Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет философии. Религиозная философская и научная картины мира.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет философии. Религиозная философская и научная картины мира. Философия -(с греч.-любовь к мудрости). В древности, когда отдельных наук не существовало, философия изучала все сущ-ее и вкл. в себя все знания об окружающем мире. Позднее знания накапливались и в философии выделились самостоятельные науки. Но философия в этом процессе не исчезла, она по-прежнему изучает все сущ-ее. Природу, общество, человека, но на уровне обобщений, на уровне наиболее важных выводов. Философия занимает особое место в системе наук. Она является вершиной пирамиды наук, обьединяя и обобщая все научные знания о мире. Другие науки изучают отдельные обьекты природы, или общества, а философия рисует общую картину мира, она изучает самые общие принципы и законы, по кот. устроен мир Фил-я не сводится к сумме выводов других наук, философские идеи, как правило, появляются раньше. Чем возникает их доказательство в других науках, потому что общая картина создается раньше, чем уточняются отдельные детали. Т.о. объект философии -все реально существующее, а предмет – наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека. Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии. Мировоззрение -система общих представлений человека о мире в целом, о природе и обществе, о себе и своем месте в этом мире. Обыденное мировоззрение формируется в повседневной жизненной практике, научное - формируется всем комплексом наук, но теоретической основой всего мировоззрения явл. философия. Она отвечает на самые универсальные вопросы. Среди них выделяется основной вопрос, от решения которого зависит решение остальных. Основной вопрос философии: вопрос о соотношении материи и познания. Человеку известны 2 вида реальности: материальная и нематериальная (духовная, идеальная). Материя – обьективная реальность, всё. Что реально существует, независимо от воли и сознания людей. Сознание – субьективная реальность (мысли, образы, чувства). Как нематериальные обьекты не обладают физ. хар-ми и не подчиняются материальным законам. Уже в древности люди поставили вопрос: что первично, материя или сознание? Отвечая на него все люди разделяются на материалистов и идеалистов. Сущ-ет 2 основных вида материализма: - обьективные идеалисты считают первичной какую-либо нематериальную силу, находящуюся вне человека. Самый распространенный пример обьективного идеализма – религия. - субьективные идеалисты считают первичным сознание самого человека. Существует и вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир? Большинство людей считают, что люди способны получить достоверные знания об окружающем мире. Но есть и те, кто считает, что человек никогда не сможет понять истинную сущность окружающий явлений. Агностицизм – философское учение, отрицающее познаваемость мира. Структура и функции философии. Структура философии. 1) история философии 2) онтология (учение о бытие) раздел философии кот. изучает самые общие принципы и законы по которым устроен мир. 3) гносеология (учение о познании) раздел изучающий общие закономерности познавательной деят-ти чел-ка. 4) Соц. философия – раздел, изучающий общество. 5) Философская антропология – учение о чел-ке. 6) аксиология – учение о ценностях 7) этика – наука о морали 8) эстетика – наука о красоте 9) логика – наука о мышлении Функции философии: - Мировоззренческая – философия помогает сформулировать человеку целостное мировоззрение. Знать философию – значит понимать фундаментальные законы. - Методологическая – филос-я форм. систему понятий, принципов, законов и методов познания, кот. используются во всех науках и в обыденном мышлении. - Аксеологическая – философия участвует в формир. системы ценностей, принимаемых как отдельными людьми, так и обществом в целом. - Критическая – философия критикует предрассудки и заблуждения, мешающие познанию истины. - Практическая – философия формулирует общие цели и задачи практичного преобразования природы и общества. Философия Гераклита Главная заслуга Гераклита в том,что он разработал идею о всеобщем развитии через борьбу противоположностей.Он утверждал:все течет,все изменяется,в одну реку нельзя войти дважды.