибки.

Тем не менее, попытка создать здравоохранение (в том смысле, как этот термин был определён в разделе 1) имела место в СССР после Великой октябрьской социалистической революции в период до 1953 г. Однако процесс создания субкультуры эффективного здравоохранения к моменту начала ползучего государственного переворота, начатого убийством И.В. Сталина и Л.П. Берии и юридически завершённого принятием конституции РФ 1993 г., не успел войти в стадию необратимости достижений. Это обусловлено причинами социально-психологического характера[40], а так же и тем, что господствовавшая в СССР европейская медицинская традиция (тем более в версии, подчинённой мировоззренческому диктату атеистического «мраксизма») не содержит в себе необходимого научно-методо­логического обеспечения построения и функционирования субкультуры здравоохранения.

Но всё же надо отдать должное: здоровый образ жизни в ту эпоху был одной из тем советской пропаганды; повсеместно строились общедоступные спортивные сооружения (стадионы, спортплощадки, водные станции, спортивно-технические базы разного профиля и т.п.); детей в детских садах и школах учили нормам гигиены; в обществе распространялись знания медицинского и профилактического характера; вводились нормы техники безопасности и осуществлялся государственный и общественный контроль за их соблюдением и соблюдением норм гигиены[41]; была создана и расширялась сеть санаториев и пансионатов при предприятиях[42]. Однако санатории и пансионаты в их большинстве (в силу дефективности научно-методологического обеспечения, свойственного европейской медицинской традиции) не смогли реализовать своё главное предназначение:

Главное предназначение санаториев и пансионатов — стать здравницами, т.е. школами здорового образа жизни, чтобы пребывая в них, люди не только лечились, но и могли прочувствованно-осознанно выработать навыки, позволяющие вести здоровый образ жизни после завершения отдыха в санатории или пансионате.

И кроме того, здоровый образ жизни — это одна из тем, которой должны уделять внимание как в аспекте теории, так и в аспекте обучения практическим навыкам, детские дошкольные учреждения и общеобразовательная школа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.027 с.)