На примере течения реки он пытался показать всеобщность движения,даже покоющиеся тела испытывают постоянные внутренние изменения.Движение-не только перемещение в пространстве,но и любое изменение,материя не существует без движения.Причиной движения является борьба противоположных сил. «враждующееся соединяется,из расходящегося-прекрасная гармония и все происходит через борьбу».Он пришел к выводу,что природа содержит в самой себе причину своего развития,а значит она не нуждается в сверхъестественном первоначале. Атомизм Демокрита. Основатель элейской школы Парменид,создал учение противоположное учению Гераклита.Центральное понятие этого учения-бытие,т.е все реально существующее.Но бытие не существует,а значит бытие вечно.бесконечно.Чувства обманывают человека,а истина открывается только с помощью разума.Ученик Парменида-Зенон доказывал эту идею с помощью логических противоречий: летающая стрела,черепаха,Ахиллес. Демокрит продолжил идеи философоф элейской школы.Он утверждал,что мир представляет собой бесконечное множество мельчайших неделимых частиц-атомов.В мире нет ничего,кроме атомов и пустоты.Атомы неуничтожимы,а значит ничего не может из ничего и изчезнуть бесследно.Атомы раздичаются формой и размерами.Они двигаются в пустоте,сталкиваются и образуют вещества.Их столкновение не может быть случайностью.Случайность-то,что люди не могут объяснить.Он утверждал,что вселенная бесконечна и в ней существует множество миров.Они появляются и исчезают.Он применил учение атомов для объяснения сущности человека.Душа состоит из особых атомов,рассеиваются после смерти человека. Загробной жизни не существует,а вера в богов возникла из-за страха людей перед неизвестными силами природы. Философия Канта. Основоположником немецкой классической философии был Эммануил Кант. В творчестве Канта выделяют 2 периода:1)до критический (до 1770 г.) (в этот период своего творчества Кант занимался проблемами естествознания и стоял на позиции материализма.Он выдвинул гипотезу происх-я солнечн системы из газопылевого облака,объяснял чередование приливов и отливов взаимным расположением земли и луны.Заслуга его в этот период в том что он доказал, что природа имеет свою историю, высказывал диалектические взгляды на природу. Доказал материальное единство природы.) 2)критический (после 1770 г.) (в этом периоде он занимался проблемами философии, теорией познания, он пишет работы «критика чистого разума», «критика способности суждения»,»критика практического разума».) Кант подверг критическому анализу познавательные способности чел. Он исходил из того что независимо от чел-ка сущ-ет объект познания-внешний предметный мир. В этом он оставался материалистом. Процесс познания проход в 3 этапа: 1)чувственные познания 2) рассудок 3)разум На 1 этапе: внешн мир воздействуя на органы чувств, вызывает в чел поток ощущений хаотичный, неупорядоченный в пространстве и времени. Прост-во и врем он счит не свойствами внешн мира а субъективными формами,с помощью которых чел-ие чувства воспрнимают мир. На 2 этапе: рассудок упорядочивает полученные ощущения с помощью априорных категорий. (эти катег-и заложены в сознание изначально до опыта. Рассудок выстраивает причинные связи. Так рождается знание,но это знание не отражает внешн мир, оно искус-но конструируется самим человеческ сознанием. Чел приписывает миру то чего в нем нет. Чел не способен понять мир таки какой он есть сам по себе. Кант подразделяет весь мир на 1) мир «вещей в себе» -внешние предметы - не познаваемый (утверждая так, он встает на позиции агностицизма) и 2) мир «вещей для нас» предметы какими мы их предст-ем - познаваемый (встает на позиции идеализма). На 3 Этапе:Чел-ий разум из имеющ-ся знаний выводит новые, выходя за пределы опыта разум запутывается в противоречиях- антиномиях. АНТИНОМИЯ -это пара противоположных по смыслу,но равнодоказуемых суждений. Выделял 4 противоположности 1)мир -конечен во времени и пространстве или мир –бесконечен во времени и пространстве. 2)в мире существует свобода или в мире нет свободы. 3)в мире всё просто и неделимо или в мире всё сложно и делимо. 4) существует бог, как первопричина мира или не существует никакой первопричины мира. Разум может доказать противоположные суждения,а значит его выводам верить нельзя. Т об заслуга Канта во 2-ой период в том что он раскрыл реальные трудности и противоречия процесса познания,но он преувеличил эти трудности и пришел к агностицизму. Он формирует моральный принцип поведения людей или нравственный закон: Согласно закону, каждому человеку поступать надо так, чтобы его поступки могли стать основой всеобщего законодательства и следует рассмат людей как цель а не как средства.
Философия Г. Гегеля. Великим немец фил-ом был Георг Гегель (1770- 1831 г.г.). Его фил-я стала попыткой объединить в одну систему все научные знания своей эпохи. Даже одна из главн его работ наз-ся Энциклопедия фил-их наук. Взгляды Гегеля пользовались популярностью. Он созд фил-ую систему ставшую примером объективного идеализма.Он считал что развитие природы и общества подчинено разумным законам, а значит миром правит разумная сила кот реализует свой замысел в постепенном развитии. Он наз-л эту силу Абсолютная идея. Это высший сценарий развития мира, свод понятий, принципов, законов по кот развивается мир. Абсолютная идея проходит в 3 этапа: 1)понятия принципы и законы сущ-ют в чистом виде, в виде замысла 2)замысел воплощается в природе,природа развивается по установленным законам 3)замысел воплощается в чел,абсолютная идея направляет историю общества. Развитие прекратится когда абсол идея достигнет своей цели. Заслугой гегеля явл разработка диалектич метода. Он сформулировал 3 закона диалектики. Доказал что причиной развития явл противоречие, что процесс развития идет путем перехода колич изм-ий в качеств-ые, что развитие м идти по спирали, но диалектика гегеля идеалистической тк он предписывал эти законы не природе а разуму,руководящему природой. Его диалект-ий метод предполаг бесконечность развития а его идиалистическая система предполаг что развит завершится таким обр. и система и метод Гегеля пришли в противоречие. Философия Л.Фейербаха. Выдающимся немецким философом был Людвиг Фейербах (1804-1872г.г.). Заслуги Фейербаха состояли в том, что он подверг резкой критике идеалистические понимания Гегеля. (с позиции материализма) Он видел в ней скрытую форму религии,он док-л что природа это единственно вечная и самостоят субстанция,а чел –чассть природы,ее высший продукт. Ф. не понимал,что чел это прежде всего продукт общества,его материализм наз-ют антропологическим. Критикуя философию Гегеля, Ф. полностью её отбросил, и то ценное что было в его фил-ии - Диалектику, те остался на позициях в метофизике. Критикуя существующую религию, предлагал создать новую религию, «всеобщей любви», заменив любовь к Богу любовью к человеку. Он верил что с помощью морали основан-ой на любви м улучши общ-во. Энгельс в работе «Ф. и конец классич немец фил-ии» высоко оценил роль Ф.,но указал 3 недостатка: 1)метафизичность 2) мезанистичность 3) идеализм в понимании общества. Закон отрицания отрицания один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. Впервые был сформулирован Г. Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии. В системе гегелевской диалектики развитие есть возникновение логического противоречия и снятие его в дальнейшем; в этом смысле оно есть зарождение внутреннего отрицания предыдущей стадии, а затем и отрицание этого отрицания (см. Гегель, Соч., т. 6, М., 1939, с. 309—10). Поскольку отрицаниепредыдущего отрицания происходит путём снятия, оно всегда есть в известном смысле восстановление того, что отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития. Однако это не простой возврат к исходной точке, а «... новое понятие, но более высокое, более богатое понятие, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит в себе старое понятие, но содержит в себе более, чем только это понятие, и есть единство и его и его противоположности». О. о. з. оказывается, таким образом, всеобщей формой раздвоения единого и перехода противоположностей друг в друга или, иными словами, всеобщим проявлением закона единства и борьбы противоположностей. Гегель гипертрофировал значение триады как формы действия О. о. з., стремился «подвести» под нее все процессы изменения и развития. В материалистической диалектике О. о. з. рассматривается как закон развития природы, общества и мышления. При этом, если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные— механизм развития, то О. о. з. выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие О. о. з. полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) его результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.В раскрытии содержания О. о. з. главную роль играет понятие диалектического отрицания. Без отрицания старого невозможно рождение и созревание нового, а следовательно, и невозможен процесс развития. Согласно О. о. з., развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность.
Парные категории деалектики Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления. В структуре диалектики выделяют следующие разделы: 1. Общий характер диалектики как науки. 2. Основные принципы диалектики. 3. Основные законы диалектики. 4. Некоторые категории диалектики. Принципы диалектики 1. Принцип всеобщей взаимной связи. 2. Принцип развития через противоречия. Основные законы диалектики: 1. Закон перехода количественных изменений в качественные. 2. Закон единства и борьбы противоположностей. 3. Закон отрицания отрицания. Категории (неосновные законы диалектики): 1. Единичное, особенное, всеобщее. 2. Причина и следствие. 3. Сущность и явление. 4. Необходимость и случайность. 5. Форма и содержание. 6. Возможность и действительность. Категориями называются наиболее широкие понятия науки. Категории – отображения объективной реальности; находятся в глубокой связи и образуют систему, вне которой не имеют смысла. Шесть пар категорий: 1) Общее и единичное, расширенное до всеобщего, общего и единичного. Всеобщее – присущее всем классам. Общее – то, что присуще классу. Особое – подклассу. Единичное - элементу. 2) Причина и следствие. Причина – то, что порождает другое. Следствие - то, что другим порождается. 3) Сущность и явление. Явление – выражение сущности вовне. Сущность – главное, устойчивое, определяющее в вещи. Сущность скрыта, на поверхности только явление. Явление богаче сущности. Сущность можно познать с помощью логического познания. Явление явлению, за которым скрывается сущность. Нам даны явления со скрытой в них сущностью. 4) Необходимость и случайность. Необходимость - то, что должно быть. Случайность - то, что может быть. Фатализм - абсолютизация необходимости. 5) Форма и содержание. Содержание - все, что содержится в предметах (содержание содержит и форму). Форма - способ связи, организация этих предметов. Форма не может остановить содержание. 6) Возможность и действительность. Возможность - неосуществимая действительность. Реальная возможность - осуществление которой не противоречит объективным законам. Абстрактная возможность - возможность, для реализации которой нужно пройти целый ряд этапов. Невозможность (формальная возможность) - возможность, реализация которой противоречит объективной реальности (законам материального мира). Количественная мера возможности - вероятность (степень необходимого возможного). Развитие - превращение возможности в действительность. Парные категории – всеобщие, т.е. могут использоваться во всех науках => являются методологией. Предмет философии. Религиозная философская и научная картины мира. Философия -(с греч.-любовь к мудрости). В древности, когда отдельных наук не существовало, философия изучала все сущ-ее и вкл. в себя все знания об окружающем мире. Позднее знания накапливались и в философии выделились самостоятельные науки. Но философия в этом процессе не исчезла, она по-прежнему изучает все сущ-ее. Природу, общество, человека, но на уровне обобщений, на уровне наиболее важных выводов. Философия занимает особое место в системе наук. Она является вершиной пирамиды наук, обьединяя и обобщая все научные знания о мире. Другие науки изучают отдельные обьекты природы, или общества, а философия рисует общую картину мира, она изучает самые общие принципы и законы, по кот. устроен мир Фил-я не сводится к сумме выводов других наук, философские идеи, как правило, появляются раньше. Чем возникает их доказательство в других науках, потому что общая картина создается раньше, чем уточняются отдельные детали. Т.о. объект философии -все реально существующее, а предмет – наиболее общие проблемы развития природы, общества и человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.009 с.) |